МОУ Ильинская СОШ. Учитель ИЗО,МХК Лебедь С.Г.. Дадаизм (от французского dada - деревянная лошадка; в переносном смысле - бессвязный детский лепет) модернистское.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Виды Жанры Жанры. Виды o Живопись o Графика o Скульптура o Архитектура o Декоративно-прикладное искусство.
Advertisements

Виды и жанры искусства. Выполнила: Алехина Ю.Ю. учитель ИЗО и МХК МОУ СОШ51 Магнитогорск 2006г.
ВИДЫ ИСКУССТВА. ЖИВОПИСЬ Это изображение художественных образов в цвете. В живописи используют масляные и акварельные краски, темперу, гуашь. Живописные.
УРОК ИРК 8 класс. Каждому человеку известен термин «декоративное искусство». Все прекрасно понимают, что декоративное означает красивое, а именно то,
Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно.
Живопись Искусство, изображающее на плоскости человека, природу, животный мир, события общественной или частной жизни людей, мифологические образы («Живописать»
Виды искусств «Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на Земле» Брехт.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА Учитель: Беленькая Е.Э. ГБОУ Центр образования 1472.
Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
Виды и жанры изобразительного искусства Абдульманов П.А.
Виды искусств «Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на Земле» Брехт. Брехт.
Народное искусство Виды росписи. Городецкая роспись русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец.
Изобразительное искусство. Жанры изобразительного искусства Пейзаж Пейзаж Натюрморт Натюрморт Портрет Портрет Бытовой жанр Бытовой жанр Исторический жанр.
Декоративно-прикладное искусство охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом.
Виды и жанры изобразительного искусства. Вид - ряд предметов с одинаковыми признаками. Виды изобразительного искусства Виды изобразительного искусства.
СКУЛЬПТУРА Учитель Беленькая Е.Э. ГБОУ Центр образования 1472.
ЖИВОПИСЬ, вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись важное средство.
Виды и жанры изобразительного искусства. Виды изобразительного искусства: Живопись (англ. Painting : «живописать» - писать живо, писать как в жизни, изображать.
ЧТО МЫ ИЗУЧАЛИ 6 класс. ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных.
Урок Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи. Сложились даже разные школы и направления этого этих народных.
Транксрипт:

МОУ Ильинская СОШ. Учитель ИЗО,МХК Лебедь С.Г.

Дадаизм (от французского dada - деревянная лошадка; в переносном смысле - бессвязный детский лепет) модернистское литературно- художественное течение, существовавшее в гг. Зародился в Цюрихе, в среде анархиствующей интеллигенции, воспринявшей 1-ю мировую войну ( гг.) как развязывание в человеке извечных звериных инстинктов, а разум, мораль, эстетику - как их лицемерную маскировку. Отсюда проистекли программный иррационализм и демонстративный антиэстетизм дадаизма, нередко нередко сводившиеся к разного рода скандальным выходкам - заборным каракулям, псевдотехническим чертежам, комбинациям случайных предметов, наклейкам на холст. Представители: М. Дюшан, Ж. Арп, М. Эрнст и др. М. Дюшан. Фонтан г.

Даная (греч. миф) дочь аргосского царя Акрисия. Акрисий повелел посадить дочь и внука Персея (от Зевса) в ящик и бросить в море. Впоследствии ставший богатырем Персей вернулся в Аргос и нечаянно убил деда брошенным диском. Образ Данаи часто встречается в античной вазописи и на помпейских фресках. Рембрандт. Даная г.

Дедал (греч. миф) легендарный строитель и художник, потомок афинского царя Эрехфея. Считался основателем столярного мастерства. Из зависти убил своего ученика, который превзошел искусством учителя. Помог Тесею выбраться из лабиринта чудовища Минотавра, за что с сыномИкаром был заточен в лабиринт. Дедал сделал крылья из перьев, скрепленных воском, и на них они с сыном улетели. В путиИкар поднялся слишком высоко, солнце растопило воск, и юноша упал в море. Дедал умер в Сицилии. Древнейшие постройки и скульптуры в Греции часто считались работами Дедала. Ш. Лебрен. Дедал иИкар.

Деисус (от греческого Деисус - моление святых за человеческий род) каноническая композиция иконописи, включающая Христа (в центре) и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматерь и Иоанна Крестителя (обязательные персонажи). Допускает расширение круга святых (архангелы, апостолы, великомученики, библейские пророки). Феофан Грек и его помощники. Богоматерь. Деисус.

Декадентство (от позднелатинского decadentia - упадок) общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX - начала XX вв., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Кутюр Т. (Couture T., гг.) Римляне в период упадка. Франция.

Деколь способ переноса изображения на стеклянную, фарфоровую и керамическую посуду (кружки, тарелки, стаканы, пепельницы) методом высокотемпературного обжига; высокостойкое изображение на стекле, фарфоре, фаянсе, эмалированной посуде.

Деконструктивизм термин начал применяться в области архитектурного дизайна с конца 1980-х гг по инициативе французского философа Жака Дерида. Выставка, организованная Филиппом Джонсоном в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке (1988) закрепила значение термина. Критики определили его как тенденцию к агрессивному соединению форм и использованию геометрически упорядоченных зон интенсивного цвета. Признаки деконструктивизма усматривали в некоторых архитектурных работах Франка Гери, Заха Хадида. Хотя некоторые из работ демонстрировали формы, подобные изломанным формам конструктивизма, параллели с русским течением 1920-х были случайны. Аркаид. Erskine. Ralph.

Декор (от латинского decoro - украшаю) система украшения сооружений (фасада или здания) или изделия.

Декоративное искусство область пластических искусств, произведения которой наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду, вносят в нее эстетическое идейно- образное начало. Подразделяется на монументально-декоративное (создание архитектурного декора, росписей, рельефов, статуй, витражей, мозаик, парковой скульптуры), декоративно- прикладное (создание художественных изделий, предназначенных главным образом для быта) и оформительское искусство (художественное оформление празднеств, экспозиций выставок и музеев, витрин и т. п.).

раздел декоративного искусства, охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. п. Утвердилась классификация отраслей по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево и т. п.) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литье, чеканка, интарсия и т. п.). Произведения составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают. Мастерская В. Ямницера. Пивная кружка. Серебро, позолота, инкрустация драгоценными камнями. Около 1550 г. Декоративно-прикладное искусство

Декоративность совокупность художественных свойств, усиливающих эмоционально-выразительную и художественно-организующую роль произведений пластических искусств в окружающей человека предметной среде.

Декорационное искусство то же что и театрально- декорационное искусство. М. В. Добужинский. Эскиз декораций и мизансцены к комедии И. С. Тургенева "Месяц в деревне" г., акварель, тушь.

(от французского decouper - вырезать) техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных (а также из дерева, кожи, тканей, и т. п.) мотивов по ткани, посуде, мебели и пр., которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности. Декупаж - это коллаж и аппликация; покрытая лаком, она выглядит, как роспись. Техника украшения была изобретена китайскими крестьянами в XII в., именно они сделали тонкую красочную бумагу и стали украшать с ее помощью различные предметы. Анри Матисс. Ил. К книге «Джаз» г. Декупаж

Диадема головная повязка жрецов Древней Греции, впоследствии знак царской власти; драгоценное женское украшение в форме небольшой открытой короны. Диадема. Золото. Археологический музей в Варне.

Диана (лат. миф) древнеиталийская богиня растительности, олицетворение луны. Поздее отождествляли Артемидой, также богиня охоты, деторождения и покровительница диких зверей. В античном искусстве изображалась юной охотницей, в коротком хитоне, с колчаном за спиной; рядом с нею обычно ее священное животное - лань. В новое время в живописи распространены картины, изображающие охоту, отдых или купание Дианы. П. Рубенс. Диана, возвращающаяся с охоты г.

Дивизионизм (от французского division - разделение) живописная система, основанная на методичном разложении сложного цветового тона на чистые цвета, которые фиксируются на полотне четко различимыми отдельными мазками в расчете на оптическое смешение этих мазков при зрительном восприятии картины. Разработана Ж. Сёра и П. Синьяком. Применялась многими мастерами неоимпрессионизма. Илл. Ж. Сёра. Воскресная прогулка на острове Гранд-Жат гг.

Дизайн (от английского design - проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) термин, обозначающий разновидность художественно- проектной деятельности, охватывающей создание промышленных изделий и рациональное формирование целостной предметной среды. В узком смысле - художественное конструирование.

"Дикие", фовизм (от французского fauve - дикий) течение во французской живописи начала XX века. Ироническое прозвище "les fauves" ("дикие") было дано современной критикой группе живописцев, выступивших в 1905 году в парижском "Салоне независимых" (А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др.). Исходящее из наблюдения натуры, но придающее самодовлеющую ценность живописным приемам, искусство фовизма заключало в себе эстетический протест против художественных традиций XIX века. (Илл. А. Матисс. Танец г.)

Дилетант (от латинского delecto – услаждаю, забавляю) первоначально поклонник или любитель искусств, знаток. В XVIII столетии, дилетант - человек, восхищавшийся искусствами. Теперь – занимающийся какой-либо областью науки или искусства без специальной подготовки, при поверхностном знакомстве с предметом, дилетант – балующийся искусством, как времяпрепровождением; любитель.

Дионис, Вакх (греч. миф) бог растительности, покровитель виноградарства и виноделия, один из наиболее популярных богов Древней Греции, сын Зевса и смертной женщины Семелы. Спутницы Диониса назывались вакханками, менадами или бассаридами. Миф о Дионисе часто привлекал внимание художников, скульпторов. Изображался в виде могучего бородатого мужчины в длинной одежде, красивым изнеженным юношей, а иногда даже младенцем на руках у Гермеса. П. Рубенс. Вакх гг.

Диорама, диарама (от греческого dia - сквозь, через и horama - вид, зрелище) 1. Вид живописи с изображениями, исполненными на обеих сторонах просвечивающего материала. Применяется в театрально- декорационном искусстве (занавеси, задники и пр.). 2. Лентообразная картина (преимущественно на батальные сюжеты) на полукруглом в плане подрамнике с иллюзорным изображением и передним предметным планом (бутафорские и реальные предметы, сооружения). Рассчитаны на искусственное освещение, расположены в специальных павильонах. Диорама 1000 лет г. Владимир.

Диптих (от греческого diptychos - двойной, сложенный вдвое) 1. Двустворчатый складень с живописными или рельефными изображениями на каждой створке Две картины, связанные единым замыслом. А. Дюрер. Четыре апостола г.

Доисторическое искусство то же что и первобытное искусство.

Дольмен древнее погребальное сооружение (3-2 тысячелетие до н. э., от неолита до бронзового и железных веков), один из первых типов целостной архитектурной композиции, основанной на законах архитектоники. Сложены из огромных каменных глыб и плит, поставленных вертикально и покрытых одной или несколькими плитами сверху. Распространены в Европе, Азии, Африке преимущественно в приморских областях.

Доминанта (от латинского dominans, dominantis) господствующий. Доминировать - господствовать, преобладать; возвышаться (над окружающей местностью). Соборный комплекс в Пизе. Италия.)

Донатор (от латинского donator - даритель) в западно-европейском искусстве средневековья и Возрождения изображение заказчика, иногда строителя храма (часто с моделью здания в руках) или заказчика произведения живописи. Обычно изображался предстоящим перед Христом и Богоматерью или святыми. Джотто. Энрико Скровеньи преподносит Капеллу дель Арена в дар Мадонне гг., фреска. Падуя

Донжон (от французского donjon) главная, отдельно стоящая башня средневекового замка, поставленная в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападении неприятеля.

Дорический ордер один из трех основных архитектурных ордеров. Колонна не имеет базы, ствол прорезан вертикальными желобами - каннелюрами; капитель состоит из круглой подушки - эхина и толстой квадратной плиты - абака. Антаблемент членится на архитрав, фриз и карниз; фриз по горизонтали делится на триглифы и метопы. Сложился в дорийских областях Древней Греции в период перехода к строительству храмов и сооружений из камня ( гг. до н. э.).

Доугун система деревянных кронштейнов и балок, поддерживающая кровлю в китайском дворцовом и храмовом зодчестве. Храм неба Запретного города. Пекин

Доу-цай "борьба цветов". Тип декора фарфоровых изделий - сочетание подглазурной росписи кобальтом с надглазурной росписью эмалевыми красками - зеленой, красной и желтой. Получила распространие в Китае во второй половине XII в.

Доходный дом тип архитектурного сооружения, многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир в наем. Сложился в Европе в х гг. и к XX веку стал одним из основных типов городского жилья. Имеют сотообразную пространственную структуру: однородные по планировке квартиры группируются вокруг лестничных клеток, коридоров и галерей. Многообразную архитектурную декоративную обработку, не связанную с конструкцией здания, имел, как правило, лишь парадный, уличный фасад. Доходный дом. Санкт-Петербург гг.

Дромос (от греческого dromos, буквально - бег, путь) коридор, ведущий в погребальную камеру под курганом; проход в склеп, вырезанный в материковом грунте или скале. Древнейшие дромосы известны в эгейских и этрусских гробницах. Гробница Атрея. XIV век до н. э. Микены. Греция

Дулёвский фарфоровый завод одно из крупнейших в России предприятий по изготовлению бытового и художественного фарфора. Основан Т. Я. Кузнецовым в 1832 году в Дулёво (г. Ликино-Дулёво Московской области). С 1930-х гг. преобладает декоративная роспись крупными цветовыми пятнами (обычно красного, синего и зеленого цветов), обильная позолота изделий (сервизы, вазы, блюда и т. д.). Выпускаются также декоративные скульптурные композиции и фигурки. Дулевский фарфоровый завод. А. Г. Сотников. «Сокол» Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», Москва.

Дученто (от итальянского ducento - тринадцатый век) наименование периода в истории итальянской культуры, положившего начало искусству Проторенессанса. Дуччо. Мадонна Ручелаи г.

Дымковская игрушка (вятская, кировская) русский народный художественный промысел (ныне на территории г. Киров). Лепится из глины, обжигается и по белому меловому грунту ярко раскрашивается темперой (геометрический узор), украшается сусальным золотом. Изображает животных, всадников, дам в кринолинах, сказочные и бытовые сцены; отличается обобщенными, несколько гротескными формами. А. Калинина. Амазонка

Дынька декоративная деталь в русской архитектуре XIII-XVII вв.: утолщение на столбах, колонках, в наличниках окон и дверных порталах.

Дьяконник помещение в алтарной части православного храма к югу от алтаря Храм Рождества Богородицы в с. Никольское-Трубецкое

Дюссельдорфская школа одна из самых влиятельных местных школ немецкой живописи XIX века. Сложилась в связи с основанием (1819 г.) дюссельдорфской Академии художеств, первый директор которой П. Корнелиус направлял ее деятельность в русло академизированного романтизма. Позднее выделились течения: национально-исторической тематики (К. Ф. Зон, Т. Хильдебрандт), эпико- героической (А. Ретель) и др. П. фон Корнелиус. Иосиф узнанный его братьями. Рим. Фреска гг.

Дятьковский хрустальный завод крупный завод стеклянной посуды и изделий из хрусталя в г. Дятьково Брянской обл. России. Основан в 1790 г. И. А. Мальцовым. Основным видом продукции были высокохудожественный хрусталь с виртуозно-тонкой (мальцовской) алмазной гранью и изделия с нацветом. Славилась дятьковская гутная посуда с яркой расцветкой и цветочной орнаментацией. В. Погребной. Вазы "Кристалл". Хрусталь, алмазная грань, 1981 г.

Евангелия (от греческого euangelion - буквально благая весть) раннехристианские сочинения, повествующие об Иисусе Хресте; разделяются на канонические, то есть включенные в состав Нового Завета (сложились на рубеже I и II вв. н. э.), и апокрифические. Евангелисты, согласно церковной традиции, - авторы Евангелий (авторами канонических Евангелий считаются Лука, Матфей, Марк и Иоанн). Неизвестный мастер. Заглавный лист Евангелия Марка г.

Европа (греч. миф) дочь финикийского царя Агенора, сестра Кадма. Зевс явился к Европе, игравшей с подругами на берегу моря, в образе быка и, похитив ее, доставил на остров Крит. Похищение Европы - излюбленный сюжет картин многих художников. Г. Рени. Похищение Европы. Около 1640 г.

Евхаристия главное христианское таинство - Пресуществление Святых Даров, т. е. превращение хлеба и вина в тело и кровь Христову. Евхаристия. Створка Царских врат. Конец XV в.

Елена (греч. миф) дочь Зевса и Леды, супруги Тиндарея, сестра Диоскуров и Клитемнестры; героиня эпоса о Троянской войне, славившаяся необыкновенной красотой. Руки Елены добивались многие герои (Минелай, Одиссей, Диомед, Аяксы, Патрокл и др.). Елена вышла замуж за спартанского царя Менелая и родила ему дочь Гермиону. Парис с помощью Афродиты похитил Елену и увез ее в Трою. После гибели Париса Елена вышла замуж за его брата Деифоба, а в день падения Трои предала Деифоба в руки Менелая, с которым вернулась в Спарту. После смерти Менелая Елена была изгнана из Спарты, бежала на остров Родос и была там убита. А. Канова. Елена Прекрасная 1811 г., мрамор

Елеус (умиление) - одно из канонических изображений Богоматери (поясное изображение, Иисус прикасается к щеке Богоматери). Икона Богоматери "Умиление".

Елецкое кружево вид русских кружев ручного плетения (г. Елец Липецкой области России, с начала XIX века). Плетется на коклюшках, преимущественно из белых катушечных ниток, реже из льняной, шелковой пряжи. Отличается мягким контрастом мелкого узора и тонкого ажурного фона.

Жанр (от французского genre - род, вид) исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. В изобразительном искусстве основные жанры определяются прежде всего по предмету изображения. В живописи и графике: пейзаж (городской, сельский, индустриальный, марина), натюрморт, портрет (парадный, интимный, групповой, шарж, карикатура), исторический (мифологический), бытовой (галантный), батальный, анималистический, интерьер. В скульптуре: портрет, композиция, монумент. В тех видах пластических искусств, где невозможно выделить предмет изображения (в архитектуре, декоративно-прикладном и др.), жанровая классификация не принята, существует типологическое разделение (например, дворец, церковь, жилой дом - в архитектуре). В. Васнецов. Книжная лавочка г.

Жертвенник помещение в алтарной части православного храма к северу от алтаря. Храм Рождества Богородицы в с. Никольское-Трубецкое

Живописность специфическое свойство пластических искусств, выражающееся в динамичном взаимодействии форм, объемов, цветовых пятен, света и тени, линий, при котором возникает яркое впечатление общей подвижности, изменчивости, многообразия аспектов. Проявляется в преобладании цветового (в живописи) или светотеневого (в графике) пятен над четкой линией, в мягкости переходов, в перетекании и не замкнутости выходящих в пространство объемов (в скульптуре), в асимметрии и динамике планировки и свободно расчлененных композиционных элементов и форм (в архитектуре). В широком смысле - свободная живая выразительность, яркая образность, красочность. Микеланджело. Святое семейство гг.

Живопись вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую- либо твердую поверхность (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др. обычно покрытые грунтом). Используются цвет и рисунок, светотень, выразительность мазков, фактуры и композиции, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объемность предметов, их качественное, материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду и др.) К. П. Брюллов. Итальянский полдень г.

Жиллотаж метод изготовления высокой (выпуклой) печатной формы на металле способом травления. Изобретен в 1850-х гг. французским гравером Ф. Жилло (отсюда название). Первоначально применялся для перевода литографий в высокую печать. С этой целью на отшлифованную медную (позже - цинковую) пластину переносили с помощью специальной переводной бумаги сочный литографский оттиск. После чего проводили сложное ступенчатое травление. Суть его заключалась в том, что после первого неглубокого воздействия кислоты на образовавшийся рельефный рисунок накатывали типографскую краску и присыпали сверху порошком канифоли, следя за тем, чтобы этот грунт не попал на пробельные места. В процессе нагревания пластины расплавленная канифоль сползала с выпуклых участков рисунка, защищая его со всех сторон. Травление кислотой повторяли 6-9 раз. В результате на металлической доске образовывался рисунок достаточно высокого рельефа. С такой доски осуществляли печать оттисков в типографской машине. Следующей стадией развития жиллотажа было использование этого способа не для перевода литографии в гравюру на металле, а для изготовления авторских клише. Рисунок мог выполняться на переводной бумаге или непосредственно на цинковой пластине. После чего пластину с нанесенным или перенесенным рисунком травили вышеописанным способом.

Жирандоль (от латинского gyrare - крутить) 1. Первоначально фонтан из нескольких струй в виде фейерверка - "огненное колесо". 2. Вид отдельно размещенного светильника, в котором рожки размещаются по кругу. Жирандоль получил распространение во Франции в XVII веке, а также в других странах.

Житийная икона икона, в которой расположенное в центре изображение святого (средник) окружают небольшие клейма со сценами из его жизни ("житие"). Житийная икона Николы. Первая четверть XVI в. Псков

Жостовская роспись русский народный художественный промысел, развитый в деревне Жостово Мытищинского района Московской области России. Возник в начале XIX века. Декоративная живопись на металлических подносах (покрываемых затем лаком), изображающая букеты, фрукты; выполняемая энергичными мазками яркими масляными красками на черном или цветном фоне.