« Религиоведение » Тема 1. Религиоведение как наука. Лекция-визуализация 1 Время: 1 час Уважаемые студенты! В процессе данного занятия Вы должны изучить.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Чупров Л.А. МКОУ СОШ 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края.
Advertisements

Духовная деятельность. Религия.. Виды религии. Религии современного мира Родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день. Национально-государственные.
РЕЛИГИЯ Религиоведение Религиоведение – наука, изучающая религию. Среди проблем, которые интересуют научное исследование религии, - сущность религии, ее.
Религия особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых.
Смысл слова «религия» Особенности религиозной веры МНЕНИЯ религия (лат. relegere)- «относиться с особым почтением» религия (лат. глагол religare)- «связывать»,
1. Определение предмета религиоведения 2. Структура религиоведения 3. Методы исследования в религиоведении 4. Объект религиоведения 5. Проблема определения.
Система – (греч. – целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность,
Роль религии в жизни общества. Авторы : ученики 10 класса МОУ Краснооктябрьской сош Руководитель: Медведева В.Ю., учитель обществознания.
Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности.
Политическое сознание и политическое поведение цель урока: ? Д/З §
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Общественное сознание 11 класс. Сознание – высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
План. 1.Общее понятие системы. 2.Характерные черты общества как системы. 3.Основные сферы общественной жизни. 4.Социальные институты.
Какие сферы жизни общества вам известны? экономическая политическая социальная духовная.
Социальные институты общества Лекция 3. Социальный институт устойчивый комплекс формальных и неформальных связей, норм, установок, регулирующих какую-либо.
Религия – неотъемлемая часть культуры и жизни людей.
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ. План темы 1. Сущность и особенности общественного сознания. 2. Структура общественного сознания. 3. Общественная психология и идеология.
Общество Общество Общество – это сложная динамическая система, которая может существовать, постоянно изменяясь, но сохранять при этом основные черты и.
Политическое сознание и политическое поведение обществознание, профильный уровень, 11 класс.
Вероучение в мировых религиях. Религия. Роль религии в жизни общества. 8 класс.
Транксрипт:

« Религиоведение » Тема 1. Религиоведение как наука. Лекция-визуализация 1 Время: 1 час Уважаемые студенты! В процессе данного занятия Вы должны изучить следующие вопросы: 1. Сущностные характеристики религии. 2.Предмет, содержание и систему понятий религиоведения. 3. Происхождение и эволюция религиозных верований. Данное занятие предполагает самостоятельную отработку указанных вопросов, конспектирование их в рабочей тетради, выполнение задания, проверку преподавателем полноты и качества их с выставлением оценки в журнал.

Сущностные характеристики религии РЕЛИГИЯ (от лат. religio – набожность святыня, предмет культа) – система взглядов и убеждений, на которых строится мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ) и которые основаны на вере в существование Бога или богов, «священного» - той или иной разновидности сверхъестественного. Функции религии Духовная: очищение души и подготовка ее для посмертно го существов ания. Мировоззренческа я: религия – это определение миропониман ие, миросозерцан ие, мирочувствов ание и мироотношен ие, оно отражает действительн ость через призму веры в абсолют – Бога. Компенсаторная: психологический аспект – посещение храма помогает снять стресс, дает утешение, вселяет надежду на достижение какой-либо цели, на избавление от страданий, несчастий, одиночества, морального падения; социальный аспект - церковная благотворительность, милосердие, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция людей заменяются братством в общине, заботой и вниманием. Коммуникативная: религия помогает общению между верующими людьми (обмен информацией, взаимодействия) и верующих людей с Богом, ангелами, святыми, умершими. Регулятивная: религиозные ценности, идеи, установки, мнения выступают регулятором поведения людей, управляют их деятельностью и отношениями. Интегриующе- дезинтегрирующая: интегрирующая функция выполняется в тех пределах, в которых признается более или менее единое, общее вероисповедание; если в обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии, религия выполняет дезинтегрирующую роль. Культуротранслирующая: религия способствовала развитию культуры (письменности, книгопечатания, искусства), обеспечивала сохранность культурных образцов, осуществляла передачу накопленного наследия от поколения к поколению. Легитимирующая: религия узаконивала некоторые общественные порядки, институты (государственные, правовые, политические и др.), отношения, нормы, образцы как должные или наоборот, утверждала неправомерность каких-то из них.

ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ РЕЛИГИИ религиозные организации религиозные отношения религиозная деятельность религиозное сознание вера религиозное сознание вера религиозная идеология нерелигиозная деятельность внекультовые организации внекультовые отношения религиозная психология религиозная деятельность культовые отношения культовые организации культовая деятельность внекультовая деятельность

Предмет религиоведения Религиоведение изучает процесс возникновения, функционирования и развития религии, ее строение и различные компоненты, многочисленные проявления религии в истории общества и в современную эпоху, ее роль в жизни общества и отдельного человека, взаимосвязь и взаимодействие с другими областями культуры. Главным в данном предмете является философское осмысление феномена религий. Система понятий религиоведения Религиозное сознание и его уровни Религиозное сознание – определяющий элемент религиозной системы, через который осуществляется социальная детерминация других ее элементов. Культовые действия, религиозные обряды становятся таковыми, поскольку они воплощают в символической форме религиозные верования и представления. Религиозное сознание имеет два уровня: (1) обыденный. Обыденное религиозное сознание является непосредственным отражением условий бытия человека и предстает в виде образов, стереотипов, установок, иллюзий, влечений, привычек, традиций и др. (2) концептуальный. Религиозное сознание на концептуальном уровне – это специально разрабатываемая, систематизирующая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений, аргументаций.

Религиозное сознание существует, функционирует и воспроизводится посредством: религиозной лексики, предметов культа, символических действий. Религиозное сознание выступает в двух формах: а) чувственные формы – образы созерцания, представления; б) мыслительные формы – понятие, суждение, умозаключение. Интегративной чертой религиозного сознания является религиозная вера Религиозная вера – это вера: а) в объективное существование существ, свойств, связей, превращений данного религиозного вероучения; б) в возможность общения с указанными существами и получения от них помощи; в) в действительное совершение каких-то религиозных событий, в их повторяемость, в причастность к ним; г) в истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т.д.; д) в религиозные авторитеты – «отцов», «учителей», «святых», «пророков» и др. Вера – это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, о конечном итоге события.

Религиозная деятельность и ее черты Религиозная деятельность включает в себя два вида: КУЛЬТОВАЯВНЕКУЛЬТОВАЯ Важнейшим видом религиозной деятельности является культ. Содержанием культовых действий определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами, которые в концентрированном виде содержатся в культовых текстах (Священное Писание, молитвы, псалмы, песнопения и др.). Воспроизведение этих текстов во время отправления культа актуализирует в сознании участников религиозные образы и повествования, укрепляет веру в действительное совершение упоминаемых в тексте событий, в повторяемость этих событий, в присутствие религиозных персонажей, в получение ответа от признаваемых объективными существ. Субъектом культа может быть религиозная группа или ведущий индивид. Мотивом участия в этой деятельности являются религиозные стимулы: религиозная вера, религиозные чувства, потребности, стремления, чаяния. К средствам культа относятся: культовые предметы (крест, свечи, жезл, церковная утварь, священнические облачения), религиозное искусство (живопись, скульптура, музыка, архитектура). Важнейшим средством является культовое здание. В нем человек оказывается в специфической зоне социального пространства, в ситуации, отличной от иных жизненных ситуаций. Благодаря этому, внимание посетителей сосредоточивается на предметах, действиях, образах, символах, знаках, произведениях религиозного искусства, имеющих религиозный смысл и значение.

Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований, а также зависят от средств культа. К ним, в частности, могут относится как элементарные культовые акты (крестное знамение, поклоны, коленопреклонение, падение ниц, склонение головы), так и более сложные (жертвоприношения, обряды, проповеди, молитвы, богослужения, праздники). Результатом культовой деятельности является прежде всего удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного сознания и укрепление веры. Внекультовая деятельность осуществляется в духовной и практической сферах. Духовную внекультовую деятельность образуют разработка религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произведений и т.д. Разновидностями внекультовой практической деятельности являются производство средств религиозного культа, миссионерство, участие в работе соборов, преподавание богословских дисциплин в учебных заведениях, пропаганда религиозных взглядов через печать, радио, телевидение, управленческая деятельность в религиозных организациях и институтах.

Религиозные отношения и их черты Религиозные отношения складываются в соответствии с религиозным сознанием, реализуются и существуют посредством религиозной деятельности. Их носителями могут быть индивиды, группы, институты и организации. Религиозные отношения имеют план сознания, т.е. отношения между людьми и гипостазированными существами, свойствами, связями разворачиваются в плане сознания, однако проявляются в действительных отношениях между людьми (например, между мирянином и священником, между монахами, между группами верующих). Различаются внекультовые и культовые религиозные отношения. Внекультовые религиозные отношения осуществляются между религиозными индивидами и организациями (разработка богословских теорий, производство предметов церковного обихода, преподавание в духовных школах, семинариях, пропаганда, миссионерство и т.д.). Культовые отношения формируются в процессе культовой деятельности, где акцентируется внимание на отношении к гипостазированным существам, свойствам и связям. Эти отношения, развертывающихся в сфере сознания, обнаруживаются и во взаимосвязях людей. Особенно большую роль в сохранении и воспроизводстве религиозных отношений играли социальные группы – служители культа (жрецы, брахманы, духовенство и др.).

Религиозные организации Религиозные организации упорядочивают религиозную деятельность и отношения. Строение религиозной организации предписывается традицией и обычаем данной религии. Организационные принципы определяют ее составные части, совокупность позиций и ролей, правила субординации. Первичной ячейкой объединения является религиозная община, над общинами надстраивается комплекс звеньев вплоть до высшего звена – центра объединения. В зависимости от условий возникновения и существования религиозные организации могут принимать различный вид – монархический (католицизм, православие), республиканско-демократический (кальвинизм, баптизм), парламентско-королевский (англиканство) и др.

Уважаемый студент! Вы изучили и законспектировали основное содержание темы занятия, изложенное в кратких тезисах. В целях самоконтроля выполните следующие задания: 1. В рабочую тетрадь перенесите содержание указанной таблицы. 2. Дайте определения сущности указанным в таблице понятиям и категориям. 3. В рабочей тетради запишите содержание выполненного задания. 1. Дайте определение религии. 2. Назовите функции религии. Содержание одной из них (на ваш выбор) раскройте подробно 3. Что относится к основным элементам структуры религии? Раскройте один из них (на ваш выбор). 4. Что изучает религиоведение? 5. В чем состоит сущность и отличие церкви, секты, деноминации?

ЛИТЕРАТУРА

Спасибо за внимание. Занятие окончено. Удачи в учёбе.