Выполнил студент Туниев Г.Р. Факультет Кибернетика Группа КА-2-04.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Древнерусская живопись Урок МХК в 10 классе Учитель М.В. Хлебникова.
Advertisements

Презентация: Плугатаренко О.В.. Творчество Андрея Рублёва Произведения Андрея Рублёва принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства,
Шедевры архитектуры и изобразительного искусства древнего Пскова.
Особенности византийской иконописи.
Иконопись План конференции Сообщения о биографии мастеров древнерусского искусства Сообщения о биографии мастеров древнерусского искусства Особенности.
Искусство Древней Руси О, светло светлая и красно – украшенная земля русская. Слово о полку Игореве.
Школы русской иконописи Иконописные изображения известны на Руси с X века. За 11 веков существования русская икона прошла большой путь развития. Появились.
Школы иконописи. Новгородская школа Для новгородской иконописи XIV века огромное значение имело художественное наследие XIII столетия. Новгородская живопись.
Шапошникова Катя. Подъём русской национальной культуры нашёл своё выражение в творчестве крупнейшего русского живописца второй половины XV начала XVI.
Библия и мировая культура мотивы в живописи» Темa: « Библейские мотивы в живописи»
Иконопись в Древней Руси...её сияющие краски, сильные и яркие, её ритмические силуэты, певучие и мягкие, её просветленные лики, ласковые и поэтичные, её.
Традиция иконописи на Руси. Истоки древнерусской иконописи Византийские Византийские Традиции эллинизма Традиции эллинизма Сирийские, коптские, сербские,
ЖИВОПИСЦЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ, или о том, как жили и работали мастера иконных дел. И он, пишучи святую икону, только по субботам и по воскресеньям причащается.
Андре Рублев - 17 октября 1428, Москва наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Русской.
Искусство Средневековой Руси (иконопись). Богоматерь Оранта. Фрагмент мозаики из собора Св. Софии в Киеве. Около гг.
План урока 1.Первые иконы из катакомб в Риме. 2.Христианские символы. 3.Приемы используемые при создании икон. 4.Чем отличается икона от картины. 5.Устройство.
Русский народный танец Русский народный танец. Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе.
Православные иконы Выполнила: Дудукина Л.Н., учитель начальных классов МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы» Модуль «Основы православной культуры»
Транксрипт:

Выполнил студент Туниев Г.Р. Факультет Кибернетика Группа КА-2-04

Содержание Иконы Древней Твери Борис и Глеб Спас Вседержитель Архангел Михаил Параскева пятница с житием Троица ветхозаветная Воскрешение Лазаря Сошествие святого духа Рождество Христово Гиперссылки

Иконы Древней Твери Живопись древней Твери - наименее известная и до сих пор во многом загадочная страница в истории русского средневекового искусства. Не много сохранилось икон, происходящих из Твери и ее окрестностей. Они довольно разнообразны по стилю и относятся главным образом к позднему периоду самостоятельности тверской культуры. Тверь - древний город, расположенный на берегу Волги, в верхнем ее течении. Почти два с половиной столетия - с 40-х годов XIII века по 1485 год - Тверь была центром крупного самостоятельного княжества.Тверское княжество успешно соперничало с Москвой в политическом отношении, как и Москва, претендовало на первенствующее положение среди русских княжеств.

Древнейшее из сохранившихся тверских произведений - икона "Борис и Глеб", исполненная в последние десятилетия XIII века (Киевский музей русского искусства). Икона была найдена в новгородском Саввино-Вишерском монастыре и традиционно считалась новгородской". Но среди новгородских икон мы не находим ей аналогий. Стилистически же икона "Борис и Глеб" близка происходящей из Твери иконе "Спас Вседержитель"(Киевский музей русского искусства). Все это позволяет рассматривать ее как произведение тверское. Икона написана синими и коричнево- красными красками, дополненными киноварью. Это сочетание контрастных, насыщенных и одновременно мягких тонов восходит к киевской системе колорита и характерно для многих памятников XIII столетия. Серебряный фон и белые нимбы относятся к той же древней традиции. "Борис и Глеб"

Следующий древнейший памятник тверской живописи - большая икона "Спас Вседержитель" конца XIII - начала XIV века, происходящая из тверских земель (Государственная Третьяковская галерея). Представление о Христе как о творце жизни, "жизнедавце", сохранено и последовательно развито в этом произведении. Мощная фигура, крепкая шея, крупная голова - все оставляет впечатление силы. Оно подчеркивается полнозвучием вишневого и синего в одеждах Христа. Пропорции фигуры, монолитность формы, статичность композиции, колористическое решение продолжают живописные традиции XIII века. Но в иконе "Спас Вседержитель" появляется новая организация пластики, которая складывается в древнерусской живописи в XIV веке - лицо и руки решены более объемно, чем фигура, что повышает выразительность лица и жеста. Детально прорисованы глаза, что делает взгляд Христа особенно пристальным и сосредоточенным. Изображение Христа как бы приближено к зрителю, дано пространственно близким ему - контраст насыщенной цветом фигуры и светлого фона (прием, впоследствии очень частый в тверских иконах) создает это впечатление. Икона "Спас Вседержитель" является наиболее характерной среди ранних тверских произведений в "Спас Вседержитель"

Икона "Архангел Михаил" (Государственная Третьяковская галерея)" поражает своей пластикой. Кажется, все творческие усилия мастера сосредоточены на достижении этого эффекта. Приемы построения формы, чисто тверские, доведены им до совершенной выразительности. Однако непропорциональное решение фигуры архангела - большая голова, огромные кисти рук и короткий торс - позволяет определить автора иконы как художника провинциальной мастерской. Фигура архангела кажется приближенной к зрителю - такой пространственный эффект создается свободным размещением его огромных крыльев, заходящих на поля иконы. Лицо архангела напряженно и сурово. Это образ карающего воина. "Архангел Михаил"

Памятник столичного круга этого времени - маленькая иконка "Богоматерь Петровская" (Государственная Третьяковская галерея) отмечена богатством художественной нюансировки, единством пластического, пространственного и цветового решений образа. В тверской иконе на киноварном фоне изображена оплечно Богоматерь с младенцем, их лица и руки сближены, их нимбы слиты. Черты лица Богоматери отличаются конкретностью: припухлые губы, низко опустившиеся веки, складки на лбу от сдвинутых бровей. Пластика лица создана наложением плотных светлых охр на темный санкирь, открытый в местах тени. Глаза изображены особенно рельефно: выявлена выпуклость голубого белка, округлость век. Такая материальная убедительность в изображении Богоматери делает ее пространственно соизмеримой зрителю. "Богоматерь Петровская"

В XIV веке на всю древнерусскую живопись большое влияние оказывает искусство Византии и Балкан. Наиболее древним произведением, принадлежащим направлению, следующему греческим и южнославянским традициям, является выносная икона "Богоматерь Одигитрия" с "Николой" на обороте, исполненная в конце XIV - начале XV века (Музей имени Андрея Рублева). Икона найдена в 1967 году в церкви села Васильевского близ Старицы. В настоящее время изображение Богоматери с младенцем раскрыто лишь наполовину. Мы видим здесь многоцветие, совсем необычное для русских богородичных икон, колорит которых чаще всего бывает строг и сдержан. Лик Марии отличается яркой красотой греческого типа: округлые щеки и подбородок, маленький рот, длинный тонкий нос, большие глаза. Впечатление красоты лица усиливается чистым интенсивным цветом, которым оно написано. Взгляд Богоматери тверд, строг, всевидящ - в нем выражено понимание будущей жертвы сына. Это сочетание телесной красоты и предельной духовности характерно для византийского искусства, традициям которого здесь следует тверской мастер. "Богоматерь Одигитрия"

Ещё один замечательный памятник тверской живописи - икона "Параскева Пятница с житием" начала XVI века в собрании Музея имени Андрея Рублева. Она была обнаружена в церкви села Поречье Бежецкого района Калининской области. Это район так называемого "Бежецкого верха", который до середины XV века был пятиной Великого Новгорода. Но Бежецкий верх был на особом положении среди новгородских пятин. Являясь далекой окраиной новгородских земель, он непосредственно примыкал к владениям ростово-суздальских и тверских князей. Поэтому земли его не раз переходили из рук в руки, некоторые из них принадлежали Твери в течение многих десятилетий. При первом же взгляде на эту икону бросается в глаза яркая декоративность цветовой гаммы. В среднике противопоставлены в одеждах Параскевы крупные плоскости интенсивного красного и синего. Это основная цветовая тема иконы. Она получает разработку в клеймах. Здесь те же красный и синий даны на фоне дополнительных цветов, которыми окрашены горки и архитектура. В качестве дополнительных использованы прозрачные желтый и бледнорозовый. Они обогащают цветовую гамму, не уменьшая остроты основного цветового конфликта. "Параскева Пятница с житием"

Традиционные тверские черты живописи, такие, как чеканность рисунка, разбеленность колорита, общая пластичность изображения, встречаются еще и в некоторых памятниках второй половины XVI века - например в иконе "Троица ветхозаветная", написанной между годами для церкви Белой Троицы в Твери (Государственная Третьяковская галерея). "Троица ветхозаветная",

Особой экспрессией отмечены фигуры и лица в иконе "Воскрешение Лазаря". Изображен известный евангельский эпизод. Христос в сопровождении апостолов подходит к гробу, где уже четыре дня покоится умерший Лазарь. К ногам Христа припадают Марфа и Мария, сестры умершего. По жесту протянутой вперед руки Христа, по его слову "Лазарь, иди вон" - мертвец, окутанный погребальными пеленами, встает из гроба. Его фигура и лицо еще сохраняют мертвенную неподвижность. Фигура Христа, напротив, дана в свободном и уверенном движении. Жест его протянутой руки строг и властен. Его уверенность передалась группе апостолов. Зато в нестройных движениях других свидетелей чуда, в поразительной по выразительности мимике их лиц - смятение и даже испуг. Некоторые из них смотрят прямо на зрителя, как бы призывая к сопереживанию происходящего чуда. Трудно найти что- либо подобное во всей русской живописи этого времени "Воскрешение Лазаря"

Материально убедительны фигуры сидящих апостолов на иконе "Сошествие святого духа". Они изображены в момент, когда на них с неба нисходит святой дух в виде языков пламени, после чего они заговорили на разных языках мира. Линии их контуров очень определенно и лаконично очерчивают объемы. В рисунке складок только те линии, которые создают объем или дают ощущение тяжести ткани. От этого возникает впечатление удивительной достоверности изображенного. Еще более ощутимой объемностью отличается простая по рисунку архитектура, особенно в иконах "Сретение" и "Сошествие святого духа". Она поражает своей грубоватой вещностью, фантастичностью форм. Естественно, что объемы фигур и архитектуры, будучи размещенными в живописном пространстве, придают этому пространству некоторую глубину. Это одна из характерных особенностей кашинских икон. Глубина пространства создается различными средствами: в "Сретении" - кулисным характером архитектуры, в "Вознесении" - ритмом фигур. "Сошествие святого духа"

В "Рождестве Христовом" фигуры очень свободно размещены на плоскости иконы, отчего композиция распадается на ряд самостоятельных сцен. Все эти сцены связаны воедино линиями гор, цветом и разномасштабностью изображенного Тверская живопись несет в себе оригинальные черты. Это не значит, что она совершенно отделена от живописи других областей Древней Руси. Некоторые живописные приемы, которыми любили пользоваться тверичи, можно встретить и в иконах, написанных в других местах. Но эти приемы в их сумме, в их излюбленных сочетаниях Тверь хранила очень долго. Каждая древняя икона, привезенная из экспедиции, заставляет в чем-то по- новому взглянуть на уже известное. Но уже сейчас прорисовываются контуры своеобразной по духу, самобытной и цельной в своих проявлениях живописной культуры. Рождество Христово

Спасибо за просмотр Выберите икону

Вернуться в начало