Закон о Техническом Регулировании Нормативно- законодательная основа стандартизации и сертификации
Принятый в 2002 году Федеральный закон «О техническом регулировании» отменил законы «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации» и заново создал правовой механизм, предусматривающий применение обязательных требований к продукции только через новые нормативные правовые документы – технические регламенты. Новый закон перевел стандарты в документы добровольного применения. Законом предусмотрено, что ранее принятые ведомственные акты, в том числе утвержденная Госстандартом России в 1992 году Система сертификации механических транспортных средств и прицепов, сохраняют свое действие до вступления в силу технических регламентов. Принятый в 2002 году Федеральный закон «О техническом регулировании» отменил законы «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации» и заново создал правовой механизм, предусматривающий применение обязательных требований к продукции только через новые нормативные правовые документы – технические регламенты. Новый закон перевел стандарты в документы добровольного применения. Законом предусмотрено, что ранее принятые ведомственные акты, в том числе утвержденная Госстандартом России в 1992 году Система сертификации механических транспортных средств и прицепов, сохраняют свое действие до вступления в силу технических регламентов.
Технический регламент документ, устанавливающий обязательные для применения/исполнения требования к объектам технического регулирования, направленные на защиту жизни и здоровья граждан. В 2010 году введены в действие первые российские Технические регламенты, изменяющие порядок сертификации продукции, причём меняется номенклатура продукции, сроки действия сертификатов и деклараций, схемы сертификации и маркировка продукции.
Федеральный закон «О техническом регулировании» определяет подтверждение соответствия как документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Подтверждение соответствия Требования Технического Регламента обязательны. Для установления того, соответствует ли действительно качество товаров или услуг требованиям Технического Регламента, проводятся: 1.Сертификация, причем схема сертификации определяется в самом регламенте. Возможна ее замена декларированием 2. Госконтроль в порядке, оговоренном техрегламентом.
Обязательная сертификация проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента Обязательная сертификация осуществляется аккредитованным органом по сертификации на основании договора между ним и заявителем. Соответствие продукции требованиям техническим регламентов подтверждается сертификатом. Органом по сертификации проводится контроль, оценка факторов, влияющих на нестабильность показателей безопасности, привлекаются аккредитованные испытательные лаборатории для проведения испытаний.
Обязательное и добровольное подтверждение Каждый из регламентов устанавливает свои перечни товаров и оборудования, подлежащих обязательному подтверждению соответствия – в форме обязательной сертификации или в форме обязательного декларирования.
Знак соответствия продукция, прошедшая сертификацию (или декларирование) по Техническому регламенту должна маркироваться новым знаком - Знаком обращения на рынке (СТР). В связи с этим отменяется необходимость нанесения на продукцию знака соответствия (РСТ) с указанием кода органа сертификации.
Схемы сертификации при техническом регулировании.
Свидетельства о Безопасности конструкции транспортного средства (БКТС) Это официальный документ, выдаваемый в установленном порядке и подтверждающий соответствие легкового автомобиля, либо другого колесного транспортного средства требованиям Технического регламента «О безопасности колёсных транспортных средств», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года N720. С 01 июля 2011 года свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства обязательны к получению всеми владельцами транспортных средств из Республики Беларусь и Казахстана, перемещаемых через государственную границу Российской Федерации в рамках Договора о таможенном кодексе таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Казахстана.
О ПРОЕКТЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА «О БЕЗОПАСНОСТИ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ» Проектом регламента устанавливается ряд эксплуатационных характеристик и конструктивных свойств транспортных средств, таких, например, как шум или травмобезопасность элементов интерьера, которые должны подвергаться обязательному подтверждению соответствия путем сертификации третьей стороной. Эта номенклатура будет носить исчерпывающий характер. В проекте регламента определены процедуры оценки соответствия требованиям безопасности типов транспортных средств. В отношении транспортных средств различных категорий устанавливаются минимальные обязательные требования к безопасности конструкции.
Что требует регламент? Почти все металлические обвесы, так называемые кенгурятники, придется снять с машины. Излишне затемненные стекла надо будет осветлить, иначе грозит штраф в полтысячи рублей. Зимние и внесезонные шины водитель должен менять чаще. Автомобильная электроника обязана "говорить" по-русски или к ней необходима инструкция на русском языке. Праворульные машины сохраняют право выезжать на российские дороги.
Недостатки Даже в отредактированном виде технический регламент все-таки ущемляет права инвалидов на управление автомобилем. Раньше в нем было прописано, что рабочая тормозная система приводится в управление только педалью, то есть ногами. В поправках сделано исключение для лиц без ноги (ног). А что делать тем, у кого ноги есть, но они не работают? Ведь у нас много инвалидов с ДЦП, с последствиями травм позвоночника... Им что делать? По мнению экспертов, нужен еще один документ, который четко пропишет требования к автомобилям с ручным управлением.
Все ли «ЗА»? Всероссийская акция протеста состоялась Мы против введения однополярного техрегламента на колёсные транспортные средства (автомобили). Акция прошла под лозунгом «Технический регламент для народа, нет монополизму»
Несоответствие системы обязательных для исполнения всеми хозяйствующими субъектами государственных нормативных документов (государственные стандарты, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила, отраслевые стандарты и т.д.) реальному распределению ответственности и интересов стало тормозом развития технической системы.
Театрализованная акция протеста на Набережной Владивостока Акция протеста против введения техрегламента на автомобили прошла во Владивостоке. Организаторами были продемонстрированы диаграммы и графики, раскрывающие «эффективность» российской автомобильной промышленности в сравнении с зарубежными марками автомобилей. Кроме того, состоялся показ нашумевшей сказки «Про царя, пошлины и Волокушечный Аграмадный Завод»