Природные комплексы России. Урок географии в 8 классе ГБОУ Гимназия 1572 Москва 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
© Vasilyeva E.A Учение о природных зонах Васильева Е.А. – учитель географии МБОУ СОШ п.Солидарность Елецкого муниципального района Липецкой области.
Advertisements

Разнообразие природы Земли как проявление действия зональных и азональных факторов. Урок географии в 7 классе ГБОУ Гимназия 1572 Москва 2013.
«Широко ты, Русь, По лицу Земли В красе царственной Развернулася» (Никитин И. «Русь»)
Урок географии в 8 классе. Содержание урока 1.«Почвы – зеркало ландшафта».«Почвы – зеркало ландшафта». 2. Понятие «Тип почвы».Понятие «Тип почвы». 3.
Тема: Природные зоны Северной Америки. Автор: учитель географии МБОУ СОШ 18 Васильева Юлия Геннадьевна Урок географии для учащихся 7 класса.
Содержание урока 1.Повторение. Проверка домашнего задания. « Почвы – зеркало ландшафта ». 2. Понятие « Тип почвы ». 3. Закономерности размещения почв.
«Природная зональность» Урок географии. 7 класс. Учитель географии МОУ «СОШ 1» города Валуйки Белгородской области Яскилка Елена Петровна.
Учитель географии МБОУ СОШ 2 п. Гигант Раменская Т.И.
Тема: Природные зоны Северной Америки.. Доказать, что природная зона – это природный комплекс Рельеф Климат Воды Растения Почвы Животный мир Энергия солнца.
Россия – великая страна! Природные комплексы отличаются многообразием и красотой.
ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ СУШИ И ОКЕАНА. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ СУШИ Географическая оболочка, являясь целостной, неоднородна на разных широтах, на суше и в океане.
Природные комплексы (ПК) суши и океана Природный комплекс - это участок земной поверхности, на котором совокупность приодных компонентов, находящихся в.
Цели урока: Создать целостное представление о разнообразии и единстве природы страны как неотъемлемой части географической оболочки; Создать целостное.
Урок географии в 8 классе © Николаева А.С., 2006.
Природный комплекс. «Комплекс»-в переводе с латинского означает «сочетание». ПК-это участок земной поверхности, который отличается особенностями природных.
Итоговое занятие по теме «Природные Комплексы России» Гуреева Ольга Алексеевна Учитель географии.
Презентация к уроку географии в 8 классе.. Содержание урока 1.Повторение. Проверка домашнего задания. « Почвы – зеркало ландшафта ». 2. Понятие « Тип.
Природные комплексы суши и океана Урок географии 7 класс Учитель географии Захарова Наталья Владимировна МБОУ СОШ с.Талица.
Презентация к уроку географии в 8 классе.. Содержание урока 1.Повторение. Проверка домашнего задания. « Почвы – зеркало ландшафта », « особое природное.
ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ СУШИ И ОКЕАНА ЛАСИКОВА Л.А., УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ МОУ «КАБАКОВСКАЯ СОШ» АЛЕЙСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ УРОК ГЕОГРАФИИ В 7 КЛАССЕ.
Транксрипт:

Природные комплексы России. Урок географии в 8 классе ГБОУ Гимназия 1572 Москва 2013

Основные вопросы 1. Зональные и азональные природно– территориальные комплексы (ПТК). 1. Зональные и азональные природно– территориальные комплексы (ПТК). 2. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, степей, лесостепей, полупустынь и пустынь. 2. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, степей, лесостепей, полупустынь и пустынь. 3. Растительный и животный мир природных комплексов России: видовое разнообразие, факторы, определяющие разнообразие. 3. Растительный и животный мир природных комплексов России: видовое разнообразие, факторы, определяющие разнообразие. 4. Памятники всемирного природного наследия. 4. Памятники всемирного природного наследия. 5. Высотная поясность. 5. Высотная поясность.

Географический диктант по теме: «Почвы». 1. Верхний слой земной коры, обладающий плодородием, называется………………… 1. Верхний слой земной коры, обладающий плодородием, называется………………… 2. Наиболее плодородные почвы России - это 2. Наиболее плодородные почвы России - это 3. Плодородие почвы определяется наличием в ней … 3. Плодородие почвы определяется наличием в ней … 4. Для зоны тундры характерны …………почвы 4. Для зоны тундры характерны …………почвы 5. Почвы, формирующиеся под хвойными лесами в условиях избыточного увлажнения, называются …. 5. Почвы, формирующиеся под хвойными лесами в условиях избыточного увлажнения, называются …. 6. Комплекс мер, направленных на сохранение плодородия почв, называется ………. 6. Комплекс мер, направленных на сохранение плодородия почв, называется ………. 7. Мелиорация бывает следующих видов …. 7. Мелиорация бывает следующих видов ….

Понятие «природный комплекс» Понятие «природный комплекс» Задание 1. Проанализируйте текст учебника (с ) и рис.103. Письменно ответьте на вопросы: Задание 1. Проанализируйте текст учебника (с ) и рис.103. Письменно ответьте на вопросы: Что такое природный комплекс? Что такое природный комплекс? Какие природные компоненты образуют природные комплексы? Какие природные компоненты образуют природные комплексы? Какова роль отдельных компонентов в формировании различных природных комплексов? Какова роль отдельных компонентов в формировании различных природных комплексов? Какие природные комплексы существуют в природе? Какие природные комплексы существуют в природе?

Взаимосвязь компонентов в ПТК ПТК Климат РельефПочва Вода Животный мир Раститель- ность Природно – территориаль- ный комплекс - территория, в пределах которой существует определённое закономерное сочетание взаимосвязан- ных компонентов.

Выводы (рис.103, с.143) 1. В формировании ПТК принимают участие все сферы Земли: гидросфера, атмосфера, литосфера и биосфера. 1. В формировании ПТК принимают участие все сферы Земли: гидросфера, атмосфера, литосфера и биосфера. 2. Каждая из этих сфер представлена разными компонентами: 2. Каждая из этих сфер представлена разными компонентами: - атмосфера - климат; - атмосфера - климат; - гидросфера - поверхностные и подземные воды; - гидросфера - поверхностные и подземные воды; - литосфера - рельеф и почвы; - литосфера - рельеф и почвы; - биосфера - растительность и животный мир. - биосфера - растительность и животный мир. 3. Каждый компонент влияем на все другие компоненты и сам, в свою очередь, испытывает влияние всех других компонентов. 3. Каждый компонент влияем на все другие компоненты и сам, в свою очередь, испытывает влияние всех других компонентов. Например, горный рельеф определяет источники питания поверхностных вод и характер течения рек. Реки в свою очередь, разрушают горы, создавая речные долины. Например, горный рельеф определяет источники питания поверхностных вод и характер течения рек. Реки в свою очередь, разрушают горы, создавая речные долины.

Выводы (рис.103, с.143) 4. Главными факторами, которые определяют «своеобразие» ПТК - климат и рельеф. 4. Главными факторами, которые определяют «своеобразие» ПТК - климат и рельеф. 5. Индикаторами «своеобразия» (особого вида ПТК) являются почвы и особенно характер растительности. 5. Индикаторами «своеобразия» (особого вида ПТК) являются почвы и особенно характер растительности. Как только меняется растительность – это уже другой ПТК. Как только меняется растительность – это уже другой ПТК.

Мини-задание. Придумайте свои примеры взаимодействия различных компонентов ПТК. Придумайте свои примеры взаимодействия различных компонентов ПТК.

Природная зональность Природная зональностьодна из основных закономерностей пространственного изменения географической оболочки. Еще древние греки установили изменение климата в зависимости от широты места. С развитием географии представления о зональности все более углублялись. Была обнаружена зональность в изменении других компонентов природы.

Александр Гумбольдт Крупнейший немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт проанализировал изменения климата и растительности и установил, что между ними существует очень тесная связь, что климатические зоны являются одновременно и зонами растительности. Крупнейший немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт проанализировал изменения климата и растительности и установил, что между ними существует очень тесная связь, что климатические зоны являются одновременно и зонами растительности. В дальнейшем стало ясно, что изменение климата вызывает зональное размещение не только сообществ растений, но также животных, почв, процессов стока, водного режима рек, внешних процессов образования рельефа и т. д. В дальнейшем стало ясно, что изменение климата вызывает зональное размещение не только сообществ растений, но также животных, почв, процессов стока, водного режима рек, внешних процессов образования рельефа и т. д.

Василий Васильевич Докучаев В конце XIX столетия великий русский ученый Василий Васильевич Докучаев доказал, что зональность является всеобщим законом природы. В конце XIX столетия великий русский ученый Василий Васильевич Докучаев доказал, что зональность является всеобщим законом природы. Она проявляется в большей или меньшей степени во всех компонентах и на равнинах, и в горах. Она проявляется в большей или меньшей степени во всех компонентах и на равнинах, и в горах.

Зональные и азональные природно– территориальные комплексы (ПТК) Природные комплексы бывают: Природные комплексы бывают: А) зональными - формируются под действиям особенностей климата конкретной территории. Сам же климат изменяется зонально, отсюда и зональность в размещении этих природных комплексов. А) зональными - формируются под действиям особенностей климата конкретной территории. Сам же климат изменяется зонально, отсюда и зональность в размещении этих природных комплексов. Главными зональными природными комплексами являются природные зоны (с. 144). Главными зональными природными комплексами являются природные зоны (с. 144). Природные зоны - части земной поверхности, характеризующимися сходными почвенно-растительными и климатическими условиями. Природные зоны называются по характеру растительности. Природные зоны - части земной поверхности, характеризующимися сходными почвенно-растительными и климатическими условиями. Природные зоны называются по характеру растительности. На территории России выделяются следующие природные зоны: На территории России выделяются следующие природные зоны: арктические пустыни, тундра, лесотундра, лесная зона, лесостепи и степи, полупустыни и пустыни. арктические пустыни, тундра, лесотундра, лесная зона, лесостепи и степи, полупустыни и пустыни.

Природные зоны России: Арктические пустыни Арктические пустыни Тундра Тундра Лесотундра Лесотундра Тайга Тайга Смешанные леса Смешанные леса Широколиственные леса Широколиственные леса Степи Степи Полупустыни Полупустыни Субтропики Субтропики

Азональные ТПК Б) азональными - формируются под влиянием тектонического строения и рельефа. Главным в выделении азональных ТПК является схожесть рельефа. Б) азональными - формируются под влиянием тектонического строения и рельефа. Главным в выделении азональных ТПК является схожесть рельефа. Примеры азональных ТПК (см. рис. 104, с.144) - это Островная Арктика, Русская равнина, Северный Кавказ, Урал, Западная Сибирь и другие. Примеры азональных ТПК (см. рис. 104, с.144) - это Островная Арктика, Русская равнина, Северный Кавказ, Урал, Западная Сибирь и другие.

Горные пояса Горные пояса Смена природны х зон с высотой

Иерархия природных комплексов. Закономерности: Закономерности: 1. В пределах каждого «большого» природного комплекса можно выделить более «мелкие» ПТК. 1. В пределах каждого «большого» природного комплекса можно выделить более «мелкие» ПТК. 2. Чем меньше ТПК по размеру, тем большим природным единством он обладает. 2. Чем меньше ТПК по размеру, тем большим природным единством он обладает.

Домашнее задание. Параграф 25. Задание, с Задание, с