Формирование основ информационной культуры в сельской школе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ШКОЛА ДОЛЖНА ИМЕТЬ Собственную модель информатизации Информационно-образовательную среду в информационно-образовательной среде региона Коллектив учителей,
Advertisements

Понятие "информационная культура" характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль этого аспекта в информационном.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА Представление об информационном обществе Роль информатизации в развитии общества Об информационной культуре © 2007 Богданова В.А.
«Информационная культура» Понятие «Информационная культура» базируется на двух фундаментальных понятиях: информация и культура. Исходя из этого, ряд исследователей.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Представление об информационном обществе. Роль и значение информационных революций Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к.
ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 2-ОГО КУРСА ЭФ ИВАНОВА ЕКАТЕРИНА ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕВОЛЮЦИИ Галанская Ольга Ивановна Учитель информатики МБОУ «СОШ 4 ЗМР РТ» г.Зеленодольск Республика Татарстан.
«Личностный рост каждого обучающегося как результат педагогического процесса»
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ. ОТ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА К ИНФОРМАЦИОННОМУ О роли и значении информационных революций Первая революция связана с изобретением.
Основные этапы в информационном развитии общества. Информационные революции.
Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
ГУО «Дошкольный центр развития ребенка г. Жодино» «Информационная компетентность педагогов и использование коммуникационных технологий как фактор повышения.
Подготовил: Батунов Алексей Эу-203. На заре цивилизации человеку было достаточно элементарных знаний и первобытных навыков. По мере развития общества.
Тема урока Деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации, называют информационной деятельностью.
Выполнил: «Информационная культура в информационном обществе: основные аспекты, проблемы, перспективы»
На заре цивилизации человеку было достаточно элементарных знаний и первобытных навыков. По мере развития общества участие в информационных процессах требовало.
Выполнила Ученица 11 «А» класса Усачева Анастасия.
Электронная база данных,как объект информационног о права.
Транксрипт:

Формирование основ информационной культуры в сельской школе

Формирование новой информационной культуры общества информационного образа жизни Важная гуманитарная тенденция развития информационных технологий в современном мире проявляется в том, что сегодня происходит формирование новой информационной культуры общества. Можно дать такое определение этого понятия: "Информационная культура общества характеризует его способность формировать и использовать информационные ресурсы, современные средства информатики и информационные технологии в интересах обеспечения жизнедеятельности и развития общества".

О терминологии понятий "культура" и "грамотность" Уточним общность и различия в понятиях культуры и грамотности. Главный смысл понятия культуры трактуется в качестве совокупности достижений человечества во всех сферах его деятельности - в общественной, духовной, производственной, научной, художественной и т.д., а также высокого уровня в социальных отношениях и идеологии - морали, норм поведения, этики, эстетики, искусстве, мировоззрении и т.п. Грамотность традиционно и до последнего времени относилась к умению читать и писать. Однако в современной трактовке понятие грамотность получило более широкое толкование. Например, часто говорят о профессиональной грамотности - "грамотный врач", "грамотный летчик", "грамотный художник"... А что означает фраза "грамотный писатель"? Очевидно это не столько умение читать и писать без ошибок, сколько способность создавать высоко-художественные произведения. Таким образом, понятие грамотность часто вторгается в сферу культурного уровня, сохраняя при этом свое узко профессиональное значение.

О терминологии понятий "культура" и "грамотность" После всего сказанного остался всего один шаг в сторону таких словосочетаний, как, например: "хирург высокой культуры" или "инженер высокой культуры". В этих фразах используется смещение смысла понятия культура в сторону понятия грамотность. Информационная культура в широком смысле - это совокупность принципов и реальных механизмов управления знаниями, обеспечивающих позитивное взаимодействие этносов, национальных и государственных образований, их соединение в общий опыт человечества. В узком смысле слова это информационная грамотность - оптимальные способы обращения со знаками, моделями, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств, информации и телекоммуникаций. После всего сказанного остался всего один шаг в сторону таких словосочетаний, как, например: "хирург высокой культуры" или "инженер высокой культуры". В этих фразах используется смещение смысла понятия культура в сторону понятия грамотность. Информационная культура в широком смысле - это совокупность принципов и реальных механизмов управления знаниями, обеспечивающих позитивное взаимодействие этносов, национальных и государственных образований, их соединение в общий опыт человечества. В узком смысле слова это информационная грамотность - оптимальные способы обращения со знаками, моделями, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств, информации и телекоммуникаций.

О терминологии понятий "культура" и "грамотность" В узком смысле слова это информационная грамотность - оптимальные способы обращения со знаками, моделями, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств, информации и телекоммуникаций.

Информационная культура Включает в себя и готовность людей воспринимать новую информацию, т. е. предполагает определенный уровень развития интеллекта, и владение основными международными языками, на которых сегодня представлены современные научные, экономические и другие знания, и многое другое, в том числе умение общаться с другими людьми. От развития новой информационной культуры сегодня зависит очень многое. Ведь история показывает, что только те новшества и изобретения, которые воспринимались культурой, в конечном итоге и находили свое развитие в обществе.

Информационная культура Овладение информационной культурой - это путь универсализации качеств человека и общества, который способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места в обществе и природе и своей роли. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование, которое должно формировать адекватную личность (гражданина) информационного сообщества. Этой личности, с одной стороны, необходимо выработать следующие навыки и умения оперировать с информацией: дифференциацию информации; выделение значимой информации; выработку критериев оценки информации; способность производить новую информацию и использовать ее. С другой стороны, человек как личность информационного сообщества должен уметь и знать как управлять знаниями. В третьих, человек должен адекватно вписываться в информационную инфраструктуру общества - обладать знаниями и опытом коллективной практики управления знаниями.

Информационная культура В зависимости от субъекта, который выступает носителем информационной культуры, последнюю, можно рассматривать на трех уровнях: Информационная культура личности. Информационная культура отдельных групп сообщества (определенного социума, нации, возрастной или профессиональной группы и т.д.). Информационная культура общества в целом. В зависимости от субъекта, который выступает носителем информационной культуры, последнюю, можно рассматривать на трех уровнях: Информационная культура личности. Информационная культура отдельных групп сообщества (определенного социума, нации, возрастной или профессиональной группы и т.д.). Информационная культура общества в целом.

Информационная культура В последнее время усиливается тенденция к целостному рассмотрению информационной культуры личности с позиций интеграции её информационной и культурологической компонент. Вследствие этого информационная культура рассматривается как одна из граней общечеловеческой культуры, связанная с социальной природой человека и являющаяся продуктом его разнообразных творческих способностей. [4] В зависимости от субъекта, который выступает носителем информационной культуры, последнюю, можно рассматривать на трех уровнях: Информационная культура личности. Информационная культура отдельных групп сообщества (определенного социума, нации, возрастной или профессиональной группы и т.д.). Информационная культура общества в целом. В последнее время усиливается тенденция к целостному рассмотрению информационной культуры личности с позиций интеграции её информационной и культурологической компонент. Вследствие этого информационная культура рассматривается как одна из граней общечеловеческой культуры, связанная с социальной природой человека и являющаяся продуктом его разнообразных творческих способностей. [4] В зависимости от субъекта, который выступает носителем информационной культуры, последнюю, можно рассматривать на трех уровнях: Информационная культура личности. Информационная культура отдельных групп сообщества (определенного социума, нации, возрастной или профессиональной группы и т.д.). Информационная культура общества в целом.

Информационная культура личности Информационная культура личности, по мнению ряда исследователей, является уровневой, развивающейся во времени системой. А. Атаян выделяет три уровня информационной культуры личности: общий (базовый), профессиональный и высший (логический). Для общего (базового) уровня информационной культуры личности главной особенностью набора знаний, умений и навыков будет их межпредметность, возможность применения практически без изменений в различных видах деятельности. Информационная культура личности, по мнению ряда исследователей, является уровневой, развивающейся во времени системой. А. Атаян выделяет три уровня информационной культуры личности: общий (базовый), профессиональный и высший (логический). Для общего (базового) уровня информационной культуры личности главной особенностью набора знаний, умений и навыков будет их межпредметность, возможность применения практически без изменений в различных видах деятельности.

Информационная культура личности Для профессионального уровня информационной культуры личности знания, умения и навыки будут характеризоваться специфичностью, большей сложностью, но вместе с тем ограниченностью области применения. Они будут привязаны к конкретной деятельности человека. Для высшего (логического) уровня информационной культуры знания, умения и навыки также носят межпредметный характер. Однако они отличаются от базовых степенью сложности и обусловлены творческим мышлением, гибкостью, возможностью осуществлять анализ и синтез, комбинировать ранее освоенные знания, умения Для профессионального уровня информационной культуры личности знания, умения и навыки будут характеризоваться специфичностью, большей сложностью, но вместе с тем ограниченностью области применения. Они будут привязаны к конкретной деятельности человека. Для высшего (логического) уровня информационной культуры знания, умения и навыки также носят межпредметный характер. Однако они отличаются от базовых степенью сложности и обусловлены творческим мышлением, гибкостью, возможностью осуществлять анализ и синтез, комбинировать ранее освоенные знания, умения

Информационная культура личности На сегодняшний день нам наиболее близко определение, в котором информационную культуру следует рассматривать, как «свойство личности позволяющее, с одной стороны, адекватно реагировать на процесс информатизации общества в целях саморазвития, а с другой стороны - влиять на процесс формирования информационной культуры общества, как гуманистической основы информатизации». Изучая работы современных философов, социологов, педагогов, психологов можно заметить, что все они, используя различную терминологию, придерживаются в общем-то одного и того же мнения: для гармоничного развития личности в условиях современного информационного общества человек должен

Информационная культура личности Приобрести определенные знания, умения и навыки для успешного оперирования информацией. Обладать качествами, позволяющими совершенствовать эти знания, умения и навыки соответственно современным информационным технологиям. Иметь мировоззрение информационного общества Приобрести определенные знания, умения и навыки для успешного оперирования информацией. Обладать качествами, позволяющими совершенствовать эти знания, умения и навыки соответственно современным информационным технологиям. Иметь мировоззрение информационного общества

Информационная культура отдельных групп сообщества проявляется в информационном поведении людей. В настоящее время создается база для формирования противоречия между категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими.

Информационная культура общества в целом необходимо выделить и рассмотреть основные этапы развития истории цивилизации. История информационной культуры насчитывает тысячелетия. В разное время её потрясали информационные кризисы. Появление письменности принято называть первой информационной революцией, «приведшей к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям». Второй информационной революцией явилось изобретение книгопечатания (середина XVI в). Очередной информационный кризис, названный третьей информационной революцией обусловлен изобретением электричества (конец XIX в). Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в) связана с появлением компьютерных технологий. Произошедшие информационные революции повлекли за собой преобразования общественных отношений во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Современная информационная культура общества вобрала в себя все предшествующие формы и соединила их в единое целое.

Информационная культура Информационную культуру можно, с одной стороны рассматривать, как составляющую бытия современного человека, с другой стороны она является частью общей культуры, как каждого отдельного человека, так и этнической общности, национального государства или человеческого сообщества в целом. При организации и проведении образовательного процесса, основанного на информационных технологиях, учитываются самые различные аспекты готовности учреждения к «жизни» в современной информационно-культурной среде. И речь идет не только об участии учреждения профессионального образования в различного рода Интернет проектах, обслуживания собственного сайта (обеспечивающего необходимой информацией широкие круги педагогической и научной общественности, студенческого сообщества) и участия в работе сайтов других организаций.

Информационная культура Информационно-культурное пространство формируется, прежде всего людьми, носителями определенной культуры (преподавателями, студентами и др.). Люди в своей обычной жизнедеятельности привыкли пользоваться разными источниками получения информации: телевизор, радио, газета, книга, интернет. В педагогической практике данные источники информации используются более специфично, конкретно, по необходимости в учебной и исследовательской деятельности. Интернет, расположенные в нем образовательные сайты, порталы помогают работать с большими объемами информации, позволяют выводить студентов на качественно новый уровень анализа и обработки объемов данных.

Информационная культура Вместе с тем, на состояние информационно-культурного пространства учреждения общего образования влияет развитие данной составляющей общего социокультурного пространства сельской территории, на которой расположена организация. Уровень интегрированности учащихся, их родителей в информационно-культурную среду территории является фактором, влияющим на состояние её в общеобразовательном учреждении

Информационная культура Средствами информационной культуры являются: библиотека, СМИ, компьютерная техника, сотовые телефоны, мультемедийная технология, обеспечивающая доступ к большим объемам знаний, к информации. Однако материальная база лишь обеспечивает процесс и создает условия для формирования информационной культуры в образовательном учреждении.

Информационная культура Информационная культура, формируемая в учреждении общего образования, её уровень определяет, имеющийся потенциал инновационного развития. Продукты информационной культуры осваиваются учащимися, педагогами при этом своеобразная информационная аккультурация происходит при поступлении в образовательное учреждение, однако это происходит при условии уделения большого количества времени на освоение информационных технологий, коммуникативному взаимодействию друг с другом и с педагогом.

Информационная культура Потребность в информационной культуре, в потреблении её продуктов постоянно растет. Готовя учащихся к будущей образовательной и трудовой деятельности, педагоги должны учитывать эту общемировую тенденцию. Современная информационная культура разных учреждений общего образования отличается сложностью, разнообразием.

Информационная культура Современная информационная культура характеризуется увеличением количества и качества информационно-электронных взаимодействий в единицу времени (и этот показатель будет все больше нарастать), осуществляемых с помощью традиционных, интернет и мультемедийных технологий.

Полноценное информационно-культурное пространство складывается в образовательном учреждении не сразу. Его формирование проходит через ряд этапов. Первоначальный этап (точечный) заключается в создании первых «точек роста» – библиотеки, компьютерных классов, отдельных компьютеров у педагогов. Второй этап – локальный, посвящен организации локальных сетей между отдельными службами образовательного учреждения, завязывание ученических компьютеров в одну сеть, создание библиотечной локальной сети. Третий этап – системный, заключается объединений локальных компьютерных сетей в одну систему, с возможностью объединения потоков информации, направленных для различных категорий потребителей. В информационном пространстве на третьем этапе наиболее точно, конкретно (по времени, по месту, по специфике информации) осуществляется контакт потоков информации с их непосредственными потребителями. Полноценное информационно-культурное пространство складывается в образовательном учреждении не сразу. Его формирование проходит через ряд этапов. Первоначальный этап (точечный) заключается в создании первых «точек роста» – библиотеки, компьютерных классов, отдельных компьютеров у педагогов. Второй этап – локальный, посвящен организации локальных сетей между отдельными службами образовательного учреждения, завязывание ученических компьютеров в одну сеть, создание библиотечной локальной сети. Третий этап – системный, заключается объединений локальных компьютерных сетей в одну систему, с возможностью объединения потоков информации, направленных для различных категорий потребителей. В информационном пространстве на третьем этапе наиболее точно, конкретно (по времени, по месту, по специфике информации) осуществляется контакт потоков информации с их непосредственными потребителями.

Динамика корпоративного управления знаниями внутри организации Распространение знаний - это самая простая форма активности. Она подразумевает не только распространение, но и возможность доступа, использования и применения коллективных знаний в своей работе. Совместная работа - это второй уровень активности. В дополнение к распространению знаний это означает возможность совместного участия в работе, процессах, разработке продуктов и пр. Инновации - это высшая форма деятельности по своей сложности и ценности. Инновации происходят тогда, когда отдельные сотрудники и группы сотрудников используют знания и работают совместно для генерации идей, улучшающих процессы, продукты и услуги. Именно они являются источниками ценности управления знаниями с точки зрения результатов для бизнеса. Деятельность по распространению знаний, совместной работе и инновациям базируется на "Операционном фундаменте", под которым подразумеваются: Распространение знаний - это самая простая форма активности. Она подразумевает не только распространение, но и возможность доступа, использования и применения коллективных знаний в своей работе. Совместная работа - это второй уровень активности. В дополнение к распространению знаний это означает возможность совместного участия в работе, процессах, разработке продуктов и пр. Инновации - это высшая форма деятельности по своей сложности и ценности. Инновации происходят тогда, когда отдельные сотрудники и группы сотрудников используют знания и работают совместно для генерации идей, улучшающих процессы, продукты и услуги. Именно они являются источниками ценности управления знаниями с точки зрения результатов для бизнеса. Деятельность по распространению знаний, совместной работе и инновациям базируется на "Операционном фундаменте", под которым подразумеваются:

Динамика корпоративного управления знаниями внутри организации Роли и ответственность: Управление Знаниями требует наличия людей и технологий, обеспечивающих структурирование и поддержание процессов систематизации, сбора информации, категоризации и т.д. При этом могут быть обозначены специальные должности и ответственность различных людей Стимулирование и вознаграждение: Корпоративная культура распространения знаний и совместной работы должна поощряться. Время и место для поиска информации и совместной работы: В распорядке работы сотрудников явно или неявно должно быть предусмотрено время и физическая возможность заниматься работой по генерации новых знаний, изучению имеющихся и т.д. Роли и ответственность: Управление Знаниями требует наличия людей и технологий, обеспечивающих структурирование и поддержание процессов систематизации, сбора информации, категоризации и т.д. При этом могут быть обозначены специальные должности и ответственность различных людей Стимулирование и вознаграждение: Корпоративная культура распространения знаний и совместной работы должна поощряться. Время и место для поиска информации и совместной работы: В распорядке работы сотрудников явно или неявно должно быть предусмотрено время и физическая возможность заниматься работой по генерации новых знаний, изучению имеющихся и т.д.

Информационная культура В настоящее время существует большое количество определений информационной культуры. В данном случае целесообразно рассмотреть определение, данное в двух аспектах. Информационная культура в широком смысле - это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. В настоящее время существует большое количество определений информационной культуры. В данном случае целесообразно рассмотреть определение, данное в двух аспектах. Информационная культура в широком смысле - это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.

Информационная культура В узком смысле слова это:оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач;механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации;развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

Овладение информационной культурой - это путь универсализации качеств человека, который способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества. У этого специалиста необходимо вырабатывать следующие навыки и умения: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее.

История информационной культуры насчитывает тысячелетия. Точкой отсчета ее истории логично признать момент смены формального отношения к сигналу ситуации, которое было свойственно животному миру, на содержательное, свойственное исключительно человеку. Обмен содержательными единицами послужил основой развития языка. До появления письменности становление языка вызвало к жизни обширную гамму вербальных методик, породило культуру обращения со смыслом и текстом. Письменный этап концентрировался вокруг текста, вобравшего в себя все многообразие устной информационной культуры.

Информационную культуру человечества в разное время потрясали информационные кризисы. Один из наиболее значительных количественных информационных кризисов привел к появлению письменности. Устные методики сохранения знания не обеспечивали полной сохранности растущих объемов информации и фиксации информации на материальном носителе, что породило новый период информационной культуры - документный. В ее состав вошла культура общения с документами: извлечения фиксированного знания, кодирования и фиксации информации; документографического поиска. Оперирование информацией стало легче, претерпел изменения образ мышления, но устные формы информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились системой взаимосвязей с письменными.

Очередной информационный кризис вызвал к жизни компьютерный технологии, модифицировавшие носитель информации и автоматизировавшие некоторые информационные процессы. Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.