Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. ст. 1 «b»: «трансграничное загрязнение на большие расстояния» означает «загрязнение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Политика Республики Таджикистан в аспекте изменения климата Сафаров М. директор Государственного Учреждения по гидрометеорологии.
Advertisements

1 На пути к Копенгагену: международные переговоры о новом "пост-Киотском" соглашении и роль России в глобальном климатическом процессе Д. Гершинкова, Росгидромет.
Взаимоотношения между Монреальским и Киотским Протоколами Даниэла Бозанич Отдел по изменению климата Министерство Охраны Окружающей Среды, Горнодобывающей.
Конвенция ЕЭК ООН по трансграничным водам : обязательства и практическое применение Франческа Бернардини, руководитель секретариата Конвенции, ЕЭК ООН.
КОНВЕНЦИЯ ЕЭК ООН ПО ТРАНСГРАНИЧНЫМ ВОДАМ: РАМКИ ДЛЯ ДОЛГОСРОЧНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Бу Либерт, Региональный советник ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ.
особое комплексное образование, представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и.
Международная конвенция о биологическом разнообразии Крылова Мария Э-Б
Лекция 16. МЕЖДУНАРОДНО – ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 900igr.net.
Лекция 16. МЕЖДУНАРОДНО – ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Риски Парижского соглашения и варианты законодательного обеспечения регулирования выбросов ПГ в России О.Б. Плужников, сентябрь 2015.
Стратегия, нормативная база и опыт реализации Киотского протокола на Украине «МОСКОВСКИЙ ФОРУМ ПО УГЛЕРОДНОМУ РЫНКУ 2008», апреля 2008 Тарас Бебешко.
Баллыев Батыр, начальник Управления охраны окружающей среды Министерства охраны природы Туркменистана Приоритеты и потребности в области изменения климата.
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: История и сущность.
National Workshop for Ukraine in Support of Capacity-Building of National and Local Authorities Responsible for the Implementation of the LBSA Protocol.
1 Реализация климатических инвестиционных проектов Реализация климатических инвестиционных проектов Деятельность Рабочей группы Комитета ТПП РФ по природопользованию.
Международно-правовой режим Арктики и Антарктики.
Тематические и межтематические стратегии: Химические вещества Семинар для членов ГЭФ в расширенном составе 11–13 октября 2011 г. Ташкент, Узбекистан Л.
О национальной политике по охране окружающей среды и изменению климата Хакдодов М. М. Тренинг по изменению климата и политике 22 ноября, 2011 г.
Лекция 6. Нетарифное регулирование ВЭД в России. Основные понятия Нетарифное регулирование, лицензирование и квотирование, исключительное право на экспорт.
Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан Товарный знак Зарегистрирован в Государственном.
Транксрипт:

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. ст. 1 «b»: «трансграничное загрязнение на большие расстояния» означает «загрязнение воздуха, физический источник которого находится полностью или частично в пределах территории, находящейся под национальной юрисдикцией одного государства, и отрицательное влияние которого проявляется на территории, находящейся под юрисдикцией другого государства, на таком расстоянии, что в целом невозможно определить долю отдельных источников или групп источников выбросов».

Принципы Конвенции ЕЭК ООН 1979 г. договаривающиеся стороны, стремясь охранять человека и окружающую среду от загрязнения воздуха, будут стремиться ограничивать и, насколько это возможно, постепенно сокращать и предотвращать загрязнение воздуха, включая его трансграничное загрязнение на большие расстояния; договаривающиеся стороны сотрудничают посредством обмена информацией, консультаций, научно-исследовательской деятельности и мониторинга;

по соответствующему требованию на ранней стадии проводятся консультации между, с одной стороны, договаривающимися государствами, на которые фактически распространяются последствия трансграничного загрязнения воздуха или которые подвержены значительному риску наступления таких последствий, и с другой – договаривающимися государствами, в пределах которых и под юрисдикцией которых возникает или может возникнуть значительная доля трансграничного загрязнения воздуха на большие расстояния в связи с осуществляемой или предусматриваемой ими деятельностью.

Протоколы к Рамочной конвенции ЕЭК ООН 1979 г. Протокол о долгосрочном финансировании совместной программы по мониторингу и оценке трансграничного переноса атмосферных поллютантов (ЕМЕП) от 28 сентября 1984 г. (вступил в силу 28 января 1988 г.); Протокол о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков по меньшей мере на 30 процентов от 8 июля 1985 г. (вступил в силу 2 сентября 1987 г.); Протокол об ограничении выбросов окислов азота и их трансграничных потоков от 31 октября 1988 г. (вступил в силу 14 февраля 1991 г.);

Протокол об ограничении выбросов летучих органических соединений или их трансграничных потоков от 18 ноября 1991 г. (вступил в силу 29 сентября 1997 г.); Протокол о дальнейшем сокращении выбросов серы от 14 июня 1994 г. (вступил в силу 5 августа 1998 г.); Протокол по тяжелым металлам от 24 июня 1998 г. (вступил в силу 29 декабря 2003 г.); Протокол по стойким органическим загрязнителям от 24 июня 1998 г. (вступил в силу 23 октября 2003 г.); Протокол о борьбе с подкислением, эвтрофикацией и приземным озоном от 30 ноября 1999 г. (вступил в силу 17 мая 2005 г.).

Конвенция об охране озонового слоя 1985 г. Предусматривает: межправительственное сотрудничество в проведении научных исследований; систематические наблюдения за озоновым слоем; мониторинг производства озоноразрушающих веществ; обмен информацией в этой сфере.

Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой 1987 г. содержит перечень озоноразрушающих веществ, запрещенных или ограниченных для применения в странах, присоединившихся к Протоколу

Поправки к Монреальскому протоколу 1987 г. подлежат ратификации государствами, присоединившимися к Монреальскому протоколу: Лондонская 1990 г. (добавили в список запрещаемых веществ метилхлороформ (МХФ), четыреххлористый углерод (ЧХУ) и галлоны); Копенгагенские 1992 г. (добавили в список запрещаемых веществ галогенизированные растворители и переходные химические вещества, известные как гидрохлорфторуглероды (ГХФУ), а также метилбромид);

Монреальская 1997 г. (предусматривает создание глобальной системы лицензирования экспорта и импорта озоноразрушающих веществ и ускорение графика сокращения производства и потребления метилбромида). Предусматривает выполнение трех основных требований: введение лицензирования экспорта и импорта озоноразрушающих веществ, запрещение (через год после принятия) импорта и экспорта бромного метила из стран или в страны, которые не ратифицировали Копенгагенские поправки, и запрещение поставок восстановленных хладагентов из государств, не выполняющих требования Монреальского протокола относительно производства озоноразрушающих веществ.; Пекинская 1999 г.(ввела меры регулирования поэтапного сокращения производства ГХФУ, а также ХФУ и галанов для удовлетворения потребностей развивающихся стран)

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. ст. IX: «Государства-участники Договора осуществляют изучение и исследование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества…»

Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. закрепило концепцию «общего наследия человечества» применительно к Луне, другим небесным телам и их ресурсам; ст. 3: принцип использования Луны и других небесных тел исключительно в мирных целях; ст. 4: «исследование и использование Луны является достоянием всего человечества и осуществляется на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития. При этом должное внимание уделяется интересам нынешних и будущих поколений, а также необходимости содействовать повышению уровня жизни и улучшению условий экономического и социального прогресса и развития в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций».

Ст. 11 Соглашения 1979 г. Луна и другие небесные тела не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами. Размещение на поверхности Луны и других небесных тел или в их недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, установок, станций и сооружений, включая конструкции, неразрывно связанные с их поверхностью или недрами, не создает права собственности на поверхность или недра Луны и других небесных тел или их участки.

При этом поверхность или недра Луны и других небесных тел, а также участки их поверхности или недр, или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого- либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица.

Космический мусор создает неизбирательную угрозу для всех космических стран и для всех космических пользователей; известно примерно частиц размером 10 или более сантиметров. А много тысяч отличаются еще меньшими размерами, и их нельзя отследить с помощью нынешних технологий; с учетом большой скорости этих частиц (у некоторых она достигает 8 км/сек на низкой околоземной орбите) даже очень небольшие обломки мусора могут потенциально причинить катастрофический ущерб космическим ресурсам;

занимаются: Научно-технический подкомитет Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях и Межагентский координационный комитет по космическому мусору (МККМ); 2003 г. – МККМ представил «Руководящие принципы по предупреждению образования космического мусора» (распространяется только на вновь проектируемую и создаваемую космическую технику); два «оберегаемых района» околоземного пространства: район низких околоземных орбит (НОО) (до км от Земли) и район геостационарной орбиты (ГСО).

Руководящие принципы предупреждения образования космического мусора 2007 г. (одобрены резолюцией ГА ООН) отражают существующую практику, выработанную рядом национальных и международных организаций; призывает все государства, особенно те, которые обладают крупным космическим потенциалом, активно содействовать достижению цели предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве как одного из существенно важных условий развития международного сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях;

Ядерные источники энергии в космосе Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве 1992 г. Рамки обеспечения безопасного использования ядерных источников энергии в космическом пространстве 2009 г.

Глобальное изменение климата Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г. РКИК заложила фундамент в международной борьбе с изменением климата, однако четких обязательств по снижению количества выбросов парниковых газов, виновных в глобальном потеплении, не содержала. РКИК - это своего рода Конституция, давшая организационную и процедурную базу, это первый шаг к созданию правового поля, регулирующего проблему изменения климата.

Киотский протокол 1997 г. ( гг.) 6 парниковых газов: Диоксид углерода (CO 2 ) Метан (CH 4 ) Закись азота (N 2 O) Гидрофторуглероды (ГФУ) Перфторуглероды (ПФУ) Гексафторид серы (SF 6 )

Гибкие механизмы Киотского протокола Механизм чистого развития (Clean Development Mechanism) (ст.12); Проекты совместного осуществления (Joint Implementation) (ст. 6); Торговля квотами (Emission trading) (ст. 17).

Механизм чистого развития (МЧР) государства, имеющие количественные обязательства, получат сертифицированные кредиты на сокращение выбросов при финансировании проектов, связанных с сокращением выбросов в государствах, не имеющих количественных обязательств. сокращения выбросов, достигнутые в результате осуществления таких проектов странами, не имеющими количественных обязательств по Протоколу, могут использоваться развитыми странами в счет выполнения ими своих обязательств по Протоколу. не является источником финансирования.

Проекты совместного осуществления (ПСО) Это система, при которой страна, взявшая на себя строгие обязательства по сокращению эмиссий, или компания из этой страны делает инвестиции в программы, позволяющие сократить эмиссии в другой стране. Первая сторона может претендовать на разрешение зачесть определенное количество эмиссий, сокращенных благодаря реализации программы в другой стране, в счет своих собственных обязательств. Вторая сторона, принимающая, получает и экономическую и экологическую выгоду.

Типовыми потенциальными ПСО являются: Повышение эффективности сжигания угля, жидкого топлива и природного газа. Реконструкция коммунальных систем теплоснабжения и очистка сточных вод. Использование вторичных энергоресурсов. Использование энергетически эффективных технологических процессов в металлургии, цементной, химической и других отраслях промышленности.

Сбор и утилизация выбросов метана на городских свалках твердых бытовых отходов. Когенерация или комбинированная выработка электрической и тепловой энергии (включая использование природного газа и альтернативных источников энергии). Повышение энергоэффективности функционирования газотранспортной системы. Развитие нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Проекты по лесонасаждению

Торговля квотами торговля квотами между сторонами и организация торговли промышленными выбросами на внутренних рынках стран и на международном уровне. В случае, если страна не расходует свою квоту полностью, то она может переуступить или продать свободную часть другой стране. построена следующим образом: 1. Конференция государств-участников Протокола на основании результатов вычислений с целью определения общего объема выбросов парниковых газов и доли каждого из государств в нем будет выделять квоты данным государствам; 2. эмиссионные сертификаты будут первоначально распределяться среди отдельных субъектов-эмитентов парниковых газов.

Углеродные биржи Великобритания США (Chicago Climate Exchange, 2002 г.) Германия (отдельные земли)

«Копенгагенский аккорд» 2009 г. политическое заявление, занимающее три страницы и полное внутренних противоречий между ведущими державами мира, разрешить которые так и не удалось. Основные положения «Аккорда»: подтверждение положений РКИК по поводу необходимости стабилизации выбросов парниковых газов с добавлением (ссылаясь на МГЭИК) «контрольной цифры» глобальной климатической безопасности на уровне не более 2°С выше доиндустриального уровня;

признание необходимости «глобального пика выбросов» в ближайшие годы (после чего объем выбросов парниковых газов на нашей планете должен неуклонно снижаться), причем развивающимися странами этот пик должен быть пройден позже, чем развитыми; призыв к сотрудничеству в достижении национальных пиков и глобального пика; обязательство развитых стран по снижению национальных выбросов на период до 2020 г. Размер этих обязательств не уточнен и будет определяться каждой страной в представленном ею документе; меры по регулированию выбросов указанными странами подлежат международной верификации и мониторингу в соответствии с действующими в рамках Конвенции методиками;

Проект «Покупка общественного блага» предусматривает выделение развитыми странами специальных средств в международные фонды для покупки квот на выбросы парниковых газов в развивающихся странах. Проект принятия двойного типа обязательств развитыми странами предлагается либо снижение выбросов на своих источниках, либо прямая передача средств развивающимся странам подход «цели человеческого развития» предусматривает разделение выбросов на необходимые (обеспечивающие базовые человеческие потребности) и излишние (класса «люкс»); на этом основывается дифференциация задач снижения (стабилизации, роста) эмиссии в разных странах.

Проект Базовых линий роста и Обязательств двойной интенсивности (для развитых и развивающихся стран) рассчитан на введение двойных стандартов с целью вовлечения развивающихся стран в режим мер в области климата. Климатический план Маршалла предусматривает разделение стран мира на четыре категории и постановку для каждой из них групповых целей разного типа. проекты Оркестр договоров и Параллельные меры предполагают существование наряду с РКИК ООН ряда параллельных соглашений, заключаемых между различными группами стран.

Конференции стран РКИК ООН в Канкуне 2010 г. (30 страниц) создана новая «Канкунская адаптационная структура» Создается Адаптационный комитет, в задачу которого входит оценка и предотвращение рисков, а затем и решение вопросов компенсации ущерба наиболее слабым и уязвимым странам; принято решение ускорить действия по сокращению выбросов от сведения и деградации тропических лесов в развивающихся странах (REDD+) с соответствующей технологической и финансовой поддержкой; создается технологический механизм с Технологическим исполнительным комитетом, Центрами передачи климатических технологий и Структурой, призванной усилить технологическую кооперацию по поддержке действий по адаптации и предотвращению; принято решение, что специальный форум рассмотрит проблему негативного влияния низкоуглеродных мер одних стран на экономику других, а также предложит практические решения и дальнейшие шаги по данной проблеме;

Конференции Сторон РКИК в Дурбане (ЮАР) 2011 г. Наиболее важное решение Конференции касалось второго периода обязательств по сокращению выбросов в рамках Киотского протокола, который начнется в 2013 г., а закончится либо в 2017 г., либо в 2020 г. Было решено, что новое всеобъемлющее соглашение по климату, учитывающее современные реалии, будет выработано к 2015 г. и вступит в силу после 2020 г. Сегодня планета движется по сценарию роста глобальной температуры на 4º С, в то время как для предотвращение наиболее катастрофических и необратимых изменений климата, по мнению экспертов, необходимо удержаться в рамках роста температуры не более, чем на 2º С. Для этого, согласно рекомендациям МГЭИК, необходимо снизить глобальные выбросы на 25-40% к 2020 г., и на 50-80% к 2050 г.

Система Договора об Антарктике Договор об Антарктике 1959 г.; многочисленные Рекомендации, принятые на совещаниях Сторон Договора об Антарктике и вступившие в силу в соответствии с условиями Договора; Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г.; Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г.;

Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г.; Протокол об охране окружающей среды 1991 г. к Договору об Антарктике; Соглашение о сохранении альбатросов и буревестников (качурок) 2001 г. Также к Системе Договора об Антарктике принято относить меры, действующие в рамках Договора об Антарктике и в рамках остальных перечисленных международных договоров.

Договор об Антарктике Ст. I :Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия ст.V: запрещает производить здесь любые ядерные взрывы и сброс радиоактивных отходов. ст.IX : указывает на охрану и сохранение живых ресурсов как на один из вопросов, подлежащих обсуждению на КСДА.

Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г. распространяется на все виды антарктических тюленей, обитающих в воде и на морском льду южнее 60° ю.ш. разрешен отлов только трех из шести видов антарктических тюленей: крабоедов, леопардов, Уэдделла установлены запретные районы, допустимые сроки охоты и шесть разрешенных зон отлова, каждая из которых в соответствии с п. 4 Приложения должна поочередно закрываться на период с 1 сентября по последний день февраля

Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. первый международный договор, закрепивший экосистемный подход к сохранению живых природных ресурсов Статья I (п.3) Конвенции определяет морскую экосистему Антарктики как «комплекс взаимоотношений морских живых ресурсов Антарктики друг с другом и с окружающей их физической средой» и распространяется на все популяции плавниковых рыб, моллюсков, ракообразных и на другие виды живых организмов, включая птиц, а также тюленей и китов. учредила специальную Комиссию по сохранению морских живых ресурсов Антарктики

Принципы конвенции 1980 г. (а) предотвращение сокращения численности любой вылавливаемой популяции до уровней ниже таких, которые обеспечивают ее устойчивое пополнение. С этой целью не должно допускаться ее сокращение ниже уровня, близкого к тому, который обеспечивает наибольший чистый годовой прирост; (b) поддерживание экологических взаимосвязей между вылавливаемыми, зависящими от них и связанными с ними популяциями морских живых ресурсов Антарктики и восстановление истощенных популяций до уровней, определенных в подпункте (а) выше;

(с) предотвращение изменений или сведение до минимума опасности изменений в морской экосистеме, которые являются потенциально необратимыми на протяжении двух или трех десятилетий, принимая во внимание состояние имеющихся знаний о прямом и косвенном воздействии промысла, влиянии внесения не свойственных данному району видов, последствиях связанной с этим деятельности для морской экосистемы и последствиях изменений в окружающей среде с тем, чтобы было возможно устойчивое сохранение морских живых ресурсов Антарктики» (п.3 ст.II).

Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г. регулирует условия и порядок разработки минеральных ресурсов Антарктики с учетом обеспечения экологической безопасности в регионе ст.1(6) под «минеральными ресурсами» Конвенция понимает «все неживые природные невозобновляемые ресурсы, включая горючие ископаемые, металлические и неметаллические минералы» ст.1(7) Конвенции определяет «освоение минеральных ресурсов Антарктики» как «поиск, разведку или разработку, но не включает научные исследования, как они понимаются в Статье III Договора об Антарктике».

Сфера ее действия охватывает сам материк Антарктиду, все антарктические острова, включая все шельфовые ледники, к югу от 60° ю.ш., а также морское дно и недра прилегающих прибрежных районов вплоть до внешней границы континентального шельфа (ст.5) Главным органом Конвенции должна стать Комиссия, которая наделяется функциями оценки воздействия на окружающую среду Антарктики деятельности по освоению минеральных ресурсов, установления открытых и закрытых для добычи минеральных ресурсов районов и др.

Протокол об охране окружающей среды 1991 г. к Договору об Антарктике запретил любую деятельность, связанную с минеральными ресурсами, за исключением научных исследований (ст.7) Этот запрет действует до разработки юридически обязательного режима в отношении освоения минеральных ресурсов Антарктики, включающий согласованные средства для определения того, приемлема ли любая такая деятельность, и если да, то на каких условиях, по истечении 50 лет после вступления Протокола в силу (ст.25)

Приложения к Протоколу Приложение I «Оценка воздействия на окружающую среду» (устанавливает правила и процедуру проведения оценки воздействия деятельности на окружающую среду Антарктики (ОВОС)(первоначальная и всесторонняя); Приложение II «Сохранение антарктической флоры и фауны» (цель сохранить разнообразие видов, а также среду обитания, необходимую для их существования, и равновесие экологических систем; запрещает ввоз в район действия Договора об Антарктике чужеродных живых организмов);

Приложение III «Удаление и управление ликвидацией отходов» (содержит правила хранения, удаления и вывоза отходов из Антарктики, а также их переработки сокращения их источников); Приложение IV «Предотвращение загрязнения морской среды»; Приложение V «Охрана и управление районами»; Приложение VI «Материальная ответственность, возникающая в результате чрезвычайных экологических ситуаций».

Группы из Приложения III Для целей планирования, управления и ликвидации отходов ст.8 Приложения классифицирует все виды производимых отходов на следующие пять групп: сточные воды и жидкие бытовые отходы (Группа 1); другие жидкие отходы и химические вещества, включая топливо и смазки (Группа 2); твердые отходы, подлежащие сжиганию (Группа 3); другие твердые отходы (Группа 4); радиоактивные вещества (Группа 5).