Проектирование образовательного процесса по музыке в основной школе при переходе на ФГОС Маночкина Елена Николаевна методист, старший преподаватель кафедры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Целевой раздел ООП ООО 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 13.
Advertisements

Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования стандартов 2 поколения.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
«Методические и психологические проблемы реализации ФГОС в условиях современного образовательного процесса». Генералова Н.С. Методист ЮЗАО, к.п.н., учитель.
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
Деловая игра : «Стандарты второго поколения». ДЕВИЗ ПЕДСОВЕТА: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.
Педагогическая академия последипломного образования Кафедра методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла ФГОС начального и основного.
Психологические особенности подросткового возраста.
Метапредметные результаты по ФГОС. Образование общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. 2 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Подготовила Цыганова О.С.. Культурно-познавательная компетентность: способность интегрировать полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения.
Транксрипт:

Проектирование образовательного процесса по музыке в основной школе при переходе на ФГОС Маночкина Елена Николаевна методист, старший преподаватель кафедры гуманитарного образования БОУ ДПО «ИРООО» 1

Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно – указать дорогу. Р. Олдингтон, английский писатель. 2 2

«Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…» А. Дистервег 3 3

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований 4

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным. (ФГОС п. II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с. 4-5) 5

Оценка Синтез Анализ Применение Понимание Знание Метазнание Диалектичность мышления Стандарт первого поколения Стандарт второго поколения Предметные результаты обучения Метапредметные результаты обучения Личностные результаты обучения обязательный минимум содержания образования требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу 6 6

ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ = «УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ» (совокупность способов, приемов овладения учебным материалом) 7 7

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; (ФГОС п. II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с. 4-5) 8

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: Метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. (ФГОС п. II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с. 4-5) 9

Основные виды УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД смыслообразование нравственно-этическая ориентация целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция общеучебные унив.д. знаково-символические д. логические унив.д. постановка и решение проблемы самоопределение вопросы общения 10

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: Предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно- проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. (ФГОС п. II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с. 4-5) 11

Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» должны отражать: Музыка: 1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; 2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов; 3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение); (ФГОС п. II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования п Искусство. Музыка с. 17) 12

Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» должны отражать: 4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; 5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; 6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса. (ФГОС п. II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования п Искусство. Музыка с. 17) 13

планируемый результат Решение учебно- познавательных и учебно-практических задач личностные: самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация метапредметные: саморегуляция коммуникация познавательная деятельность предметные: освоение систематических знаний, преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний учебная деятельность 14

система планируемых результатов личностных, метапредметных и предметных устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач 15

Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач направленных на формирование и оценку: 1) умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний. 2) навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний. 3) навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределённости. 4) навыка сотрудничества. 5) навыка коммуникации 6) навыка самоорганизации и саморегуляции. 7) навыка рефлексии. 8) ценностно-смысловых установок. 9) ИКТ-компетентности обучающихся. 16

На достижение каких планируемых результатов работают задачи, направленные на формирование и оценку: 1) умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний. 2) навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний. 3) навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределённости. 4) навыка сотрудничества. 5) навыка коммуникации. 6) навыка самоорганизации и саморегуляции. 7) навыка рефлексии. 8) ценностно-смысловых установок. 9) ИКТ-компетентности обучающихся. 17

1) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний Попробуем понять, как в программах «Музыка» решаются эти задачи Обратим внимание на характеристику видов деятельности 18

Линия УМК «Сергеева Г.П. (5-9 классы)» Программы соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерным программам по предметам «Музыка» и «Искусство». Музыка. Рабочие программы. 19

Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Т.И. Науменко, В.В. Алеева. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений 20

Основными видами учебной деятельности по музыке являются: 21 Слушание музыки.Пение.Инструментальное музицирование.Музыкально-пластическое движение. Драматизация музыкальных произведений. Музыкально-творческая практика в т.ч. ИКТ. 21

Характеристика видов деятельности обучающихся, направленных на достижение предметных планируемых результатов Примеры из рабочей программы. Линия УМК «Сергеева Г.П. (5-9 классы)» Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов. Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходства и различия интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров. Импровизировать в пении, игре пластике. Владеть навыками музицирования. Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. Примеры из рабочей программы. Линия учебников под редакцией Т.И. Науменко, В.В. Алеева.5-9 классы. Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемого курса. Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в исполнении. Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно- образным содержанием. Определять музыкальные произведения разных жанров и стилей. Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности. Определять характерные свойства музыки. Воспринимать разные по смыслу музыкальные интонации. 22

Примерные этапы традиционного урока музыки проверка домашнего задания; мотивация к учебной деятельности, через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока; осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий; самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя; обобщение и систематизация результатов выполненных заданий; подведение итогов урока и постановка домашнего задания. 23

2) задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний. Суть деятельности Учащиеся выдвигают новые идеи или достигают нового понимания: –осознают новые смыслы, –преобразуют известное с получением нового результата, нового взгляда на известное, –находят новую информацию, подтверждающую или опровергающую известное, или уточняющую границы применимости известного, –находят новое применение известному, –устанавливают новые связи и отношения, –выдвигают и проверяют новые идеи 24

2) задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний. Суть деятельности Учащиеся достигают нового знания/понимания путём исследования или преобразования известного на основе познавательных действий : – обработки информации (группировка, схематизация, упрощение и символизация, визуализации …) – логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление связей, рассуждения, отнесение к известным понятиям) – целенаправленного наблюдения, сопровождающегося выдвижением и проверкой предположений – интерпретации и оценки (результатов, суждений) 25

Характеристика видов деятельности обучающихся, направленных на достижение метапредметных планируемых результатов Примеры из рабочей программы. Линия УМК «Сергеева Г.П. (5-9 классы)» Анализировать различные трактовки одного и того же произведения. Характеризовать музыкальные произведения. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходства и различия интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров. Находить жанровые параллели между музыкой и др. видами искусства. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Примеры из рабочей программы. Линия учебников под редакцией Т.И. Науменко, В.В. Алеева.5-9 классы. Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством. Исследовать многообразие жанровых воплощений муз. произведений. Рассказывать о влиянии муз. на чловека. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание муз. произведений (правдивое-ложное, красивое-уродливое) Находить ассоциативные связи между образами музыки и изобразительного искусства. Устанавливать внешние связи между звуками природы и звучаниями музыкальных тембров. 26

Примерные этапы традиционного урока музыки проверка домашнего задания; мотивация учебной деятельности, через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока; осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий; самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя; обобщение и систематизация результатов выполненных заданий; подведение итогов урока и постановка домашнего задания. 27

2) задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний. Пример улучшенного задания: Как понимается слово «Родина» в песне В.Баснера и М.Матусовского «С чего начинается Родина?»? Подбери пословицы и поговорки о Родине, которые отражают общие идеи, мотивы представленные в песне. Варианты ответов можно обсудить в ходе коллективной беседы (в парах). 28

2) задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний. требуется осознание новых идей, смыслов, нахождения нового применения, новых связей, так как идеи автора, заложенные в тексте дают новые знания, интерпретацию смыслов. используются познавательные действия такие как: анализ, оценка отношения автора художественного текста к Родине, построения рассуждений, так как задание предполагает, что обучающиеся для его выполнения осмысливают позицию автора. привлекается содержание, идеи других областей знания. 29

3) задачи направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределённости. Суть деятельности Задание содержит определенный вызов учащимся. Они не могут выполнить его только на основе известной информации и процедур Задание содержит ситуацию неопределённости, допускает различные, в т.ч. – альтернативные решения. Учащимся необходимо принять решение Учащиеся решают проблему, имеющую отношение к реальной жизни Задание требует практического воплощения принятых учащимися решений 30

Характеристика видов деятельности обучающихся, направленных на достижение метапредметных планируемых результатов Примеры из рабочей программы. Линия УМК «Сергеева Г.П. (5-9 классы)» Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы. Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом. Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке. Примеры из рабочей программы. Линия учебников под редакцией Т.И. Науменко, В.В. Алеева.5-9 классы. Рассуждать об общности и различии организации речи в произведениях литературы и музыки. Рассуждать о преобразующей силе музыки. Выявлять внешние связи между звуками природы и звуками музыки. Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов и наоборот. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности. 31

Примерные этапы традиционного урока музыки проверка домашнего задания; мотивация учебной деятельности, через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока; осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий; самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя; обобщение и систематизация результатов выполненных заданий; подведение итогов урока и постановка домашнего задания. 32

3) задачи направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределённости. Пример улучшенного задания: Песня В.Баснера и М.Матусовского «С чего начинается Родина?» начинается и заканчивается вопросом, подумай почему? Варианты ответов можно обсудить в ходе коллективной беседы (в парах). Требуется принятие самостоятельных решений по разрешению проблемы, выходящей за рамки чисто учебной задачи с известным алгоритмом действий. У учащихся существуют альтернативы для обсуждения, создаётся ситуация выбора. Требуется воплощение принятых решений на практике, так как свои доводы и аргументы в ответе на проблемный вопрос ученики должны обсудить в ходе беседы. 33

4) задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества Суть деятельности Учащиеся работают вместе в парах или малых группах Учащиеся делят ответственность за свою работу и её результаты, за создаваемый продукт Учащиеся вместе принимают важные решения по: –содержанию работы или –процессу её выполнения или –производимому продукту 34

Характеристика видов деятельности обучающихся, направленных на достижение метапредметных планируемых результатов Примеры из рабочей программы. Линия УМК «Сергеева Г.П. (5-9 классы)» Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах). Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Примеры из рабочей программы. Линия учебников под редакцией Т.И. Науменко, В.В. Алеева.5-9 классы. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов. Сотрудничать в процессе коллективного обсуждения проблемных вопросов, учитывать мнение своих товарищей. 35

Примерные этапы урока музыки проверка домашнего задания; мотивация учебной деятельности, через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока; осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий; самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя; обобщение и систематизация результатов выполненных заданий; подведение итогов урока и постановка домашнего задания. 36

4) задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества Пример улучшенного задания: Как понимается слово «Родина» в песне В. Баснера и М. Матусовского «С чего начинается Родина?»? Обсудите в паре/группе, почему песня начинается и заканчивается вопросом? Составьте устный рассказ. Требуются совместные действия. Требуется принятие согласованных решений при обсуждении и представлении своих суждений по предлагаемому вопросу. Задание предполагает создание общего продукта (устного рассказа) при подведении итоговой совместной работы (парной или групповой). 37