СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 2-ГО ПОКОЛЕНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система дидактических принципов деятельностного метода Маркова Галина Ивановна, учитель математики МАОУ «СОШ2»
Advertisements

ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ.
«Основы деятельностного метода обучения». «Это очевидно, что мы рождены для деятельности» Цицерон Марк Туллий, 1 в. до н.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Идеальная дидактика – это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Технология деятельностного метода как средство реализации ФГОС Подготовила: Е.П.Вязинько, зам. директора по УВР МКОУ «ООШ с. Полевое» год.
Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго.
Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования.
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Системно-деятельностный подход как одно из условий эффективного управления познавательной деятельностью обучающихся на уроках английского языка Учитель.
Технология деятельностного метода обучения. Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие.
Реализация технологии системно-деятельностного подхода в обучении математике «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Особенности организации современного урока в начальной школе.
С ИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД Семинар для педагогов МБОУСОШ6.
Мышление является объектом изучения ряда научных дисциплин: теории познания, логики, психологии и физиологии высшей нервной деятельности; последнее время.
С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
1. Мотивирование к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 3. Выявление места и причины.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер Системно – деятельностный подход в образовании Я слышу, и я забываю, Я вижу, и.
Транксрипт:

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 2-ГО ПОКОЛЕНИЯ

Вопросы 1. Научные основы системно-деятельностного подхода в образовании. 2. Основные идеи системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГОС. 3. Условия реализации системно- деятельностного подхода. 4. Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон).

1. Научные основы системно-деятельностного подхода Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Понятие системно-деятельностного подхода было введено в отечественной науке в 1985 г.

Научные основы системно-деятельностного подхода В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Деятельность – это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность – это способ существования человека, способ проявления его субъектной позиции. (Философский словарь). Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Результат – системообразующий фактор деятельности (А.Г. Асмолов).

Научные основы системно- деятельностного подхода Структура деятельности (В.В.Давыдов) потребность - мотив - задача - средства (решения задачи) - действия - операции

Научные основы системно- деятельностного подхода Существует три вида деятельности, отличающихся отношением к норме (Азбука теории деятельности, разработанная в методологии О.С. Анисимова, А.А. Деркач, Г.П. Щедровицкого и др.): самоопределение, нормореализация, нормотворчество.

Научные основы системно- деятельностного подхода Самоопределение предполагает соотнесение предложенной нормы деятельности с актуальным уровнем способностей и системой ценностей. Нормореализация (исполнительская деятельность) предполагает воспроизведение известной нормы деятельности, ее итогом является преобразованный продукт. Нормотворчество (управленческая деятельность) предполагает построение новой нормы деятельности.

Научные основы системно- деятельностного подхода Сформированность способностей к нормореализации и нормотворчеству гарантирует обучающемуся его способность к самореализации. Учащийся в процессе обучения должен быть субъектом учебной деятельности

2. Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Системно-деятельностный подход ориентирует: на усвоение знаний; на способы этого усвоения; на образцы и способы мышления и деятельности; на развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.

Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований (Н.Ф.Талызина, П.Я. Гальперин).

Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Актуализация системно-деятельностного подхода обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; более глубокое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Актуализация системно-деятельностного подхода обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям: существенное повышение мотивации и интереса обучающихся к учению на всех ступенях обучения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.

Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Системно-деятельностный подход предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Системно-деятельностный подход предполагает: переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Системно-деятельностный подход предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Системно-деятельностный подход предполагает: признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Системно-деятельностный подход предполагает: обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Признаками эффективности системно- деятельностного подхода являются: наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели; выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Признаками эффективности системно- деятельностного подхода являются: выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение учеником содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Основные идеи системно-деятельностного подхода к образовательному процессу Важнейшей отличительной особенностью системно-деятельностного подхода применительно к стандартам нового поколения является их ориентация на результаты образования.

3. Принципы реализации системно-деятельностного подхода Принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме.

Принципы реализации системно-деятельностного подхода 1) Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляются не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания. выделяет деятеля в базовом процессе и устанавливает требования к развивающим и воспитательным целям обучения;

Принципы реализации системно-деятельностного подхода 2) Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. обеспечивает инвариантность реализуемой нормы;

Принципы реализации системно-деятельностного подхода 3) Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. устанавливает требования к содержательным целям обучения;

Принципы реализации системно-деятельностного подхода 4) Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). регламентирует процедуру контроля достижения образовательных целей;

Принципы реализации системно-деятельностного подхода 5) Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества. устанавливает требования к организации взаимодействия между учителем и учеником.

Принципы реализации системно-деятельностного подхода 6) Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к система­тическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта. предусматривает возможность различных уровней достижения целей в соответствии с самоопределение м обучающихся;

Принципы реализации системно-деятельностного подхода 7) Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. определяет границы высокого уровня подготовки по предмету;

4. Условия реализации системно- деятельностного подхода на практике 1. Создание учебных ситуаций стимулирующих включение учащихся в активную деятельность с учетом: возраста ребенка; специфики учебного предмета; меры сформированности действий

Условия реализации системно- деятельностного подхода на практике Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

Условия реализации системно- деятельностного подхода на практике 2. Наполнение содержания образования системой взглядов, идей, теорий, ключевых понятий и методов базовых наук, лежащих в основе школьных предметов и их дополнение «деятельностной» составляющей.

Условия реализации системно- деятельностного подхода на практике 3. Развитие универсальных учебных действий как основы учебной самостоятельности. УУД: личностные (готовность и способность к самоопределению в деятельности ; регулятивные (готовность и способность быть субъектом учебной деятельности на каждом этапе ее осуществления); познавательные (готовность и способность к интенсивной мыслительной деятельности, познанию, исследованию) коммуникативные (готовность и способность включаться в диалог, совместную деятельность, сотрудничество)

Условия реализации системно- деятельностного подхода на практике 4. Стимулирование субъектной позиции ученика в урочной и внеурочной деятельности. 5. Проектирование и практическая реализация индивидуальных образовательных программ. 6. Использование технологий проблемного, проектного, диалогического обучения. 7. Включение учащихся в учебно- и научно- исследовательскую деятельность. 8. Включение учащихся в социальные практики. 9. Включение учащихся в групповые формы работы, развитие навыков сотрудничества, ученического самоуправления.

Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). Система традиционного обучения Система развивающего обучения 1) Принцип наглядности. 2) Принцип доступности. 3) Принцип научности. 4) Принцип преемственности. 5) Принцип системности. 6) Принцип сознательного усвоения знаний. И т.д. 1) Принцип деятельности. 2) Принцип непрерывности. 3) Принцип целостного представления о мире. 4) Принцип минимакса. 5) Принцип психологической комфортности. 6) Принцип вариативности. 7) Принцип творчества.

Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). Понятийный уровень позволяет устранить случайные выводы и интегрировать накопленный потенциал. Инструментальное использование полной, непротиворечивой и независимой системы понятий позволяет перейти от уровня эмпирического обобщения к теоретическому уровню. Способы обработки знаний об окружающем мире эмпирическое обобщение теоретическая разработка на основе понятий

Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). Технология включает следующие этапы: 1. Самоопределение к деятельности (орг. момент). 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. 3. Постановка учебной задачи. 4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания). 5. Первичное закрепление во внешней речи. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 7. Включение в систему знаний и повторение. 8. Рефлексия деятельности (итог урока).

Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). Интегративный характер технологии деятельностного подхода обосновывается реализацией в ней традиционного подхода к обучению и идей развивающего образования П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.

Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). 1. Самоопределение к деятельности (орг. момент). На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу"); 2) выделяется содержательная область ("могу").

Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. Этап завершается созданием затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). 3. Постановка учебной задачи. На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). 4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.). После построения и обоснования нового способа действий новый способ действий фиксируется в речи и знаково в соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре. В завершение устанавливается, что учебная задача разрешена.

Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). 5. Первичное закрепление во внешней речи. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). 7. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон). 8. Рефлексия деятельности (итог урока). На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.

Технология реализации деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон):система дидактических принципов Дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА проектирования условий реализации системно- деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы 1. Аналитический компонент

Позиции для анализа Групповое решение 1. Какова основная идея системно- деятельностного подхода к организации образовательного процесса в школе? Младший школьник должен стать субъектом учебной деятельности, включаясь в процессе нормореализации, нормотворчества, самоопределения. В процессе учебной деятельности должно произойти преобразование внешней (предметной) деятельности во внутреннюю (интеллектуальную) деятельность.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА проектирования условий реализации системно- деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы 1. Аналитический компонент Позиции для анализа Групповое решение 2. С позиции системно- деятельностного подхода, в какие виды деятельности должен быть включен учащийся? Самоопределение предполагает соотнесение предложенной нормы деятельности с актуальным уровнем способностей и системой ценностей. Нормореализация (исполнительская деятельность) предполагает воспроизведение известной нормы деятельности, ее итогом является преобразованный продукт. Нормотворчество (управленческая деятельность) предполагает построение новой нормы деятельности. Сформированность способностей к нормореализации и нормотворчеству гарантирует обучающемуся его способность к самореализации.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА проектирования условий реализации системно- деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы 1. Аналитический компонент Позиции для анализа Групповое решение 3. Какие современные образовательные технологии обеспечивают реализацию системно- деятельностного подхода на практике? Технологии развивающего обучения Технология содержательного обобщения Технология проблемного обучения Технология проектного обучения Технология развития критического мышления через чтение и письмо ТРИЗ и др.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА проектирования условий реализации системно- деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы 1. Аналитический компонент Позиции для анализа Групповое решение 4.Ориентацию, на какие позиции в развитии младшего школьника обеспечивает системно- деятельностны й подход? более глубокое и прочное усвоение знаний учащимися, освоение способов их применения; развитие ребенка как субъекта деятельности; развитие учебной самостоятельности; осознанное отношение к процессу и результат совей учебной деятельности; принятие учеником результатов учебной деятельности как социально и личностно значимых; повышение мотивации и интереса обучающихся к учению; развитие рефлексивной самооценки и самосознания; общекультурное и личностное развитие на основе формирования универсальных учебных действий; развитие конструктивных, творческих способностей; освоение способов совместной деятельности, групповой работы; готовность решать различные задачи жизнедеятельности с применением теоретических знаний

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА проектирования условий реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы 1. Аналитический компонент Позиции для анализа Групповое решение 5. Какие условия обеспечивают реализацию системно- деятельностного подхода в практике начальной школы? 1. Создание учебных ситуаций стимулирующих включение учащихся в активную деятельность. 2. Наполнение содержания образования системой взглядов, идей, теорий, ключевых понятий и методов базовых наук, лежащих в основе школьных предметов и их дополнение «деятельностной» составляющей. 3. Развитие универсальных учебных действий. 4. Стимулирование субъектной позиции ученика в урочной деятельности. 4. Стимулирование субъектной позиции ученика во внеурочной деятельности. 5. Проектирование и практическая реализация индивидуальных образовательных программ. 6. Использование технологий проблемного, проектного, диалогического обучения. 7. Включение учащихся в учебно- и научно-исследовательскую деятельность. 8. Включение учащихся в социальные практики. 9. Включение учащихся в групповые формы работы, развитие навыков сотрудничества, ученического самоуправления.