Организация внеурочной исследовательской деятельности младших школьников в образовательной области «Технология» Учитель начальных классов Учитель начальных классов МАОУ СОШ 53 г. Томска Поляк Наталья Сергеевна
В настоящее время в связи с переходом на новые ФГОС происходят изменения в системе образования. В частности, приоритетными становятся методы обучения, основанные на деятельностном подходе, формирование УУД, неотъемлемой частью образовательного процесса становится внеурочная деятельность.
Противоречие: между требованиями нового ФГОС НОО, который ориентирован на формирование УУД, в том числе исследовательских умений основанных на технико – технологических знаниях, а так же на организацию внеурочной исследовательской деятельности младших школьников, и недостаточным количеством методических разработок по внеурочной деятельности, в том числе в области «Технология». между требованиями нового ФГОС НОО, который ориентирован на формирование УУД, в том числе исследовательских умений основанных на технико – технологических знаниях, а так же на организацию внеурочной исследовательской деятельности младших школьников, и недостаточным количеством методических разработок по внеурочной деятельности, в том числе в области «Технология».Противоречие:
Проблема: дисциплина «Технология» предоставляет большие возможности для организации исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время, но данное направление недостаточно разработано.
Программа внеурочной деятельности «Исследуем и преобразуем мир вокруг», является синтезом исследовательской и творческой созидательной деятельности. Программа предназначена для детей младшего школьного возраста 2-3 класса, которая является логическим продолжением основного курса «Технология», разработанного в системе развивающего обучения Л.В.Занкова.
Программа внеурочной исследовательской деятельности в образовательной области «Технология» «Исследуем и преобразуем мир вокруг» предполагает решение задач: 1)формирование умений исследовательской деятельности учащихся начальной школы; 2) развитие УУД; 3)формирование технико – технологических умений, знаний о культуре, технике, технологиях. Программа внеурочной исследовательской деятельности в образовательной области «Технология» «Исследуем и преобразуем мир вокруг» предполагает решение задач: 1)формирование умений исследовательской деятельности учащихся начальной школы; 2) развитие УУД; 3)формирование технико – технологических умений, знаний о культуре, технике, технологиях.
Работа с текстильным материалом Работа с пластилином (тестом, глиной) Работа с разным материалом (крупа, яичная скорлупа…) Работа с природным материалом Работа с бумагой и картоном Тема второго класса: «Из чего люди делают вещи?»
Страна инструментов (ножницы) Страна инструментов (карандаш) Страна инструментов (карандаш) Страна инструментов (швейная игла) Страна инструментов (клей) Страна инструментов (линейка) Тема третьего класса: «При помощи чего люди делают вещи?»
Для оценки эффективности программы были оценены следующие результаты: Предметные результаты 1. Технико-технологические знания тест 2. Технико-технологические умения оценка продуктов детского творчества Метапредметные результаты 1. Коммуникативные УУДМетодика Г.Л. Цукерман «Рукавички» 2. Регулятивные УУДМетодика «Инструкция» 3. Познавательные УУДМетодика «Инструкция» 4. Личностные УУДанкета Исследовательские умения Уровень сформированности исследовательских умений наблюдение
Что диагностировали Результат констатирующего и контрольного этапа эксперимента Ι. Предметные результаты 1. технико- технологические знания 49% 41% 10% 34% 45% 21%
Что диагностировали Результат констатирующего и контрольного этапа эксперимента Ι. Предметные результаты 2.технико- технологические умения Самостоятельность детей в работе Конст. этап Контр. этап Не могут самостоятельно выполнять задания 10%3% Затруднять выполнять, необходима помощь взрослых 31%21% Работают самостоятельно, но иногда затрудняются 41%45% Самостоятельно справляются 18%31% Активное участие детей в работе Конст. этап Контр. этап Не активны при работе 7%3% Активны, но не на всем уроке 31%24% Активны большую часть урока 31%21% Активны весь урок 31%52% Уровень сформированности технологических умений Конст. этап Контр. этап Не может, не знает 10% Может, знает, но затрудняется 62%31% Иногда, с затруднением 14%31% Да, всегда хорошо 14%28%
Что диагностировали Результат констатирующего и контрольного этапа эксперимента ΙΙ.Метапредметные результаты 1. коммуникативные УУД 83% 17% 0% 79% 14% 7%
Результаты сформированности регулятивных и познавательных УУД (констатирующий и контрольный этап) Задания Выполнение задания Констат. этап Контр. этап Сформируй цель своей работы Справились с выполнением задания 34%76% Не справились с выполнением задания 66%24% Допиши или внеси изменения в работу, чтобы изделие было более интересным Справились с выполнением задания 17%79% Не справились с выполнением задания 83%21% Вспомни, какие свойства бумаги ты использовал? Какую лучше бумагу применять для изделия? Справились с выполнением задания 69%83% Не справились с выполнением задания 31%17%
Что диагностировали Результат констатирующего и контрольного этапа эксперимента ΙΙ. Метапредметные результаты 4. личностные УУД ΙΙΙ. Исследовательские умения уровень сформированности исследовательских умений 10% 0% 90% 24% 4% 72% 18% 24% 48% 0% 11% 41% 48% 10%
Таким образом, исходя из результатов исследования можно сделать вывод: программа внеурочной деятельности «Исследуем и преобразуем мир вокруг» решает следующие задачи: 1)формирование умений исследовательской деятельности учащихся начальной школы; 2) развитие УУД; 3) формирование технико-технологических умений, знаний о культуре, технике, технологиях, что соответствует требованиям ФГОС. Таким образом, исходя из результатов исследования можно сделать вывод: программа внеурочной деятельности «Исследуем и преобразуем мир вокруг» решает следующие задачи: 1)формирование умений исследовательской деятельности учащихся начальной школы; 2) развитие УУД; 3) формирование технико-технологических умений, знаний о культуре, технике, технологиях, что соответствует требованиям ФГОС.
Спасибо за внимание!