Великий памятник архитектуры Курского края. Усадьба "Марьино" возникла в начале XIX века на землях старинного села Ивановского, с которым соединяет ее.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ОТРЯД ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЯ Лето 2013г..
Advertisements

МЕНШИКОВСКИЙ ДВОРЕЦ Первые каменные постройки Санкт-Петербурга.
Тверская улица Пособие по москвоведению для 2 класса.
ЭРМИТАЖ Автор : Гулямова Парване Алиевна. ЭРМИТАЖ - ОДИН ИЗ КРУПНЕЙШИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ МИРА, ЭКСПОЗИЦИЯ КОТОРОГО РАСПОЛОЖЕНА В БОЛЕЕ, ЧЕМ 350 ЗАЛАХ.
Усадьба Тургенева Спасское - Лутовиново - родное гнездо великого писателя. Здесь прошло его детство, сюда он не раз приезжал и подолгу жил в зрелом возрасте.
LOGO Company Logo Петергоф – архитектурный оазис. Петр Великий энергично осваивал окрестности новой столицы и прежде всего – берега.
Санкт-Петербург Государственный Эрмитаж Государственный Эрмитаж Санкт-Петербурге (от франц. ermitage – место уединения), расположенный в Санкт – Петербурге,
На левом берегу Волги, напротив кремля, во второй половине XVIII века появляется обширная и богатая усадьба. Здесь на земле, подаренной Екатериной II.
Усадьба Кусково Лидия Быкова 4 класс ОЦ им. С.Н.Олехника Москва, 2015 г.
Достопримечательности Санкт-Петербурга Подготовила Ученица 4 класса А Зотова Александра Город Новочебоксарск.
Государственная Третьяковская галллерея Подготовил: ученик 8В класса МБОУ СОШ «Дневной пансион-84» Душкин Григорий.
Русская архитектура XIX века. В начале XIX века значительно возрос интерес общества к произведениям искусства, что способствовало развитию художественной.
Московская архитектура Выполнила Учитель начальных классов ГБОУ СОШ 278 Данилова Г.Н. Москвоведение 2 класс.
« Архитектурный театр » Москвы : В. Баженов и М. Казаков.
Выполнил: Ларионов Александр,8 «А» класс Школа 543 Проверила: Виноградова Екатерина Геннадиевна.
Приложение 1. Высокая въездная арка ворот с ажурной чугунной решеткой ведет к парадному двору, где возвышается большой дворец. С двух сторон к нему примыкают.
Рундальский дворец, один из ярчайших памятников стилей барокко и рококо в Латвии, построен в 30-е годы XVII века как летняя резиденция графа Иоганна Эрнеста.
Творчество архитектора Баженова
Достопримечательности Москвы Работу подготовила учитель МОУ СОШ 10 Абинского района Тулинская Татьяна Викторовна.
ЛЮБИМЫЙСАНКТ-ПЕТЕРБУРГЭРМИТАЖ ЧАСТЬ ПЯТАЯ. Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира. Коллекция Эрмитажа насчитывает более трёх миллионов произведений.
Транксрипт:

Великий памятник архитектуры Курского края

Усадьба "Марьино" возникла в начале XIX века на землях старинного села Ивановского, с которым соединяет ее аллея вековых деревьев и общая история...

История создания Марьино. Князь Иван Иванович Барятинский. Композиция усадьбы. Достопримечательность Марьинского парка. Скульптура «Орёл».Достопримечательность Марьинского парка. Скульптура «Орёл». Внутреннее убранство усадьбы. Перестройка Марьино. Сокровища усадьбы.

В 1811 году после смерти родителей все курские поместья перешли по наследству Ивану Ивановичу Барятинскому. Тогда же, оставив дипломатическую службу, он ненадолго возвращается в Россию и приступает к строительству имения южнее старой усадьбы Мазепы, которая пришла в упадок и не отвечала требованиям и вкусам такого сиятельного вельможи, каким был князь И. И. Барятинский. Он задумал создать себе усадьбу, ни в чем не уступающую прославленным образцам дворцово-паркового искусства в Петербурге, Москве и их пригородах. Огромное богатство, связи, высокое положение при дворе позволили ему осуществить свой замысел в чрезвычайно короткий срок. История создания Марьино. Князь Иван Иванович Барятинский. содержание

Дворцово-парковый ансамбль "Марьино" был построен во втором десятилетии XIX века и занял видное месте в ряду великолепных загородных дворянских усадеб. Композиционная ось ансамбля проходит через широкую въездную аллею, ведущую из села Ивановского в Марьино, пересекает парадный двор, дом-дворец, Марьинский пруд и обширный пейзажный парк западнее Эрмитажного пруда. Центром композиции ансамбля является трехэтажное здание дворца с боковыми одноэтажными флигелями, образующими по обеим сторонам парадного двора, несколько суживающегося к въездным воротам, два хозяйственных двора, соединенных с ним проездными арками. Дворец был построен в соответствии с проектом ( гг.) курского архитектора Карла Ивановича Гофмана к 1820 году. Композиция усадьбы. содержание

П ервоначально дворец назывался Избицким домом, так как он строился на берегу речки Избицы, но позднее его стали называть Марьиным, как и всю усадьбу, по имени второй жены И. И. Барятинского. Сохранившиеся чертежи главного и паркового фасадов архитектора К. И. Гофмана и картина неизвестного художника "Дворец в Марьине" годов доносят первоначальный облик дворца. Симметричность главного северного фасада дворца подчеркнута выступающим в курдонер центральной частью, с куполом и четырехколонным портиком полного ионического ордера. Под этим портиком на уровне второго этажа имеется широкая терраса, по боковым сторонам которой устроены угловые балконы. Боковые части главного фасада имеют пилястры ионического ордера, между которыми устроены декоративные ниши. К одноэтажным крыльям дворца, образующим парадный и хозяйственные дворы, примыкают двухэтажные здания служебного назначения. Центральная часть южного паркового фасада дворца имела три большие арки, украшенные колоннами ионического ордера, а боковые части - по пять крупных полуциркульных окон, разделенных пилястрами. С угловых полуциркульных балконов центральной части паркового фасада к открытой террасе вели каменные лестницы. Широкая гранитная лестница спускалась с открытой террасы в парк.

Общая композиция дворца и отдельные ее детали позволяют отнести здание к позднему классицизму. Одновременно со строительствам дворца разбит пейзажный парк с регулярной частью у дворца. На речке Избице устроен Большой мариинский пруд. Все работы выполнялись местными крестьянами и наемными грабарями из Белоруссии под руководством английского мелиоратора Ивана Гулета. В парке было множество оранжерей, зверинец, поэтические "кошары" (в западной части парка) для игр детей князя и другие садовые затеи. Позднее в восточной и южной частях парка через каналы были перекинуты мосты, четыре из которых сохранились. Наиболее живописен так называемый Горбатый мост, построенный из кирпича и камня, соединяющий берега протоки, идущей от Эрмитажного пруда к Большому мариинскому пруду.

Достопримечательностью Марьинского парка является чугунный монумент "Орел", символ русской воинской славы, воздвигнутый в 1903 году в память о подвигах А. И. Барятинского и победоносного окончания Кавказской войны. содержание

Марьинский дворец был широко известен в России не столько своей архитектурой, сколько роскошью внутреннего убранства, коллекциями, а также общей атмосферой праздничности, открытости, художественной утонченности, высокой аристократичности. В залы дворца гости поднимались по парадной лестнице, охраняемой двумя каменными белыми львами. Центральную часть главного корпуса на высоту двух этажей занимал огромный парадный зал, перекрытый куполом. Стены зала украшены великолепными росписями, выполненными на античные сюжеты в технике гризайль. На втором этаже находились приемные, гостиные и столовые, в которых поражали многоцветная отделка потолков и превосходные люстры цветного стекла. "Комнаты во дворце исчислялись сотнями", - вспоминал управляющий имением В. А. Инсарский. Парадные комнаты были обставлены мебелью в стиле ампир. содержание

В годах дворец в "Марьино" был кардинально перестроен по проекту известного петербургского архитектора И. А. Монигетти ( ). Перестройку производил курский архитектор К. Ф. Штольц. Проект реконструкции был выполнен под влиянием новых художественных вкусов в неоклассическом стиле, очень популярном в семидесятые годы XIX века. После перестройки композиция здания приобрела большую цельность. Прежде всего дворец изменил силуэт, так как световой барабан над круглым залом и венчающий его купол были разобраны и заменены пирамидальным фонарем. Стены центральной части главного корпуса надстроили, таким образом увеличилась высота третьего этажа и образовались невысокие четвертый и пятый. Сильно развитый венчающий карниз был поднят, над ним устроили высокий парапет и балюстраду. содержание

В боковых крыльях центральной части заложили оконные проемы - в третьем этаже и в первом. Изменилось обрамление окон второго этажа, исчезли скульптуры, находившиеся прежде в нишах. Огромные световые проемы центральной части паркового фасада были заложены. Вместо арок и колонн в плоскости стены появились обычные окна и балконные двери, между которыми, разместились пилястры. Сооружена роскошная лестница сложной конфигурации, ведущая к террасе второго этажа. Была произведена небольшая внутренняя перепланировка помещений. В начале 1900-х годов все дворцовые помещения были оборудованы центральным отоплением, водопроводом, канализацией и электрическим освещением, а в главном корпусе был устроен лифт. Перестройка дворца в Марьине - редкий случай в многочисленном ряду реконструкций зданий, возведенных в период классицизма, когда перестройка пошла на пользу.

После революции 1917 года Дворец перешел в ведение местного Волостного Совета. Все что могло пригодиться в крестьянском хозяйстве - мебель, посуда, одежда, белье, светильники, запасы еды - было реквизировано. В это же время потерялся след ювелирных украшений - золота, бриллиантов. В конце марта Рыльск и Ивановское заняли немцы. До Марьино оставалось 3 версты. Льгов стал центром матросов -анархистов, к власти во Льговском Совете пришли эсеры. В Москве было принято решение - национализировать и вывезти все, что осталось. После вывоза художественных ценностей специальными эмиссарами Коллегии по делам музеев при Наркомпросе и помещения их в основное хранилище Государственного музейного фонда у Красных ворот столицы в годах они разошлись по музеям Москвы и других городов страны. А после распада СССР - оказались за границей. Наиболее значительные произведения, бесспорно, остались в Москве. Несколько картин хранится ныне в Государственной Третьяковской галерее, в том числе и "Портрет И. И. Барятинского", написанный Ф. С. Рокотовым. Здесь же и лучшие картины выдающегося живописца конца XVIII - начала XIX века, родоначальника городского пейзажа в русской живописи, академика Ф. Я. Алексеева "Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости" (в 1930 году передан в Ивановский художественный музей), "Соборная площадь в Московском Кремле" и "Вид на Биржу и Адмиралтейство от Академии художеств". содержание

Какие еще работы из собрания Марьино попали в Третьяковскую галерею? "Портрет Ф. Гольштейн- Бека", написанный в 1798 году Жаном-Лораном Монье. Живописец французского двора. Член Парижской академии. А еще, если судить по инвентарной книге филиального отделения Государственного музейного фонда, в Третьяковку передаются "Портрет М. Ф. Барятинской", Гармаго, "Портрет А. И. Барятинского ребенком" В. Шардона, "Казаки" итальянского баталиста и пейзажиста второй половины XVIII века, члена Французской королевской академии Франческа Казановы (между прочим, брата авантюриста, автора знаменитых "Мемуаров Казановы"); правдивые, но несколько жесткие по живописи картины немецкого портретиста берлинского профессора Франца Крюгера.

В коллекции Третьяковской галереи и две превосходные акварели А. Орловского "Черкес верхом" (1818 г.) и "Всадник персиянин" (1819 г.) Одни из лучших работ кавказской серии Марьино. В Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина поступило в 20- х годах около сорока произведений живописи и скульптуры. Прежде всего - великолепная фигура М. Ф. Барятинской, созданная Бертелем Торвальдсеном. Поступили сюда полотна французского художника первой половины XVII века, "первого живописца короля" Симона Вуэ "Благовещение", фламандца Адриана де Грифа "Битая птица", итальянского художника первой половины XVIII столетия Джованни Паоло Паннини "Руины", фламандца Виллема Габрона "Завтрак" (XVII век) - они широко известны. А холст французского живописца Ораса Берне "Кавалькада" является эскизом к его картине "Царскосельская карусель", находившейся в Гатчинском дворце.

Вспомним еще те гравюр и рисунков, которые с помощью Трапезникова попали в гравюрный кабинет музея на Волхонке. В журнале "Русское искусство" (1923, 1) говорилось об этом поступлении, как об "исключительной по подбору и состоянию коллекции гравюр XVIII- XIX веков - русских и иностранных. Как только коллекция Барятинских станет доступной для обозрения, она, бесспорно, вновь поднимет интерес, несколько остывший за последнее время, посетителей гравюрного кабинета к собственно гравюрным собраниям последнего". Вот какие надежды возлагались на эту гравюрную коллекцию! И конечно, не без основания, ибо в ней оказался даже альбом гравюр немецкого художника Фридриха Дюрфельдта ( гг.), долгое время работавшего и умершего в России.

В графическом собрании Марьино находились также работы известного русского акварелиста К. Н. Филиппова, академика Е. О. Скотникова, В. Ф. Тимма, Р. Моргена, В. Адама, литографа Н. Брезе, Дж. Бароци, П. Берне, И.Л. Блелера, популярного автора видов Швейцарии, Швеции и России; Ж. Диллиза, В. Ульриха, огромное количество гравюр с картин Рембрандта, Веронезе, Тициана, Рубенса, Рафаэля, Джорджоне, Хогарта, Гвидо Рени, Караваджо и других знаменитых мастеров.

Серебро Барятинских, столь подробно перечисленное в описи, поступило в Государственный Исторический музей. А также оружие, уникальное собрание часов, изделия из бронзы, фарфора, хрусталя, золотой фельдмаршальский жезл и ордена А. И. Барятинского, вещи Шамиля. И картины: "Портрет П. X. Витгенштейна" кисти знаменитого мастера Джорджа Дау, создателя широко известной портретной галереи героев 1812 года, которая экспонируется в Зимнем дворце. Он был, пожалуй, самым крупным английским художником, работавшим когда-либо в России. В Исторический музей поступили также "Портрет Л. А. Чернышева" Франца Винтергальтера, портрет Марии Деттон с дочерью, живописные отображения представителей семейств Барятинских, Чернышевых, Гольштейн-Беков, Любомирских...

Этнографическая коллекция Марьино ушла в Государственный музей искусства народов Востока, "Портрет А. И. Барятинского ребенком" неизвестного русского художника - в тогдашний музей игрушки, несколько редких графических листов - в музей мебели, что был на Мясницкой улице; "У переправы" Брейгеля- Бархатного и три полотна неизвестных французских живописцев XVIII столетия - в существовавшую тогда Государственную академию художественных наук, изделия из фарфора - в Кусково, "Портрет М. Ф. Барятинской в белом платье и с красным шарфом" неизвестного отечественного автора и "Военный лагерь", написанный в 1809 году В. Кибиллом,- в тогдашний музей- усадьбу Никольское-Урюпино, несколько других работ - в Московский областной музей.

Художественные ценности Марьино обогатили десятки музеев страны. Просматриваешь инвентарные книги и диву даешься, какое огромное количество первоклассных произведений вывезено было из Ивановского, как много наш народ и культура получили в результате поездки музейных эмиссаров. Ради одного лишь шедевра Рокотова или уникальной кавказской коллекции картин, или фамильного серебра Барятинских, или только архива, библиотеки, не говоря уж о золоте и драгоценностях, надо было посылать в любую глубинку, навстречу любой опасности самых чрезвычайных эмиссаров, самую ответственную экспедицию. Уверен, что в то время организаторы и участники спасения богатств марьинского дворца все же не представляли в полной мере всей важности "курской операции" для будущего культуры.