И ННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ. Э КСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В БДОУ МО Д ИНСКОЙ РАЙОН «Д ЕТСКИЙ САД 59» Познавательно - исследовательская деятельность в мини- лаборатории детского сада. Руководитель проекта: Жадан Г.П.
Л ЮДИ, НАУЧИВШИЕСЯ … НАБЛЮДЕНИЯМ И ОПЫТАМ, ПРИОБРЕТАЮТ СПОСОБНОСТЬ САМИ СТАВИТЬ ВОПРОСЫ И ПОЛУЧАТЬ НА НИХ ФАКТИЧЕСКИЕ ОТВЕТЫ, ОКАЗЫВАЯСЬ НА БОЛЕЕ ВЫСОКОМ УМСТВЕННОМ И НРАВСТВЕННОМ УРОВНЕ В СРАВНЕНИИ С ТЕМИ, КТО ТАКОЙ ШКОЛЫ НЕ ПРОШЕЛ. К.Е.Т ИМИРЯЗЕВ
Р АБОТА ДОУ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ РЕЖИМЕ ОБУСЛАВЛИВАЕТ СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ На педагогическом совете творческой группой БДОУ МО Динской район «Детский сад 59» было принято решение о начале эксперимента по внедрению исследовательской и экспериментальной деятельности в педагогический процесс ДОУ. Экспериментальная деятельность научит детей получать знания и оперировать ими самостоятельно, позволит педагогическому коллективу ДОУ работать творчески, делать открытия, а значит - расти в личностном и профессиональном планах.
Р УКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА : ЗАМЕСТИТЕЛЬ ЗАВЕДУЮЩЕЙ ПО ВМР Ж АДАН Г АЛИНА П ЕТРОВНА Творческая группа: Артеменко Людмила Борисовна- воспитатель; Глушан Олеся Анатольевна- воспитатель; Есаулко Евгения Григорьевна- воспитатель; Кащенко Виктория Евгеньевна- воспитатель; Линская Марина Львовна- воспитатель; Пархоменко Римма Муфаззаловна- воспитатель; Полушкина Юлия Сергеевна- воспитатель; Христюк Оксана Александровна- воспитатель. Срок исполнения работ по проекту: Октябрь 2013 г.- Сентябрь 2016 г.
А КТУАЛЬНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Ежедневно в своей практической деятельности мы педагоги сталкиваемся с приемами и методами развития познавательных способностей детей. Но в практике недостаточно широко используется метод экспериментирования. А ведь именно через экспериментирование особенно в старшем дошкольном возрасте ребенок самостоятельно может вывести причинно – следственные связи рассматриваемого явления.
Ц ЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА : * С ФОРМИРОВАТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВНЫЕ КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, СПОСОБНОСТЬ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ ТИПУ МЫШЛЕНИЯ. * С ПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ, СТРЕМЛЕНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ПОЗНАНИЮ И МЫШЛЕНИЮ. Построить модель познавательно- исследовательской деятельности в мини- лабораториях групп детского сада, через интеграцию опытно- экспериментальной деятельности и ТРИЗ технологии решения изобретательских задач.
З АДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : 1. Активизировать интерес детей к окружающему миру. 2. Систематизировать знания детей о явлениях природы: - развитие у детей представления о химических свойствах веществ; - развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях; - познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра. 3. Развивать у детей умственные способности: - развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; - формирование способов познания путём сенсорного анализа; - обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях; - активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации. 4.Социально-личностное развитие каждого ребёнка: - развитие коммуникативности; - самостоятельности; - наблюдательности; -элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий; -ориентировать детей на здоровый образ жизни. 5. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
Э ТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТА «П ОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МИНИ - ЛАБОРАТОРИЯХ ДЕТСКОГО САДА » I этап. Подготовительный (Организационный) : Изучить и проанализировать методическую литературу по теме: познавательно- исследовательская, детская экспериментальная деятельность; применений ТРИЗ- технологии в ДОУ. (Июнь- август 2013 г.)
А НАЛИЗ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ «О Т РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ » ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н.Е.В ЕРАКСЫ., Т.С. К ОМАРОВОЙ., М.А. В АСИЛЬЕВОЙ, ( КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ БАЗОВОЙ В НАШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ ) ПОКАЗАЛ, ЧТО ПРИМЕНЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕДОСТАТОЧНО В КОЛИЧЕСТВЕННОМ И КАЧЕСТВЕННОМ ЭКВИВАЛЕНТЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ. П ОЭТОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ ИЗУЧИТЬ ОПЫТ ВЕДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ДАННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Методическое пособие «Инновации в детском саду», Н.В.Микляева. Методическое пособие «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Методическое пособие «Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Методическое пособие «ТРИЗ» Г.С. Альтшуллер.
С ОСТАВЛЕНО ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРОЕКТА. П РИМЕР (С ТАРШАЯ ГРУППА ) ( А ВГУСТ 2013 Г.) Месяц Направление экспериментальной деятельности 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Март Физические явления Земля магнит Почему в космос летают на ракете? Полярное сияние. Что такое молния? Апрель Экспериментир ование с магнитом Испытан ие магнита. Как действуют магниты? Как достать скрепку из воды? Полюсы магнита. Май Экспериментир ование с предметами Мир металлов. Мир пластмасс. Авто- мобиль. Покорение космоса. Июньчеловек Частота дыхания. Опыт Мариотта. Осязание человека. Обоняние человека.
П ОДБОР И ОСНАЩЕНИЕ ОСНОВНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ И МАТЕРИАЛАМИ ЗОНЫ ДЕТСКОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МИНИ - ЛАБОРАТОРИЯХ ГРУПП ДЕТСКОГО САДА. Место для приборов Место для неструктурированных материалов
Место для проведения опытов. Место для выращивания растений.
С ОСТАВЛЕНИЕ КАРТОТЕКИ ИГР - ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЙ, ОПЫТОВ В ДЕТСКОМ САДУ И В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ, ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ. (В ТЕЧЕНИИ Г. Г )
П ОДБОР МУЛЬТИМЕДИА - ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО БЛОКА ( ВОДА В ПРИРОДЕ, ПЕСОК, ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ВУЛКАНЫ, ТЕХНИКА И. Т. Д ). (В ТЕЧЕНИИ Г. Г )
И ЗГОТОВЛЕНИЕ НАГЛЯДНО - ДЕМОНСТРАЦИОННОГО МАТЕРИАЛА : СХЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ, МОДЕЛИ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ, СХЕМЫ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ И. Т. Д. (В ТЕЧЕНИИ ГОДА ) Схема строения ракеты Схема действия реактивного двигателя
Схема обследования воды Модель обследования свойств воды
Схема обследования свойств воздуха Круговорот воды в природе
П ОДБОР И СОСТАВЛЕНИЕ МЕДИАТЕКИ ФОНОВОЙ МУЗЫКИ ДЛЯ ПОГРУЖЕНИЯ В ЗВУКИ ПРИРОДЫ И РЕЛАКСАЦИИ. (В ТЕЧЕНИИ ГОДА.)
II ЭТАП. В НЕДРЕНЧЕСКИЙ Распределение и закрепление детей за каждой подгруппой. (Сентябрь 2013 г.) Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности (Октябрь 2013 г. - Май 2016 г.).
Н АПРАВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР Посадка лука Первая младшая группа
Н АПРАВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Р АСТИТЕЛЬНЫЙ МИР. Влияние света и темноты на рост растений. Хитрые семена. Вторая младшая группа.
Н АПРАВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. П РЕДМЕТНЫЙ МИР. Стекло его качества и свойства. Волшебные палочки. Средняя группа.
Н АПРАВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Э КСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ВОЗДУХОМ. Танец горошин.Средняя группа.
Ф ИКСАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ.
Н АПРАВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Э КСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ВОЗДУХОМ. Р АСТИТЕЛЬНЫЙ МИР. Реактивный шарик.Изучаем семена.
Н АПРАВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Я ВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ. Ф ИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. Как изменить жесткость бумаги. Опыт ВУЛКАН. Подготовительная группа.
Н АБЛЮДЕНИЕ В ПРИРОДЕ. Э КСКУРСИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ ДЕТСКОГО САДА.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. Опыты в домашних условиях. Мини проект изучаем растения.
III ЭТАП. О БОБЩАЮЩИЙ Определение эффективности проделанной работы. (Май 2014 г., 2015 г., 2016 г.) Осуществление анализа полученных результатов. (Июнь 2014 г., 2015 г., 2016 г.) Обобщение результатов инновационной деятельности. (август 2016 г.)
О СНОВНАЯ ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К РЕБЕНКУ БАЗИРУЕТСЯ НА ТРЕХ ТЕРМИНАХ : ЗНАЕТ, ПОНИМАЕТ, ПРИМЕНЯЕТ. Г.С. А ЛЬТШУЛЛЕР. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!