Ф ОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ. Фонетика – наука о звуковой стороне языка План выражения языка – звуки речи. План выражения языка – звуки речи. Звук речи – мельчайшая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Фонетика - это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации,
Advertisements

ЛЕКЦИЯ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
ЗВУКИ В ПОТОКЕ РЕЧИ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГЛАСНЫХ В ПОТОКЕ РЕЧИ Гласные звуки под влиянием соседних согласных сильно изменяются.
Изменения звуков в речевом потоке. Вопросы: 1.Изменения звуков, обусловленные действующими в языке фонетическими законами. 1.Изменения звуков, обусловленные.
СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА Доц. Антропова М.Ю.. ПЛАН 1.ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ. 2. ЗВУКИ В ПОТОКЕ РЕЧИ. 3. ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ. 4. ЛИНЕЙНЫЕ (СЕГМЕНТНЫЕ)
Звуки речи Вопросы: 1.Понятие о звуке речи. 2.Природа, признаки и функция звуков. 3.Три аспекта изучения звуков языка.
Чем определяются акустические, артикуляционные и функциональные отличия гласных и согласных звуков речи?
Памяткапамятка Что необходимо знать, чтобы правильно выполнять фонетический разбор слова.
РАЗДЕЛ 2. ФОНОЛОГИЯ ЛЕКЦИЯ 7. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЗВУКОВ РЕЧИ (ФОНОЛОГИЯ).
Фонетические единицы языка.
Лекция 2 Фонетика. Фонетические явления Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст. преп. Василенко.
Фонетика Основы общей фонетики Фонетика-учение о звуковом строе языка.Бывает общая и частная фонетика.Общая изучает : 1)общие условия звукообразования.
ТРИ АСПЕКТА ЗВУКОВОЙ РЕЧИ ЗВУК АКУСТИЧЕСКИЙ (физический) аспект: звук - колебательные движения воздушной среды, вызванные органами речи АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ.
Классификация звуков речи Вопросы 1.Принципы классификации звуков речи. Артикуляционные и акустические различия гласных и согласных звуков. 2.Классификация.
Первая лекция: Основное положение о фонетике Предмет и значение фонетики Различные фонетические единицы линейные и суперсегментные фонетическая транскрипция.
Фонетика изучает звуки речи (выделяются квадратными скобками), ударение и слоги. Произнесём звук П Какие органы участвовали в образовании звука? Произнесём.
Фонетика. Гласные звуки Урок русского языка в 5 классе.
Парадигматические отношения Это отношения между элементами языка, объединяемые в сознании или памяти говорящего некими ассоциациями, которые связывают.
Фонетика (от греч. phonetikos – звуковой, голосовой, от phone – звук) – раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка: звуки человеческой.
Фонетика Подготовила Тинчурина Дания М.. Фонетика (от греческого слова phone – звук) – это раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические.
Транксрипт:

Ф ОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ

Фонетика – наука о звуковой стороне языка План выражения языка – звуки речи. План выражения языка – звуки речи. Звук речи – мельчайшая единица речи, являющаяся результатом сложной артикуляционной деятельности, характеризующаяся определенными акустическими признаками. Звук речи – мельчайшая единица речи, являющаяся результатом сложной артикуляционной деятельности, характеризующаяся определенными акустическими признаками.

Звуковой строй языка Линейные (сегментные) единицы: звук, слог, такт, синтагма, фраза Суперсегментные единицы: ударение, интонация 1) ОДНОГО ТИПА МОГУТ РАСПОЛАГАТЬСЯ В РЕЧЕВОЙ ЦЕПИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ДРУГ ЗА ДРУГОМ; 2) НЕ СУЩЕСТВУЮТ САМИ ПО СЕБЕ, НАЛАГАЮТСЯ НА СЕГМЕНТНЫЕ ЕДИНИЦЫ, МОДИФИЦИРУЯ ИХ.

Слог Слог – минимальная произносительная единица звучащей речи, минимальная цепочка звуков, внутри которой артикуляция звуков координируется. Слог – минимальная произносительная единица звучащей речи, минимальная цепочка звуков, внутри которой артикуляция звуков координируется. В акустическом отношении слог – отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью. В акустическом отношении слог – отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью. Слоги делятся на: ударные и безударные (предударные и заударные); открытые и закрытые; прикрытые и неприкрытые. Слоги делятся на: ударные и безударные (предударные и заударные); открытые и закрытые; прикрытые и неприкрытые.

Такт (фонетическое слово) – это группа слогов, объединённая одним ударением. Такт (фонетическое слово) – это группа слогов, объединённая одним ударением. На мосту, около леса… На мосту, около леса… Фраза – несколько тактов, объединённых интонацией. Фраза – несколько тактов, объединённых интонацией. …

Суперсегментные единицы Ударение – выделение фонетическими средствами какого-л. речевого элемента, которое служит для создания целостности значимых сегментов речи. Ударение – выделение фонетическими средствами какого-л. речевого элемента, которое служит для создания целостности значимых сегментов речи. Интонация – изменение основного тона по высоте. Интонация – изменение основного тона по высоте.

ТРИ СТОРОНЫ ЗВУКОВ РЕЧИ Аспекты фонетики акустический артикуляционный функциональный

Акустическая характеристика Изучение звуков речи с точки зрения их физических характеристик: Изучение звуков речи с точки зрения их физических характеристик: сила звука зависит от амплитуды колебания; сила звука зависит от амплитуды колебания; тон – от частоты колебания; тон – от частоты колебания; тембр (окраска) звука зависит от дополнительных обертонов. тембр (окраска) звука зависит от дополнительных обертонов.

Артикуляционная характеристика Изучение биологических характеристик звука, т.е. работы органов речевого аппарата. Изучение биологических характеристик звука, т.е. работы органов речевого аппарата. Артикуляция – движение органов речи при произнесении звуков языка. Артикуляция – движение органов речи при произнесении звуков языка.

Голосовые связки Работают (напряжены) тон Нет препятствия (чистый тон) гласные Есть препятствие Шумные звонкие и сонорные Не работают шум Шумные глухие согласные

Органы артикуляции Различные части человеческого тела, участвующие в образовании звуков речи. Различные части человеческого тела, участвующие в образовании звуков речи. 1. Струю воздуха образуют диафрагма, лёгкие, бронхи, трахея. 2. Гортань, голосовые связки. 3. Резонатор: ротовая и носовая полости. Активные (подвижные): увала, язык, губы. Пассивные: зубы, нёбо.

Фонологические признаки речи В зависимости от участия / неучастия голоса в создании звука звуки делятся на звонкие (зв. согл., гласные) и глухие. В зависимости от участия / неучастия голоса в создании звука звуки делятся на звонкие (зв. согл., гласные) и глухие. Место образования звуков (какие органы образуют препятствие). Место образования звуков (какие органы образуют препятствие). Способ образования звуков (каким способом это препятствие преодолевается). Способ образования звуков (каким способом это препятствие преодолевается). Дополнительная артикуляция (н-р, палатализация – смягчение согласного). Дополнительная артикуляция (н-р, палатализация – смягчение согласного).

Классификация гласных звуков Ряд Подъём передний средний задний верхнийиыу среднийэо нижнийа

Признаки гласных звуков: Степень продвижения вперёд или назад (ряд). Степень продвижения вперёд или назад (ряд). Степень продвижения вверх (подъём). Степень продвижения вверх (подъём). Лабиализованность (огрубленность). Лабиализованность (огрубленность). Назальность. Назальность.

Способ артикуляции Место артикуляции губные передне язычные средне яз заднеязычные губнзубнзубнп/нёбс/нёбс/нёбз/нёб щелевые срединные ф-вс-зш-жј х боковл смычные взрывп-бт-д к, г к, г к, г аффрикаты ц ч носовмн дрожь

Комбинаторные изменения звуков в потоке речи Аккомодация (от лат. accomodatio - «приспособление») приспособление гласных и согласных звуков друг к другу в потоке речи. Аккомодация (от лат. accomodatio - «приспособление») приспособление гласных и согласных звуков друг к другу в потоке речи. Вол – вёл; рад – ряд, мол – мёл. Вол – вёл; рад – ряд, мол – мёл. Палатализация заднеязычных в общеслав.: старик – старче; лгать – ложь. Палатализация заднеязычных в общеслав.: старик – старче; лгать – ложь. В англ.: ср. [m] в словах most – meet. В англ.: ср. [m] в словах most – meet.

Ассимиляция (от лат. аssimilatio – «уподобление») – уподобление одного звука другому, но того же рода. Ассимиляция (от лат. аssimilatio – «уподобление») – уподобление одного звука другому, но того же рода. Полная ассимиляция: сжечь [ж:эч]; обман [Λм:ан] (диал.). Полная ассимиляция: сжечь [ж:эч]; обман [Λм:ан] (диал.). Частичная: бантик [бантик]. Частичная: бантик [бантик]. По признаку мягкости / твёрдости: Ванька [ван ка]; бутончик [бутончик], крем [крем]. По признаку мягкости / твёрдости: Ванька [ван ка]; бутончик [бутончик], крем [крем]. По признаку глухости / звонкости: железка [жылескъ], просьба [прозбъ]; По признаку глухости / звонкости: железка [жылескъ], просьба [прозбъ]; Регрессивная / Прогрессивная: Регрессивная / Прогрессивная: Предшествующий звук уподобляется последующему: подружка [пλдрушкъ]. Предшествующий звук уподобляется последующему: подружка [пλдрушкъ].

Диссимиляция – расподобление звуков одного рода. Диссимиляция – расподобление звуков одного рода. Контактная диссимиляция: бонба (м – б по месту образования); што (ч – т по способу образования). Контактная диссимиляция: бонба (м – б по месту образования); што (ч – т по способу образования). Дистактная диссимиляция: коридор (р – р по месту и способу образования). Дистактная диссимиляция: коридор (р – р по месту и способу образования).

Диэреза - выпадение звука или слога (гаплология). Диэреза - выпадение звука или слога (гаплология). Бывает [бывает], будем [бум], когда [кода], сколько [скока], лестница [лестница]. Бывает [бывает], будем [бум], когда [кода], сколько [скока], лестница [лестница]. Эпентеза – вставка звука. Эпентеза – вставка звука. [Радиво], [каково], [шпион], [Левонтий], [ндрав]. [Радиво], [каково], [шпион], [Левонтий], [ндрав]. Протеза – «приставка» звука перед словом. Протеза – «приставка» звука перед словом. Вострый, восемь (от лат. octo), гусеница (корень ус), ыстакан. Вострый, восемь (от лат. octo), гусеница (корень ус), ыстакан. Метатеза – перестановка звуков или слогов в слове. Метатеза – перестановка звуков или слогов в слове. Ладонь < долонь (ср. церковно сл. длань); Фрол (ср. лат. flor - «цветок»). Ладонь < долонь (ср. церковно сл. длань); Фрол (ср. лат. flor - «цветок»).

Изменения гласных звуков В позиции неударного слога гласные редуцируются, т.е. произносятся в сокращенном / изменённом варианте. В позиции неударного слога гласные редуцируются, т.е. произносятся в сокращенном / изменённом варианте. Количественная редукция – сокращение времени, затраченного на произнесение звука. Количественная редукция – сокращение времени, затраченного на произнесение звука. Корова [кΛрóвъ] Корова [кΛрóвъ] Ударный = 1; Первый предударный о = короче ударного в 1,5 раза; др. предударные и заударные а = в 1,5 раза короче первого предударного. Ударный = 1; Первый предударный о = короче ударного в 1,5 раза; др. предударные и заударные а = в 1,5 раза короче первого предударного.

Качественная редукция – потеря звуком артикуляционных характеристик. Частичная качественная редукция - абсолютное начало слова и первый предударный слог. Частичная качественная редукция - абсолютное начало слова и первый предударный слог. Второй и далее предударные и заударные слоги – полная качественная редукция. Второй и далее предударные и заударные слоги – полная качественная редукция.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЗВУКОВ РЕЧИ Фонема – фонетическая единица, которая служит для различения смысловых единиц (слов и морфем); фонема представлена в языке совокупностью позиционных вариантов. Фонема – фонетическая единица, которая служит для различения смысловых единиц (слов и морфем); фонема представлена в языке совокупностью позиционных вариантов.

Ф ОНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ФОНЕМА Обобщенный образ звука: Обобщенный образ звука: о – [ó] [Λ] [ъ] [ ] Звук со смыслоразличительной ролью: Звук со смыслоразличительной ролью: дом – том Совокупность дифференциальных признаков: Совокупность дифференциальных признаков: Глухость – звонкость: дом – том; Глухость – звонкость: дом – том; Твёрдость – мягкость: дуну – дюну; Твёрдость – мягкость: дуну – дюну; Способ образования (взрывная): дуть – жуть; Способ образования (взрывная): дуть – жуть; Место образования (переднеяз.): дочка – бочка. Место образования (переднеяз.): дочка – бочка.

ФОНЕМА В каждом языке своя система фонем и свой набор дифференциальных признаков. В каждом языке своя система фонем и свой набор дифференциальных признаков. Варианты фонемы – аллофоны. Варианты фонемы – аллофоны. Фонема актуализируются либо в сильной, либо в слабой позиции. Фонема актуализируются либо в сильной, либо в слабой позиции.

ПОЗИЦИЯ ФОНЕМЫ Сильная позиция – такая позиция фонемы, в которой реализуются все её дифференциальные признаки. Сильная позиция – такая позиция фонемы, в которой реализуются все её дифференциальные признаки. Для русских гласных: под ударением; в абсолютном начале слова; после твёрдых согласных. Для русских гласных: под ударением; в абсолютном начале слова; после твёрдых согласных. Для русских согласных: перед гласными; перед сонорными согл.; перед [в - в]. Для русских согласных: перед гласными; перед сонорными согл.; перед [в - в]. Ср.: дом – том; враг – фрак; дверь – Тверь. Ср.: дом – том; враг – фрак; дверь – Тверь.

Слабая позиция – фонема не реализует какой-то из своих признаков. Слабая позиция – фонема не реализует какой-то из своих признаков. Для русских гласных – безударная (кроме [у]). Для русских гласных – безударная (кроме [у]). Для согласных: Для согласных: звонкие и глухие парные согл. не различаются на конце слова; перед глухими / звонкими шумными: водка - глотка; звонкие и глухие парные согл. не различаются на конце слова; перед глухими / звонкими шумными: водка - глотка; Твёрдые и мягкие перед мягкими зубными шумными (ч, щ) и др. Твёрдые и мягкие перед мягкими зубными шумными (ч, щ) и др.

ФОНЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ Передача на письме при помощи специальных знаков реально звучащих звуков речи того или иного языка. Передача на письме при помощи специальных знаков реально звучащих звуков речи того или иного языка. Две азбуки: Основанная на латинице азбука Международной фонетической ассоциации (МФА). Основанная на латинице азбука Международной фонетической ассоциации (МФА). Основанная на кириллице Русская фонетическая азбука (РФА). Основанная на кириллице Русская фонетическая азбука (РФА).

ЗНАКИ РФА Границы фонетического слова […] Границы фонетического слова […] Ударность гласного: Ударность гласного: основное ударение: основное ударение: побочное ударение: ` побочное ударение: ` Гласные под ударением: а, о, э, и, ы, у, о. Гласные под ударением: а, о, э, и, ы, у, о. Гласные в первом предударном слоге: Λ или α; и, ы, у. Гласные в первом предударном слоге: Λ или α; и, ы, у. Гласные в остальных безударных слогах: ъ (а, о), ь (и, ы, э), у. Гласные в остальных безударных слогах: ъ (а, о), ь (и, ы, э), у. Вьрхъ – верх Вьрхъ – верх Късть – кость Късть – кость

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш Б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш Дополнительно: Дополнительно: w (диал.), γ (диал.) w (диал.), γ (диал.) j (= й) j (= й) h [aha], [hm] h [aha], [hm] дж (вариант фонемы [ч]: начдив [надждиф]); дз (ц): Шпицберген. дж (вариант фонемы [ч]: начдив [надждиф]); дз (ц): Шпицберген. Мягкость согласного: апостроф. Мягкость согласного: апостроф. Долгота: чёрточка над буквой / двоеточие после неё. Долгота: чёрточка над буквой / двоеточие после неё.

ТРАНСКРИПЦИЯ молоко – [мълΛк ] молоко – [мълΛк ] воспоминание [въспъминанjь] воспоминание [въспъминанjь] находиться [нъхΛдицъ] находиться [нъхΛдицъ] поджечь бы [пΛджэджбъ] поджечь бы [пΛджэджбъ]