1 Из опыта работы ВСОШ 2 по здоровьесбережению г. Мончегорск Мурманская область 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогический совет 28 марта 2011 год «Оптимизация здоровьесберегающей образовательной среды школы как условие формирования ценностных отношений образовательного.
Advertisements

Педагогический совет «ЗДОРОВЫЙ ДУХ – ЗДОРОВОЕ ТЕЛО» Цель педсовета: формирование здоровьесберегающей компетентности пе­дагогов.
Сохранение и укрепление здоровья школьников. Проблема сохранения здоровья формирование основ здорового образа, совершенствование физического воспитания.
Воспитание культуры здоровья Познавательный аспект Творческий аспект Поведенческий аспект.
Заместитель директора по УВР Гаврилова И.А
Организация здоровьесберегающей деятельности в школе.
«Здоровье - это еще не все, но всё без здоровья – ничто»
«Мотивация школьников на здоровый образ жизни» учителя начальных классов МОУ СОШ г. Балашиха Романовой Марины Витальевны.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 83 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Мониторинг.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе..
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. Урок с позиции технологии здоровьесбережения. Выполнила: Л.И. Семенова, учитель начальных классов МОУ СОШ 4 г.Полярные.
Повышение эффективности деятельности вузов по формированию здорового образа жизни в студенческой среде Бабушкин И.Е., проректор по учебной работе АГМУ.
Воспитание культуры здоровья Познавательный аспект Творческий аспект Поведенческий аспект.
Заместитель директора по учебной работе Егорова Г.Н.
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики Кутищева Н.С.
Реализация комплексно – целевой программы «Здоровье» Ирина Венедиктовна Исакова, заместитель директора по учебно – воспитательной работе МБОУ СОШ 32 города.
О КОРРЕКТИРОВКЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИКАЗОМ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ О.О. Хроменкова,
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Начальная школа – детский сад 4 «Журавлик» Проект: Расти быстрей.
Транксрипт:

1 Из опыта работы ВСОШ 2 по здоровьесбережению г. Мончегорск Мурманская область 2013

2 Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы. (Карлейль Томас)

3 Здоровье нации и будущее России Безопасность любого государства обеспечивается не только оборонной мощью, но и состоянием здоровья нации. Исследования доказывают, что здоровье не менее чем на 50% формируется образом жизни, на 25% - её условиями (экологией, социальными факторами), на 15% - генетической отягощенностью и лишь на 10% - медицинскими возможностями

4 «Русский крест» - С 1987 по 1993 г. – рождаемость в стране резко сократилась; -Смертность сравнялась с рождаемостью, а вскоре и превысила её. -С 1992 – 2006 г.: число родившихся составляло чел., а число умерших составило – чел. Смертность на 15 % превышает рождаемость. -Подобное положение дел встречается только в поражённых ВИЧ странах тропической Африки. - Это является первостепенной угрозой депопуляции России – разрыв между уровнем рождаемости и катастрофически высокой смертностью(прирост смертности в странах Европы, в том числе и в Германии в годы Первой и Второй мировых войн был существенно ниже, чем в реформируемой России). -Если естественная убыль населения достигнет уровня 10 человек на 1000 нации в ближайшем будущем грозит вымирание, - Следующая угроза депопуляции России состоит в качественной деформации демографической структуры: доля лиц от общей численности населения приближается к 50% рубежу, существенно увеличивается количество инвалидов, резко снизится доля работоспособного населения. -Такие показатели, как численность и структура населения окажутся несоответствующими для поддержания существования государства и нации.

5 Численность населения России 2007 год – 142,2 млн.ч.: Из них – 65,8 млн. мужчин и 76,4 млн.млн.женщин. Разница достигла 10,6 млн.человек. Это вызвано более значительным сокращением продолжительности жизни мужчин – 60 лет (у женщин – 73 года). Разрыв численности мужского и женского населения продолжает увеличиваться. Смертность мужского населения превышает в 4 раза женского и в 2-4 раза выше, чем в развитых странах.

6 Средняя продолжительность жизни Страна МужчиныЖенщины Объединенная Европа 80 г 82 г Голландия 75 г.80 г Италия 74 г 81 г Россия 59 – 60 л.72 г Япония 82,5 г 84 г

7 Современная трактовка категории «Здоровье» Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».Это определение здоровья ВОЗ содержит три составляющих. Сейчас в Концепции Минздрава России, по оценке академика РАМН А.Н.Разумова, рассматриваются не три, а «шесть составляющих здоровья: - физическая; - психоэмоциональная; - интеллектуальная; - профессиональная; - социальная; - духовная. Проблема любой из данных составляющих влияет на общее состояние здоровья, снижает потенциал и резервные возможности организма. Ряд отечественных учёных (В.И. Лощилов, И.А. Гундаров, Э.И. Борисов и др.) главенствующую роль отводят духовным (психическим) компонентам здоровья. Духовное и социальное здоровье – вот главные компоненты человеческого здоровья. факторы,влияющие на здоровье человека

8 Основное направление здоровьесберегающей деятельности ВБСОШ 2 Это реализация долгосрочной комплексной целевой программы «Здоровье и школа», в которой предусмотрено взаимодействие всех участников образовательного процесса, а также широкое взаимодействие с различными организациями города и области.

9 Способствовать сохранению и укреплению физического, психического и нравственного здоровья обучающихся и педагогов. Формирование у всех участников образовательного процесса навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьеформирующей и здоровьесберегающей среды школы Цель программы

10 Задачи КЦП «Здоровье» Формирование у школьников через цикл учебных дисциплин и внеурочных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих. Организация медицинской, психологической, валеологической поддержки увп. Осуществление систематического мониторинга по проблеме здоровьесбережения. Организация методической помощи педагогам по данной проблеме

11 Механизмы реализации программы Постоянно действующий методический семинар для педагогов школы; Проведение цикла часов общения по проблеме ЗОЖ ; Создание методических материалов по проблеме здоровьесбережения; Разработка материалов мониторинга, их анализ и обобщение; Включение в учебный процесс специальных курсов, связанных со здоровьесбережением; Разработка факультативного курса «Основы ЗОЖ» для 7 – 9 классов; Организация сотрудничества с различными внешкольными организациями; Использование учителями школы современных здоровьесберегающих приёмов и форм в урочной деятельности; Организация эксперимента по психолого-педагогическому сопровождению учащихся компенсирующих классов; Организация спортивно-массовой работы на базе школы, участие в городских спортивных соревнованиях; Разработка индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуальных программ обучения (для учащихся- заочников, для детей-инвалидов) Участие в городских, региональных и международных проектах, связанных с проблемами здоровья

12 Концепция здоровьесберегающего образования Направлено на цель – создание условий для укрепления и развития как психического, так и физического здоровья учащихся. Опирается на принципы – научности, креативности, системности, личностно-деятельного подхода. Достигается через средства – здоровьесберегающее обучение; активизация физического развития; соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм; пропаганда здорового образа жизни. Приводит к результатам – уменьшение пропусков уроков по болезни; снижается усталость и напряжённость школьников; у них возникает потребность в здоровом образе жизни. Зависит от ресурсов – кадровых(в том числе личного примера педагогов в здоровом образе жизни); технологических(использование специальных педагогических технологий); материально-технических, информационных.

13 Здоровьесберегающее обучение Направлено на цель – обеспечение психического здоровья учащихся. Опирается на принципы – природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности(практической ориентации). Достигается через средства – учёт особенностей аудитории(изучение и понимание учащихся); создание благоприятного психологического климата на уроке; использование приёмов, сохраняющих интерес школьников к изучаемому материалу, создание условий для самовыражения; инициация разнообразных видов учебной деятельности; предупреждение гиподинамии. Приводит к результатам – предотвращает усталость и переутомление; усиливает учебную мотивацию. Зависит от ресурсов – личности и компетентности педагога не только в вопросах преподавания учебной дисциплины, но и в проблеме здоровьесбережения; а также в умении учителя использовать в своей деятельности специальных педагогических технологий. Взаимодействие субъектов здоровьесбережения.

14 Школьные факторы риска Школьные факторы риска – ряд характеристик образовательного процесса, агрессивно воздействующих на психику и организм детей и достаточно устойчивых в своих проявлениях в школах всего мира. В качестве основных из них специалисты называют следующие: -интенсификация увп; - недостаточное соответствие школьных программ, методик и технологий возрастным и индивидуальным особенностям школьников; - нерациональная организация учебного процесса; - физические, эмоциональные и интеллектуальные школьные перегрузки; - недостаточная двигательная активность современного ученика; - стрессовая тактика и стратегия педагогических действий; - временной цейтнот, в котором находятся школьники; - недостаточная психологическая компетентность учителя; - скученность детей и подростков; - так называемый инновационный барьер; -принужденность к общению в условиях классно-урочной системы; - отсутствие культа здоровья в окружающем социуме; Сила влияния ШФР определяется тем, что они действуют: комплексно и системно, длительно и непрерывно в течение 10 – 11 лет Пути воздействия на ШФР

15 Классификация ШФР по глубине их воздействия на здоровье школьников категория название категории глубина воздействия перечень факторов первая категория неизбежные факторы (неустранимые факторы) с ними нужно считаться, но нет возможности их изменить все эндогенные факторы, часть экзогенных: экологические и экономические вторая категория корректируемые факторы (корректируемые факторы) их негативное действие иногда можно регулировать это экзогенные и часть внутришкольных факторов третья категория устранимые факторы (устранимые факторы) их негативное действие можно снизить,исключить К ним относится многие школьные факторы

16 Состояние здоровья школьников – интегральная характеристика роста и развития ребёнка, которая определяется во многом условиями его жизни. Под ними понимают всё – от генетической предрасположенности до техногенных катастроф, которые наносят серьёзный ущерб здоровью детей. Комментарии к факторам риска. Всем ясно, что влияние неблагоприятных социальных и экологических факторов на здоровье детей очень серьёзно, никто не может отрицать генетической отягощённости. Но специалисты считают, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано со школой, с некомфортными условиями обучения. Под комфортными условиями УВП понимают, прежде всего, создание в школе педагогических условий, максимально эффективно обеспечивающих не только развитие умственных, нравственных и индивидуальных качеств ребёнка, но и его физическое и психическое развитие. Вывод: Смысл здоровьесберегающей деятельности школы состоит в том, чтобы учитывать Н.Ф. факторы, ослаблять воздействие К.Ф. и устранять У.Ф.

17 Задачи школьной администрации в сохранении и укреплении здоровья - Обеспечение соблюдение Сан ПиНов; - Внедрение новейших технологий обучения и оздоровления, прошедших экспертизу - Обеспечение переподготовки кадров - Создание инфраструктуры для оздоровительной деятельности - Влияние на социальные и экономические факторы - Влияние на психологические факторы, контроль

18 Задачи педагога по о здоровьесберегающего процесса в школе - Просвещение учащихся; - Мотивация учащихся; - Создание благоприятного психологического климата в коллективе учащихся; - Выбор адекватных технологий, средств и методов обучения; - Индивидуальный подход; - Взаимодействие с семьёй; - Влияние на микросоциум; - Фиксация проблем и их анализ.

- Создание условий для учебных занятий учащихся - Создание условий для оздоровления - Формирование морали и положительных социальных установок - Формирование мотивации - Передача культурных традиций ЗОЖ - Взаимодействие с учителем в проблемных ситуациях - Влияние на психологические внутришкольные факторы Задачи родителей в сохранении и укреплении здоровья детей

20 Задачи учащихся в сохранении и укреплении собственного здоровья - Формирование собственной мотивации ответственного отношения к здоровью; - Формирование привычки соблюдения гигиенических правил и норм; - Изучение учебного материала по вопросам здоровьесбережения и соотнесение его с собственным опытом; - Нацеленность на поиск позитивного выхода в проблемных ситуациях.

21 К вопросу о технологиях Ни одна из современных технологий не подвергалась серьёзной, всесторонней экспертизе на предмет её соответствия принципам здоровьесбережения. Реклама технологий разворачивается нешуточная. За ней – спрос потребителей, прибыль. Необходима экспертиза, чтобы установить пригодность технологии именно для нашей школы, для наших условий. Это сложнейшая процедура. Существует экспертная система «Технология». Она вошла в состав лицензионного компакт-диска «Виртуальный школяр»,её можно приобрести в торговой сети. Но и в ней вопросам здоровья школьников уделяется недостаточно внимания. Общая оценка пригодности и эффективности педагогической технологии.

22 Здоровьесберегающие педагогические технологии - Технология личностно ориентированного обучения; - Технология дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения; - Технология проблемного обучения; - Технология ненасильственного обучения; - Технология диалогового обучения; - Технология развивающего обучения; -Технология рефлексивного обучения; -Гендерный подход в обучении.

23 Здоровьесберегающий урок Главная составляющая образовательного процесса – урок! - Рассмотрим подходы и оценки урока с точки зрения его здоровьесберегающей направленности. - Для мониторинга здоровьесберегающей обучения возможно использование анкеты качества урока. - С помощью этой анкеты можно наблюдать и оценивать вклад педагогов школы в здоровьесбережение на отдельных уроках, в серии уроков, по ступеням обучения, по учебным предметам. - По форме анкета – это набор признаков (качеств) урока, сформулированных в повествовательной форме, что позволяет эксперту выявить реализованные учителем признаки. - По совокупности реализованных признаков оценивается качество преподавания, в том числе здоровьесберегающей направленности урока. Основные направления здоровьесбережения на уроке

24 Основные показатели здоровьесбесберегающей направленности урока 1.Учёт особенностей аудитории. 2. Создание благоприятного психологического климата на уроке. 3. Использование приёмов, позволяющих сохранить интерес учащихся к учебному материалу до конца урока. 4. Создание условий для самореализации обучающихся. 5. Инициация разнообразных видов деятельности. 6. Предупреждение гиподинамии. Рассмотри матрицу вместе с таблицей 8 печатного приложения. анализ матрицы

25 Примеры анализа результатов наблюдения здоровьесберегающей направленности уроков Предмет Показатели Группа показателей Биология 60%74%63%66%61%61 Литература 34%68%49% 47%49% Математика 33%51%49%42% 22%

26 Наиболее эффективные формы работы по здоровьесбережению в школе Работа учебно-методического центра «Здоровье и школа»; Постоянно действующий методический семинар для педагогов школы по проблемам здоровьесбережения; Эффективное сотрудничество с различными службами города по проблемам здоровья подростков и молодёжи; Организация ежегодного системного мониторинга по проблемам ЗОЖ и коррекция деятельности ОУ по результатам его анализа; Работа школьного факультатива для классов КО «Основы ЗОЖ»; Работа волонтёрской группы школьников «ЗОЖик» Создание условий в ОУ для повышения эффективности работы по здоровьесбережению; Системный анализ урочной деятельности учителей школы по проблеме «Здоровьесберегающий урок»; Целенаправленная и системная работа по укреплению здоровья обучающихся через организацию санаторного-курортного лечения; Участие школьников в различных соревнованиях и конкурсах здоровьесберегающей направленности; Укрепление умб учреждения для организации деятельности школьников по ЗОЖ;

27 Тематика теоретических и методических семинаров для педагогов школы Виды здоровья; Образ жизни; Принципы ЗОЖ; Составляющие ЗОЖ; Психологические особенности подросткового возраста; Деструктивное влияние школы на здоровье детей Школьные факторы риска и их классификация; К вопросу о здоровьесберегающих педагогических технологиях; Качество урока с точки зрения его здоровьесберегающей направленности (признаки, оценка); Показатели здоровьесберегающей направленности урока (работа с анкетой) Гендерный подход в обучении и воспитании школьников и многие другие; Система контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе

28 Направления мониторинга по ЗОЖ Мониторинг проводится по следующим направлениям: I. Уровень школьной комфортности, II. Уровень школьной напряженности, III. Уровень школьной тревожности, IV. Четвёртое направление мониторинга по здоровьесбережению - мониторинг психодиагностики наличия суицидальных намерений и оценка суицидального риска у учащихся классов компенсирующего обучения нашей школы, который был проведён по инициативе Министерства образования Мурманской области. V. Пятое направление мониторинга здоровьесберегающей деятельности нашего ОУ - это оценка организации здоровьесберегающей деятельности школы по восьми составляющим ЗОЖ обучающихся

29 Оценка формирования у обучающихся школы основных составляющих ЗОЖ Показатель А. Личностная ценность здоровья, Показатель В. Оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья, Показатель С. Соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ, Показатель Д.Адекватность оцени учащимися своего образа жизни и его соответствия требованиям ЗОЖ, Показатель Е. Отношение к информации, связанной со здоровьем, Показатель Ж. Оценка регулярности информационного влияния школы в сравнении с другими источниками, Показатель З. Оценка значимости информационного влияния школы в сравнении с другими источниками, Показатель И. Оценка учащимися личностной значимости мероприятий, проводимых в школе по формированию здорового образа жизни. По результатам анализа организации здоровьесберегающей деятельности в школе определяется показатель К «Оценка учащимися воспитательного эффекта здоровьесберегающих технологий в школе», проводится анализ результатов и на их основании планируется дальнейшая деятельность ОУ по данной проблеме..

30 Взаимодействие школы с организациями города по проблеме здоровья обучающихся МБОУ Центр психолого-медико социального сопровождения (Лазарева А.Н.- педагог- психолог и Лазаревич С.В.- социальный педагог): -Индивидуальные занятия с учащимися на базе центра; -Факультативный курс «Искусство жить»; -Тренинги для учащихся-волонтёров; -Участие в школьных и городских акциях

31 Городской центр «Доверие» Он функционирует при городском КВД и занимается организацией медико- социальной помощи детям и подросткам по программе «ЗОЖ - культура межполовых отношений» - руководитель психолог Чернышенко Т.В. Четвёртый год сотрудники центра работают с нашими учащимися

32 Городской «Центр здоровья» ГОБУЗ при МЦГБ «Центр здоровья» (заведующая Слепухина Н.И.) - второй год проводим комплексное обследование состояния здоровья подростков с использованием аппаратно-программного комплекса по следующим направлениям: -Психические резервы организма, -Физические резервы организма, -Адаптационные резервы организма, -Анализы на содержание сахара в крови, -Анализы на содержание холестерина в крови, -Программа «Дыши свободно» (зависимость объёма лёгких от курения) и другие.

33 Отдел организация отдыха и оздоровления детей при ЦРТД и Ю «Полярис» Третий год ведётся систематическая работа по оздоровлению детей в течение не только летнего периода, но и учебного года. Например, за прошлый год в различным санаторно-курортным лечением были охвачены 35 обучающихся школы, что составило 48,6% от общего числа обучающихся классов КО. Уже в текущем учебном году 15 наших школьников смогли поправить здоровья в различных оздоровительных центрах (ДСОЛ «Изавелли», «Янтарь-плюс»,Федеральный центр «Смена», г. Анапа и др.)

34 Городской центр планирования семьи - Центр планирования семьи при городской женской консультации (заведующая Березина) - раздельные занятия с девушками и юношами; -индивидуальное консультирование; -индивидуальные практические занятия.

35 Отдел по делам молодёжи при администрации города (руководитель Журба О.В.) -Совместно с отделом в школе создана и действует общественная молодёжная организация «Сталкер»; -Совместное проведение общественнозначимых акций. -Третий год школа участвует в российско-норвежском проекте «Спасём детей»-; - Школа является лидером движения «Примирение» -Семинары для педагогов, например, в октябре прошёл семинар по теме «Предупреждение вредных привычек»

36 Укрепление учебно- материальной базы Выиграли грант на оборудование пришкольной спортплощадки – 500 тыс. руб.; Построен скейт-парк – 900 тыс. руб.; Оборудован актовый зал; Введена в действие школьная столовая; Готовимся открыть в сентябре след года школьное кафе; Во всех школьных кабинетах имеются компьютеры, проекторы, доступ к интернету, специальные школьные доски; Установлены видеокамеры.

37

38 Усова Римма Ивановна Готовимся учитель химии высшей к уроку категории, отличник просвещения РФ. Об авторе