Теория и практика.. В экзаменационном задании А5 представлены различные задания по орфографии. Одно из них связано с правописанием корней с чередующимися.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А 5 Правописание гласных в корне Саглай Ирина Владимировна Готовимся к ГИА.
Advertisements

1. Видеть чередующиеся гласные А13 Проверяемая безударная гласная 1. Видеть чередующиеся гласные Бер//бира Пер//пира Дер//дира Тер//тира Чет//чита Мер//мира.
Орфограммы корня: Очарование – чары Питание – подпитывать Портфель директор Собирать - соберу.
Безударная гласная в корне проверяемая непроверяемая чередующаяся проверочное слово проверочное слово слово +значение словарь.
Безударные гласные в корнях слов. «Школа здоровья и индивидуального развития» Красногвардейского района. Русский язык, 10-11классы. Курсовая работа Мелешкиной.
Правописание слов с чередующимися гласными в корнях.
Дистанционное обучение Трудные вопросы орфографии Занятие 3 Безударные гласные.
1 Подготовь рассказ по плану ! - Что такое корень - Что присоединяется к корню? - Как выделяется корневая морфема? - Что может происходить в корне слова?
Русский язык в таблицах и схемах Гласные -а-о, -е-и в корнях с чередованием Часть 1.
«Правописание гласной в корне» чтобы не ошибиться необходимо: 1)определить, какой это безударный гласный: проверяемый ударением, непроверяемый, чередующийся;
Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Презентацию подготовила обучающаяся 10 А класса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 289 с углублённым изучением.
Безударные гласные в корне слова Интерактивный плакат Пермский край, Куединский район, с. Большой Талмаз, МОУ «Большеталмазская ООШ», учитель русского.
Гласные в корне. Гласные в корне. проверяемыенепроверяемые чередующиеся.
Презентация по теме: «Чередующиеся гласные в корне».
Правописание корней с чередованием о//а; е//и; а//им я//ин… 7 правил – 7 блоков.
Чередование гласных в корнях слов Бер-бир, пер-пир, мер-мир, стел-стил, дер-дир тер-тир,блест-блист и др. И Если после корня есть суффикса а Выбирать.
Урок русского языка: « Чередование гласных в корне слова» Автор:Тараскина Светлана Викторовна учитель русского языка ГОУ СОШ 412 Петродворцового района.
Чередование гласных в корне. Вставьте пропущенные буквы Аб_туриент, ад_оптация, инв_юстиции, асс_цитация, в_кансия, к_нт_агент, ут_эпический, ан_логия,
Транксрипт:

Теория и практика.

В экзаменационном задании А5 представлены различные задания по орфографии. Одно из них связано с правописанием корней с чередующимися гласными. В КИМах 2012 года оно звучит так: Укажите слово с чередующейся гласной в корне: 1) блестят 2) укреплялись 3) стоят 4) вливая Чтобы безошибочно указать номер этого слова, нужно чётко знать все корни, в которых происходит чередование гласных. На первый взгляд, их немало, но, при желании, выучить вполне реально. Итак, вспоминаем ТЕОРИЮ!

Корни с чередующимися гласными можно разделить на 4 группы: 1 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от УДАРЕНИЯ: -гор-,-гар-; -клон-, -клан-; -твор-, -твар- (без ударения пиши О); -зор-, -зар-; -плов-, -плав- (без ударения пиши А) Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ: утв Арь, выг Арки, изг Арь, приг Арь, з Оревать, з Орянка, пл Овец, пл Овчиха, пл Овцы, пл Ывун

2 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от СОГЛАСНОЙ НА КОНЦЕ КОРНЯ: -лаг-, -лож-; -скак-, -скоч-; -раст-, -ращ-, -рос- Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ: пол Ог, РОстов, РОстислав, р Осток, р Остовщик, р Остовой, на выр Ост, подр Остковый, отр Асль, ск Ачок

3 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от СУФФИКСА А: -лож-, -лагА-; -к Ос-, -касА-; -бер-, -бирА-; -дер-, -дирА-; -блест-, - блистА-; -тер-, -тирА-; -пер-, -пирА-; - мер-, -мирА-; -стел-, -стилА-; -жег-, - жигА-; -чет-, -читА-; -нимА-, -минА-, - жимА- -минА-, -нимА-, -жимА-, -чинА- Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ: соч Етать, соч Етание, ч Ета

4 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ корня: -равн- (= равный, одинаковый), -ровн- (=ровный, гладкий); -мак- (= погружать в жидкость), -мок-, - моч- (= становиться влажным) Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ: р Овесник, ур Овень, пор Овну, р Авнина, р Авняйсь, р Авнение

Прежде чем вы приступите к практической части, хочу предостеречь вас от некоторых ошибок, которые вы можете допустить при выполнении задания А5. Ошибка 1. Неправильное вычленении морфемы (то есть части слова). Например, в слове ЗАРУБИТЬ нет корня с чередованием -ЗАР-, как может показаться на первый взгляд. Если проанализировать происхождение данного слова, выяснится, что в нём есть приставка ЗА- и корень -РУБ-. Или в слове РОСКОШНЫЙ корень не -РОС-, а -РОСКОШ-.

Ошибка 2. Часто путают корни с чередующимися гласными с одинаково звучащими корнями с безударными гласными. Например, в словах ОРОСИТЬ и ВЫРОС один и тот же корень -РОС-. Но в первом слове это корень с безударной гласной, проверяемой ударением (ОРОСИТЬ - от слова р Осы), а во втором слове правописание гласной О зависит от согласной С, на которую оканчивается этот корень, т.е. здесь корень с чередующейся гласной. Для профилактики указанных ошибок, попробуйте выполнить следующее несложное задание:

ПРАКТИКА В каждой группе слов найди лишнее. а) заря, зарядка, озарять, озарение б) подгореть, выгорел, гора, сгорание в) творог, творить, сотворение, творительный г) прикосновение, коснуться, неукоснительно, косой д) макать, макет, обмакнуть е) растение, растереть, возраст, расти ж) умирать, замирать, помирить

В данных предложениях найти слова с чередующейся гласной в корне. а) Когда миновали подъём, открылось широкое пространство, по которому выпирали всюду огромные каменные глыбы. б) С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой застилает всё доступное для глаз. в) Над рекой наклонясь, что-то шепчет камыш, а кругом на полях непробудная тишь. г) Берёзы стояли все белые, без блеску, как только выпавший снег, до которого ещё не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца. д) Поезд, уже готовый проскочить станцию, мгновенно, с шипением и грохотом, останавливался. е) На краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом.

6. Проверяемые безударные гласные в корне слова Правописание корней Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова, надо подобрать к данному слову однокоренное или изменить его так, чтобы этот безударный гласный оказался под ударением.

Практика 2.Спиши, вставь пропущенную безударную гласную, проверь. Подчеркни Б/ГЛ в данном слове в слабой позиции одной линией (неустойчивая позиция - на одной "ножке"), а ударную гласную в проверочном слове - двумя линиями (на двух ножках - устойчивая позиция). Оч…ровательный, объед…нить, уд…вительный, д…лина, пол…скать (бельё), пол…скать (щенка), разв…вать (память), разв…вать (по ветру), сум…рки, ум…лкать, зал…зать (раны), зал…зать (на забор), зад…вать, задр…жал, обн…жженные, просв…щение, посв…щение, разр..дить (обстановку), разр…дить (морковь), затр…петать, ст…рожил (избушку), местный ст…рожил, в…лнение.