Личностно- ориентированное обучение Материалы подготовлены заместителем директора по УВР, учителем русского языка и литературы Н.М. Рыжковой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
* саморазвитие, * самообразование, * самораскрытие личности.
Advertisements

Согласно концепции личностно ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со.
Личностно- ориентированное обучение Выполнила: слушатель курсов профессиональной переподготовки по программе «Психолого-педагогические основы и технологии.
Презентация на тему: Личностно-ориентированное обучение
Личностно- ориентированное обучение. Актуальность личностно- ориентированного обучения На современном этапе развития общества перед школой стоит задача.
Семинар заместителей директоров по учебной работе Тема: «Развитие ведущих учебных умений в условиях личностно- ориентированного обучения через использование.
Личностно- ориентированное обучение Выполнил: Митрушкин А.В Студент группы: 3 Пнк 1014 Международный гуманитарно-лингвистический институт (МГЛИ)
ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД Автайкина О.Н. учитель начальных классов.
Личностно-ориентированная технология. В центре внимания –уникальная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, способная.
Личностно ориентированная модель образования Учитель МОУ СОШ 1 Шмальц С.И.
Личностно- ориентированный урок как средство развития личности учащегося.
Личностно ориентированное обучение Цель: -Создание условий для обеспечения учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей.
Информационно- коммуникационные технологии Технологии развития критического мышления Личностно – ориентированные технологии Обучение в сотрудничестве.
Учитель начальных классов Лаврова М.В. МАОУ Усовская СОШ.
Организация личностно ориентированного обучения. Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу ставится личность ученика, ее самоценность,
МОУ «Очкуровская СОШ» Квалификационная работа учителя нач.кл. Никишиной О. И.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 17» Квалификационная работа учителя начальных классов Воличенко С.Ю.
Дидактическое сопровождение и структура занятий с детьми дошкольного возраста.
Личностно- ориентированный урок: особенности построения и анализа.
В ЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ : «О СОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА » Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа.
Транксрипт:

Личностно- ориентированное обучение Материалы подготовлены заместителем директора по УВР, учителем русского языка и литературы Н.М. Рыжковой

Целью российского образования в настоящее время выступает не сумма знаний, умений, навыков, а активный запас ключевых компетенций, обеспечивающих образование на современном уровне, самореализацию и успешную адаптацию.

Задача школы Обучение, обеспечивающее право каждого школьника на индивидуальное развитие, максимальное раскрытие его психологического потенциала.

Личностно-ориентированное обучение Это такое обучение, которое во главу угла ставит -самобытность ребенка, -его самоценность, - субъективность процесса учения

Цель ЛОО заложить в ребёнке механизмы: саморазвития адаптации саморегуляции самозащиты самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа самореализации

В основе личностно- ориентированного обучения лежит признание индивидуальности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.

Личностно-ориентированное обучение – это: признание учителем приоритета личности перед коллективом; создание гуманистических взаимоотношений в классе, через которые каждый ребенок осознает себя полноправной личностью, учится видеть и уважать личность в других; признание учителем того, что ученик обладает определенными правами, которые священны для учителя; отказ учителя от деления детей на «сильных» и «слабых», понимая, что все дети разные, и что каждый знает и умеет что-то лучше других;

признание того, что учитель – такой же равноценный участник учебного процесса, как и ученик, только с «направляющей» функцией;признание того, что учитель – такой же равноценный участник учебного процесса, как и ученик, только с «направляющей» функцией; переход с позиции «я тебя учу» на позицию «мы с тобой учимся» и мне интересно, что ты думаешь о …;переход с позиции «я тебя учу» на позицию «мы с тобой учимся» и мне интересно, что ты думаешь о …; понимание учителем того, что учебный процесс тем эффективнее, чем меньше учитель на уроке говорит и делает сам и чем больше дает сказать и сделать своим ученикам;понимание учителем того, что учебный процесс тем эффективнее, чем меньше учитель на уроке говорит и делает сам и чем больше дает сказать и сделать своим ученикам; задачи учителя помочь каждому ученику построить собственную образовательную траекториюзадачи учителя помочь каждому ученику построить собственную образовательную траекторию

ЛО образование включает следующие подходы: разноуровневый дифференцированный индивидуальный субъективно-личностный

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.) Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.) Педагогика сотрудничества («проникающая технология») Педагогические технологии адаптивной школы Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А. Игровые технологии Технологии развивающего обучения Проблемное обучение Технология уровневой дифференциации Технология индивидуального обучения Коллективный способ обучения

Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью -Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока. -Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока. -Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно- символическую). -Использование проблемных творческих заданий. - Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

- Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём. - Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому. - Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности. - При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

На что направлен личностно- ориентированный урок саморазвитие, самообразование, самораскрытие личности

Цель личностно- ориентированного обучения создание условий для познавательной активности учеников.

Средства достижения учителем этой Цели следующие: использование разнообразных форм и методов организации учеб­ной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт уча­щихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в рабо­те класса; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию раз­личных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, по­лучить неправильный ответ; использование в ходе урока дидактического материала, позволяю­щего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения; поощрение стремления находить свой способ работы (решения за­дачи); анализировать способы работы других учеников в ходе уро­ка, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяю­ щих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для ес­тественного самовыражения ученика.

Сравним традиционное и личностно- ориентированное обучение Традиционный урок Личностно-ориентированный урок Материал однотипный Материал разного типа, вида и формы Преобладают задачи упражнения, выполняемые по образцу (алгоритму) Преобладают проблемные, неоднозначные задания Материал практически не отражает различные источники получения информации и не стимулирует к самообразованию Имеется специальный вид материала: справочно-информационный и самообразовательный Доля творческих заданий мала (это дополнительный материал для « сильных » учеников) Большое количество творческих заданий или заданий с творческим продолжением Чаще фронтальная или самостоятельная работа Используется материал, рассчитанный на различные виды взаимодействия учащихся по ходу урока (парная работа, групповая) Класс делится учителем на « сильных », « средних », « слабых » Разноуровневые задания различной степени сложности для реализации выбора

Основные требования к личностно- ориентированному уроку Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся. Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Мотивация Учащиеся должны чётко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке.

Подводить к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Как вы думаете, почему тема звучит таким образом? О чём, по-вашему, пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какие задачи вы ставите перед собой? Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке?

Опора на субъектный, личностный опыт учащихся. (Из опыта работы) Работая над текстом стихотворения А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...» в 6 классе, чтобы добиться личностного восприятия и чёткого, яркого осмысления образов, созданных поэтом, помочь учащимся почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, перед чтением стихотворения спрашиваем: - Что вы представили, когда услышали первую строку стихотворения? Как думаете, о чём или о ком пойдет речь? - Случалось ли вам быть в одиночку в осеннем лесу? Что вы чувствовали, переживали? А затем предлагаем проследить, что и как о состоянии человека в осеннем лесу, его переживаниях, настроениях, отношениях с природой поэтическими средствами рассказывает своему читателю Фет.

Технология сотрудничества На практике её часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создаёт атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Кроме того, выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, архивариусов, составителей Словарей.

Пример работы в группах На уроке русского языка в 5 классе по теме «Повторение изученного по теме «Синтаксис», для того чтобы учащиеся могли проверить, умеют ли они ставить знаки препинания в предложениях, им было предложено из данного учителем текста выбрать только те предложения, которые соответствовали схемам, данным на доске, а затем расставить в них знаки препинания. Сначала ребята выполняли эту работу самостоятельно, затем консультанты проверяли качество её выполнения у членов своей группы из 4 человек, а потом результаты выполненного задания обсуждались в группе.

Приём совместного поиска в группах – «что мы об этом знаем?». Классу сообщается тема урока, а учебные группы вспоминают, что им известно по этой теме, затем в ходе отчётов групп, их обсуждения идёт поиск верного ответа на вопрос.

Правила дискуссии 1. необходимо говорить понятно, высказываться только по теме, избегать избыточности информации; 2. важно не только умение интересно и грамотно говорить, но и умение слушать; 3. если не согласен с мнением товарища или учителя, сначала выслушай, а потом высказывай своё несогласие; 4. критикуй идеи, а не личности.

Сюжетные уроки урок-путешествие на незнакомую планету, урок-расследование.

Задания, помогающие самореализации нарисовать иллюстрацию к какому-либо произведению или эпизоду с последующей защитой своего рисунка, написать стихотворение, составить киносценарий эпизода, создать эскизы декораций к спектаклю, подготовить инсценировку басни или чтение по ролям и т. д.

Рефлексия Что нового вы узнали? Для чего вам могут пригодиться эти знания? Достигли ли мы цели урока? Почему не достигли? Что нужно сделать, чтобы достичь цели? Какие трудности при решении задач урока возникли? Почему? Удалось ли вам их преодолеть? Что нужно сделать, чтобы они не возникали? Изменилось ли ваше представление о поэте, писателе? Стало ли другим ваше отношение к герою? Как вам работалось? Что получилось? Что понравилось? Осталось ли что-нибудь непонятым?

Домашние задания Они должны быть строго дозированными, чтобы не допустить перегрузки учащихся, разноуровневыми, предполагать ситуацию выбора и при этом по возможности носить творческий характер.

Умение учителя занять во время урока всех учащихся есть критерий достоинства учителя К.Д.Ушинский