1. Патриарх Филарет 2. Церковный раскол 3. Никон и Аввакум 4. Соловецкое восстание Домашнее задание: § 33 Ковалькова Н.Н ©

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Священство и царство». образование единого российского государства, претензии на роль «Третьего Рима» – центра православия образование единого российского.
Advertisements

Церковный раскол середины ХVII века. Вопрос 1 Филарет, ставший патриархом в 1619 году получил титул 1.Великого патриарха 2.Великого государя 3.Великого.
Гаража НВ Отличие русской церковной обрядности от греческой Унификация службы и богослужебных книг - необходимое условие объединения церквей Украины и.
РАСКОЛ РУССКОЙ ЦЕРКВИ И ЕГО СУЩНОСТЬ К уроку «Житие протопопа Аввакума» в контексте времени» 1.
Раскол в Русской Православной Церкви Презентацию подготовила: учитель МОУ СОШ 18 Статьина В.В.
Учитель истории: Егоркина Е.М Смута привела к противоречиям среди священнослужителей- патриарх Игнатий патриарх Игнатий поддержал.
Урок истории. Дмитриева Татьяна Георгиевна, учитель истории и обществознания МКОУ Куртамышского района «Костылёвская ООШ»
Власть и церковь Церковный раскол. Россия после Смуты Власть царь Церковь Патриарх Михаил Романов Филарет Романов
1 Раскол русской церкви и его сущность К уроку «Житие протопопа Аввакума в контексте времени» Автор презентации: Архипова Н.П.
Власть и церковь. Церковный раскол. В.Суриков. Боярыня Морозова.
Раскол в Русской Православной Церкви Выполнел;ученик 7 в класса Давидян Эдуард 900igr.net.
В. Суриков «Боярыня Морозова». Тема урока : Русская православная церковь В XVII веке. Церковный раскол.
Меню План урока 1. Церковь после Смуты. 2. Церковная реформа. 3. Борьба светской и цер- ковной власти. 4. Церковный собор гг. 5. Протопоп Аввакум.
Власть и церковь. Церковный раскол. Презентация учителя истории ГБОУ СОШ 512 Невского района г. Санкт-Петербурга Субботиной Натальи Игоревны.
Раскол в русской православной церкви Домашнее задание: § 11 ; вопрос 6,7 (с. 75) письменно.
Меню План урока 1.Церковь после Смуты. (Патриарх Филарет). 2.Реформа патриарха Никона. 3.Церковный собор гг. 4.Протопоп Аввакум.
РАСКОЛ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XVII век. ПРОВЕРИМ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Как развивались украинские земли в составе Речи Посполитой ? Чем были недовольны.
Тема урока: Церковный раскол. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум. Беловолов В.Н. Ст. Ленинградская Краснодарского края.
Тема : Власть и церковь. Церковный раскол. История Россия, 7 класс.
Власть и церковь. Церковный раскол. Домашнее задание: Параграф 7;4 вопрос письменно Понятия выучить.
Транксрипт:

1. Патриарх Филарет 2. Церковный раскол 3. Никон и Аввакум 4. Соловецкое восстание Домашнее задание: § 33 Ковалькова Н.Н ©

Знать термины: Протопоп, церковный раскол, старообрядчество Протопоп, церковный раскол, старообрядчество Знать даты: гг. церковная реформа гг. церковная реформа гг. церковный собор, проклявший противников реформ гг. церковный собор, проклявший противников реформ Знать персоналии: Никон, Аввакум, Филарет Никон, Аввакум, Филарет

Во второй половине XVII веке русское православие пережило одно из самых трагических событий в своей истории церковный раскол. В эти же годы произошло самое драматическое столкновение церковной и светской властей.

Во второй половине XVII веке русское православие пережило одно из самых трагических событий в своей истории церковный раскол. Во второй половине XVII веке русское православие пережило одно из самых трагических событий в своей истории церковный раскол. Когда и в связи с чем Русская церковь добилась фактической автокефалии (самостоятельности?) Когда и в связи с чем Русская церковь добилась фактической автокефалии (самостоятельности?) В 1589 г. в России было В 1589 г. в России было введено патриаршество. Первым русским патриархом стал Иов Первым русским патриархом стал Иов

Церковь в годы Смуты Как сказалась Смута на положении Русской церкви? В годы Смуты авторитет Русской церкви резко возрос. Церковь стала опорой в годину бедствий. Патриарх Иов не признал власти Лжедмитрия I. Патриарх Гермоген отверг власть поляков и содействовал созыву ополчения, заплатив за это смертью в тюрьме. Церковь стала ведущей патриотической силой

Церковь после Смуты Филарет (Романов Федор Никитич) (ок. 1554/ гг.) патриарх, отец царя Михаила Федоровича, боярин. Приближенный царя Федора Ивановича Приближенный царя Федора Ивановича При Борисе Годунове с 1600 г. в опале, пострижен в монахи. При Борисе Годунове с 1600 г. в опале, пострижен в монахи. При Лжедмитрии I с 1605 г. ростовский митрополит, в 1608 в Тушинском лагере. В 1610 г. возглавлял «великое посольство» к Сигизмунду III, задержан в польском плену. С 1619 г. фактический правитель страны. При Лжедмитрии I с 1605 г. ростовский митрополит, в 1608 в Тушинском лагере. В 1610 г. возглавлял «великое посольство» к Сигизмунду III, задержан в польском плену. С 1619 г. фактический правитель страны.

Церковь в середине XVII в. Осложнилось или улучшилось положение церкви с принятием Соборного уложения 1649 г.? Монастыри и патриаршая кафедра лишились права Монастыри и патриаршая кафедра лишились права держать городские дворы и слободы. Монастыри лишились права принимать земельные вклады. Монастыри лишились права принимать земельные вклады. Ряд дел был передан из церковных судов в светские. Ряд дел был передан из церковных судов в светские. Часть духовенства воспринимала это не просто как утрату привилегий, но как покушение на саму церковь. Перед церковью стояли и другие сложные проблемы.

Ревнители древнего благочестия Решением этих проблем занимался сложившийся в 40-х гг. XVII в. в Москве кружок «ревнителей древнего благочестия». В него вошли: царский духовник и протопоп кремлевского Благовещенского собора Степан Вонифатьев, протопоп Казанского собора Иван Неронов, царский постельничий Федор Ртищев, настоятель Новоспасского монастыря Никон, протопоп Аввакум Петров и другие. Ревнители были обеспокоены падением нравов духовенства, «многогласием» в церковных службах, различиями в обрядах. Когда впервые церковь всерьез озаботилась падением нравов духовенства? О чем говорит возвращение к этому вопросу?

Исправление церковных книг и обрядов Почему спустя век после Стоглавого собора вопрос о различиях в церковных обрядах и разночтениях в церковных книгах вновь оказался актуален? Окончательно завершилась централизация государства, различия в церковной службе стали совершенно нетерпимы. Достигло значительных успехов книгопечатание, благодаря чему унификация богослужебных книг стала возможна.

Рукописные богослужебные книги Минея Четья, март (Успенский список). Новгород, 1540-е нач х гг. Бумага, чернила, киноварь, полуустав. Темпера, золото. Переплет: доски, кожа, металл. Написана по повелению митрополита Макария для Успенского собора Московского Кремля. Рукопись представляет собой огромный фолиант, написанный полууставом в два столбца писцами «макарьевской» школы. Украшена заставками на золотом фоне в ново византийском стиле.

Старопечатные богослужебные книги В чем состоит важнейшее преимущество печатной книги над рукописной с точки зрения унификации текста? Каждая рукопись содержит свои ошибки. Все печатные книги идентичны. Исправление церковных Исправление церковных книг было необходимо. книг было необходимо. Но как исправлять? Но как исправлять? По греческим образцам или по древнерусским «харатейным» спискам? Учительное Евангелие. Вильна, 1582 г. Типограф Василий Михайлович Гарабурда

Патриарх Никон Никон (в миру Никита Минов) родился в 1605 г. в семье мордовского крестьянина. Служил приходским священником, но после смерти детей на 31-м году жизни постригся в монахи в Анзерском скиту Соловецкого монастыря. Затем стал настоятелем Кожеозерского монастыря в Каргопольском уезде. В 1646 г., будучи в Москве, сблизился с ревнителями древнего благочестия и царем Алексеем Михайловичем. Был назначен архимандритом придворного московского Новоспасского монастыря

Патриарх Никон В 1652 г. после смерти патриарха Иосифа Никон был избран патриархом Московским и всея Руси. Всего за шесть лет он прошел путь от игумена провинциального монастыря до предстоятеля Русской церкви. Никон был суров и властен. Он утверждал, что священство «преболе царства есть». Пользуясь влиянием на молодого государя, Никон добился, чтобы его, как и царя, именовали «Великим Государем».

Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского. Худ. А. Литовченко.

«Премудрая двоица» Идея «премудрой двоицы» пришла из Византии. О «симфонии» государства и церкви и о «двоице» царя и патриарха впервые говорилось в VI в. в «Новелле» императора Юстиниана: «Величайшие даны людям от высшего человеколюбия Божия дары – священство и царство; одно управляет божественными делами, другое начальствует и заботится о человеческих делах, и оба происходят от одного и того же начала… Доброе согласие обоих начал доставляет всяческую пользу людям». Никон и Алексей Михайлович

Исправление церковных книг Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги. Худ. А. Кившенко. Став в 1652 г. патриархом, Никон решительно начал церковную реформу по греческим образцам реформу по греческим образцам.

Реформа Никона Троеперстное крещение вместо двоеперстного. Троеперстное крещение вместо двоеперстного. Троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного. Троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного. Написание «Иисус» вместо «Исус». Написание «Иисус» вместо «Исус». Поясные поклоны вместо земных. Поясные поклоны вместо земных. Движение крестного хода в церкви против часовой стрелки (до середины XVII в. в церкви ходили «посолонь»). Движение крестного хода в церкви против часовой стрелки (до середины XVII в. в церкви ходили «посолонь»). Возвращение к единогласию за счет сокращения церковной службы. Возвращение к единогласию за счет сокращения церковной службы. Новые правила иконописания. Новые правила иконописания. Патриарх Никон. Скульптор С.Г. Полегаев.

Новый Иерусалим Только поддержка восточных, греческих церквей могла превратить Россию в настоящий Третий Рим центр православного мира. Но Никон видел Москву не только Третьим Римом, но и Вторым Иерусалимом, не только столицей ведущей православной державы, но и местом пребывания Божьей Благодати. Под Москвой на Истре он выстроил Воскресенский Новоиерусалимский монастырь

Два Иерусалима Храм Гроба Господня в Иерусалиме Воскресенский собор в Новом Иерусалиме

Раскол Реформа вызвала сопротивление. Патриарха обвиняли в том, что он водит «новую веру», «латинство». Злейшими врагами Никона стали «ревнители древнего благочестия», особенно Иван Неронов и Аввакум Петров. Протопоп Аввакум. Худ. Т. Быкова

Протопоп Аввакум Аввакума в 1653 г. сослали в Тобольск, затем в Якутск и Енисейский острог, а оттуда в Даурию, в Нерчинск. Всю дорогу он прошел пешком, через горы, по льду рек и озер, терпел голод, холод, побои. В пути умерли два его сына. В 1664 г., после 10-летней ссылки Аввакум был возвращен в Москву, но за восстановление старых обрядов вновь сослан в Пустозерск. Протопоп Аввакум. Современный художник.

Протопоп Аввакум В марте 1666 г. Аввакума привезли в Москву для участия в церковном соборе. Соборным решением Аввакум был расстрижен, предан анафеме и вновь сослан в Пустозерск. В 1670 г. Аввакума и его спутников Епифания, Лазаря и Федора посадили в земляную тюрьму. Соратникам Аввакума вырезали языки и отрубили пальцы на правой руке. В Пустозерске Аввакум написал свое «Житие» и многочисленные послания и письма. В 1682 г. Аввакума и его сподвижников сожгли заживо в срубе. Протопоп Аввакум. Современный художник

Конфликт Никона с царем В 1658 г. между царем и патриархом произошел конфликт. Алексей Михайлович потребовал, чтобы Никон впредь не именовался Великим Государем. Возмущенный Никон заявил, что не желает быть патриархом «на Москве», и уехал в Новый Иерусалим. Однако он не сложил патриаршего сана и не позволил избрать нового патриарха. Низложить патриарха не мог ни царь, ни собор русского духовенства. Россия оставалась без патриаршей власти восемь лет. Патриарх Никон в Новом Иерусалиме. Худ. В. Шварц

Низложение патриарха Никона В 1667 г. церковный собор с участием патриархов Паисия Александрийского и Макария Антиохийского лишил Никона патриаршего сана и предписал ему впредь именоваться просто монахом Никоном, а не патриархом Московским. Лишение Никона на соборе патриаршего сана. Неизвестныйхудожник Никон был лишен патриаршего сана и сослан в отдаленный Ферапонтов монастырь

Ссылка Никона В Ферапонтовом монастыре Никон прожил до 1676 г. не выходя из кельи. В Ферапонтовом монастыре Никон прожил до 1676 г. не выходя из кельи. В 1676 г. новый царь Федор Алексеевич просил Никона простить Алексея Михайловича, но тот отказался дать прощение «на письме» и заявил, что будет судиться с царем «в страшное пришествие Господне». В 1676 г. новый царь Федор Алексеевич просил Никона простить Алексея Михайловича, но тот отказался дать прощение «на письме» и заявил, что будет судиться с царем «в страшное пришествие Господне». В июне 1676 г. Никона перевели в суровое заточение в Кирилло- Белозерский монастырь. В июне 1676 г. Никона перевели в суровое заточение в Кирилло- Белозерский монастырь. Но 17 августа 1681 г. Никон умер в дороге, на р. Которосли в Ярославле. Но 17 августа 1681 г. Никон умер в дороге, на р. Которосли в Ярославле. Патриарх Никон в ссылке в Ферапонтовом монастыре

Старообрядчество После низвержения Никона гонения на приверженцев старой веры не прекратились. Борьбу против них возглавил сам Алексей Михайлович. Собор 1666–67 г. проклял староверие как «хулу на Господа». Начались жестокие преследования старообрядцев. Старообрядцы основывали свои скиты в глухих местах на Севере, в Сибири, в Заволжье, на Урале. Старообрядческий скит

Соловецкое восстание Не признали никонианской реформы монахи самой северной российской обители Соловецкого монастыря. Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг. Худ. С. Милорадович

Восемь лет с января 1668 г. по январь 1676 г. мятежные монахи, отказавшиеся даже молиться за царя, обороняли монастырь против царских войск. Среди старообрядцев было много крестьян, посадских, купцов и священников, но практически не было бояр и дворян. Лишь боярыня Феодосия Морозова и ее сестра княгиня Евдокия Урусова, дочери окольничего Прокопия Соковнина, присоединились к старообрядчеству. Феодосия была вдовой Глеба Морозова, брата боярина Бориса Морозова. После смерти мужа и его брата располагала громадным состоянием, щедро помогала староверам. В. Суриков. Голова боярыни Морозовой.

Старообрядчество Крестьяне, скрываясь в старообрядческих лесных скитах, уходили не только от гонений на старую веру, но и от десятины и других повинностей. Для них борьба за старую веру стала и борьбой против угнетения. Посадские ненавидели Никона, пытавшегося, вопреки Уложению 1649 г., сохранить церковные «белые слободы», возмущались активным участием церкви в торговле и промыслах. Рядовое духовенство возмущалось гордыней и высокомерием патриарха, было привержено тем церковным правилам и книгам, по которым служило всю жизнь. Для дворян же участие в расколе означало опалу, потерю службы, утрату поместий и вотчин.

Итоги: Каковы же причины раскола? Кто в нем участвовал и каковы его последствия? Раскол Русской православной церкви был вызван проведением церковной реформы патриарха Никона. Реформа преследовала цель укрепить единство церкви в централизованном государстве и повысить роль России и Русской церкви в православном мире. Раскол Русской православной церкви был вызван проведением церковной реформы патриарха Никона. Реформа преследовала цель укрепить единство церкви в централизованном государстве и повысить роль России и Русской церкви в православном мире. Проведение реформы по греческим образцам оттолкнуло значительную часть верующих и вызвало раскол церкви на никонианскую и старообрядческую, в свою очередь расколовшуюся на множество толков и согласий. Проведение реформы по греческим образцам оттолкнуло значительную часть верующих и вызвало раскол церкви на никонианскую и старообрядческую, в свою очередь расколовшуюся на множество толков и согласий. Основными участниками старообрядческого движения стали духовные лица, купцы, посадские люди и крестьяне. Основными участниками старообрядческого движения стали духовные лица, купцы, посадские люди и крестьяне.

Чем было вызвано и чем завершилось противостояние церкви и государства? Патриарх Никон пытался утвердить преобладание церковной власти над светской, вернуться ко временам патриарха Филарета. Но в централизованном государстве, постепенно переходящем к абсолютизму, это было невозможно. Патриарх Никон пытался утвердить преобладание церковной власти над светской, вернуться ко временам патриарха Филарета. Но в централизованном государстве, постепенно переходящем к абсолютизму, это было невозможно. К тому же авторитет церкви был подорван расколом.Никон опирался не на ресурсы церкви, а лишь на личные отношения с царем Алексеем Михайловичем. Поэтому его поражение было закономерно. К тому же авторитет церкви был подорван расколом.Никон опирался не на ресурсы церкви, а лишь на личные отношения с царем Алексеем Михайловичем. Поэтому его поражение было закономерно. Низвержение Никона окончательно утвердило превосходство светской власти над церковной, подчинение церкви государству. В.6