Методические подходы к разработке технологии здоровьеформирующей среды в ДОУ Е. И. Николаева, В. И. Федорук, Е. Ю. Захарина
Очевидно, что многие заболевания в современном мире определяются, в существенной мере, поведением людей. Люди могут либо непосредственно вредить своему здоровью, например, чрезмерно употребляя алкоголь, либо, напротив, они могут способствовать укреплению здоровья, например, усиленно занимаясь физкультурой и ведя здоровый образ жизни. Следовательно, чтобы снизить риски тех или иных заболеваний, можно воздействовать на поведение человека
Внутренняя картина болезни не просто реакция личности на болезнь, как компонент болезни, но как потенциально патогенетический фактор. В концепции Лурии А.Р. внутренняя картина болезни рассматривалась как система переживаний и представления человека о причинах своего заболевания и способах лечения. Достаточно хорошо был изучен физиологический аспект болезни и причины ее появления.
Внутренняя картина здоровья система представлений рядового человека ( не медика ) о своем здоровье и собственном способе его поддержания. Человек является «носителем» здоровья. Сам человек есть открытая нелинейная сложная самоорганизующаяся система, которая представляет собой блуждающий по многовариантным путям жизненного поля процесс. Здоровье в данном случае есть процесс максимальной естественной продолжительности жизни при высоком качестве жизни, оптимальной трудоспособности и социальной активности.
Лурия А. Р. (1973) ввел понятие внутренней картины болезни ( ВКБ ) Каган В. Е. (1993) выделил внутреннюю картину здоровья ( ВКЗ ) Данные представления позволили нам предположить, что формирование внутренней картины здоровья у дошкольников позволит более эффективно повлиять в дальнейшем на их поведение в сторону здорового образа жизни. Подобные воздействия на ребенка-дошкольника не возможны без эффективного взаимодействия между работниками детского сада и родителями, которые также должны менять свое поведение.
Цель опытно - экспериментальной работы в ГДОУ 123 Центрального района Санкт - Петербурга в гг : - разработка и апробация технологии создания здоровьеформирующей среды дошкольного учреждения с учетом гендерных особенностей воспитанников.
Введение термина здоровьеформирущая среда в данном случае не случайно. Предыдущие рассуждения свидетельствуют о том, что практически все дети имеют те или иные заболевания, а потому у многих просто нечего сохранять. Следовательно, нам остается не сбережение здоровья, а его принципиальное новое формирование у ребенка, не испытавшего ощущение здоровья никогда ранее.
Задачи опытно - экспериментальной работы 1. Теоретически обосновать необходимость и значимость формирования здоровьеформирующей среды дошкольного учреждения с учетом гендерных особенностей воспитанников. 2. Проанализировать отношение родителей к проекту и готовность взаимодействовать с ДОУ в рамках проекта. 3. Теоретически обосновать и апробировать подходы к созданию психолого - педагогических условий построения здоровьеформирующей среды дошкольного учреждения с учетом гендерных особенностей. 4. Разработать диагностический инструментарий по проблеме ОЭР. 5. Провести мониторинг ( входной, текущий, итоговый ), позволяющий фиксировать динамику изменения отношения к проблеме здоровья у всех участников экспериментальной работы и состояния здоровья детей, участвующих в эксперименте с учетом гендерных особенностей. 6. Разработать проект создания здоровьеформирующей среды, учитывающей потребности девочек и мальчиков. 7. Экспериментально проверить эффективность разработанного проекта. 8. Проанализировать и обощить результаты опытно - экспериментальной работы.
Основные результаты 1 этапа работы : - Составлены библио - и медиа - теки по теме ОЭР « Система здровьеформирующей среды дошкольного учреждения с учетом гендерных особенностей воспитанников ». - Составлен тезаурус ОЭР. - Создана база диагностических методик. - Создана результативная база диагностического обследования. - Мы подошли к формированию проекта технологии создания здоровьеформирующей среды дошкольного учреждения с учетом гендерных особенностей воспитанников. - Мы подготовили семьи воспитанников ДОУ к участию в ОЭР. - Создан информационный сменный стенд по теме ОЭР. - Разработаны информационные буклеты для родителей. - Благодаря серии семинаров расширена компетентность педагогического коллектива ДОУ по проблеме ОЭР. - Создан проект сайта для педагогов и родителей
для родительской общественности получение знаний о технологиях формирования у ребенка здоровья и здоровом образе жизни с учетом гендерных особенностей готовность семьи к новым формам сотрудничества с дошкольным учреждением
для педагогического сообщества расширение компетентности педагогического коллектива ДОУ в вопросах создания здоровьеформирующей среды в дошкольном учреждении с учетом гендерных особенностей воспитанников. востребованность результатов ОЭР педагогическим сообществом, подтверждаемая выступлениями на районных семинарах, публикацией статей и созданием сборника методических материалов
для воспитанников ДОУ формирование представлений о внутренней картине здоровья уменьшение числа пропусков ДОУ по болезни.
…Детский организм по природе своей более хрупок, его естественные защитные орудия слабы, поэтому взрослым надо уметь пускать в ход все, что может укрепить и улучшить защиту. Е.А. Аркин