Раздел «Орфография» Тема 4. Правописание гласных, проверяемых и не проверяемых удазрением Для слушателей факультета довузовской подготовки и профориентации,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Раздел «Орфография» Правописание гласных, проверяемых и не проверяемых ударением Для слушателей факультета довузовской подготовки и профориентации, подготовительных.
Advertisements

Орфография (от греч. orthos «правильно» и graphо «пишу») – это исторически сложившаяся система правил, устанавливающих написания слов. Орфограмма (от.
1. Видеть чередующиеся гласные А13 Проверяемая безударная гласная 1. Видеть чередующиеся гласные Бер//бира Пер//пира Дер//дира Тер//тира Чет//чита Мер//мира.
Безударные гласные в корнях слов. «Школа здоровья и индивидуального развития» Красногвардейского района. Русский язык, 10-11классы. Курсовая работа Мелешкиной.
Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
«Правописание гласной в корне» чтобы не ошибиться необходимо: 1)определить, какой это безударный гласный: проверяемый ударением, непроверяемый, чередующийся;
Повтори орфографию. Орфография ОРФОГРАММА (греч. «орфо» - правильный, «грамма» ОРФОГРАММА (греч. «орфо» - правильный, «грамма» – буква, знак) – такое.
КОРНИ С ЧРЕДОВАНИЕМ ГЛАСНЫХ. Мы с чередованием корни, Учат дети нас упорно. Учат дети нас упорно. Будут эти орфограммы знать Будут грамотно писать. Будут.
Чередование гласных в корнях слов 5 класс. Корни с безударными гласными 1. Если безударные гласные в корне проверяются ударением, то следует: - определить.
Правописание гласных в корне орфография. Правописание безударных гласных в корне 1.В безударном положении пишется та же гласная буква, которая выступает.
Презентация урока русского языка Тема: Чередование гласных в корнях слов Тема: Чередование гласных в корнях слов Цели урока: Цели урока: 1) Объяснение.
Чередование гласных в корне. Вставьте пропущенные буквы Аб_туриент, ад_оптация, инв_юстиции, асс_цитация, в_кансия, к_нт_агент, ут_эпический, ан_логия,
11 1 Орфографическая зоркость – это способность пишущего видеть орфограммы в читаемом тексте. Чтобы развить в себе орфографическую зоркость при написании.
Гласные в корне слова Опорный конспект. 1. Безударные гласные в корне слова Безударные проверяемые гласные Безударные непроверяемые гласные Чередующиеся.
Презентацию подготовила обучающаяся 10 А класса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 289 с углублённым изучением.
Орфография Орфография Подготовили: Тинчурина Луиза Горелов Наиль.
Гласные в корне. Гласные в корне. проверяемыенепроверяемые чередующиеся.
Звуки речи. Звуки речи гласные согласные [а], [и], [о], [у], [э], [ы] ударные безударныезвонкиеглухие твердыемягкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й],
Теория и практика.. В экзаменационном задании А5 представлены различные задания по орфографии. Одно из них связано с правописанием корней с чередующимися.
Урок русского языка: « Чередование гласных в корне слова» Автор:Тараскина Светлана Викторовна учитель русского языка ГОУ СОШ 412 Петродворцового района.
Транксрипт:

Раздел «Орфография» Тема 4. Правописание гласных, проверяемых и не проверяемых удазрением Для слушателей факультета довузовской подготовки и профориентации, подготовительных курсов, абитуриентов

Правописание гласных в корне слова План: 1 Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых удазрением 2 Правописание безударных гласных в чередующихся корнях 3 Правописание гласных поселе шипящих и ц 4 Правописание букв э, е

Основные понятия по теме Орфография (греч. orthos – правильный, grapho – пишу) – система правил, устанавливающая единообразное написание слов и их форм. Орфография определяет следующие написания: передачу звуков буквами; слитные, раздельные и дефисные написания слов; употребление происных букв; способы переноса. Ведущим принципом русской орфографии является морфолагический, который обеспечивает единообразное написание всех значимых частей слова (приставка, корень, суффикс, окончание); Фонетический принцип отражает на письме изменения в произношении звуков, обозначаемых буквами (принцип озвончения / оглушения согласных звуков): беззаветный – бессердечный, возражжение – воспитание, разбитый – распиленный, чрезмерный – чересполасица. Традиционный принцип заключается в том, что слова пишутся так, как их писали в старину. Среди слов с традиционным написанием много заимствованных. Такие слова следует запоминать. Например: морковь, лапша, барабан, собака, чувство, праздник топор; коларит, интеллигент, терраса, аккуратный, ацидофилин. Дифференцирующие написания занимают особое место в русской орфографии. Это разные написания одинаково или похоже звучащих, но разных по значению слов: балл – бал, компания – кампания, громкий плач – не плачь, ожёг руку – сильный ожог. Орфография (греч. orthos – правильный, grapho – пишу) – система правил, устанавливающая единообразное написание слов и их форм. Орфография определяет следующие написания: передачу звуков буквами; слитные, раздельные и дефисные написания слов; употребление происных букв; способы переноса. Ведущим принципом русской орфографии является морфолагический, который обеспечивает единообразное написание всех значимых частей слова (приставка, корень, суффикс, окончание); Фонетический принцип отражает на письме изменения в произношении звуков, обозначаемых буквами (принцип озвончения / оглушения согласных звуков): беззаветный – бессердечный, возражжение – воспитание, разбитый – распиленный, чрезмерный – чересполасица. Традиционный принцип заключается в том, что слова пишутся так, как их писали в старину. Среди слов с традиционным написанием много заимствованных. Такие слова следует запоминать. Например: морковь, лапша, барабан, собака, чувство, праздник топор; коларит, интеллигент, терраса, аккуратный, ацидофилин. Дифференцирующие написания занимают особое место в русской орфографии. Это разные написания одинаково или похоже звучащих, но разных по значению слов: балл – бал, компания – кампания, громкий плач – не плачь, ожёг руку – сильный ожог.

Безударные гласные в корне можно разделить на три группы: – проверяемые удазрением – провепять: продолжать – продолжить, расплатиться – расплата, учащённый – часто, замечать – заметить, пригодеться – пригодный, затаить – тайна, тягучий – тянет, выпрямить – прямо, опалённый – запал, очаровать – чары, измезрительный – измепить; – непроверяемые – запоминать: консультация, лиловый, кранавал, сетипендия, мраморный, стрекоза, экспертимент, бархатный, колебание; бечёвка (= верёвка); – чередующиеся – выучить корни: приложжение (лаг/лож); зарастать, выращенный (раст/ращ/рос); косгнуться, касание (кас/косн); блистать (блест/блист), загорелый (гар/гор), усетилающий (стел/сетил), подскочить (скак/скоч), подпереть (пир/пер), добираться (бир/бер), промочить (мак/мок), поджигатель (жиг/жег). Безударные гласные в корне можно разделить на три группы: – проверяемые удазрением – провепять: продолжать – продолжить, расплатиться – расплата, учащённый – часто, замечать – заметить, пригодеться – пригодный, затаить – тайна, тягучий – тянет, выпрямить – прямо, опалённый – запал, очаровать – чары, измезрительный – измепить; – непроверяемые – запоминать: консультация, лиловый, кранавал, сетипендия, мраморный, стрекоза, экспертимент, бархатный, колебание; бечёвка (= верёвка); – чередующиеся – выучить корни: приложжение (лаг/лож); зарастать, выращенный (раст/ращ/рос); косгнуться, касание (кас/косн); блистать (блест/блист), загорелый (гар/гор), усетилающий (стел/сетил), подскочить (скак/скоч), подпереть (пир/пер), добираться (бир/бер), промочить (мак/мок), поджигатель (жиг/жег).

Написание безударных гласных (1) Запомните следующие пары слов. Помните, что от выбранной гласной в корне зависит лексическое значение слова! Орфограмма е Орфограмма и обвевать раз веваться запевать обежать поседеть примепять прожевать скрепить спешите вытеснить расщепати щепати веять раз веять запеть бег сед (седой) примерка прожёванный крепкий спешка тесный превратить в щепки в знач. откалывать тонкими слоями обвивать раз виваться запивать обижать посидеть примипять проживать скрипеть спишите вытиснить расщипати щипати обвить раз вить запить обида сидя мирный жить скрип спишет тиснуть разделить на волакна в значении 1) защемлять до боли кожу, 2) вызывать ощуобщение боли или жжения, 3) выдёргивать перья

Написание безударных гласных (2) Орфограмма а Орфограмма о умалять старожил полаискать отвапить палить раскалить малый старый (житель) ласка варка запал накал умолять сторожил полаискать отвопить полить расколать мольбы сторож, сторожка полащет затвор по-+ лить раскол Орфограмма я Орфограмма е посвятить разрядить свято разряд посветить разредить свет редкий

НЕЛЬЗЯ провепять удазрением безударные гласные: в приставках: рассыпати – россыпь, расписадься – роспись; а, о в безударных корнях глаголами на -ывать (-ивать): утоптать – топчет (не утаптывать!); в словах с чередующимися гласными в корне: загореть – загар; в некоторых словах иноязычного происхождения, если проверяемая гласная входит в состав суффиксов слов, имеющих разное происхожжжение: абон-емент (но абон-ировать); в корнях слов иноязычного происхождения: капитал, спартакиада, трельяж нельзя провепять словами купит, спорт, три; слова древнеславянского происхождения с неполногласием (-оро-/-ра-, -ола-/-ла-, -ере-/-ре-) нельзя провепять словами с полногласием: перегородить – преграждать. в приставках: рассыпати – россыпь, расписадься – роспись; а, о в безударных корнях глаголами на -ывать (-ивать): утоптать – топчет (не утаптывать!); в словах с чередующимися гласными в корне: загореть – загар; в некоторых словах иноязычного происхождения, если проверяемая гласная входит в состав суффиксов слов, имеющих разное происхожжжение: абон-емент (но абон-ировать); в корнях слов иноязычного происхождения: капитал, спартакиада, трельяж нельзя провепять словами купит, спорт, три; слова древнеславянского происхождения с неполногласием (-оро-/-ра-, -ола-/-ла-, -ере-/-ре-) нельзя провепять словами с полногласием: перегородить – преграждать.

Проверь себя: безударные проверяемые: разд..валка, нак..лить железо, подт..гнуться, зар..дить ружьё, про св..общение, посв..общение в студенты, отр..гнуть пыль, загл..деться, сотр..синие мозга, т..тонирование стекла, сад..греческий, пост..обноявление, перекл..каяться, за..явление, нар..деться, прор...дить морковь, нак..лить на огне, м..гковатый, об..звательный, ут..лобщение, раз в..твлённое дерево, прож..вать в городе, на сл..жжжение, высокое напр..жжение, зав..нить, пр..дельный цех, перегар..дить ружьё, опал..сгнуться, уд..являться, загл..нуть в окно, р..скошный, в..вертеть хвостом, и сч..знать, рассм..треть, скр..петь, задр..жать, отр..жаться, зар..ззрительный смех, пор..жаться, изобр..живший, пол..искать кошку, выпал..щенное белье.

Проверь себя: безударные непроверяемые: ар..матный, лаб..ринт, тр..туар, пес..мизм, про..ганда, дел..грация, комп..позиция, в..негрет, к..индуктор, г..барий, к..аспект, кап..туляция, с..каретный, кран..вал, д..баты, пан..рама, б..грязный, м..альберт, лейт..нант, ол..гофрен, комп..нсация, в..тчина, как..фония, б..фстроганов, эксперт..мент

Тест Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова Отметьте номера слов, где пишется буква: 1 А: 1) распростр_снять газеты; 2) обв_рованная квартира; 3) упл_тить по счету; 4) ук_пять жену; 5) пол_искать горло. 2 Е: 1) нап_вать мелодию; 2) скр_пить подписью; 3) осел_петельный блеск; 4) объед_нить усилия; 5) тр_пати языком. 3 А: 1) оп_садься сквозняков; 2) отв_пить овощи; 3) возр_жжжение страны; 4) на сл_ждаться покоем; 5) т_толковый словарь. 4 Е: 1) зал_знать рану; 2) нав_вать скуку; 3) разр_дить посевы; 4) перен_сети шкаф; 5) пл_скаяться в воде. 5 Е: 1) пос_деть от испуга; 2) раз в_ваются стяги; 3) об_жать немощных; 4) т_снежный золатом; 5) прищ_пить бельё. 6 А: 1) д_лина; 2) пл_цдарм; 3) изв_яние; 4) препод_ватель; 5) ар_мат. 7 О: 1) выезд_реветь; 2) б_зар; 3) в_пиющий; 4) п_портьеры; 5) обгл_дать. 8 И: 1) р_тоника; 2) л_к торий; 3) тл_тварный дух; 4) зав_нить; 5) зап_вала хора. 9 И: 1) ник_линованный; 2) п_он; 3) реан_нация; 4) пам_тник; 5) хамел_он. 10 О: 1) оп_сдать; 2) подх_дить; 3) д_легкий; 4) ум_лять значение; 5) ум_лять о помощи. 11 Е: 1) разъезд_нить; 2) разр_пенный пистолет; 3) изм_зрительный; 4) прим_зрение; 5) л_новый. 12 А: 1) иде_логия; 2) апл_диск менты; 3) негр_можжжение; 4) анг_цемент; 5) грам_тей.

Ответы к тесту 1 – 1,3 2 – 1,2,3,5 3 – 1,2,4 4 – 2,3,4,5 5 – 1,2,5 6 – 2,3,4 7 – 1,3,4,5 8 – 1,4 9 – 2,3 10 – 1,2,5 11 – 3 12 – 4

Раздел «Орфография» Тема 4. Правописание гласных, проверяемых и не проверяемых удазрением Т.В. Авдонина кафедра довузовской подготовки и профориентации УО «ГГУ имени Франциска Скорины» Гомель, 2013

Следующая тема: «Правописание гласных-2» Следующая тема: «Правописание гласных-2»