Скульптура в Летнем саду в Санкт-Петербурге История искусства
Самые ранние сведения о скульптурах в Летнем саду относятся к 1710–1711 гг. Очевидец видел там «несколько статуй и бюстов из белого мрамора, среди которых выделялись польский король Ян Собеский и его супруга». Основная часть коллекции Петра I дошла до нашего времени. Вместе с несколькими более поздними поступлениями собрание составляет 92 подлинные мраморные скульптуры. Панорамы Летнего сада Неизвестный скульптор. Мария Казимира, жена Яна Собеского Ян Собеский. XVII в.
Мраморная итальянская скульптура всегда служила главной приметой и особенностью Летнего сада. Декоративную мраморную садовую скульптуру приобретали в Италии доверенные лица Петра: в Венеции Савва Лукич Рагузинский, в Риме Юрий Иванович Кологривов. Рагузинский составил в 1716 г. для Петра I «Роспись, каковы cтатуи употребляют в наилутчих садах царских, кралевских и прочих господ вельможных». На русской почве итальянские аллегорические скульптуры приобретали дополнительное значение ведь статуи попали в сад русского царя, ведшего успешную войну со Швецией, создавшего российский флот, основавшего новую столицу России Санкт-Петербург. П. Баратта. Скульптурная группа «Мир и Победа»(Ништадтский мир) За годы Северной войны (1700–1721) русское общество привыкло к тому, что лев обычно символизирует Швецию, поскольку он изображен на ее гербе. Так и здесь: лев это побежденная Швеция.У ног Победы изображен орел с пальмовой ветвью, который готовится взлететь. Орел, конечно, ассоциируется с Россией и ее подъемом.
Первый большой заказ серии скульптур в Венеции состоялся в 1716 г. Г.И. Маттарнови, работавший в это время над строительством Грота, заказал серию статуй, список которых был согласован с Петром I. Статуи доставили в Санкт-Петербург на корабле «Джон Джудит» в 1717 г. Дж. Бонацца Круговорот суток 1717 Аврора Полдень Закат Ночь
Статуи, олицетворяющие неотвратимость судьбы, «Рок» и «Немезида». Статуи, обозначающие плодородие, изобилие, расцвет «Сатурн», «Вертумн», «Помона». Ф. Пензо. Вертумн и Помона А. Тарсиа. Немезида А. Тарсиа. Рок. Фрагмент (lit-street.livejournal.com) Ф. Кабианка. Сатурн. 1716
В 1719 г. Ю. Кологривов купил в Риме античную мраморную статую Венеры. Но, поскольку предметы древности нельзя было вывозить из Рима, последовали сложные переговоры. В конце концов папа Клемент XI подарил эту статую Петру I. Афродита (Венера Таврическая) III в. до н. э. Гравированные образцы для аллегорических скульптур из книги, принадлежавшей Петру I (Ripa C. Iconologie. Vol. 1, 2. Paris. 1644) Аврора Закат Ночь Полдень
Музы Дж. и П. Гропелли Дж. и П.Гропелли. Эвтерпа Эвтерпа (восхитительная) муза лирического пения и поэзии, покровительница музыки. Она изображена с флейтой. Терпсихора изображена танцующей, с лирой в руках и тремя перышками в прическе. Дж. и П. Гропелли. Терпсихора Около 1722 Талия (цветущая) муза веселой поэзии и комедии. Она в нарядных сапожках на каблучках, с высокой прической и драпировкой шарфом. Веселый смех и оживленное движение особенно выделяют эту фигуру. Талия. 1719
Дж. и П. Гропелли. Нимфа воздуха 1717 Т. Квеллиниус. Нимфа Летнего сада 1690-е «Самые нимфы явились, живущие в рощах прекрасных, и в источниках светлых, и в злачноцветущих долинах…» Гомер. Илиада Она обучила людей земледелию, бросив зерно в борозду: В первый раз семена Церерины в бороздах длинных Были зарыты, и вол застонал, ярмом удрученный. Овидий. Метаморфозы Т. Квеллинус Церера Конец XVII в.
Истина в старинной книге «изображена обнаженной, чтобы показать, что ее простота естественна, ей не нужно объяснений, чтобы быть услышанной. Чтобы указать также, насколько она ценит ясность, она держит Солнце и смотрит на него, оно является Богом и источником света и самой Истины. Книга, которую она держит открытой, указывает, что среди трудов хороших авторов, которые нас обучают наукам, находится истина вещей… Она более сильная, следовательно, чем все вещи мира. По этой же причине она попирает ногой глобус». М. Гропелли. Истина Гравированный образец для аллегорической скульптуры «Истина» из книги, принадлежавшей Петру I М. Гропелли. Искренность. 1717
При Петре I в Летний сад была привезена серия из 12 скульптурных бюстов, изображающих сивилл. «Согласно христианской традиции, сивиллы предсказали рождение Христа и потому вместе с ветхозаветными пророками вошли в число сюжетов, используемых в христианском искусстве» (С.О. Андросов). Дж. Бонацца и сыновья Сивилла Дельфийская Д. Зорзони Сивилла Ливийская Д. Зорзони Сивилла Европейская 1717 Б. Модоло Сивилла Самосская Начало XVIII в.
Мореплавание (или Навигацию) олицетворяет молодая женщина, которая опирается на руль корабля. Она держит в правой руке компас с нанесенными на него румбами, а в левой развернутую карту, на которой изображен Скандинавский полуостров. Мастерская П. Баратты. Мореплавание Около 1722 Мастерская П. Баратты Архитектура. Около 1722 А. Тарсиа. Юность е
Впоследок царска дочь В сию приятну ночь Дая свободу взгляду, Приближилась, потом приближила лампаду, Потом, нечаянной бедой, При сем движении, и робком и несмелом, Держа огонь над самым телом, Трепещущей рукой Небрежно над бедром лампаду наклонила И, масла часть пролив оттоль, Ожогою бедра Амура разбудила. И. Богданович. Душенька Неизвестный скульптор Амур и Психея Конец XVII в. Неизвестный скульптор. Сладострастие. 1722
Альбом рисунков, выполненных в 1717 г., помог определить подлинные названия бюстов. Вероятнее всего, все они происходят из мастерской О. Маринали (начало XVIII в.) Эскулап Сенека Гераклит Диоген Аристотель
Дж. Зордзони. Красота. Начало XVIII в. Гравированный образец для аллегорической скульптуры «Красота» из книги, принадлежавшей Петру I П. Баратта. Флора. Начало XVII в. П. Баратта. Слава. Около 1718
Неизвестный скульптор. Янус двуликий. XVIII в. Презентация подготовлена Е. Князевой по материалу Н. Кареевой Журнал «Искусство» 4/2014