Организация взаимодействия акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация взаимодействия акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий.
Advertisements

О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием Выступление заместителя Министра экономического развития Российской Федерации.
Информационный семинар «Перспективы формирования технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов»: Технологические платформы:
1 Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на гг.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Управление технологическими платформами: взгляд на проблему Волковинский Александр Юрьевич Руководитель направления ООО «Союзмаш консалтинг»
«Реализация программ развития инновационной инфраструктуры федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования» Федеральное государственное.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
В ЗАИМОДЕЙСТВИЕ КРУПНЕЙШИХ КОМПАНИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ С МАЛЫМ ИННОВАЦИОННЫМ БИЗНЕСОМ В РАМКАХ ПРОГРАММ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ Голанд.
1 Исследование предпосылок и формирование базовых инструментов развития образовательных кластеров на основе сетевого взаимодействия ведущих инженерных.
Мониторинг реализации программ инновационного развития в части взаимодействия компаний с вузами Е.А. Каменев.
1 УЧАСТИЕ ВУЗОВ В НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНТРУКТОРСКИХ РАБОТАХ ВОЕННОГО И ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Формирование и развитие многофункциональных центров прикладных квалификаций (учебных центров профессиональной квалификации) О.Ф. Батрова к.п.н., ведущий.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
Центры коллективного пользования научным оборудованием в секторе исследований и разработок Мастерских Е.С. начальник отдела Департамента науки и технологий.
При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
Вопросы формирования долгосрочных целевых программ и общие подходы формирования программной классификации расходов бюджета Республики Башкортостан МИНИСТЕРСТВО.
Транксрипт:

Организация взаимодействия акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий с вузами и научными организациями в рамках программ инновационного развития Заместитель генерального директора Довгий Владимир Иванович

I. Программы инновационного развития

3 Нормативные документы 1. Решения Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г. (протокол 4), 30 января 2012 г. (протокол 1) – перечень из 60 компаний, разрабатывающих ПИР – рекомендации по разработке программ инновационного развития 2. Методические материалы по разработке ПИР акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий (письмо Минэкономразвития России от 31 января 2011 г ЗР-ОФ) 3. Письмо Заместителя Министра образования и науки Российской Федерации от 16 апреля 2012 года АП-480/13 4. Методические материалы по формированию системы мониторинга реализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий (утверждены решением Рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 29 декабря 2011 года, протокол 45-АК) 5. Методические материалы по разработке паспортов программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий (одобрены 15 ноября 2011 года Рабочей группой по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере (протокол 43-АК) 6. Требования к формированию среднесрочных планов в части взаимодействия компаний с вузами и научными организациями (письмо Заместителя Министра образования и науки Российской Федерации от 21 февраля 2013 года АП-217/02)

4 Рекомендации по разработке программ инновационного развития Раздел V. Обеспечение взаимодействия с ведущими высшими учебными заведениями Раздел VI. Обеспечение взаимодействия с научными организациями, малыми и средними инновационными предприятиями Раздел VII. Участие в технологическом прогнозировании и деятельности технологических платформ Раздел I. Цели программ инновационного развития Раздел II. Основные этапы разработки программ инновационного развития Раздел III. Основные показатели (индикаторы) программ инновационного развития Раздел IV. Управление инновационным развитием компаний

5 Главный приоритет – сотрудничество компаний с ведущими вузами Корректировка программ развития вузов в интересах компаний Создание совместных лабораторий Закупка современного оборудования Привлечение ведущих зарубежных ученых Инновационная инфраструктура Центры трансфера технологий Бизнес-инкубаторы Целевая подготовка кадров для компании Низкая доля накладных расходов РИД для коммерциализации Привлечение вузов к выполнению НИОКР Предоставление базы для производственной практики студентов Стажировка преподавателей вузов в компаниях Привлечение сотрудников компании к преподаванию в вузах Создание совместных малых инновационных предприятий Вклад вузов Вклад компаний

6 Направления взаимодействия Исследовательские программы Обмен научно-технической и маркетинговой информацией Прогнозирование научно-технического развития Подготовка кадров высшей квалификации Совершенствование учебных программ Участие сотрудников компаний в преподавательской работе Практика и стажировка студентов Создание системы непрерывного образования Создание базовых кафедр Образование Наука -Формирование приоритетных направлений исследований -Выполнение совместных НИОКР -Переподготовка и повышение квалификации сотрудников -Целевая подготовка студентов - Разработка стратегического плана исследований Установление отношений с опорными вузами Выбор опорных вузов, определение предметных (научных, технологических) направлений работ, определение объемов финансирования проведения совместных исследовательских (конструкторских, технологических) работ Основные направления взаимодействия с вузами и научными организациями

7 1. Количество опорных вузов 2. Количество базовых кафедр в опорных вузах 3. Количество студентов, обучающихся в вузах целевым образом по заказу компании 4. Объем финансирования целевой подготовки студентов в вузах 5. Количество сотрудников компании, проходящих повышение квалификации в вузах 6. Объем финансирования повышения квалификации сотрудников компании, реализуемой вузами 7. Количество сотрудников компании, проходящих переподготовку в вузах 8. Объем финансирования переподготовки сотрудников компании, реализуемой вузами 9. Объем НИОКР, выполняемых вузами по заказам компании 10. Объем НИОКР, выполняемых научными организациями по заказам компании Критерии оценки результатов взаимодействия компаний и вузов

8 Инструменты поддержки сотрудничества компаний и вузов ПП РФ 218 Господдержка проектов (до 100 млн./год) Продлено до 2015 Подключаются научные организации ФЦП «Исследования и разработки» на гг. Бюджетное финансирование НИОКР более чем на 100 млрд. руб. Выполнение НИОКР в интересах компании при софинансировании 50/50 ГП РФ «Развитие науки и технологий» на гг. Продолжение ФЦП «Исследования и разработки» Создание научно-технологического задела по прикладным направлениям Интеграция науки и образования (доля вузовских НИОКР – 15%) ГП РФ «Развитие образования» на гг. Реформирование сети вузов Интеграция образовательной, исследовательской и другой практической деятельности Увеличение доли участия вузов в секторе исследований и разработки Программа «Инженерные кадры» Повышение квалификации сотрудников Стажировки в России Стажировки за рубежом Государственный план подготовки научных работников и специалистов для организаций ОПК на гг. Обеспечение отбора абитуриентов. Обеспечение качества обучения Обеспечение закрепляемости выпускников на предприятиях ОПК

Организация работы консультационной группы Минобрнауки России с компаниями, реализующими программы инновационного развития 1. Организация взаимодействия между компаниями, вузами и научными организациями на этапе разработки программ. 2. Экспертиза и согласование программ инновационного развития. 3. Экспертиза и согласование среднесрочных планов реализации программ инновационного развития. 4. Экспертиза и согласование внесения изменений в утвержденные программы инновационного развития. 5. Развитие взаимодействия между компаниями, вузами и научными организациями в ходе реализации программ. 6. Мониторинг результатов реализации программ инновационного развития. 7. Анализ отклонений, выработка и реализация решений по их устранению. 9

II. Мониторинг реализации программ инновационного развития 10

Общие положения Цель мониторинга - содействие обеспечению реализации ПИР компаний в полном объеме и в установленные сроки, а также анализ влияния программ на формирование конкурентоспособной национальной инновационной системы. Задачи мониторинга Оценка результативности реализации программы Своевременное выявление проблем в реализации программы, заблаговременное предупреждение о намечающихся отклонениях от планов, представленных в программе Разработка государственной политики, направленной на повышение конкурентоспособности национальной инновационной системы 11

Организация мониторинга Мониторинг реализации ПИР осуществляет Президентский совет по модернизации экономики и инновационному развитию России, Президиум Президентского совета, Межведомственная комиссия по технологическому развитию при Президиуме совета, федеральные органы исполнительной власти, закрепленные за каждой из компаний с учетом их отраслевой принадлежности (далее - отраслевые ведомства), Минэкономразвития России, Минобрнауки России. Участие органов исполнительной власти в мониторинге (функционал): Отраслевое ведомство Оценка результатов реализации программы: в контексте государственной научно-технической и инновационной политики, а также государственной политики, реализуемой отраслевым ведомством; на предмет достижения запланированных значений КПЭ; с точки зрения соответствия актуальным направлениям социально-экономического и научно- технологического развития отраслей экономики, в которых работает компания; с учетом специфики соответствующей отрасли экономики. Минэкономразвития Осуществление общей координации процесса мониторинга реализации программ; Подготовка материалов для рассмотрения на заседании Рабочей группы; Осуществление функции отраслевого ведомства в отношении ГК «Росатом». Оценка результатов реализации программы на предмет достижения запланированных значений КПЭ и выполнения мероприятий программы в части взаимодействия компании с высшими учебными заведениями и научными организациями Минобрнауки 12

Используются в агрегированном виде при определении степени влияния реализации ПИР на достижение целей Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, и не учитываются при оценке результативности реализации программ отдельных компаний в рамках мониторинга В систему показателей мониторинга входят все КПЭ, установленные в программе компании Фактические значения данных показателей учитываются при оценке результативности реализации программы в отчетном году. Организация мониторинга 13

14 Причины отклонений результатов от заявленных в программах планов Финансовые причины Недостаточность и неопределенность бюджетного финансирования мероприятий ПИР в рамках реализации государственного оборонного заказа и государственных (федеральных целевых) программ Отсутствие у компании собственных средств, необходимых для реализации прорывных НИОКР гражданского (двойного) применения Недополучение выручки и, как следствие, прибыли компаний по причине изменения условий приемки (оплаты) продукции со стороны заказчиков Инфраструктурные причины Дефицит инженерно-технических кадров и квалифицированного менеджмента в сфере управления инновационной деятельностью Несоответствие темпов развития организаций в смежных секторах экономики темпам инновационного развития компаний Неготовность опытной и экспериментальной базы компаний к проведению возрастающего объема исследований и испытаний Организационная неготовность компаний к резкому переходу на инновационный путь развития

Проблемы интеграции вузов и компаний ограниченная информированность компаний о возможностях вузов отсутствие в большинстве компаний системы оценки инновационных предложений ориентированность компаний преимущественно на образовательные возможности вузов Низкая готовность компаний как основного заказчика и потребителя инноваций несоответствие качества выполняемых вузами НИОКР потребностям компаний реального сектора экономики недостаточность мотивов для развития научно-исследовательских компетенций и стимулов к кооперации с компаниями. слабая ориентированность исследовательской деятельности вузов на актуальные нужды компаний; несоответствие существующего состояния инновационной инфраструктуры вузов актуальным потребностям компаний Низкая готовность вузов как основного источника удовлетворения кадровых и научных потребностей компаний ограниченный допуск вузов к участию в выполнении НИОКР по заказам компаний в рамках государственных (федеральных целевых) программ. закрытость сформированных органов управления государственных (федеральных целевых) программ развития высокотехнологичных отраслей для вузов Отсутствие эффективных научно-производственных связей между субъектами инновационной системы

16 Предложения по повышению эффективности взаимодействия вузов и компаний Повышение уровня информирования вузов о потребностях компаний, а компаний о возможностях вузов и научных организаций Усиление мотивации развития научно-исследовательских компетенций и кооперации вузов с компаниями Проведение инвентаризации возможностей организаций вузов, создание единой базы данных в целях информирования компаний реального сектора Дальнейшее совершенствование инновационной инфраструктуры вузов и научных организаций с учетом реальных потребностей и направлений развития «якорных» компаний Включение представителей вузов и научных организаций в состав органов управления реализацией государственных (федеральных целевых) Наращивание прикладных исследовательских компетенций ведущих вузов Организация научных исследований и системы управления в вузах – формирование инновационной инфраструктуры в каждом вузе, включение в органы управления вуза представителей компаний

III. Среднесрочный план реализации программы инновационного развития 17

является основным инструментом планирования реализации мероприятий программы инновационного развития; разрабатывается на трехлетний период и носит скользящий характер; подлежит актуализации по мере внесения изменений в программу и достижения в ходе ее реализации результатов. Среднесрочный план Отчет о выполнении среднесрочного плана за прошедший (отчетный) период представляется в составе отчетных материалов в качестве приложения. При необходимости рекомендуется прилагать к отчету о выполнении среднесрочного плана пояснительную записку. Основные положения 18

19 Типовые разделы среднесрочного плана 1. Мероприятия в области освоения новых технологий (модернизация), в том числе повышение энергоэффективности повышение экологичности производства освоение новых технологий на производстве внедрение систем контроля качества внедрение информационных технологий 2. Проведение исследований и разработок и использование их результатов Исследования и разработки по приоритетным и прорывным технологическим направлениям Прочие исследования и разработки 3. Вывод на рынок инновационной продукции (услуг) 4. Мероприятия по созданию и развитию исследовательской инфраструктуры и стендово-испытательной базы 5. Мероприятия в области совершенствования управления инновационной деятельностью и бизнес-процессов

6. Мероприятия в области развития взаимодействия с субъектами внешней инновационной среды, в том числе с вузами со сторонними научными организациями с российскими инновационными предприятиями, включая малые и средние с технологическими платформами c инновационными территориальными кластерами с институтами развития с инновационным центром «Сколково» с венчурными фондами российской и зарубежной юрисдикций мероприятия по популяризации инновационной деятельности компании 7. Мероприятия в области международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности Типовые разделы среднесрочного плана 20

Требования к содержанию раздела 6.1 Среднесрочного плана «Мероприятия по взаимодействию с высшими учебными заведениями» Количество опорных вузов Количество базовых кафедр в опорных вузах Установление отношений с опорными вузами Количество образовательных программ вузов, востребованных компанией Количество образовательных программ вузов, усовершенствованных с учетом перспективных потребностей компании Совершенствование образовательных программ и планов вузов в целях повышения качества подготовки кадров Количество студентов, обучающихся в вузах целевым образом по заказу компании Объем финансирования целевой подготовки студентов в вузах Целевая подготовка студентов в вузах за счет средств компании Количество сотрудников компании, проходящих повышение квалификации в вузах Количество сотрудников компании, проходящих переподготовку в вузах Объем финансирования повышения квалификации сотрудников компании, реализуемой вузами Объем финансирования переподготовки сотрудников компании, реализуемой вузами Повышение квалификации и переподготовка сотрудников компании в вузах 21

Количество сотрудников компании, участвующих в реализации образовательных программ в вузах Участие сотрудников компании в преподавательской работе Количество аспирантов и преподавателей вузов, проходящих стажировку в компании Количество студентов вузов, проходящих производственную практику в компании Количество студентов вузов, принятых на работу после прохождения производственной практики Развитие системы практик и стажировок студентов, аспирантов и научно-преподавательского состава вузов в компаниях Наличие тематического плана НИОКР, проводимых совместно с вузами Формирование приоритетных направлений и тематик совместных с вузами исследований и разработок Количество договоров на НИОКР, выполняемых вузами по заказам компании Объем финансирования НИОКР, выполняемых вузами по заказам компании Реализация совместных с вузами исследований и разработок Иные мероприятия, предусмотренные программой инновационного развития, реализуемые с участием высших учебных заведений 22 Требования к содержанию раздела 6.1 Среднесрочного плана «Мероприятия по взаимодействию с высшими учебными заведениями»

Требования к содержанию раздела 6.2 Среднесрочного плана «Мероприятия по взаимодействию со сторонними научными организациями» Наличие тематического плана НИОКР, проводимых совместно со сторонними научными организациями Формирование приоритетных направлений сотрудничества и совместных планов проведения исследований и разработок Объем финансирования НИОКР, выполняемых сторонними научными организациями по заказам компании Реализация совместных со сторонними научными организациями исследований и разработок Иные мероприятия, предусмотренные программой инновационного развития, реализуемые с участием сторонних научных организаций 23

IV. Паспорт программы инновационного развития 24

Цель разработки Паспорта - информационное обеспечение взаимодействия высших учебных заведений, научных организаций, малых и средних инновационных предприятий, технологических платформ и других потенциальных партнеров с компанией Дочерние и зависимые общества компаний также разрабатывают Паспорта своих программ инновационного развития Основные положения 25

Формирование Паспорта направлено на решение следующих задач: Привлечение к реализации ПИР сторонних предприятий и организаций, обладающих научно-технологическими заделами и компетенциями по направлениям инновационного развития компании Своевременное информирование сторонних организаций, являющихся потенциальными партнерами в реализации программы, о направлениях ее инновационного развития и происходящих изменениях в инновационной политике компании Информирование широкого круга заинтересованных сторон о ходе и основных результатах (в том числе, промежуточных) реализации ПИР Основные положения 26

Структура Паспорта ПИР: Раздел 1. Основные направления научно-технологического развития Раздел 2. Важнейшие мероприятия по инновационному развитию Раздел 3. Кадровое обеспечение реализации программы Раздел 4. Механизмы взаимодействия потенциальных партнеров с компанией Раздел 5. Дочерние и зависимые общества, участвующие в реализации программы Раздел 6. Ключевые результаты реализации программы Структура Паспорта 27

Содержание основных разделов Паспорта Перечень основных направлений научно-технологического развития компании, в т.ч: предполагающие привлечение сторонних организаций наиболее актуальные для компании Объемы финансирования направлений, планируемые к выделению в кратко-, средне- и долгосрочном периодах, в т.ч: в рамках финансирования выполнения работ сторонними организациями Раздел 1. Основные направления научно- технологического развития Раздел 2. Важнейшие мероприятия по инновационному развитию Перечень мероприятий по инновационному развитию компании предполагающие привлечение сторонних организаций Оказывающие существенное влияние на взаимодействие компании с потенциальными партнерами в будущем Анонсы проведения конкурсных процедур по определению внешних исполнителей работ и проектов, запланированных в программе 28

Информация о кадровых потребностях компании Количественная оценка кадровых потребностей (по возможности) Сведения о направлениях целевой подготовки кадров, переподготовки и повышения квалификации персонала, наиболее востребованных компанией в целях инновационного развития Указанные данные рекомендуется представить на перспективу ближайших трех лет Содержание основных разделов Паспорта Раздел 3. Кадровое обеспечение реализации программы 29

Контактные данные подразделений компании, осуществляющих взаимодействие с потенциальными партнерами Раздел 4. Механизмы взаимодействия потенциальных партнеров с компанией Сведения о планах и фактическом участии компании в деятельности технологических платформ и территориальных инновационных кластеров Краткое описание (основные особенности) процедур взаимодействия профильных подразделений компании с потенциальными партнерами на предмет участия в выполнении работ и проектов, запланированных в программе Ссылки на опубликованные в открытых источниках внутренние нормативные правовые документы компании, регулирующие взаимодействие со сторонними организациями в ходе реализации программы (положение о закупках и др.) Содержание основных разделов Паспорта 30

Спасибо за внимание! 31