Трудности при подготовке к школе у детей с ОНР ГБОУ СОШ 933 Дошкольное отделение 4 Учитель-логопед Лапшина Т.А. Педагог-психолог Телицына Т.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Логопедическая программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей 6-7 лет Подготовила : учитель-логопед О.Н. Шипелёва МОУ «Средняя школа 8» Г. Когалым.
Advertisements

Учитель – логопед: Метельская Елена Михайловна МБДОУ 41 «Рябинушка»
Своевременное устранение речевых недостатков имеет крайне важное значение для общего развития ребёнка, т.к. речевой дефект, каким бы он ни был по степени.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А.Сухомлинский Тема: «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Родительское собрание для родителей будущих первоклассников Речевая готовность к школе.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.
Районный школьный логопункт Нижегородского района г.Н.Новгорода Логопед: Сафронова Валентина Валерьевна.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Преемственность дошкольного и школьного обучения. Обучение в первом классе предполагает, что ребёнок в подготовительной группе познакомился с такими учебными.
Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Автор-составитель – учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Методические рекомендации. Практические приёмы. Учитель-логопед Буханцова Н.В.
Учитель – логопед Назарова Елена Владимировна МДОУ «Детский сад «Ладушки»
«Наглядный материал для дифференциации звуков «Л-В» Мариупольская городская ПМПК Учитель-логопед Хаевская А.Н.
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Сагитова Заира Рауфовна Учитель – логопед высшей категории.
Занятия с логопедом. Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Непременным условием нормального развития речи является своевременное.
Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями речи Учитель-логопед МАОУ Прогимназия 81 «Здравствуй!» Мамонтова Людмила Николаевна.
Учебная рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи(3 уровня) у старших дошкольников в условиях логопедического пункта.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе.
КУРСОВАЯ РАБОТА Работу выполнила Снегирькова Татьяна Леонидовна, учитель – логопед МБДОУ ЦРР детский сад 10 г.Вязьмы Смоленской области 2012 г.
Транксрипт:

Трудности при подготовке к школе у детей с ОНР ГБОУ СОШ 933 Дошкольное отделение 4 Учитель-логопед Лапшина Т.А. Педагог-психолог Телицына Т.В.

Общее недоразвитие речи – дефект, при котором у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированы основные компоненты языковой системы. - фонетика; - лексика; - грамматика; Дети с общим недоразвитием речи – это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения грамоте. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения и письма существует тесная взаимосвязь.

Логопедическая работа с детьми ОНР: основные направления Средний дошкольный возраст (4-5 лет) Старший дошкольный возраст (5-6 лет) Подготовительная группа (6-7 лет)

1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различие высоты силы, тембра, голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа. Дидактические игры: «Тима и Дима» (цель – Дифференциация звонких и глухих звуков), «Добавь звук» (цель – развитие умения определять последний звук в слове), «Светофор» (цель – развитие умения определять место звука в слове).

2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки произношения фонем (искажения, замены, отсутствия звука). Артикуляционная гимнастика, постановка речевого дыхания, вызывание звука изолированно, автоматизация звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях, рассказе, чистоговорках, скороговорках.

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Старшая и подготовительная группы

4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.

5. Развитие грамматических навыков.

Работа над предложением

6. Развитие связной речи. Работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

7. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а так же графических навыков и умений.

8. Развитие чувства ритма и зрительно-пространственной ориентации (в схеме собственного тела, в окружающей действительности, на листе бумаги). Дидактические игры: «Молоточек» (цель – развитие чувства ритма), «Марионетка» (цель - формирование умения ориентироваться в схеме собственного тела), «Кто левее, кто правее» (цель – формирование умения ориентироваться в пространстве), «Засели по домикам» («цель – обучение ориентации на листе).

Сравнительная характеристика нормально развивающихся детей 7 лет и детей с ОНР Нормально развивающиеся дети 7 лет Дети 7 лет с ОНР Дети 7 лет отличаются: достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные формы мышления, смысловое запоминание; формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления$ его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью достаточно адекватной оценки результатов собственной деятельности и своих возможностей. Характерными психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста являются: умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, умение ориентироваться на заданную систему требований, умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, прелагаемые в устной форме, умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. Основными показателями речевой готовности к обучению являются: более сложная самостоятельная форма речи – развернутое монологическое высказывание, развитие звуковой стороны речи, завершается процесс фонематического развития, развитие грамматического строя речи, усвоение грамматических форм языка, большой активный словарь; совершенствование словесно – логического мышления. У детей с ОНР отмечается: низкий уровень развития мотивационной готовности, общая эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности. недосформированность всех сторон речеязыковой системы: фонематической, лексической, морфологической, синтаксической, низкий уровень развития связной речи При минимальной мозговой дисфункции: двигательная расторможенность, отвлекаемость, быстрая истощаемость, неустойчивость внимания, неустойчивая работоспособность, низкой уровень запоминания, мышечная дистония, общая моторная неловкость, недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, неготовность принять предлагаемую задачу. При дизартрии: изменения мышечного тонуса, ограничение подвижности артикуляционных мышц. У детей старшего дошкольного возраста с ОНР отмечается недостаточная сформированность школьных навыков по сравнению с возрастной нормой.

Выводы К сожалению, 70% дошкольников, страдающих общим недоразвитием речи, составляют группу риска по дислексии, дисграфии. Вот почему так важно преодолеть недостатки фонематического слуха, пространственных представлений, развивать чувство ритма, координацию движений, общую и мелкую моторику. Для детей с общим недоразвитием речи наиболее приемлем звуковой аналитико- синтетический метод обучения грамоте, так как он более полно отражает закономерности фонетической системы русского языка. Таким образом, ранняя диагностика и своевременно оказанная коррекционно-логопедическая помощь детям в дошкольном возрасте повышает шансы преодоления трудностей в овладении процессами чтения и письма, что способствует в дальнейшем успеху в школьном обучении.

Как помочь ребенку с трудностями в речевом развитии: 1. Создавать «сопроводительные листы» с указанием индивидуальных трудностей такого ребенка; 2. Использовать как можно больше наглядного материала: схемы, многократный показ, опорные картинки, пиктограммы для запоминания; 3. Инструкция для такого ребенка должна быть дробная, четкая, в слегка замедленном темпе, с малым количеством слов; 4. Важно давать этим детям алгоритм любой деятельности. Алгоритм следует проговаривать вслух сначала взрослому, затем самому ребенку; 5. Дифференцированный подход в оценке техники чтения при дизартрии; 6. Введение новых слов в словарь ребенка требует больше времени: слово многократно растолковывается с опорой на картинный материал и на уже знакомые слова. 7. При письме такому ребенку более длительное время требуется зрительный образец и проговаривание.