У ЧАСТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ В ЭНЕРГЕТИКЕ К ЫРГЫЗСКОЙ Р ЕСПУБЛИКИ С 1996 ГОДА ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ Дарика Сулайманова, Общественный фонд.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Г. Москва ОАО «Холдинг МРСК» Стратегия развития распределительного сетевого комплекса.
Advertisements

Прогресс в выполнении дорожной карты подписанной в Астане КЫРГЫЗСТАН Г-жа. Касымова Гульсара Заседание Координаторов по странам и Участников рабочих групп.
ИНИЦИАТИВЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЯХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ VI-й Евразийский энергетический форум.
План действий по реформированию энергетического сектора Заседание Наблюдательного совета по инициативе прозрачности ТЭК при Министерстве энергетики и промышленности.
1 Экономический меморандум для Республики Беларусь: энергетический сектор Стабильность структуры и управления сектором в течение последнего десятилетия.
Нормативно-правовая база, регулирующая использование в Беларуси местных топливно-энергетических ресурсов.
Энергетическая стратегия ВБ на годы Лучшие практики для инвестиций Всемирного Банка в энергетический сектор Центральной Азии Сокращение бедности.
О ТЧЕТ О РАБОТЕ НС ИПТЭК ЗА ГОДЫ Нурзат Абдырасулова, Директор, ОФ «ЮНИСОН»
Среднесрочная Стратегия АБР в энергетическом секторе Презентация (Р. Садыков)
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Распоряжение Правительства РФ от Р МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственная программа РФ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ.
ООО Научно- производственный центр «Энергия» Комплексные энергетические решения по энергосбережению.
Преодоление бедности через рациональное природопользование Статс-секретарь ГАООСиЛХ Кыргызской Республики Чынгожоев А.Т.
Руководитель проектной группы по развитию возобновляемых источников энергии ЗАО «АПБЭ» А.В. Конев Золотое кольцо, 10 сентября 2008 г. Агентство по прогнозированию.
Город Новочебоксарск Отчет о работе управления жилищных отношений за 2007 год.
1 Вопросы регионального сотрудничества в области электроэнергетики в Центральной Азии Открытая Акционерная Холдинговая Компания «Барки Точик» Фаррух Джумаев.
Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
Совещание с участием руководителей управляющих компаний, ТСЖ и органов исполнительной власти Ярославской области «Реализация региональной адресной программы.
Встреча участников сети практиков в области миграции и денежных переводов ( МИРПАЛ) Сложности и перспективы развития сети МИРПАЛ в Республике Таджикистан.
Транксрипт:

У ЧАСТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ В ЭНЕРГЕТИКЕ К ЫРГЫЗСКОЙ Р ЕСПУБЛИКИ С 1996 ГОДА ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ Дарика Сулайманова, Общественный фонд «ЮНИСОН» Бишкек, 18 декабря 2013 г.

Независимая и некоммерческая организация, работающая на международном и национальном уровне; Основан в 2002 году; Основные направления деятельности (программы): - Энергоэффективность и ВИЭ; - Изменение климата; - Добросовестное управление; О БЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ЮНИСОН»

Ц ЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ : определение масштаба участия международных банков развития (МБР) и двусторонних организаций в деятельности энергетического сектора Кыргызстана; поиск возможностей, перспектив и объема систематического вовлечения гражданского сектора в целях воздействия на общее управление энергетическим сектором; Период исследования: с момента получения Кыргызской Республикой статуса независимости по сегодняшний день;

И СТОЧНИКИ ДАННЫХ : Комплексные стратегии развития страны, законы и нормативные правовые акты Кыргызской Республики; Стратегия устойчивого развития на гг.: На сегодняшний день существует 18 электростанций с общей установленной мощностью 3666 МВт, Стратегия развития электроэнергетики на гг. Совокупная мощность электростанций составляет 3787 МВт, включая 18 гидроэлектростанций с общей установленной мощностью 3071 МВт и две ТЭС общей мощностью 716 МВт. Веб-сайты Правительства Кыргызской Республики, Минэнергопром, энергетических компаний, На сайте Минэнерго точные данные отсутствуют;

Страновые стратегии МБР, веб-сайты международных финансовых институтов, донорских организаций, по 11 проектам не указаны точные объемы финансирования или тип финансирования (кредит/грант), Информация преимущественно представлена на английском языке,

Х РОНОЛОГИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ : 1992 г. – Энергетическая программа Кыргызстана: развитие местных энергоресурсов для сокращения импорта; реструктуризация энергетических предприятий для достижения автономности и самоокупаемости; вовлечение частного сектора; создание нормативно-правовой основы; внедрение политики энергетического ценообразования; пропаганда энергосбережения и использования ВИЭ; 1993г – образование АО «Кыргызэнергохолдинг» 1994 г. – оценка энергетического сектора специальная миссия Всемирного Банка 1994 г. – Концепция экономического и социального развития определен приоритет приватизация 1995г. – Стратегия экономического развития 1995г. – Энергетический концептуальный документ

1995 г. - Индикативный план социально- экономического развития на гг. Указаны конкретные инвестиции на первом этапе 1996 г. – Закон «Об энергетике» Предприятия ТЭК могут иметь любую правовую форму деятельности и форму собственности, законопроект подготовлен компанией Price Waterhouse в рамках программы EU-TCIS 1996 г. – Проект реконструкции сетей электроснабжения и центрального теплоснабжения, Всемирный банк 1996 – 1997г. – преобразование «Кыргызэнергохолдинга» в ОА «Кыргызэнерго», гг. – стимулирование правительства к проведению реформ – займы и техсодействие, АБР (Страновая оперативная стратегия, гг.)

1997 г. – программа ЦАРЕС (АБР, ЕБРР, МВФ, Всемирный банк, ИБР и ПРООН). 1997г. – Закон «Об электроэнергетике» Формирование конкурентной среды и привлечение инвестиций 1998 г. – Закон «Об энергосбережении» 1999 г. – Закон «Об угле» 2000 – 2001г. – реструктуризация АО «Кыргызэнерго» 2001 – Закон «Об особом статусе каскада Токтогульских ГЭС» запрет на приватизацию «Электрических станций» и «Национальной электросети»

2002 г – Национальная стратегия сокращения бедности на гг. подчеркивается важность реструктуризации предприятий, приватизации ГП, достижение энергетической независимости путем повышения эффективности энергопотребления, реконструкция распределительных сетей, совершенствование управления отраслью, тарифная реформа расширенное применение ВИЭ 2003 г. – Стратегия содействия стране Всемирным Банком – завершение буксующих структурных реформ в энергосекторе, 2005 г – создано Национальное агентство по предупреждению коррупции (в рамках Государственной стратегии по борьбе с коррупцией)

2007 г. – Стратегия комплексного развития на гг. обеспечение надежного и непрерывного энергоснабжения, в первую очередь, бытовых потребителей; создание институциональной и правовой основы для проведения структурных реформ, начатых в 2001 г.; концессионирование или приватизация предприятий по распределению электроэнергии к концу 2007 г.; определение и оценка активов и стоимости объектов энергетического сектора в законодательном порядке с привлечением независимых аудиторов; 2007 г.– Совместная стратегия поддержки страны (ВБ, АБР, SC, DfID, WBG, UN) создание прозрачных тарифных структур, совершенствование нормативно-правовой основы, надлежащее управление предприятиями и финансовым механизмам, совместимым с возмещением затрат, которые помогут привлечь частный капитал

2007 гг. – Стратегия содействия стране Всемирного Банка, на гг. борьба с коррупцией главным образом на госпредприятиях, в энергетике 2008 гг. – Совместная экономическая оценка (ВБ+ ЕБРР, АБР, МВФ) Потребность во внешней помощи в энергетике и транспорте, и др.отраслях гг. - План мероприятий по уменьшению последствий энергетического кризиса гг. – чрезвычайная помощь Всемирного банка для повышения объема и надежности энергоснабжения в стране,

2007 г. – Страновая стратегия ЕБРР, финансирование инфраструктуры при условии проведения тарифных реформ и готовность правительства к допущению частного управления 2008г. – Национальная энергетическая программа на гг г. - Стратегия развития топливно- энергетического комплекса до 2025 г. реформа управления; совершенствование общего руководства энергетическими предприятиями; проведение тарифных реформ в целях возмещения затрат и устранения перекрестного субсидирования потребителей; искоренение краж и снижение потерь; усиление финансовой дисциплины; сокращение квазифискального дефицита в энергетике,

2012г – Среднесрочная программа развития Кыргызстана на гг. (отменена) повышение надежности снабжения и увеличения экспортного потенциала энергетической отрасли 8 национальных проектов в энергетике стоимостью 136 млрд. сом (потребности): Модернизация линий электропередачи на юге Кыргызстана, Строительство ВЛ 500 кВ «Датка-Кемин» и ПС 500 кВ «Кемин», 2 агрегат Камбаратинской ГЭС-2, cтроительство Камбаратинской ГЭС-1, первоочередных ГЭС в верхнем течении реки Нарын, 4 малых ГЭС, Каракечинской ТЭС, CASА-1000

2012 – Национальная программа устойчивого развития (НСУР) на Ликвидировать перебои и улучшить качество электроснабжения, Сократить общие потери электроэнергии, Повысить инвестиционную привлекательность проектов (тарифы и возвратность), Увеличить объемы экспорта электроэнергии, строительство Камбаратинской ГЭС – 1, строительство Верхненарынского каскада ГЭС(4) - РОССИЯ ввод 2-агрегата Камбаратинской ГЭС – 2, проработать вопрос строительства каскада ГЭС на реке Сары- Джаз – проект ЭКСИМ завершить строительство ПС 500/220/35 кВ «Датка» на юге республики – проект ЭКСИМ «Кемин» и ЛЭП 500 кВ «Датка-Кемин». – проект ЭКСИМ подготовить ТЭО и начать строительство ВЛ 500 кВ «Кемин- Алма-Ата»

2013 г. – План по реформированию энергетического сектора на гг. совершенствование НПА, создание независимого регулятора, модернизация управления и обеспечение финансовой устойчивости, обеспечение достаточных доходов на реконструкцию и модернизацию – тарифная политика до уровня полного возмещения затрат, снижение потерь, повышение качества обслуживания и общественного доверия, 2013 г – реконструкция и модернизация объектов энергосектора: 16 проектов

Т АРИФНЫЕ СТРАТЕГИИ 1996г. – Переоценка и тарифное исследование, АБР, 0,31 млн.долл, ТС 1998г - Среднесрочная стратегия на гг., 2000 г - Среднесрочная стратегия на гг.; 2000г. - Кредит для консолидационной структурной реформы, Всемирный банк, 35 млн.долл 2003 г - Среднесрочная стратегия на гг.; 2003г – проект по тарифной политике, DFID, 2,5 млн.долл, 2008 г. - Среднесрочная стратегия на гг.; 2011 г.– разработка тарифной стратегии, ВБ 2013 г – проект новой тарифной методологии

О БЩЕЕ ПОРТФОЛИО ВСЕХ ПРОЕКТОВ В ЭНЕРГОСЕКТОРЕ КР – С 1992 ПО 2013 Г. 60 проектов в энергосекторе – завершенных/текущих/запланированных, Общая сумма – 2,568 млрд. долл.США – приблизительно: 7 проектов – неизвестны данные, не указаны объемы финансирования; 12 проектов - не указан тип финансирования – кредит/грант/техническое содействие; 4 проекта - частные заемы – ЕБРР, на развитие энергоэффективности

Н ЕДОСТАТОЧНЫЕ ДАННЫЕ – ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ НЕ УКАЗАНЫ МФИНазвание проекта Начало проекта Конец проекта ЮСА ИД Проект управления природными ресурсами (ПУПР) Трансграничная программа водных и энергетических ресурсов (ТПВЭР) Партнерство: Государственное агентство по энергетике – Вашингтонская комиссия по коммунальным услугам Региональная программа содействия энергетическому рынку (REMAP) Программа поддержки повышения энергоэффективности в ЦА (совместно с ICF International) АБРРегиональный проект модернизации систем электропередачи в ЦА республиках 2000 Региональный проект модернизации систем передачи газа в ЦА республиках 2002

О БЩАЯ СУММА ПРОЕКТОВ, МЛН. ДОЛЛ США, ПО ГОДАМ

О БЩЕЕ ПОРТФОЛИО ВСЕХ ПРОЕКТОВ В ЭНЕРГОСЕКТОРЕ КР – С 1992 ПО 2013 Г

О БЩЕЕ ПОРТФОЛИО ВСЕХ ПРОЕКТОВ В ЭНЕРГОСЕКТОРЕ КР – С 1992 ПО 2013 Г.

В ЫВОДЫ : Отсутствие единой долгосрочных стратегий развития на основе национальных интересов республики, Недостаток преемственности со стороны правительства, Принято ряд специальных стратегий, указов и постановлений: отсутствием научного обоснования, должной оценки и анализа, отсутствие целевых показателей, отсутствие надлежащего прогнозирования, основа на амбициях отдельных руководителей и возможностях исключительно внешнего финансирования

В ЫВОДЫ (2): Стратегии развития страны и Страновые стратегии содействия МФИ тесно взаимосвязаны: по хронологии, целям и задачам, Стратегии развития включают предложенные проекты и оценки со стороны МФИ, процедурные моменты обсуждения и оценки не соблюдаются, Общественные слушания и вовлечение ГО фрагментарное, Взаимодействие ГО с МБР несистематическое и связано с конкретным проектом.

В ЫВОДЫ (3): Недостаток полной и достоверной информации: не было независимой оценки активов и стоимости объектов энергетического сектора за 20 лет (в планах нет), нет единого банка данных о проектах МФИ – Правительство, Минэнерго, информация со стороны МФИ представлена на английском, недостаточно полно, Недостаток ресурсов и кадрового потенциала для разработки стратегических документов и мониторинга: нет института стратегических исследований, альтернативного экспертного мнения, нет финансовой поддержки – ГО, институты, др.

С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!! тел: Бишкек, 18 декабря 2013 г.