Часть С2.1 Написание сочинения на лингвистическую тему по предложенному высказыванию является одним из наиболее сложных заданий экзамена: это сочинение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теоретический уровень рассуждения Важной задачей сочинения на теоретическом уровне является объяснение (пояснение) в 1-2 предложениях смысла высказывания.
Advertisements

Сочинение 1 «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того, чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой.
Написание сочинения- рассуждения на лингвистическую тему Задание С.
Сочинение-рассуждение С2.. (1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки.
КИМ как источники для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему ГИА 2013.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Часть С 2.1.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Работу выполнили :Курганов Сергей и Александр Даниелов.
1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод.
Как написать сочинение на лингвистическую тему? Важной задачей такого сочинения является – объяснение (пояснение) в 1-2 предложениях смысла высказывания.
Задание Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Н.М. Шанского: «На примере сложноподчинённого предложения можно.
Подготовка к выполнению задания С 2.1 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему ГИА по русскому языку Часть С.
Результаты пробного ЕГЭ по русскому языку, проведённого Таганрогским государственным педагогическим институтом г.
КАК ЕГО НАПИСАТЬ?. План написания сочинения-рассуждения: 1.Вступление - тезис 2.Основная часть – 2 аргумента + примеры к ним 3.Заключение - вывод.
Вариант Сочинение на лингвистическую тему. Структура сочинения : Вступление ( Беседа о лексике и грамматике ) Назвать лексическое и грамматическое явление.
Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА. Блок 1. Связь лексики и грамматики языка. Автор: Хохлова М.С., учитель.
Домашнее задание к ( в отдельных тетрадях для подготовки к экзаменам или на двойном листе) ВНИМАНИЕ! С 1 по 7 слайды новые, а остальные от
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего.
Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА Автор: Стехова Л.Н., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 21.
Транксрипт:

Часть С2.1 Написание сочинения на лингвистическую тему по предложенному высказыванию является одним из наиболее сложных заданий экзамена: это сочинение выявляет целый ряд общеучебных умений выпускников; оно требует с опорой на курс лингвистики раскрыть смысл высказывания, проиллюстрировать его примерами из текста; выпускник должен использовать знания, полученные в процессе изучения русского языка, оперировать лингвистическими понятиями, а также конкретизировать собственные суждения с помощью аргументов из исходного текста. Уровень приводимых суждений и аргументов - теоретический (с опорой на знания, с обобщениями и выводами, при корректном использовании лингвистических понятий и терминов).

Теоретический уровень рассуждения Важной задачей сочинения на теоретическом уровне является объяснение (пояснение) учащимися в 1-2 предложениях смысла высказывания лингвиста Г.Степанова « Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают ». Обратите внимание! Нельзя в сочинении сразу после тезиса приводить примеры из текста! Должен быть элемент рассуждения ученика о том, как он понимает эти слова! «…Насколько правильно понят исходный тезис, можно только тогда, когда в работе есть комментарий, в котором учащийся своими словами формулирует понимание исходного тезиса…». («Учебно-методические материалы для подготовки председателей и членов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом»)

Лексические явления 1 Морфемы (корень, приставка, суффикс) 2Однозначные слова 3Многозначные слова 4Фразеологизмы 5Синонимы 6Антонимы 7Омонимы 8Профессионализмы,диалектизмы, историзмы и т.д.

Грамматический строй языка Грамматика охватывает собою: законы и правила образования слов; законы и правила изменения слов; законы и правила соединения слов, образования словосочетаний на основе этих соединений; законы и правила построения предложений; законы и правила сочетания предложений в более сложные грамматические организации. Соответственно в грамматике выделяются отдельные области: морфология и синтаксис.

Грамматические явления – это те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения из любых слов, с любым значением. 1Окончания слов 2Грамматические связи между: а)словами в словосочетании б)частями простого предложения в)частями сложного предложения 3Предлоги 4Союзы

Взаимодействие грамматики с лексикой Что может выражать мысль, переданная таким рядом слов: ненавидеть, диктатор, ничто, хороший, человечество, они, никогда, приносить, не? Жуховицкий Л. «Сто процентов человеческого»: «Ненавижу диктаторов: ничего хорошего человечеству они никогда не приносили». Следовательно, для того чтобы выразить мысль, нужно не только разобраться в значении отдельных слов, но и понять, в какие связи между собой они вступают в самом процессе выражения мысли.

(1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. (2)И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под облаками шумит её зелёная грива и выходит конь на простор и несёт Альку по сказочным странам. (3)Было всё хорошо, но вдруг нависла над Зелёной Гривой беда. (4)Подошёл как-то высоченный парень в клетчатой рубахе. (5)На плече он нёс длинную тяжёлую рейку с белыми и чёрными отметинами. (6)Парень спросил: (7)– Березу объезжаешь, значит? (8)– Нет, – тихо сказал Алька (9).– Это я играю. (10)Парень закурил и лениво сообщил: (11)– Ну, скоро твоей игре конец! (12)– Почему? – спросил Алька, с беспокойством глядя на незваного гостя. (13)Тот охотно объяснил: (14)– Здесь мост через овраг построят. (15)А берёзу твою – под корешок. (16)– Дяденька, не надо, она же красивая! – крикнул Алька и прыгнул на землю. (17)– Ха! (18)Не надо! (19)А мост? (20)– А если в другом месте сделать мост? – попросил Алька. (21)- Тут везде места много, чтобы его построить. (22)Он двумя руками держал Зелёную Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор. (23)Парень затоптал недокуренную папиросу и объяснил: (24)– Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, конечно, некогда мне. (25)Меня помощник ждёт на той стороне. (26)Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся. (27)– Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место. (28)По рукам? (29)Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зелёной Гривы! (30)– Хватай и двигай вперед, – ухмыляясь, велел парень.

( 31)Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. (32)Он еле тащил её и скоро совсем выбился из сил, а парень поднимался впереди и иногда оглядывался: (33)– Ползёшь, пацан? (34)Алька молча кивал и полз вверх по косогору. (35)Он боялся сказать, что очень устал. (36)Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зелёную Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие? (37)Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке. (38)– Ты откуда, малец? – услышал он густой голос. (39)– Руку давай. (40)Ух и увозился! (41)Мать-то тебе задаст. (42)А рейку где взял? (43)Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил к ним. (44)– А ну, Касюков, – негромко сказал мужчина, – отвечай, ты что это с ребёнком делаешь? (45)– А что, Матвей Сергеевич, – всё ещё улыбаясь, без зазрения совести начал парень, – трудовое воспитание. (46)На щеках Матвея Сергеевича заходили тугие узлы. (47)– Вот возьму я эту рейку, – тихо сказал он, – и сломаю о твой хребет. (48)Ах ты дуб-бина! (49)Я тебя с практики к чёртовой бабушке отошлю и в техникум напишу! (50)Я тебе устрою баню!(51)А зачем ты, малец, этого балбеса слушал? (52)– Он сказал… берёзу срубят… если не понесу, – прошептал Алька. (53)– Берёзу? (54)– Ага. (55)Вон ту.(56) Потому что будет мост… (57)Дяденька, правда срубят? (58)Матвей Сергеевич чуть улыбнулся. (59)– Твоя, что ли, берёза-то? – поинтересовался он. (60)– Моя… (61)То есть она ничья. (62)Я играю с ней. (63)Правда срубят? – снова со страхом спросил он. (64)– Нет, – сказал Матвей Сергеевич. (65)– Чего же дерево губить? (66)Он обнял Альку и прижал к себе. (67)– Расти, сынок. (68)Из тебя настоящий человек выйдет. (По Крапивину В.)

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: « Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают ». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Схемы сочинений С2.1 Схема 1 Тезис Рассуждение о смысле высказывания Пример лексич.явления, его роль Пример грамматич.явления, его роль Вывод Схема 2 Тезис Рассуждение о первой части тезиса (о лексике) Пример лексич.явления, его роль Рассуждение о второй части тезиса (о грамматике) Пример грамматич.явления, его роль Вывод

Лингвист Г. Степанов прав, утверждая, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Действительно, лексика отражает отдельные понятия, но только грамматика позволяет превратить слова в законченную мысль, и эти явления мы можем проследить в морфологии (синтаксисе) текста. Безусловно, в лексике отражается вся картина мира, а отношения между реальными вещами, событиями в нём передаёт грамматика. Эти явления можно рассмотреть в морфологии (синтаксисе). В самом деле, лексическое значение слова помогает понять, о чем идёт речь, а грамматика позволяет связать между собою слова, чтобы выразить мысль о предмете, действии, признаке. Да, лексическое значение слова отражает представление человека об окружающем мире, но, если слова не строить в предложения, вряд ли мы поймём друг друга. Грамматика – это закон построения мыслей в языке. Безусловно, понятия о мире формируются и закрепляются в нашем сознании в виде слов. Но что позволяет оформить их в мысль? Конечно же, грамматика! Обратимся к …. В самом деле, большинство слов называют предметы, их признаки, количество, действия, но в связать эти слова в мысли может только грамматика. Слова показывают образ наших мыслей, но, чтобы построить предложение из отдельных слов, надо их изменить, связать между собой, расположить в определенном порядке. И здесь на помощь лексике приходит грамматика.

Синонимы 1)Для уточнения мысли; 2) для выделения наиболее важных смысловых оттенков; 3) для повышения образности и художественной изобразительности речи; 4) для избежания в речи повторов, неточностей, смешения слов из разных стилей, языковых штампов и других стилистических ошибок. Антонимы Выражают самые разнообразные оттенки значений и смысла сопоставление, противопоставление и т. д. Многозначные слова Делают речь образной, помогают увидеть оттенки смысла. Образность, создаваемая ими, построена именно на переносном значении слова. Архаизмы и историзмы Помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей. Архаизмы могут быть использованы для создания торжественности стиля или комического и сатирического эффектов. Характеристика лексических явлений в тексте

Фразеологизмы Делают речь образной, помогают увидеть оттенки смысла, метко и точно характеризуют предмет, действие, признак и т.д. Однозначные слова Называют отдельное явление действительности Морфемы (корень, суффикс, приставка) В корне - основное лексическое значение, приставки и суффикс уточняют его. Характеристика лексических явлений в тексте

Характеристика грамматических явлений в тексте Формообразующие аффиксы (окончания) Показывают связи слов в предложении (передают значения грамматической объединённости слов) Предлог Выражает в предложении грамматические отношения между именами существительными, местоимениями, которым принадлежат предлоги, и словами других частей речи (чаще всего глаголами). Грамматическая роль предлога заключается в уточнении и дополнении значений косвенных падежей. Сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова Основные грамматические средства сочинительной и подчинительной связи в простом и сложном предложениях. Словосочетание Грамматическая связь в словосочетаниях выражается с помощью окончания или окончания и предлога (согласование, управление)

Характеристика грамматических явлений Простое предложение Двусторонняя связь между главными членами, подчинительная – между главными и второстепенными членами Простое осложнённое предложение Сочинительные отношение при ОЧП; разнонаправленные грамматические связи при обособленных членах предложения; особая сообщительная функция этих членов предложения, их смысловая осложнённость. Вводные конструкции выражают отношение говорящего к высказыванию, его оценку, дают сведения об источнике сообщения и т.п. Сложное предложение Подчинительные отношения (образ действия и степень признака, цель, причина, условие, место, время, уступка, следствие, сравнение); структурные средства в СПП: порядок расположения частей, соотношение глагольных форм, входящих в главную и придаточную части сложноподчиненного предложения; сочинительные отношения (последовательность, одновременность, противопоставленность событий);

Вывод Таким образом, лексический состав языка и его грамматические законы очень часто оказываются слитыми воедино и помогают понять высказанную мысль. Вот так связь лексики и грамматики помогает понять мысли говорящего и его настроение. Следовательно, грамматические законы формируют предложение, а лексика составляет его смысловую сторону. Значит, освоение лексического материала в отрыве от грамматики невозможно. Таким образом, лексика и грамматика в их тесном взаимодействии помогают понять смысл сказанного. В самом деле, только неразрывная связь лексики и грамматики помогает осмысленно передать наши представления об окружающем мире. В самом деле, правила грамматики помогают говорящему грамотно передать свои мысли о ….(предмете, действии, признаке и т.п.) Следовательно, никакая мысль не может быть правильно понятой без правил грамматики и т.д.

(Тезис Степанова Г. опущен)

По моему мнению, это правильно, ведь лексика объясняет значение слов, их смысл, а грамматика превращает их в законченную мысль. Например, такое лексическое явление, как морфема, помогает увидеть, что слова «малёк» и «малец» образованы от одного и того же корня. Так обычно говорят о малолетних детях. Но с точки зрения грамматики эти слова являются обращениями, называют того, к кому обращаются с речью, и в зависимости от ситуации могут приобретать разный смысловой оттенок: в устах Касюкова «малёк» (пр.27) отражает пренебрежение к Альке, а Матвей Сергеевич словом «малец» (пр.28) подчёркивает своё доброе отношение к мальчику. Следовательно, без взаимодействия лексики и грамматики невозможно понять смысл сказанного.

Безусловно, в лексике отражается вся картина мира, но, чтобы получилось связное высказывание, нужна грамматика, которая помогает правильно выразить мысль. Эти явления можно рассмотреть на примере из текста: лексическое значение слово «малёк» (предложение 27) - «маленькая рыбка». Автор использует это существительное не в прямом, а в переносном значении, которое в реплике Касюкова приобретает грубовато-пренебрежительный оттенок. Впрочем, речь данного героя характеризует его как человека грубого, бессовестного: глаголы «хватай и двигай» в повелительном наклонении в односоставном побудительном предложении 30 помогают убедиться в этом. Таким образом, лексический состав языка и его грамматические законы очень часто оказываются слитыми воедино и помогают лучше понять авторский замысел.

В самом деле, по тому, какие слова человек употребляет в речи, как выстраивает предложения, можно многое сказать о нём самом. Например, такое лексическое явление, как многозначное слово «объезжаешь» в 7 предложении помогает увидеть ехидное отношение «высоченного» парня к игре мальчика. А вот грамматическая конструкция с обособленным обстоятельством «ухмыляясь», передающим признак действия предмета (в данном случае глагола «велел») даёт возможность читателю почувствовать подлость намерений незваного гостя. Таким образом, лексические и грамматические явления в данном тексте позволяют многое понять в характере практиканта Касюкова.

Слова этого лингвиста о языке показывают, как взаимодействуют лексика, называющая предметы, события и явления в мире, и грамматика, отражающая их взаимосвязь в человеческой речи. Рассмотрим лексические и грамматические явления в тексте В. Крапивина. Контекстные синонимы «берёза» - «лошадь» – «Зелёная Грива» помогают представить сказочный мир Альки, который ему очень дорог. Но над этой сказкой уже занесен топор, и мальчик готов любой ценой спасти её. Неопределённо-личное же предложение в составе сложного («берёзу срубят», предл. 51), свидетельствует о том, что Альке не важно, кто срубит берёзу. Ему гораздо важнее не допустить это. Таким образом, грамматические и лексические явления помогают читателю глубже вникнуть в авторский замысел и точнее определить отношение В. Крапивина к изображаемому.

Слова отражают образ наших мыслей, но, чтобы построить предложение из отдельных слов, надо их изменить, связать между собой, расположить в определенном порядке. И здесь на помощь лексике приходит грамматика. Такое лексическое явление, как фразеологизм «отошлю к чертовой бабушке» в предложении 49, отражает справедливое желание Матвея Сергеевича наказать Касюкова за откровенное издевательство над Алькой, а окончания слов служат средством их связи в указанном предложении и помогают понять высказанную мысль. Таким образом, нельзя не согласиться с мнением Г. Степанова: и словарь языка, и грамматика, выполняя свои функции, делают речь понятной и связной.

Действительно, словарный запас человека помогает увидеть его духовный мир, характер, отношение к окружающим, однако не менее важным является и то, какие грамматические формы он использует, чтобы выразить свои мысли. Так, разговорные слова «ползёшь», «пацан» (пр.27,30,33), употреблённые Каcюковым, помогают понять, что он грубый, чёрствый человек. Этот же вывод помогает сделать такое грамматическое явление, как глаголы в повелительном наклонении в побудительных предложениях 27,30 («хватай», «тащи», «двигай») которые использует этот парень в речи. Таким образом, лексические и грамматические явления в данном тексте помогают глубже понять авторский замысел, его отношение к героям.

Да, лексика и грамматика – две стороны одной медали – нашей речи. Важно не только употребить нужное слово, но и построить предложение так, чтобы сила воздействия этого слова увеличилась многократно. Как это можно увидеть в тексте В.Крапивина? Матвей Сергеевич по отношению к берёзе употребляет не простое «рубить», а возвышенное «губить» (65 пр.) Это говорит о том, что он понимает чувства мальчика и разделяет их. И такое лексическое явление, как контекстные синонимы, помогло и нам почувствовать в дереве живую душу. Но воздействовать на читателя могут не только слова, но и построение предложения. «А берёзу твою – под корешок», - цинично заявляет «дяденька». В неполном предложении как грамматическом явлении пропущено сказуемое, но оно понятно всем. Касюкова совершенно не волнуют ни красота дерева, ни переживания Альки. Таким образом, умелое использование лексики и грамматики помогло автору донести до читателя свой замысел, показать отношение к героям рассказа.

Действительно, человек использует лексические и грамматические средства в соответствии со своим мировоззрением, воспитанием, образованностью. По его словам, построению предложений можно судить о его образе мыслей, о нём самом. Например, такое лексическое явление, как просторечные слова «малёк» (пр.27), «пацан» (пр.24), употреблённые Касюковым, показывают его пренебрежительное отношение к мальчику, а неполные предложения (11,15, 17-19) как грамматическое явление отражают способ мышления этого практиканта. Так говорят люди, которым безразлично, поймут ли их окружающие. Таким образом, лексика и грамматика в их тесном взаимодействии помогают увидеть внутренний мир человека.

1. Сказочным странам Прил.+сущ. в Д.п. Именное словосочетание, способ связи согласование, выражено окончанием зависимого прилагательного, называется предмет и его признак, определительные отношения. 2. Ухмыляясь велел Деепр.+глагол Примыкание – вид ПС, при котором зависимость ПС выражается лексически, порядком слов и интонацией 3. Богатырь из сказки сущ. + сущ. в Р.п. именное словосочетание, способ связи управление, выражено окончанием зависимого существительного, называется предмет и его признак, определительные отношения. В2.Словосочетание

В самом деле, легко убедиться в том, что если лексика – это способ выражения нашего восприятия предметов, явлений, действий окружающего мира, то грамматика – это средство организации наших мыслей. Например, просторечное слово «задаст» (предложение 41) отражает представление Матвея Сергеевича о том, как поступит мать, увидев сына «увозившимся». И такое грамматическое явление, как словосочетание «тебе задаст» с подчинительной связью управление, где глагол управляет местоимением в дательном падеже, не оставляет сомнений, что накажут именно Альку. Только единство лексики и грамматики помогает людям излагать свои мысли так, чтобы они были понятны окружающим.

Грамматические и лексические особенности любого текста помогают читателю глубже вникнуть в авторский замысел, точнее определить его отношение к тому, о чём он пишет. Обратимся к фрагменту рассказа В.Крапивина. То, что мысль обмануть Альку, заставить его поработать вместо себя возникла внезапно и она развлекла Касюкова, передано автором в просторечном слове «ухмыльнулся» (предложение 26). Читатель сразу представил, как злорадно порадовался практикант, поняв, что легко может провести доверчивого мальчика. Автору необходимо было детально описать, как совершались действия сторонника «трудового воспитания» Касюкова, и поэтому он использовал глагольные словосочетания со связью примыкание, в котором зависимые слова выражены наречиями и деепричастиями: «лениво сообщил» (пр.10), «вдруг ухмыльнулся» (пр.26), «ухмыляясь, велел» (пр.30), «ухмыляясь, подходил » (пр.43). Всё перечисленное позволяет доказать справедливость высказывания известного лингвиста Г.Степанова о том, что «словарь свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

В самом деле, всё, что нас окружает, мы называем словами, и каждое из них имеет своё значение. Например, фразеологизм «устрою баню» в предложении 50 помогает представить действия Матвея Сергеевича, у которого бессовестный поступок Касюкова вызвал негодование и желание наказать практиканта. А вот к Альке, искренне стремящемуся спасти красивую берёзу, мужчина испытывает тёплые чувства, и грамматика помогает превратить отдельные слова в законченную мысль. Например, в простом предложении 66 сказуемые «обнял и прижал», грамматически зависят от подлежащего он, так как соотносятся с ним в роде и числе. Они обозначают действия растроганного Матвея Сергеевича, по-отечески защитившего Альку. Следовательно, для того чтобы выразить мысль, нужно не только разобраться в значении отдельных слов, но и понять, в какие грамматические связи они вступают между собой.

Лексика позволяет человеку выразить себя в слове, а грамматика даёт ему возможность правильно изложить свои мысли, раскрывая при этом собственные чувства и состояния. Так, отношение Матвея Сергеевича к поступку Касюкова помогает понять такое лексическое средство, как фразеологизм «устрою баню» (предложение 50). Действительно, что, кроме наказания за своё издевательство над доверчивым мальчуганом, заслуживает этот великовозрастный «балбес»? А вот желание успокоить Альку, утешить его можно увидеть в вопросительно-риторическом предложении 64: «Чего же дерево губить?» В нём утверждение выражено в вопросительной форме, и мальчик понимает, что никто не тронет его берёзу. Таким образом, анализ лексических и грамматических явлений в данном тексте доказывает правоту лингвиста Г.Степанова, считавшего, что ««словарь свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Я считаю, что он прав. Действительно, слова отражают наш образ мыслей, а грамматика помогает их связать и оформить в законченное высказывание. Такое лексическое явление, как морфема, помогает уточнить значение слова. Например, Алька называет «дяденькой» и Касюкова, заставившего его тащить тяжеленную рейку, и доброго Матвея Сергеевича. Мальчик одинаково по- хорошему относится к людям, независимо от того, какой перед ним человек. Вложив в уста Альки слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом –еньк-, автор сумел показать наивность, доброту мальчика, его открытость миру. А такое грамматическое явление, как простое односоставное неопределённо-личное предложение 57 («Правда срубят?»), помогает понять страх мальчика за судьбу своего зелёного друга, которому кто-то неведомый угрожает смертью. Таким образом, лексические и грамматические явления, слитые воедино, позволяют глубже понять смысл сказанного.

Лексика может многое сказать о мышлении человека, о том, что хотел бы он отразить в своей речи. Но отношение человека к тому, о чём он говорит, помогают понять грамматические законы построения предложения. Так, чтобы передать полную уверенность Касюкова в собственной безнаказанности, В.Крапивин использует фразеологизм «без зазрения совести» (предложение 45). В самом деле, практикант не испытывает ни стыда, ни раскаяния, объясняя Матвею Сергеевичу своё поведение. В этом же наглядно помогает убедиться ещё и обособленное обстоятельство в указанном предложении: Касюков начал говорить, «всё ещё улыбаясь». Лексические и грамматические возможности нашего языка помогли автору дать герою ёмкую негативную характеристику. Поэтому нельзя не согласиться с высказыванием известного лингвиста Г.Степанова, утверждавшего, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

В самом деле, по тому, какие слова человек употребляет в речи, можно многое сказать о его мышлении, о нём самом. Но отношение человека к тому, о чём он говорит, помогают понять грамматические законы построения предложения. Так, желание Касюкова хотя бы перед Алькой показать себя начальником, очень важным лицом, нашло своё выражение в многозначном слове: парень утверждал, что его ждёт «помощник», т.е. тот, кто помогает, хотя на самом деле Матвей Сергеевич был его руководителем. Этот «балбес» явно жаждет власти, повиновения, а потому использует в речи вводное словосочетание, отражающее его высокомерную оценку собственным действиям: « …А я за это, может быть, завтра найду для моста другое место». Эти примеры – наглядное подтверждение справедливости высказывания Г.Степанова.

Слова лингвиста Степанова о языке показывают, как взаимодействуют лексика, называющая предметы, события и явления в мире, и грамматика, отражающая их взаимосвязь в человеческой речи. Такое лексическое явление, как контекстные синонимы, употреблённые в репликах диалога в качестве обращений (предложения 24, 27, 38, 67), характеризуют отношение говорящего к собеседнику. Например, цинизм практиканта отражён в грубоватых, пренебрежительных «пацан» и «малёк», а внимательное отношение Матвея Сергеевича - в добрых, ласковых «малец» и «сынок». Конструкции же с обращениями среди реплик диалога как грамматическое явление помогают понять читателю, кому адресована речь (предложения 16, 24, 27, 44, 45). Таким образом, лексика и грамматика языка действительно слиты воедино, они позволяют точно выражать свои мысли и верно понимать услышанное или прочитанное.

В самом деле, лексическое значение слова помогает понять, о чем идёт речь, а грамматика позволяет связать между собою слова, чтобы выразить мысль о предмете, действии, признаке. Так, употребляя в своей речи просторечные контекстные синонимы «дубина» и «балбес» (предложения 48, 50), Матвей Сергеевич даёт точную характеристику практиканту, ради собственной потехи заставившему малыша тащить тяжеленную рейку, а такое грамматическое явление, как однородные члены в предложении 50 («…с практики..отошлю и в техникум напишу ), перечисляют те действия, которые намерен совершить этот мужчина в отношении своего бессовестного напарника. Все сказанное позволяет утверждать, что лексические и грамматические явления в тексте помогают увидеть то, что хотел сказать автор. Следовательно, лингвист Г.Степанов прав.

Сочинительные союзы в сложносочинённом предложении ( 1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. Соединяет части сложносочинённого предложения, выражает значение одновременности событий. (3)Было всё хорошо, но вдруг нависла над Зелёной Гривой беда. Обозначает противопоставление противоречащих одно другому слов или предложений. 32)Он еле тащил её и скоро совсем выбился из сил, а парень поднимался впереди и иногда оглядывался. Обозначает противопоставление двух одновременных событий (сходно по значению с союзом "между тем"). (24)– Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, конечно, некогда мне. Обозначает противоречие ожидаемому, должному с точки зрения говорящего. (27)– Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место. Обозначает присоединение следствия к предполагаемому условию.

В самом деле, любые наши мысли становятся словами, имеющими лексическое значение. Но, только грамматически правильно связанные, они превращаются в законченное высказывание. Обратимся к тесту В.Крапивина. В центре внимания автора - серьёзное испытание в жизни фантазёра Альки, раскрывающее его доброту и самоотверженность. Вероятно, поэтому «этапы» этого испытания описываются автором при помощи сложных конструкций с противительными союзами: «Было всё хорошо, но вдруг нависла над Зелёной Гривой беда» (пр.3), «Новое место искать надо, а я, пацан, устал…» (пр.24). Союзы «но» и «а» подчёркивают разлад, внесённый Касюковым в мир, принадлежащий Альке. Эти предложения острее дают почувствовать разрушение гармонии, на которое, «ухмыляясь», идёт взрослый ещё и потому, что В. Крапивин использует в них контекстные антонимы: «было всё хорошо – нависла… беда» (пр.3), «искать надо – некогда мне» (пр.24). Таким образом, мы убедились, что грамматика и лексика языка действительно слиты воедино. С их помощью автор смог точно донести до читателя свои мысли, а читатель, в свою очередь, - понять то, что хотел сказать писатель.

Безусловно, в лексике отражается вся картина мира, ведь любая человеческая мысль находит своё отражение в слове. Однако без грамматических законов построения предложения вряд ли люди смогла бы понимать друг друга. Например, контекстные синонимы «волшебная, великанская» (предложение 2), помогают представить лошадь, которая несёт Альку в его добром мире детской фантазии. Но почему именно их выбирает автор? Такое грамматическое явление, как сложноподчиненное предложение, позволяет это понять. В предложении 2 однородные придаточные причины содержат объяснения, почему мальчик именно такой видит Зелёную Гриву. Следовательно, грамотное использование правил грамматики позволило В.Крапивину точно и ёмко передать свои мысли.

В самом деле, всему, о чём бы мы ни подумали, соответствует понятие, которое отражается в слове. Однако, чтобы слова помогли выразить отношение человека к тому, о чём он говорит, нужна грамматика с её законами построения синтаксических конструкций. Например, для Альки многозначное слово «срубят» (предложение 52) означает лишь одно: берёзу хотят свалить, уничтожить, но она для мальчика стала живой частью его волшебной жизни. Поэтому он бросается на её защиту, и придаточное сравнительное в грамматической конструкции сложноподчинённого предложения 22 наглядно показывает, что мальчик будет защищать свою сказочную лошадь любой ценой…. Эти примеры из текста В.Крапивина наглядно доказывают, что с помощью лексических и грамматических средств языка человек может не только понять окружающих, но и точно донести до них свои мысли.

Сложно не согласиться с автором высказывания. Лексика в самом деле объясняет значения слов, а грамматика превращает их в законченную мысль. Например, представить мир Алькиной фантазии помогает всего лишь одно многозначное слово: страны у него «сказочные», то есть существующие в сказке, нереальные. Однако и грамматическая конструкция сложного предложения 1 с разными видами связи воссоздает суть его любимой игры: придаточные изъяснительные части в сложноподчинённых предложениях, поясняя сказуемые в главных, помогают читателю понять, почему у мальчика берёза превращается в лошадь, а сам он – в великана. Следовательно, в речи лексическое и грамматическое нерасторжимы: грамматика организует словарь, в результате чего каждому становится понятен смысл сказанного.

С этим высказыванием нельзя не согласиться. Наши слова отражают понятия окружающего мира, но, для того чтобы выразить мысль, нужна грамматика. Так, например, в предложении 32 автор, используя фразеологизм «выбился из сил», позволяет читателю почувствовать, что мальчик смертельно устал, и только желание отвести беду от Зелёной Гривы заставляет его тащить рейку. Более того, в бессоюзном предложении 29 отношение пояснения между его частями дает возможность убедиться, что Алька готов выполнить всё, что скажет человек, от которого зависит жизнь Зелёной Гривы. Таким образом, связь лексики и грамматики помогает читателю понять авторский замысел.

Варианты заданий Укажите вариант правильной характеристики роли лексического (грамматического) явления в предложении (номер указан). Найдите фактические ошибки в следующих утверждениях…. (неправильные названия лексических (грамматических) явлений; неверная характеристика роли явлений). Допишите аргументационную часть сочинения, указав роль …… явления в предложении….. Прокомментируйте в указанном предложении роль лексического и грамматического явлений.