Некоторые итоги областного мониторинга системы профессиональной ориентации обучающихся Современные модели профориентацииииии и самоопределения школьников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Advertisements

Государственная политика в сфере профессиональной ориентации обучающихся Томской области Департамент общего образования Томской области Лахтикова Надежда.
П/пМероприятияСрокиПредполагаемые результатыОтветственные.
Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС ДО Федеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон от
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТГПУ.
Деятельность стажировочной площадки при МБОУ «Еласовская средняя общеобразовательная школа» с. Еласы 2012.
Центр профориентационной работы в МБОУ СОШ 76 город Краснодар.
Нормативные основания организации работы с одаренными и талантливыми детьми по реализации концепции общенациональной системы выявления и развития молодых.
«Оценка результатов обучения ведущих консультантов и перспектив деятельности» Алексеева Анна Станиславовна, к.б.н., проректор по корпоративному обучению.
Деятельность Центра развития профессионального образования и профориентации обучающихся АОУ ВО ДПО « ВИРО »
ОГБУ « Региональный центр развития образования » г. Томск Проект «Создание региональной сети школьных предприятий в качестве ресурса формирования предпринимательской.
Цель и задачи деятельности Ресурсного центра Цель деятельности Ресурсного центра по профориентации: организация профориентационной работы учащихся общеобразовательных.
РЕГЛАМЕНТ (проект) проведения Всероссийских олимпиад профессионального мастерства по специальностям и профессиям среднего профессионального образования.
Переход общеобразовательных организаций Томской области на ФГОС ООО в штатном режиме по результатам регионального мониторинга готовности ОО Томской области.
Служба содействия трудоустройству выпускников создана в колледже как структурное подразделение приказом директора с года.
ПОЛОЖЕНИЕ об Учебно-методическом объединении профессионального образования Приволжского федерального округа Идиатуллина Э.Д., заместитель министра образования.
ТЕМА: «Создание условий для реализации индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников как интегрального средства обеспечения современного качества.
Транксрипт:

Некоторые итоги областного мониторинга системы профессиональной ориентации обучающихся Современные модели профориентацииииии и самоопределения школьников Роль ТОИПКРО в организации профориентацииииионной работы Л.Н.Дударева, заведующий лаборатории профориентацииииии ТОИПКРО, к.п.н. Томск Комплекс мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях

«ПРОФОРИЕНТАЦИЯ-ЭТО НЕ ВЫБОР ПРОФЕССИИ, ЭТО ВЫБОР САМОГО СЕБЯ» А.Г. АСМОЛОВ АКАДЕМИК РАО, Д.П.Н., ПРОФЕССОР. Минобрнауки России (Д.В. Ливанову) Обеспечьте совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Агентством стратегических инициатив (АСИ), заинтересованными организациями выполнение комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях… Представляйте в Правительство РФ доклад о выполнении указанного Комплекса мер ежегодно, начиная с г. ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О.Ю.Голодец

Организация проведения Единого дня профессионального самоопределения в общеобразовательных организациях Организация работы по созданию портфолио обучающихся (учета достижений) общеобразовательных организаций в целях их дальнейшего профессионального самоопределения и формирования индивидуальной траектории развития Создание базы Минобрнауки России лучших проектов профориентацииииии Сбор и распространение лучших практик, проектов, содействующих профессиональному самоопределению молодежи (премия "Траектория") Информационное освещение ключевых событий по профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций на официальных сайтах Актуализация перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования и профессионального обучения (квалифицированных рабочих, специалистов среднего уровня, военно-инженерных специальностей, медицинских, педагогических работников) Разработка и апробация моделей обучения, предусматривающих совмещение теоретической подготовки с практическим обучением Распространение положительного опыта реализации программ профориентацииииии Мониторинг и обобщение практики работы по профориентацииииии Организация и проведение олимпиад и конкурсов профессиональной ориентации среди обучающихся Развитие международного сотрудничества профессиональных образовательных организаций Развитие практики целевого обучения студентов с заключением соответствующих договоров с последующим трудоустройством на предприятия и в организации

Щипков А.А. Направление деятельности Александровский Асиновский Бакчарский Верхнекетский Зырянский Каргасокский Колпашевский Кривошеинский Кожевниковский Молчановский Парабельский Первомайский Тегульдетский Томский Чаинский Шегарский г. Кедровый г. Северск г. Стрежевой г. Томск 1. Приказ (распоряжение) об организации ПР в ОО муниципального уровня) Положение об орг-ции профориентацииии.деят. в ОО Координатор по организации ПР в муниц Наличие муницип-го меж ведомств. совета по Наличие Комплекса мер по профессиональной ориентации обучающая Наличие Плана профориентацииииионной работы на гг Наличие раздела по профориентацииииии детей- инвалидов и с ОВЗ Наличие в Плане по профориент. работы с одаренными детьми

Плановые календарно- тематические мероприятия по профориентацииииионной работе в муниципалитете Наличие страницы по ПР на сайте – муниц., ОО Диагностика личностных качеств профессиональной направленности обучающихся Профильные классы Инновационные формы работы по профориентацииии работе с обучающимися Статистика по трудоустройству выпускников 9, 11 классов ( уч.г.) Кадровое обеспечение работы по профориентацииииии обучающихся Проблемы, предложения Наличие центра профориентацииииии: адрес, руководитель (ФИО), телефон

В 16 – назначены координаторы, спланирована и организована системная работа по профессиональной ориентации обучающихся, в том числе с одаренными детьми, детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. В 8 муниципалитетах разработан и реализуется Комплекс мер. В 5 муниципалитетах на сайте создана страница по профориентацииииии. Везде ведется статистика по трудоустройству выпускников 9, 11 классов.

В 20 районах области проводится информирование, консультирование, диагностика личностных качеств профессиональной направленности обучающихся (по ФГОС - с 1 кл.).

Создание меж ведомственных /внутриведомственных координационных советов по профессиональной ориентации обучающихся на областном и муниципальном уровнях. Разработка и реализация Комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях. Разработка моделей профориентацииииионной работы на муниципальном уровне. Расширение различные формы сетевого взаимодействия образовательных организаций в целях обеспечения качества профориентацииииионной работы. Обеспечение повышения квалификации работников, занимающихся работой по профориентацииииии и самоопределению обучающихся. Создание профессионального сообщества (ассоциации) специалистов, занимающихся психолого-педагогическим сопровождением выбора профессии и планирования карьеры детей и подростков. Проведение ежегодных Единых дней профориентацииииии в системе образования Томской области. Проведение научно-практических конференций, семинаров, вебинаров, фестивалей, выставок, ярмарок, конкурсов и других областных и муниципальных мероприятий по профориентацииииии.. Усиление профориентацииииии обучающихся на профессии квалифицированных рабочих, специалистов среднего уровня, специалистов военно-инженерных специальностей, медицинских, педагогических работников.

ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 1-4 классы – пропедевтический этап: формирование позитивного отношения к профессиональной деятельности и начальных трудовых навыков; 5-7 классы – ориентировочный этап: формирование позитивного отношения к труду, интереса, основанного на включенности учащихся в различные виды общественно- полезной деятельности; 8-9 классы – поисково-зондирующий этап: формирование профессиональной направленности, осознание своих интересов, мотивов выбора профессии, предпрофильная подготовка, профессиональные пробы классы – этап развития профессионального самосознания: уточнение личностного смысла выбора профессии и представления о будущей профессиональной деятельности, профильное обучение.

В зависимости от исходного статуса подростка (по Э. Эриксону), сочтено возможным построить 4 образовательные модели поддержки самоопределения Модели ориентированы на то, чтобы предоставить возможности выбора выпускниками 9 классов профиля дальнейшего обучения, профессионального самоопределения с учетом возможностей профильного обучения и индивидуального плана. Модель предрешенности. Невозможность по объективным причинам собственного выбора, либо выбор, навязанный ситуацией, родителями. В случае «предрешенности» предлагается использование модели деятельности, включающую в качестве основных следующие элементы: профконсультирование, предпрофильную подготовку, дополнительное образование и работу с родителями. Модель диффузии. Характеризуется неопределенностью решений и недостаточно созревшей для их принятия мотивацией. Появляются новые мотивы для выбора, но сам новый выбор и решение еще не принято. Необходимо укреплять внутренние мотивы выбора, включать ученика в социальные проекты, рефлексию, профильные пробы, активизирующие методики и другие методы работы. Модель моратория. Решения они еще не приняты, но мотивы для его принятия уже достаточно сформировались. Элементами модели является процесс психолого- педагогического сопровождения, профконсультирования, предпрофильной подготовки, дополнительного образования. Модель достижения идентичности. (работа с определившимися учащимися). Рекомендуется разработка Индивидуальных проектов достижения жизненных целей и планов, включение школьников в процесс профильного обучения в соответствии со сделанным ими выбором, а также в программы дополнительного образования, ориентированные на подготовку к школьников к поступлению в избранные учреждения профессионального образования. На этом этапе роль профконсультирования должна быть направлена на мобилизацию волевых усилий учеников для достижения поставленных целей.

Модель формирования идентичности Марсия. Исходное состояние учащихся - это статус предрешенности (т.е невозможность по объективным причинам собственного выбора, либо выбор, навязанный ситуацией или кем-либо. ) Статус предрешенности Прохождение кризиса идентичности или принятия решений Обязательства в отношении выбора карьеры Статус предрешенности НетЕсть Статус диффузии Нет Статус мораторияВ процессе прохожденияВ процессе принятия Статус достижения идентичности Пройден Приняты

4 модели ресурсного обеспечения системы профориентацииииионной работы. Модель «Школа и ресурсный центр», Модель «Социальное партнерство», Модель «Школьный тьюторский центр профориентации и самоопределения» (условно название). «Сетевая распределенная модель». Смысл создания всех предложенных моделей состоит в возможности компенсировать недостаток кадровых ресурсов либо за счет привлечения дополнительных кадров из других организаций, либо за счет использования таких технологий, которые позволят ликвидировать недостаток учительских кадров.

К кадровому обеспечению профориентацииииионной работы относится и создание профессионального сообщества специалистов, занимающихся планированием, психолого-педагогическим сопровождением выбора профессии и самоопределением детей и подростков как минимум на уровне образовательных сетей. Создание системы аттестации и допусков к различным видам профориентацииииионной работы (индивидуальная и групповая профессиональная консультация, тренинги, факультативные занятия, профессиональные пробы и др.). Решение руководителями образовательных учреждений новых организационно-управленческих и педагогических задач, которые определены в моделях профориентацииииии и профильного обучения и регулируются правовыми средствами. Создание различных вариантов сетевых форм организации образовательного процесса, включающего профориентацииииию. (Совокупность учреждений становится сетью благодаря наличию единого центра управления и конкретных форм сетевого взаимодействия. Взаимодействие учреждений может происходить по нескольким различным направлениям: по линии обмена учащимися и по линии обмена кадровыми, информационными, научно- методическими, материально-техническими и др. ресурсами. В работе образовательных сетей могут использоваться различные формы сетевого взаимодействия учреждений).

Департамент общего образования Томской области. Лаборатория профориентацииииии ТОИПКРО Ответственный (координатор) за профориентацииииионную работу в образовательной организации Координатор профориентацииииионной работы в муниципалитете ТОИПКРО: Повышение квалификации руководящих и педагогических работников системы общего образования по профессиональной ориентации обучающихся в соответствии с требованиями образовательных стандартов. Участие в подготовке и реализации областных и муниципальных проектов по профессиональной ориентации обучающихся. Организация мониторингов состояния профессиональной ориентации в системе общего образования Томской области. Разработка методических рекомендаций по профессиональной ориентации обучающихся в системе общего образования Томской области. Сопровождение стажировочных площадок. Страница на сайте ТОИПКРО: Профориентация школьников. Проведение (участие) научно-практических конференций, семинаров, вебинаров, фестивалей, выставок, ярмарок, конкурсов и других мероприятиях по профориентацииииии. Участие в подготовке и реализации областных и муниципальных проектов по профессиональной ориентации обучающихся. Обобщение опыта работы по профориентацииииии ОО, муниципалитетов.

О странице «Профориентация обучающихся» О профориентацииииии О лаборатории профориентацииииии ТОИПКРО. Положение о лаборатории профориентацииииии ТОИПКРО О лаборатории профориентацииииии ТОИПКРОПоложение о лаборатории профориентацииииии ТОИПКРО Государственное задание по проведению профориентацииииии обучающихся План работы лаборатории профориентацииииии на 2014 год Научно-педагогическое обеспечение профориентацииииии Список литературы. Ссылки на сайты по профориентацииииии Список литературы Ссылки на сайты по профориентацииииии Авторские труды.Чистякова С.Н. и др. Проблемы и перспективы профориентацииииии, 2013Чистякова С.Н. и др. Проблемы и перспективы профориентацииииии, 2013 Пальянова М.П. Презентация в системе непрерывного образования, 2013 Нормативно-правовое обеспечение профориентацииииии. Перечень документов по профориентацииииии. Нормативно-правовое обеспечение профориентацииииии Перечень документов по профориентацииииии Комплекс мер по профессиональной ориентации в Томской области на годы Сетевой план график по реализации комплекса мер Макет положения о профессиональной ориентации в образовательной организации Организационно-методическое сопровождение профориентацииииии Методические рекомендации по профориентацииииии. – Томск, ТОИПКРО, 2013 Итоги конкурсов по профориентацииииии. Календарный план работы по профориентацииииии Итоги конкурсов по профориентацииииии Календарный план работы по профор Информационно-методическое сопровождение профориентацииииии Мониторинг профориентацииииии, Опыт работы по профессиональной ориентации школьников Мониторинг профориентацииииии, Опыт работы по профессиональной ориентации школьников Список профессий из разных сфер. Выбор профессии – это серьезно. Список профессий из разных сфер Выбор профессии – это серьезно. Дети-инвалиды-и социум. Саморазвитие подростков с девиантным поведением. Дети-инвалиды-и социум. Саморазвитие подростков с девиантным поведением. Модель профориентацииииионной работы. Профориентация. Работа психолога. Формы профориентацииииии. Модель профориентацииииионной работы. Профориентация. Работа психолога. Формы профориентацииииии.

. Средняя общеобразовательная школа 42 г.Томска Средняя общеобразовательная школа 84 г.Северска. Средняя общеобразовательная школа п.Улу-Юл Первомайского района. Школа-интернат 1. г. Томска Управление образования Кожевниковского района Средняя общеобразовательная школа 1 с.Кожевниково. Управление образования Томского района. Управление образования г. Асино.

Конкурсы на 2014 год датастоимостьответственный среди муниципальных систем образований Стендовых виртуальных докладов «Модель организации профориентацииииии на уровне района/города»; бесплатно Л.Н.Дудадрева, А.И.Панов среди образовательных организаций Стендовых докладов «Систем организации работы по профориентацииииии обучающихся» (в т.ч., мини-предприятия и другие инновационных формы); До Без оплаты Л.Н.Дударева Программ работы по профессиональной ориентации в образовательной организации; А.И.Панов Кабинетов/уголков по профориентацииииии (виртуально, с доступом в сети) До Л.Н.Дударева среди педагогов: Система профориентацииииии обучающихся на уровне класса; Панов А.И. Уроки с элементами профориентацииииии в соответствии с требованиями ФГОС Л.Н.Дударева внеклассных занятий по профориентацииииии Л.Н.Дударева среди учащихся: Проектов своего будущего рабочего места/предприятия «Шаг в будущее» А.И.Панов Конкурс мульти-медийных материалов «Дороги, которые мы выбираем» -видеороликов по востребованной в регионе профессии; -презентаций об избранной профессии; -фотографий о профессиях родителей и земляков. Август- сентябрь 150 З.М.Воронина Конкурс-викторина ОЭЗ «Путь к успеху» эссе о профессиях, людях в профессии Июнь-октябрь 2014 Без оплатыЗ.М.Воронина

___-р ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ Распоряжение (проект) О проведении областного виртуального конкурса стендовых докладов « Система профориентацииииии обучающихся на уровне района/города » В соответствии с планом работы Департамента общего образования Томской области, ОГБУ « ТОИПКРО » в рамках единого дня профориентацииииии провести областной виртуальный конкурс стендовых докладов муниципальных органов образования по теме: « Система профориентацииииии обучающихся на уровне района/города ». 1. Утвердить Положение о проведении Конкурса (приложение 1). 2. Создать оргкомитет конкурса в составе: Вторина Е.В., председатель Конкурсного комитета, заместитель начальника Департамента общего образования Томской области; Степанов Е.В., председатель комитета развития образовательных систем Департамента общего образования Томской области; Лахтикова Н.А., консультант комитета развития образовательных систем Департамента общего образования Томской области; Солодков С.С., проректор по учебно-методической работе ТОИПКРО Дударева Л.Н., заведующий лабораторией профориентацииииии ТОИПКРО; Панов А.И., старший научный сотрудник лаборатории профориентацииииии ТОИПКРО; Огнева Н.Р., директор МАУ ДО ЦПК г.Томска 3. Утвердить состав жюри конкурса в составе: Лахтикова Н.А., консультант комитета развития образовательных систем Департамента общего образования Томской области; Дударева Л.Н., заведующий лабораторией профориентацииииии ТОИПКРО; Панов А.И., старший научный сотрудник лаборатории профориентацииииии ТОИПКРО; Огнева Н.Р., директор МАУДО ЦПК г.Томска Бичикашвили Р.Г., директор МБОУ школа-интернат 1 г. Томска; Тихонович М.Е., директор МБОУ Рыбаловская СОШ Томского района Игловская Н.В., заместитель директора МБОУ СОШ 84 г.Северска 4. ОГБУ « ТОИПКРО » (Ануфриев С.И.) обеспечить организационно-методическое сопровождение проведение Конкурса. 5. Руководителям муниципальных органов управления образованием обеспечить участие в Конкурсе. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой. Начальник Департамента А.А. Щипков