Презентация выполнена: учителем истории и обществознания МОУ «СОШ 4» г. Энгельса Михеевой Нейли Ибрагимовны
Цели урока: формирование представлений о русской художественной культуре первой половины XIX века, системе ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества, воспитания гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов России и мира; показать на конкретных примерах, что первая половина XIX в. вошла в историю как начало «Золотого века» русской художественной культуры, для которого были характерны стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и тесная взаимосвязь литературы и других областей искусства. воспитывать в детях чувства патриотизма, гордости за великое историко-культурное наследие страны, бережного отношения к культурному наследию России.
Домашнее задание: §17; Задания в рабочих тетрадях: 1 (с.47) 3 (с.48) 6 (с.49)
План урока: 1. Особенности развития культуры в I половине XIX века. 1.Литература. 2.Театр. Музыка. 3.Живопись. 4.Архитектура. Скульптура. 5. Подведение итогов. Ответ на вопрос. 6.Рефлексия.
Вопросы урока: Почему XIX век называют «Золотым веком» русской культуры? Какое влияние оказал 19 век на развитие мировой художественной культуры? Какой вклад внесли в мировую художественную культуру русские деятели искусства? Приведите аргументы.
Вид деятельности Деятель ПроизведениеНаправление Заполнить таблицу!
Особенности культуры в первой половине XIX века: 1. Быстрая смена направлений и стилей. 2. Подъем после Отечественной войны 1812 года. 3. Усиление интереса к спектаклям, музыкальным вечерам, собиранию книг и картинам.
Предпосылки развития: Победа в Отечественной войне 1812 г. «Вторая волна» западного влияния после Заграничного похода 1813 г. Начало промышленного переворота ( е годы)
Классицизм (нач. XIX в.) (идея служения государю и Отечеству) Г.Р. Державин Сентиментализм (нач. XIX в.) (чувства, переживания человека) Н.М. Карамзин Романтизм (I четв. XIX в.) (противопоставление романтического, идеального образа реальности, самобытность русской истории) В.А. Жуковский А.А. Бестужев-Марлинский М.Н. Загоскин Реализм (II четв. XIX в.) (изображение реальной жизни) А.С. Пушкин М.Ю. Лермонтов Н.В. Гоголь Литература
Г.Р. Державин Н.М. Карамзин В.А. Жуковский А.А. Бестужев- Марлинский М.Н. Загоскин А.С. ПушкинМ.Ю. ЛермонтовН.В. Гоголь
Большой театр опера, балет драма, демократизм официоз Малый театр Александринский театр в Петербурге Драматургия (реализм) А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский П.С. Мочалов актер Малого театра (романтизм) М.С. Щепкин актер Малого театра (реализм) Театр
А.С. ГрибоедовН.В. ГогольА.Н. Островский М.С. ЩепкинП.С. Мочалов
М.И. Глинка ( ) Алябьев Варламов Бортнянский Даргомыжский Формирование национальной музыкальной школы Лучшее: «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» (М.И. Глинка) «Русалка», «Каменный гость» (А.С. Даргомыжский) Музыка
М.И. Глинка Алябьев А.А. Даргомыжский А.С. Бортнянский Д.С. Варламов А.Е.
О.А. Кипренский ( ) Романтические портреты В.А. Тропинин ( ) Романтические портреты в сочетании с жанровостью Живопись. Романтизм А.С. Пушкин Кружевница О.А. Кипренский В.А. Тропинин
К.П. Брюллов ( ) Взаимодействие романтизма и классицизма А.А. Иванов ( ) Евангельская тема Живопись. Классицизм Последний день Помпеи Явление Христа народу
А.Г. Венецианов ( ) Повседневная жизнь крестьян, красота родной природы Живопись. Бытовой жанр На пашне. Весна
П.А. Федотов ( ) Склонность к сатире, смешение трагического и комического Живопись. Критический реализм Сватовство майора
Ампир – поздний классицизм (массивные монументальные формы, строгие линии и украшения, военные эмблемы) А.Д. Захаров Здание Адмиралтейства (Петербург) А.Н. Воронихин Казанский собор (Петербург) К.И. Росси Ансамбль Дворцовой площади, Александринский театр, Михайловский дворец (Петербург) О.И. Бове Большой и Малый театры, Триумфальные ворота, Александровский сад (Москва) Русско-византийский стиль (с 1830-х гг.) К.А. Тон Храм Христа Спасителя Большой Кремлевский дворец Оружейная палата Архитектура
К.И. Росси А.Н. Воронихин Александринский театр Казанский собор АМПИР
К.А. Тон Храм Христа Спасителя О.И. Бове Большой театр А.Д. Захаров Здание Адмиралтейства
Скульптура И.П. Мартос ( ) Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади ( ) Классицизм
П.К. Клодт ( ) Конные группы на Аничковом мосту в Петербурге ( ) Романтизм
Вопросы урока: Почему XIX век называют «Золотым веком» русской культуры? Какое влияние оказал 19 век на развитие мировой художественной культуры? Какой вклад внесли в мировую художественную культуру русские деятели искусства? Приведите аргументы.
Итог урока: Первая половина вошла в историю России как начало «Золотого века» художественной культуры Ее отличало смена стилей и направлений Самобытность и отход от европейского влияния Тесная взаимосвязь литературы, живописи, музыки, архитектуры
Рефлексия: Необходимо по кругу высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Я понял, что… 4. Я почувствовал, что… 5. Мне захотелось…
Домашнее задание: §17; Задания в рабочих тетрадях: 1 (с.47) 3 (с.48) 6 (с.49) Спасибо за внимание!
Источники: kom-molchal-pushkinhttp:// kom-molchal-pushkin 6. htm 7. Fine-art-print-B3http://agniart.ru/rus/item-16556~Fine-art-prints~Moller-Otto~Writer-Nikolay-Gogol- Fine-art-print-B html htm polyanskiy-6cd-ape-image-cue-lossless/ polyanskiy-6cd-ape-image-cue-lossless/
htm _zavershajuschej_stadii_rekonstruktsii _zavershajuschej_stadii_rekonstruktsii htm rosi.htmlhttp://presentatio.ru/prezentaci/istorija-i-mhk/promyshlenyi-perevorot-v- rosi.html