Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках литературы Учитель русского языка и литературы Уваровской общеобразовательной школы I –

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Компетенция - общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности.
Advertisements

СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Мотивация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе на основе использования проектных и информационно- коммуникационных технологий (психолого-
Информационно- коммуникационные технологии Технологии развития критического мышления Личностно – ориентированные технологии Обучение в сотрудничестве.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Формирует мотивацию,
Использование современных информационных технологий на урока русского языка и литературы и во внеурочной работе Автор : Сурсина Наталья Анатольевна Место.
Система работы учителя информатики Прокопович Е. В. МОУ «Гимназия 5» г. Брянска.
Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся на уроках информатики Сафиуллина И.С., учитель информатики МАОУ лицей 1 имени А.С. Пушкина.
знание и представление об информационных процессах в окружающем мире, владение информационными средствами, а также владение компьютерной грамотностью.
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
«Научно-исследовательская деятельность учителя и учащихся » Выполнил: Выполнил: Пархоць К.А., учитель Пархоць К.А., учитель английского языка английского.
Учитель истории Черкашина Ирина Павловна Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных.
Технология проектного обучения На основе программы Intel - «Обучение для будущего»
Организация самостоятельной деятельности школьников.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы». Сысова Валентина Александровна учитель русского языка и литературы.
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Транксрипт:

Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках литературы Учитель русского языка и литературы Уваровской общеобразовательной школы I – III ступеней Кузёмина Татьяна Алексеевна

Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо

Компете́нция (от лат. competere соответствовать, подходить) способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. лат. Коммуникативная компетенция – владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями.

Коммуникативные умения: устанавливать оптимальные взаимоотношения с окружающими людьми; находить контакт, общий язык и правильный тон с различными пользователями и в разных обстоятельствах; проявлять требовательность, касающуюся выполнения правил обычного общения, обсуждения, споров, дебатов; излагать свои мысли четко, логично, убедительно, образно и доступно; проявлять эмоциональную сдержанность в любых ситуациях.

Цель педагогической деятельности - создание условий для формирования у учащихся коммуникативной компетентности. Работа с текстом: - Научить выделять главную мысль. - Вести поиск необходимой информации и проводить ей анализ. - Обобщать и делать собственные выводы. Умение вести дискуссию: - Слушать и слышать собеседника. - Отстаивать свою точку зрения, подкрепляя аргументами и соблюдая принципы взаимоуважения. Конструирование новых текстов: - Повышать творческий потенциал. - Развивать словесно- логическое мышление. Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:

Основные инновационные технологии, применяемые при формировании коммуникативной компетенции

Технология развития критического мышления Главная цель данной технологии - научить ученика самостоятельно добывать знания, работать с информацией, в процессе которой эта информация понималась бы, осмысливалась, сопрягалась с собственным опытом. Преимущества технологии: повышается ответственность за качество собственного образования; развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; школьники овладевают умением интегрировать информацию; формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств (развивается системное логическое мышление); развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. [sites.google.com] Технология развития критического мышления

Личностно-ориентированное обучение осуществляется на основе учёта индивидуальных особенностей учащегося, где во главе угла ставится самобытность ребёнка, его самоценность, т.е. развитие личностных особенностей обучающегося, раскрытие его природного дара. Цели и задачи личностно ориентированного обучения: развивать индивидуальные и познавательные способности каждого ребенка; максимально выявлять, инициировать, использовать индивидуальный (субьективный) опыт ребенка; помочь личности познать себя, самоопределиться, и самореализоваться, а не формировать заранее определенные качества. Технология личностно ориентированного обучения

Использование проектной технологии дает возможность развивать познавательные умения и навыки учащихся; формировать умение ориентироваться в информационном пространстве; самостоятельно конструировать свои знания; интегрировать знания из различных областей наук; критически мыслить; овладевать практическими умениями исследовательской работы: собирать необходимую информацию, учиться анализировать факты, делать выводы и заключения; самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Проектная технология

Информационно-коммуникационные технологии Использование ИКТ позволяет эффективно организовать групповую и самостоятельную работу учащихся; способствует совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяет индивидуализировать процесс обучения; повышает интерес к урокам русского языка и литературы; активизирует познавательную деятельность учащихся, повышают мотивацию; развивает творческий потенциал учащихся

Основные формы и методы работы по формированию коммуникативной компетенции на уроках литературы

Устная коммуникация Учебный диалог Доклады Сообщения Ролевые и деловые игры Исследования Проекты Обсуждения, дискуссии, диспуты Выступления в качестве оппонентов Выступления в качестве ведущих Письменная коммуникация

Методы, через которые можно внедрить интерактивную модель обучения в рамках урока: работа в малых группах в парах, ротационных тройках, два, четыре, вместе; метод карусели; лекции с проблемным изложением; эвристическая беседа; уроки семинары (в форме дискуссий, дебатов); конференции; деловые игры; использование средств мультимедиа (компьютерные классы); технология полноценного сотрудничества; технология моделирования, или метод проектов (скорее как внеурочная деятельность);

ЭССЕ Одна из форм выражения своих личностных качеств. Подростки раскрывают свой взгляд на мир, передают настроение, интересы, ощущения. Темы: «Цветы любимому писателю» «Звенящие струны поэзии» «Родом из детства» «Любовь и красота» «Своей земли минувшие года» «Подвиг ради любви» «Очей очарованье» «Женщина в дымке серебряного века» «Встречи вне времени» «Когда ужасное прельщает» ЭССЕ Одна из форм выражения своих личностных качеств. Подростки раскрывают свой взгляд на мир, передают настроение, интересы, ощущения. Темы: «Цветы любимому писателю» «Звенящие струны поэзии» «Родом из детства» «Любовь и красота» «Своей земли минувшие года» «Подвиг ради любви» «Очей очарованье» «Женщина в дымке серебряного века» «Встречи вне времени» «Когда ужасное прельщает»

Словесное рисование «Если бы я был художником». Учащимся предлагается выделить картины, созданные поэтом в стихотворении, и с помощью « словесного рисования », используя средства выразительности, передать настроение, чувства, внутреннее состояние. При изучении стихотворения А.С. Пушкина « Зимнее утро » учащиеся разделяют произведение на части, выделяют ключевые слова, а затем « пишут » следующие картины: « Мороз и Солнце », « Утро », « Вечер », « Вьюга », « Луна », « Голубые небеса », « Снег », « У печурки », « Зимний пейзаж », « Деревенский дворик ».

МИНИ- ПРОЕКТЫ Работая над характеристикой главных героев произведения, учащиеся работают над мини- проектами. Сначала выписывают из произведения цитаты, характеризующие героя, затем выделяют ключевые слова, дают им лексическое толкование. На основании этого определяют авторское отношение к герою. В итоге дают свою характеристику герою. На специальном уроке проводится защита проектов, класс оценивает составленные характеристики героев.

ДРОБЬ При изучении небольших произведений используется приём « дробь ». Особенностью данного приёма является то, что учащиеся делят текст на части до тех пор, пока не останется короткая фраза-пример, на основе которой можно сделать вывод. Сначала текст делится на большие части, соответствующие основным событиям. Класс делится на группы и выбирает одну из частей. Задача группы состоит в том, чтобы составить ряд вопросов по данной части. Затем учащиеся читают (по цепочке) эпизод и анализируют его по вопросам.

«МОЖНО-НЕЛЬЗЯ» Для создания личностного отношения к произведению рекомендуется записать вопросы, которые возникнут после прочтения и обсудить их с классом. Затем учащиеся изображают то, что описал автор (особенно в поэтических произведениях), при этом разграничить: поддаётся изображению, не поддаётся изображению на бумаге. Данная работа проводится с помощью таблицы Можно нарисовать Нельзя нарисовать В первой строке Во второй строке В третьей строке Сделайте вывод

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ Интересной и эффективной формой работы, развивающей коммуникативные способности учащихся, является урок-исследование. В ходе урока учащиеся составляют опорный конспект темы, заполняя предложенную таблицу с целью систематизации сведения о произведении, герое, записывают строки, раскрывающие идею произведения, авторское отношение к происходящему Литературное произведение Жанр Тема, основные мотивы Ключевые слова Идея Например, при изучении темы « Вольнолюбивые мотивы в лирике А.С. Пушкина » предлагается составить конспект в виде таблицы по такой схеме:

Можно составить конспект, используя цвет, рисунки. При изучении поэмы Н.В. Гоголя « Мёртвые души » учащимися были составлены несколько видов опорных конспектов.

РАБОТА В ГРУППЕ В группе выбирается руководитель, каждому члену группы отводится своя роль. Первый шаг в подготовке творческого проекта - это обсуждение темы, составление плана работы, распределение обязанностей между членами группы. Обычно учащиеся 8-11 классов распределяют обязанности следующим образом: сценарист (пишет текст монтажа или выступления), оформитель (систематизирует подготовленный материал, оформляет папку, буклет, брошюру.), художник (иллюстрирует произведение, оформляет титульный лист работы), чтец (выразительно читает стихотворение или фрагмент текста). При необходимости могут быть литературный критик (анализирует образ, поступки), историк, правовед, литературовед и т.д. Подготовленный материал распределяется между всеми членами группы, в итоге каждый учащийся имеет возможность выступить перед классом.

Мини-проекы «Звенящие струны поэзии»

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ На современном этапе, когда каждый учащийся- старшеклассник владеет компьютером, возможна работа по составлению презентации к уроку. Данная работа позволяет не только актуализировать знания, но и развивает умения кратко передать основную мысль, выбирая из огромного потока информации самое необходимое. Учащийся, самостоятельно составивший презентацию, уже не стремится бездумно прочитать то, что представлено на слайде, а пытается дать анализ, рассказывает подробности, комментирует иллюстрации.

Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы способствует разностороннему развитию языковой личности ученика, а также предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать нестандартные коммуникативные задачи. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.

Интернет - источники: sites.google.com simonischool.at.ua ru