План и отчёт работы Порядок учета движения фондов Работа рук. МО школьных библиотекарей Алексеевского муниципального района Республики Татарстан Сибатовой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Общая документация - Положение о школьной библиотеке - Правила пользования библиотекой - Паспорт библиотеки; - Дневник библиотеки (срок хранения 3 года)
Advertisements

Порядок учёта библиотечного фонда учебников Библиотека - Храм наук и знаний это Место хранения книг и журналов Газет, романов и мемуаров. Презентацию подготовила.
Перечень документов библиотеки образовательного учреждения.
Н ОВЫЕ ПРАВИЛА И МЕТОДИКА УЧЕТА БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА.
«Благодаря истинному знанию ты будешь гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него». А.Дюрер «Нормативно-правовое обеспечение деятельности.
МБОУ СОШ 158 г. Новосибирска. «…право на ведение образовательной деятельности получает Образовательное Учреждение с момента выдачи ему лицензии.» (ст.
Библиотечный фонд, его функции, состав и структура Выполнила: Каримова У.Ж Группа: ПиК11-16р Приняла: Исенгалиева А.Г.
Правила пользования библиотекой Библиографический урок 5 КЛАСС.
2010 год Выполнила Кузнецова Л.Н., библиотекарь. Основные функции библиотеки: Образовательная. Информационная. Культурная. Приоритетное тематическое направление.
Учет и техническая обработка фонда учебной литературы в библиотеке Составила проект Фрейман Людмила Ефимовна Зав.библиотекой МБОУ»Шелаболихинская СОШ 2»
Школьная библиотека Зав. библиотекой МОУ «СОШ 8» Ларионова Нина Фёдоровна.
Группа компаний «Аверс» (ООО «ФинПромМаркет – XXI») информационно-аналитическая система « Аверс: Библиотека» версия 1.40 О программе.
Семинар библиотекарей Методист И. Э. Салихова МОУ ДПО « Октябрьский ЦИТ » 14 октября 2011 г.
«Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках».
ГОУ СПО Сахалинский государственный колледж бизнеса и информатики Библиотека колледжа г. Южно-Сахалинск.
Библиотекарь – первый вестник красоты и знания Н. Рерих педагогическая все участники образовательного процесса Специализация:Пользователи: Режим работы:
Правила пользования БИБЛИОТЕЧНО- ИНФОРМАЦИОННЫМ ЦЕНТРОМ
БИБЛИОТЕКА МОУ «СОШ 4 г. ВАЛУЙКИ» «Читатель – центр книжной вселенной» Н. А. Рубакин.
Челябинск год Библиотека Библиотека МАОУ СОШ 73.
Порядок учёта документов в библиотеке в условиях комплекса Подготовила методист территориальной группы ЮВАО Городского методического центра Кузнецова Лариса.
Транксрипт:

План и отчёт работы Порядок учета движения фондов Работа рук. МО школьных библиотекарей Алексеевского муниципального района Республики Татарстан Сибатовой Елены Александровны

Планирование работы ШБ План и отчёт библиотеки - главные документы, которые характеризуют деятельноесть школьной библиотеки. В основу работы библиотек положены следующие документы: "Закон о библиотечном деле" (1994) и "Примерное положение о библиотеке образовательного учреждения".

Годовой план библиотеки Методическая тема библиотеки Цели и задачи Основные функции библиотеки Формирование библиотечного фонда -работа с учебным фондом -работа с фондом художественной литературы -комплектование фонда периодики -введение СБА

Работа с читателями: Индивидуальная работа -работа с активом -работа с родителями -работа с педагогическим коллективом. Воспитательная работа по направлениям: ЗОЖ, патриотическое, экологическое, духовно- нравственное и т.д. - беседы, - диспуты, - литературные игры, - читательские конференции, - утренники, - викторины, - литературно-музыкальные композиции, - библиотечные занятия и т.д.

Профессиональное развитие работника библиотеки -участие в МО, семинарах, совещаниях; -самообразование. Взаимодействие с другими библиотеками района

Для удобства планирования на предварительном этапе (до текстовом) можно составить календарно-тематический план. После такой работы написание текстового варианта плана не займет много времени. Основные направления работы Сентя брь Октя брь Ноя брь Дека брь Ян варь Фев раль Ма рт Ап рель май Основные массовые мероприятия Наглядная форма пропаганды Работа по ББЗ Внеклассное чтение Работа с активом Работа с пед. коллективом Работа с родителями Работа с фондом учебников Работа с книжным фондом СБА библиотеки и т.д.

План работы на месяц _____ 200_/200__учебного года. Дата Название мероприятия КлассОтветственный Более подробный и конкретный план составляется на месяц. Заполняется такая схема на основе годового плана. Используя ее, очень удобно писать отчет о своей работе в конце года. Ежемесячный план должен быть всегда на столе у библиотекаря, так как тогда вы будете очень четко знать, что предстоит вам сегодня и в ближайшие дни месяца.

Отчёт о работе школьной библиотеки При составлении отчета необходимо помнить, что работу библиотеки характеризуют не только абсолютные показателе (количество читателей, книговыдач, число проведенных мероприятий и т.д.), но и относительные и средние величины, позволяющие анализировать основные тенденции развития библиотеки или целой библиотечной сети. В школьных библиотеках чаще всего для анализа состояния дел применяют следующие относительные и средние величины:

" книгообеспеченноесть, то еесть среднее число библиотечных книг (за исключением учебников) на одного читателя определяется путем деления числа книг, числящихся в библиотеке, на число читателей; " посещаемоесть, то еесть среднее число посещений библиотеки одним читателем определяется делением общего количества посещений библиотеки на число читателей; " обращаемоесть, то еесть среднее число выдач одной книги; она определяется делением количества книговыдач на количество книг (документов) в фонде библиотеки; " читаемоесть, то еесть среднее число книг, выданных одному читателю, определяется путем деления количества книг, выданных за год, на число читателей библиотеки.

Порядок учёта библиотечного фонда В целях сохранности библиотечного фонда, установления единого порядка учета библиотечных документов, создания условий для совершенствования организации труда и внедрения средств компьютеризации и механизации в библиотеках образовательных учреждений 24 августа 2000 г. Министерство образования РФ издало приказ 2488 в котором утверждаются методические рекомендации по применению «Инструкции об учете библиотечного фонда» в библиотеках образовательных учреждений, утвержденной приказом Министерства культуры России от г. 590.

Учетные формы движения библиотечных фондов и результатов библиотечной деятельности Книга учета библиотечного фонда школьных учебников (Книга суммарного учета учебного фонда) Журнал учета учебников Картотека учебников Журнал выдачи учебников Книга суммарного учета библиотечного фонда Инвентарная книга Журнал безынвентарного учета Журнал учета тетрадиционных носителей информации Картотека периодики

Учетные формы движения библиотечных фондов и результатов библиотечной деятельности Папка актов движения фондов Папка актов о проведении инвентаризации Тетрадь учета изданий, принццятых взамен утерянных Тетрадь учета подарочных изданий Дневник работы школьной библиотеки Журнал учета библиотечно-библиографических справок Журнал учета ведения уроков информационной грамотности Журнал учета использования компьютерных ресурсов

Фонд учебной литературы включает в себя: Учебники Учебные пособия Сборники задач и упражнений Хрестоматии Рабочие тетради Дидактические материалы Атласы и контурные карты

Библиотечный фонд включает в себя: Литература по различным отраслям знаний Художественная литература Литература энциклопедического и справочного характера Методическая литература Периодика Нетрадиционные носителе информации (аудио- и видео- кассеты, CD-rom, DVD, открытки, плакаты, карты, настольные игры, слайды, диафильмы и пр.)

Учет поступлений учебной литературы: Книга учета библиотечного фонда школьных учебников (Книга суммарного учета учебного фонда) Журнал учета учебников Картотека учебников Журнал регистрации учетных карточек Журнал выдачи учебников

1 шаг - Книга суммарного учета учебного фонда (КСУ учебников) пп Дата записи КСУИсточник поступления сопроводительного документ а Экз. По док-там Сумма по документ ам ВНИМАНИЕ! Обязательны к заполнению Части 2, 3 «Книги учета библиотечного фонда школьных учебников», отражающие выбытие из фонда и итоги движения фонда.

2 шаг Журнал учета учебников г., накл , ЭКСМУиК 1 ( записи в Книге учета библиотечного фонда школьных учебников) ФИО автора НазваниеКласс Кол-во ЦенаСумма Бархударов Русский язык 8 кл

3 шаг Картотека учебников Класс Автор, название Год издания Кол-во ЦенаСумма записи в КСУ Примеч ания акта и дата выбытия ВНИМАНИЕ! При повторном поступлении учебников того же или следующих изданий одного наименования и автора отдельная карточка не заводится.

Наш вариант Выходные данные учебника Год издания Дата записи зап. В КСУ или акта выбытия Поступ ило Цена Выбыт ие Состои т Примеч.

Учет поступлений библиотечного фонда Учетные формы: Книга суммарного учета библиотечного фонда Инвентарная книга Журнал безынвентарного учета Журнал учета тетрадиционных носителей информации Картотека периодики Тетрадь учета изданий, принццятых взамен утерянных Тетрадь учета подарочных изданий

1 шаг Книга суммарного учета библиотечного фонда Поступило Дата записи зап/п Источн ик поступления Номер или дата со проводит. Док-та ВсегоВ том числе(экз.)Из них по видам Док- ты принцц.на баланс На сумму Док-ты не принцц.на баланс Руб Коп. изд-я без инвентарного учета периодика АВД (нетрад иц.носи теле инф) ЧАСТЬ 1. Поступление в фонд

Распределение документов по содержанию Естествен ные науки (2) Прикладн ые науки (3,4,5) Общест., гуманист.на уки(6/8)и универс.сод ер (9) Из них : педагогические науки (74) Художестве нная литература (84) Литература дошкольная 1-2 классов

Чаесть 2. Выбытие документов из фонда Выбыло Дата записи Номер, жата акта выбытия ВсегоВ том числе (экз)Из них по видам Документ ы, принццятые на баланс На сумму Документы, не принццятые на баланс АВД (тетради ц.носите ли инф) рубкопизд-я без инвентарного учета периодик а

Распределение документов по содержанию По причинам выбытия Естест венны е науки (2) Приклад ные науки (3,4,5) Общест., гуманист.науки (6/8)и универс.с одер (9) Из них : педагогические науки (74) Художе ственна я литература (84) Литератур а дошкольная 1-2 классов ветхоесть устарело есть утрата другие причины

Чаесть 3. Итоги движения фонда ВсегоВ том числе (экз)Из них по видам Документ ы, принццятые на баланс На сумму Документы, не принццятые на баланс АВД (тетрадиц. носителе инф) рубкопизд-я без инвентарного учета периодика Состоит на_____ Поступило за__год Выбыло за____год Состоит на_____

Распределение документов по содержанию Естествен ные науки (2) Прикладн ые науки (3,4,5) Общест., гуманист.на уки(6/8)и универс.сод ер (9) Из них : педагогические науки (74) Художестве нная литература (84) Литература дошкольная 1-2 классов

2 шаг- Инвентарная книга Содержит сведения о поступлении изданий, подлежащих долгосрочному хранению. Заполняется в соответствии с инструкцией, расположенной на первой странице. Примечания Если в накладной указана цена за комплект (собрания сочинений, многотомные издания) стоимоесть одного экземпляра вычисляется путем деления суммы, на которую поступило конкретное издание (последний столбец в накладной) на кол-во поступивших экземпляров данного комплекта.

3 шаг Журнал безынвентарного учета Содержит сведения о поступлении брошюр, многоэкземплярной литературы, малоценных изданий, не подлежащих долгосрочному хранению. Структура «Журнала безынвентарного учета» строится по образцу «Инвентарной книги». Следует добавить графы «Количество» и «Сумма». Номера присваиваются каждому поступившему наименованию. Таким образом, все издания одного наименования, поступившие в кол-ве более 1 экз., получают один номер. В этом случае на издании проставляется номер, присвоенный наименованию с указанием через дефис или косую черту номера данного экземпляра, к номеру добавляется пометка б, которая обозначает, что издание учтено в «Журнале безынвентарного учета» (например 3-1 б, 3-2 б, 3-3 б и т.д. или 3/1 б, 3/2 б, 4/3 б и т.д.)

4 шаг Журнал учета тетрадиционных носителей информации В данном журнале учитываются документы на тетрадиционных носителях: аудио-, видео- кассеты, CD-rom, DVD, слайды, диафильмы, карты, настольные игры, открытки, плакаты и пр. Структура Журнала учета тетрадиционных носителей информации строится по образцу Инвентарной книги. Помимо уже имеющихся, следует добавить графу «Вид носителя», в которой делается пометка: аудио-, видео- кассеты, CD-rom, DVD, открытки, плакаты, слайды, диафильмы и пр. Номера присваиваются каждому поступившему наименованию. К номеру, проставляемому на издании (на пластиковые коробки наклеивается бумажный ярлык), добавляется пометка н, которая обозначает, что издание учтено в «Журнале учета тетрадиционных носителей информации» (например 3-1 н)

5 шаг – Картотека периодики Название Периодичноесть Кол-во экз. годянвфевмартапрмайиюньиюл ь авгсеноктноядек

Тетрадь учета изданий, принццятых взамен утерянных Взамен утерянных принццимаются издания последних 5 лет выпуска. Это обусловлено необходимоестью постановки изданий на баланс. Учет изданий, принццятых взамен утерянных производится так же, как учет обычных поступлений. В «Книге суммарного учета библиотечного фонда» в разделе «Поступления в фонд», делается запись с указанием и даты акта замены, количества и суммы поступивших изданий, принццятых взамен утерянных, в графе «Откуда поступило» делается запись «по акту замены». В части 2 «Книги суммарного учета библиотечного фонда», в разделе «Выбытие из фонда» делается запись о выбытии с указанием кол-ва и суммы утерянных изданий.

Тетрадь учета подарочных изданий Издания, принццятые в дар, ставятся на учет по акту дарения. Учету подлежат издания последних 5-ти лет выпуска. Издания, принццятые в дар, но по году издания, не подлежащие постановке на учет, регистрируются в «Тетради учета подарочных изданий». Это необходимо в связи с тем, что в фонде библиотеки не должно быть незарегистрированных изданий (не отраженных в какой- либо форме учета). Для того, чтобы было понятно, что данное издание не поставлено на учет, а записано в «Тетради учета подарочных изданий», рекомендуется присваивать этим изданиям регистрационный номер с пометкой д (дар)

Акты о проверке, списании и постановке на учет документов в библиотеке ОУ Для проведения списания приказом по образовательному учреждению создается комиссия, в которую входят материально ответственные лица и независимые представителе от данного учреждения. Акты на списание составляются в 2-х экземплярах по определенной форме и утверждаются руководителем образовательного учреждения, методистом по учебным фондам и бухгалтером. Правила составления актов, сопроводительных списков, коэффициенты переоценки следует узнавать у бухгалтера, отвечающего за учет материальных ценностей конкретного образовательного учреждения. После утверждения акта о выбытии к нему прилагается квитанция о сдаче списанных изданий в макулатуру. Дата на квитанции не должна превышать 3-х дневного срока после утверждения Акта.

В «Книге суммарного учета библиотечного фонда», «Книге учета библиотечного фонда школьных учебников» делается запись в части 2 о выбытии из фонда. Во всех остальных учетных формах («Инвентарная книга», «Журнал безынвентарного учета», «Журнал учета тетрадиционных носителей информации», Картотека учебников, Картотека периодики) делается отметка о выбытии списанных изданий ( и дата Акта). Спасание периодических изданий можно проводить по истечении 3 лет (газеты), 5 лет(журналы) хранения. Списание учебной литературы проводится по истечении 5 лет использования, при наличии замены. Акты на списание документов хранятся в библиотеке в течение 10 лет.

Ведение учета деятельности библиотеки ОУ Учетные формы: Дневник работы школьной библиотеки Журнал учета библиотечно-библиографических справок Журнал учета ведения уроков информационной грамотности Журнал учета использования компьютерных ресурсов

Дневник работы школьной библиотеки Чаесть 1. Учет посещений и количества читателей Число месяца Всего записалось Учащихся Учит елей Вспо м. Про чие Число посеще ни К началу месяца … За месяц Итого с начала года

Чаесть 2. Учет книговыдачи В графе «Книговыдача» учитывается выдача печатных изданий (книги, периодика), тетрадиционных носителей информации на дом, для работы на уроке, для работы в читальном зале. Примечания Посещением библиотеки считается каждый фактический приход читателя в библиотеку для получения информации. Если читатель пришел в библиотеку несколько раз за день, и ему выдавались различные информационные носителе, каждое посещение и книговыдача учитывается. Выдача комплектов литературы учитывается как посещение и книговыдача по кол-ву экземпляров. ВНИМАНИЕ! Выдача учебной литературы в посещениях и книговыдаче не учитывается. Исключение составляют учебные пособия, выдаваемые сверх основного базового комплекта, для индивидуального пользования учащимися (подготовка к экзаменам, докладам, дополнительное изучение предмета и пр.)

Чаесть 3. Учет массовых мероприятий» В третьей части «Дневника» учитывается проведенная информационная, индивидуальная и массовая работа библиотеки. При учете разработанных выставок следует отмечать количество представленных на выставке источников информации, и книговыдач, сделанных с конкретной выставки. При учете массовых мероприятий, следует указывать возрастную группу читателей, для которых проводилось мероприятие и количество участников. Примечание: В данной части возможен учет проведения уроков информационной грамотности. В этом случае следует выделить для этой информации отдельную страницу.

Журнал учета библиотечно- библиографических справок Отражаются информационные запросы читателей, требующие поиска и выбора информации из различных источников. Форма «Журнала» должна отражать дату, фамилию пользователя, читательскую группу (ученик, учитель, специалист, родитель), тему запроса и источники, по которым подбиралась информация.

Журнал учета ведения уроков информационной грамотности Учитывается проведение мероприятий, связанных с обучением основам библиотечной грамотности: знакомство с библиотекой, структура книги, виды изданий, умение формулировать информационный запрос, навыки поиска и использования информации и т.д. Форма учета проведения уроков информационной грамотности может быть произвольной, но должна наглядно отражать ознакомление учащихся с темами в соответствии с Программой. Примечания Учет проведения уроков информационной грамотности может отражаться в «Дневнике работы библиотеки» в части 3 «Учет массовых мероприятий».

Журнал учета использования компьютерных ресурсов Дата Фамилия имя Читательск ая группа (учащиеся, учителя, родителе) Тема Вид ресурса Время работы подпись

Литература: Об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений//Вестник образования С &ob_no=3822&oll.ob_no_to= &ob_no=3822&oll.ob_no_to metod/tech_work_bibl/ metod/tech_work_bibl/