Архетипическая образность сада Научные чтения. Согласно данным этимологии, этнолингвистики и священных книг, сад это архетипическое понятие, земля изначальная,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
История садово-паркового искусства. Основные стили в озеленении.
Advertisements

Классицизм (от лат. Classicus – образцовый) – регулярный ордерный стиль, ориентированный на античное наследие. Сложился во Франции в XVII веке и отразил.
Дворцы и парки Ленинградской области Автор Малышева О.В. МОУ «Мельниковская средняя общеобразовательная школа» Приозерского района Ленинградской области.
Парки Пушкина Бойко Е.Н. учитель ГБОУ СОШ 262. Царское Село знаменито своими садами, парковыми сооружениями и дворцами - Екатерининским и Александровским,
Петергоф Расположенный в 30 км от центра Санкт- Петербурга, Петродворец является одним из самых изысканных и самых известных дворцово-парковых ансамблей.
Л е к ц и я IV Феодализм. Дальний Восток. 1 ЛЕКЦИЯ 4.
ЭКСКУРСИОННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРИГОРОДАМ СПБ СЕЗОН ВЕСНА \ ЛЕТО 2013.
Подготовил Балаев Сергей 11 класс. Версальский дворец - парадный дворец французских королей в пригороде Парижа Версале. История Версальского дворца начинается.
Япония Сакура - символ Японии Токио - Столица Японии.
Число « семь » считается священным у многих народов. Древние греки тоже насчитывали семь самых прекрасных и самых грандиозных памятников ; первые упоминания.
Щедрин Семен Федорович Щедрин Семен Федорович ( ), русский живописец, художник- пейзажист, мастер ландшафтно- анималистических картин. Родился.
Летний сад - творение Петра Краснова Юлия Александровна учитель истории и культуры Санкт – Петербурга и мировой художественной культуры Категория вторая.
Регулярный стиль Юденко Ирина Викторовна Курс ландшафтного дизайна Занятие 5.
Искусство Западной Европы XVII века. « Человек всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он тростник мыслящий ». Б. Паскаль.
Япония Сакура - символ Японии В настоящее время палочками для еды пользуется около трети населения земного шара: жители Китая, Японии, Юго-Восточной.
Виды дизайна садов Итальянский стиль. Итальянским называется террасный сад, организованный ступенями на склоне холма. Кульминация пейзажа - возведенная.
Культура Древнего Востока Составила Беляева ЛЕ МОУ Мышкинская СОШ.
Французское садовое искусство. Цель: - раскрыть понятие «французский сад» на примере великих творений садового архитектора Андре Ленотра.
Культура древнего Рима. Для строительства жилых домов римляне заимствуют греческую перистильную конструкцию, но, в отличие от греков, стараются расположить.
Транксрипт:

Архетипическая образность сада Научные чтения

Согласно данным этимологии, этнолингвистики и священных книг, сад это архетипическое понятие, земля изначальная, знаменующая начало упорядочения мира, которое произошло в результате принудительной остановки, оседлости и отделения космоса от добытийного хаоса (огораживание, приобретение формы). Священная роща Осун-Осогбо. Осогбо, Нигерия Альтис – священная роща Олимпии Райский сад Дильмун (Тильмун). Один из Бахрейнских о-ов

Сады Семирамиды (сады Амитис, жены царя Навуходоносора). VI в. до н. э. Вавилон Реконструкция Легендарная пещера Диктееон Андрон, в которой родился отец богов Диас (Зевс). Крит Священная роща в с. Аршан, Бурятия

В драматургии барочного парка «священный лес» был символом особого измененного состояния сродни безумию, посредством которого человек мог прозреть тайны бытия. Парк Бомарцо. Священный лес, или Сад Чудовищ. 1548–1600 Лик Хаоса запечатлел неизвестный скульптор, создавая маску «Пасть преисподней» с надписью: «Оставь раздумья всяк сюда входящий».

Руссоистские идеи равновесия и гармонии естественной природы воплотились в английском пейзажном парке. В основу их образности легли пейзажи Аркадии, земли Золотого века эллинов, в исполнении живописцев классицизма Н. Пуссена и К. Лоррена. К. Лоррен. Полдень В. Кент. Парк в Кларемонте 1725–1735. Англия Парк в Стоурхеде, Англия Английский пейзажный парк

Усадьба Царицыно. Гравюра 1836 Павловский парк. Конец XVIII – начало XIX в. Семен Щедрин. Вид Большого пруда в Царскосельском парке Парк Монрепо в Выборге

С середины XIX в. получают распространение общественные парки, которые зачастую возникают на месте лесных массивов, приспособленных для отдыха. К этому же времени в Англии возникла концепция «природного», «дикого» парка, которая была подхвачена К. Моне в его импрессионистическом парке в Живерни. О. Ренуар Утренняя прогулка в Булонском лесу 1873 У. Робинсон Парк Грейвети Мэнор 1870-е. Англия Сад К. Моне в Живерни К. Моне Японский мостик 1899

Образцом упорядоченной природы становится сад рукотворный. Древнейшим примером регулярного сада является древнеегипетский сад, построенный по принципу вписанных прямоугольников прямоугольник пруда в центре прирастает пространством регулярных насаждений кустарника и все более высоких деревьев, колоннадами и стенами, увитыми виноградными лозами. Сад с прудом. Гробница Небамона. 1420–1375 гг. до н. э. Перистильные сады Греции и Рима с прямоугольным бассейном по центру создавались по образцам восточного сада. Перистиль дома Виттиев. I в. Помпеи Погрузка миррового дерева в стране Пунт на египетский корабль. Заупокойный храм Хатшепсут 1482–1473 гг. до н. э. Дейр-эль-Бахри, Египет

Апофеозом подчинения естественной природы воле человека стал французский регулярный парк, детище архитектора А. Ленотра. В Версале, воплощавшем идеи абсолютной власти Короля-солнце, система аллей парка формировалась из единой точки от трона Людовика XIV. Панорама Версаля Фонтан Аполлона Аллеи

Фонтан Латоны Версаль Классицистический фонтан Латоны в Версале воспроизводит миф о рождении Аполлона бога солнца, и гармоническом порядке. Круглый остров посреди фонтана напоминает, с одной стороны, плавучий остров Астерию, который был во власти хаоса морских волн до рождения бога, а с другой остров Делос (греч. «являю»), который самим актом рождения Аполлона был остановлен в качестве исходной точки мира. В барочном фонтане «Самсон» (Петергоф) аллегорически воспроизведены действия по раздиранию первоначально единых земли и неба и рождения из хаотического нагромождения глыб первоострова луча света. Фонтан «Самсон» Петродворец

Ю. Фельтен. Фонтан «Солнце» Петергоф Парк в Во-ле-Виконт. 1658–1661. Мелён, Париж Панорама Нижнего парка от Большого Петергофского дворца

Пещера В священных рощах критяне и древние греки поклонялись пещерам как лону богини. Шумеры видели в пещере образ бессмертного сада. Именно в него попал Гильгамеш, путешествуя подземными ночными путями бога солнца Шамаша. Древние египтяне в поисках бессмертия, воспроизводили образ вечных каменных садов в росписях подземных гробниц. В китайских садах пещеры и гроты в чреде каменных садовых лабиринтов, согласно даосским представлениям о постоянном перетекании хаоса в космос и космоса в хаос, являются звеном бесконечных метаморфоз единого дао. Сад Радости. 1559–1709. Шанхай Гробница Сеннефера и Рехмира Некрополь Шейх Абд эль-Курна. Египет

Появление пещер и гротов в садах эпохи маньеризма и барокко соотносятся с натурфилософским интересом к первичным стихиям земли и воды и концепцией вселенной как непрерывно движущегося потока, в котором хаос вновь был восстановлен в правах в качестве необходимой составляющей мироздания. Грот. Сады Боболи, XVI в. Тоскана, Италия В нижних сокровенных уровнях космоса искали утерянный рай наследники барочной традиции романтики. А. Диригль. Грот Венеры 1876–1877. Парк Линдерхофе Бавария А. Гауди. Зал ста колонн Парк Гуэль. 1900–1914 Барселона

В китайских частных садах воспроизводилась структура матрешки в саду большом таился сад малый, а в нем сад миниатюрных растений. Сад скромного чиновника (Чжочжэнюань) в Сучжоу. XVI в.

Понятие внутреннего так крепко связано с образностью сада, что даже в том случае, когда сад предельно открывался вовне, тут же возникал малый закрытый «секретный сад», «собственный сад», розарий при дворце. Сад виллы Гамберайя в Сеттиньяно. XVII в. Италия Собственный садик императрицы Марии Федоровны в Павловске 1780-е Висячий сад в Малом Эрмитаже 1764–1773. Санкт-Петербург Висячий сад Малого Эрмитажа – пример сада как продолжения дома.

Стены создают чувство изолированности в ренессансных и барочных садах Европы. П. Лигорио. Вилла д Эсте. 1565–1571. Тиволи, Италия

Браманте оформил внешний фасад Бельведера, завершающего перспективу разбитого на трех террасах сада, величественной нишей-экседрой, которая является как бы срезом интерьера древнеримской базилики. Браманте. Бельведер. 1503–1545. Ватикан, Рим В эпоху Ренессанса сад выходит из дома и становится естественной средой для дома. В XIX в. возросший масштаб градостроительства породил концепцию внутренних садов в отношении пространства целого города. Парк Андре-Ситроен. Конец XX в. Париж

В базовой архетипической атрибутике сада особое значение имеют вода и остров или гора. В космологические функции водного зеркала входило достраивать видимый земной мир до совершенства круга. Озеро Куньмин в парке Ихэюань, Пекин Зеркало озера могло занимать до двух третей территории сада. Байта (Белая Пагода) на Нефритовом острове Мост Нефритового Пояса. 1751–1764. Парк Ихэюань В японских садах камней и песка изменчивость дао согласно дзенбуддийской традиции трактовалась в отвлеченной знаково-символической форме и была постижима только средствами углубленной медитации. Сад камней. Монастырь Рёандзи. Киото Гинкакудзи (Серебряный павильон). XIV в. Киото

Дворик оросительного канала Альгамбра. XIV в. Гранада, Испания В мавританских садах в дополнение к основному водоему, украшенному мозаикой и разноцветными каменьями, добавлялась система фонтанов и ступенчатых протоков. Пейзажный романтический парк предпочитал естественные водоемы и пруды. Естественный источник, по каплям вытекающий из разбитого кувшина, соотносился с мыслями о бренности мира и жизни. П. Соколов Фонтан «Девушка с разбитым кувшином» Царское Село Модерн акцентировал внимание на нижних подземных водах в парке Гуэль источником вод становится пасть дракона. А. Гауди Фонтан в парке Гуэль 1900–1914

Сад Эдема или рая прежде всего был символом вечной жизни, бессмертия, вечности. В Древней Греции к мемориальным относятся храмовые, кладбищенские и философские сады, по своему происхождению восходящие к священным рощам. Дипилонский акрополь Первые археологические находки с IX в. до н. э. Афины Примером символики личной памяти стала вилла Адриана, в которой многие сооружения были связаны с памятью о фаворите императора Антиное. Вилла Адриана. 118–134. Лацио, Тиволи, Италия В рокайльных садах тема мemento mori звучала приглушенно. В. Бренна. Пиль-башня Павловск Ч. Камерон. Памятник родителям 1786–1787. Павловск

Творящие потенции первозданной земли-сада нашли воплощение в парке Гуэль Антонио Гауди и скульптурном парке Карла Миллеса. Миллес избрал в качестве девиза своего сада фразу, достойную демиурга: «Дай мне творить, пока не меркнет день», а среди скульптур поместил творящую человека «руку Бога». Парк Карла Миллеса Миллесгорден, Швеция

А. Гауди. Парк Гуэль. 1900–1914. Барселона, Испания Презентация подготовлена Е. Князевой по материалу Е. Медковой Журнал «Искусство» 3/2014