Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Республики Марий Эл «Профессиональное училище 15» Преподаватель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Патриарх Филарет 2. Церковный раскол 3. Никон и Аввакум 4. Соловецкое восстание Домашнее задание: § 33 Ковалькова Н.Н ©
Advertisements

РАСКОЛ РУССКОЙ ЦЕРКВИ И ЕГО СУЩНОСТЬ К уроку «Житие протопопа Аввакума» в контексте времени» 1.
«Священство и царство». образование единого российского государства, претензии на роль «Третьего Рима» – центра православия образование единого российского.
1 Раскол русской церкви и его сущность К уроку «Житие протопопа Аввакума в контексте времени» Автор презентации: Архипова Н.П.
Церковный раскол середины ХVII века. Вопрос 1 Филарет, ставший патриархом в 1619 году получил титул 1.Великого патриарха 2.Великого государя 3.Великого.
Русская православная церковь в XVII веке Л.А. Кацва, 2008.
Гаража НВ Отличие русской церковной обрядности от греческой Унификация службы и богослужебных книг - необходимое условие объединения церквей Украины и.
Раскол в Русской Православной Церкви Презентацию подготовила: учитель МОУ СОШ 18 Статьина В.В.
Урок истории. Дмитриева Татьяна Георгиевна, учитель истории и обществознания МКОУ Куртамышского района «Костылёвская ООШ»
Учитель истории: Егоркина Е.М Смута привела к противоречиям среди священнослужителей- патриарх Игнатий патриарх Игнатий поддержал.
Раскол в Русской Православной Церкви Выполнел;ученик 7 в класса Давидян Эдуард 900igr.net.
Тема : Власть и церковь. Церковный раскол. История Россия, 7 класс.
Власть и церковь Церковный раскол. Россия после Смуты Власть царь Церковь Патриарх Михаил Романов Филарет Романов
Власть и церковь. Церковный раскол. В.Суриков. Боярыня Морозова.
Раскол в русской православной церкви Домашнее задание: § 11 ; вопрос 6,7 (с. 75) письменно.
В. Суриков «Боярыня Морозова». Тема урока : Русская православная церковь В XVII веке. Церковный раскол.
Власть и церковь. Церковный раскол. Презентация учителя истории ГБОУ СОШ 512 Невского района г. Санкт-Петербурга Субботиной Натальи Игоревны.
Аввакум Петров (протопоп Аввакум) родился в 1620 г., в селе Григорово Нижегородского уезда в семье священника. В 1638 г. Аввакум обзавелся женой и поселился.
Меню План урока 1.Церковь после Смуты. (Патриарх Филарет). 2.Реформа патриарха Никона. 3.Церковный собор гг. 4.Протопоп Аввакум.
Меню План урока 1. Церковь после Смуты. 2. Церковная реформа. 3. Борьба светской и цер- ковной власти. 4. Церковный собор гг. 5. Протопоп Аввакум.
Транксрипт:

Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Республики Марий Эл «Профессиональное училище 15» Преподаватель высшей категории Куприянова И.А.

обобщить знания о процессах становления и развития российского государства; рассмотреть исторические события, сформировать навыки мыслительной и рефлексивной деятельности; уметь извлекать фактические знания из исторических источников; давать оценку историческим событиям, аргументировать свою точку зрения; воспитывать чувство уважения и гордости к истории России;

церковный раскол. Во второй половине XVII веке русское православие пережило одно из самых трагических событий в своей истории церковный раскол. В эти же годы произошло самое драматическое столкновение церковной и светской властей. Каковы же причины раскола? Кто в нем участвовал и каковы его последствия? Чем было вызвано и чем завершилось противостояние церкви и государства?

В 1441 г. собор русского духовенства отверг заключенную в 1439 г. Флорентийскую унию и сверг ее сторонника митрополита Исидора. В 1589 г. в России было введено патриаршество. Первым русским патриархом стал Иов В 1448 г. без санкции патриарха был избран русский митрополит Иона

В годы Смуты авторитет Русской церкви резко возрос. Церковь стала опорой в годину бедствий. Патриарх Иов не признал власти Лжедмитрия I. Патриарх Гермоген отверг власть поляков и содействовал созыву ополчения, заплатив за это смертью в тюрьме. Церковь стала ведущей патриотической силой

После Смуты наступило время наивысшего могущества церкви. Главой церкви был патриарх Филарет отец царя Михаила. Филарет являлся подлинным правителем государства. Как и царь, он именовался Великим Государем. В 1633 г. Филарет умер. В 1634–1640 гг. на патриаршестве пребывал Иоасаф I, в 1642–1652 гг. – Иосиф. Их авторитет далеко уступал авторитету Филарета. Клобук патриарха Филарета. Худ. Ф. Солнцев.

Ряд дел был передан из церковных судов в светские. Часть духовенства воспринимала это не просто как утрату привилегий, но как покушение на саму церковь. Перед церковью стояли и другие сложные проблемы. Монастыри и патриаршая кафедра лишились права держать городские дворы и слободы. Монастыри лишились права принимать земельные вклады.

Решением этих проблем занимался сложившийся в 40-х гг. XVII в. в Москве в 40-х гг. XVII в. в Москве кружок «ревнителей древлего благочестия». В него вошли: царский духовник и протопоп кремлевского Благовещенского собора Степан Вонифатьев, протопоп Казанского собора Иван Неронов, царский постельничий Федор Ртищев, настоятель Новоспасского монастыря Никон, протопоп Аввакум Петров и другие. Ревнители были обеспокоены падением нравов духовенства, «многогласием» в церковных службах, различиями в обрядах.

После завершения централизации государства разночтения в церковных книгах и обрядах были нетерпимы, поэтому их унификация стала необходима. Достигло значительных успехов книгопечатание, благодаря чему унификация богослужебных книг стала возможна.

Минея Четья, март (Успенский список). Новгород, 1540-е нач х гг. Бумага, чернила, киноварь, полуустав. Темпера, золото. Переплет: доски, кожа, металл. Написана по повелению митрополита Макария для Успенского собора Московского Кремля. Рукопись представляет собой огромный фолиант, написанный полууставом в два столбца писцами «макарьевской» школы. Украшена заставками на золотом фоне в нововизантийском стиле.

Каждая рукопись содержит свои ошибки. Все печатные книги идентичны. Учительное Евангелие. Вильна, 1582 г. Типограф Василий Михайлович Гарабурда

Исправление церковных книг было необходимо. Но как исправлять? По греческим образцам или по древнерусским «харатейным» спискам? В чем преимущество первого варианта? Он позволял Русской церкви сблизиться с православными церквами греческого Востока, а России стать лидером мирового православия, о чем мечтал Алексей Михайлович. На этом варианте настаивал прибывший в Россию иерусалимский патриарх Паисий. ?

В чем недостаток исправления книг по греческим образцам? ? За столетия, прошедшие с 988 г. русские и греческие обряды и книги стали сильно различаться. Между тем, со времен Флорентийской унии греческая церковь считала в России «испроказившейся» Греческий монастырь на святой горе Афон

Никон (в миру Никита Минов) родился в 1605 г. в семье мордовского крестьянина. Служил приходским священником, но после смерти детей на 31-м году жизни постригся в монахи в Анзерском скиту Соловецкого монастыря. Затем стал настоятелем Кожеозерского монастыря в Каргопольском уезде. В 1646 г., будучи в Москве, сблизился с ревнителями древлего благочестия и царем Алексеем Михайловичем. Был назначен архимандритом придворного московского Новоспасского монастыря, а затем – митрополитом Новгородским.

В 1652 г. после смерти патриарха Иосифа Никон был избран патриархом Московским и всея Руси. Всего за шесть лет он прошел путь от игумена провинциального монастыря до предстоятеля Русской церкви. Никон был суров и властен. Он утверждал, что священство «преболе царства есть». Пользуясь влиянием на молодого государя, Никон добился, чтобы его, как и царя, именовали «Великим Государем».

Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского. Худ. А. Литовченко.

Автор «Служебника» 1653 г. киевский богослов Епифаний Славинецкий призывал «Восхвалити и прославити утешительными песнями» Бога, «яко избра в начальство и снабдение людем своим премудрую двоицу: великого государя царя Алексея Михайловича и великого государя святейшего Никона патриарха». Патриарх Никон

Идея «премудрой двоицы» пришла из Византии. О «симфонии» государства и церкви и о «двоице» царя и патриарха впервые говорилось в VI в. в «Новелле» императора Юстиниана: «Величайшие даны людям от высшего человеколюбия Божия дары – священство и царство; одно управляет божественными делами, другое начальствует и заботится о человеческих делах, и оба происходят от одного и того же начала… Доброе согласие обоих начал доставляет всяческую пользу людям». Никон и Алексей Михайлович

Учение Никона о превосходстве «священства» над «царством» опиралось на рассуждения Иосифа Волоцкого: «Елико от Бога духовное достоинство предположено есть, того ради болши достоит повиноватися власти духовной, неже мирской». Саккос патриарха Никона

Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги. Худ. А. Кившенко. Став в 1652 г. патриархом, Никон решительно начал церковную реформу по греческим образцам.

Троеперстное крещение вместо двоеперстного. Троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного. Написание «Иисус» вместо «Исус». Поясные поклоны вместо земных. Движение крестного хода в церкви против часовой стрелки (до середины XVII в. в церкви ходили «посолонь»). Возвращение к единогласию за счет сокращения церковной службы. Новые правила иконописания. Патриарх Никон Скульптор С.Г. Полегаев. Скульптор С.Г. Полегаев.

Только поддержка восточных, греческих церквей могла превратить Россию в настоящий Третий Рим центр православного мира. Но Никон видел Москву не только Третьим Римом, но и Вторым Иерусалимом, не только столицей ведущей православной державы, но и местом пребывания Божьей Благодати. Под Москвой на Истре он выстроил Воскресенский Новоиерусалимский монастырь

Реформа вызвала сопротивление. Патриарха обвиняли в том, что он вводит «новую веру», «латинство». Злейшими врагами Никона стали «ревнители древлего благочестия», особенно Иван Неронов и Аввакум Петров. Почему патриарха обвиняли в «латинстве»? Ведь он опирался на православные греческие образцы? ? Протопоп Аввакум. Худ. Т. Быкова

Если патриарх Никон, исходя из теории «Москва – Третий Рим», считал необходимым сближение с греческим православием, то его противники, исходя из той же теории, полагали, что русское православие единственно правильное, и презирали греческое православие, испорченное Флорентийской унией с католиками. Защитники «старого обряда» были уверены в порочности всего иноземного. Протопоп Аввакум

Аввакума в 1653 г. сослали в Тобольск, затем в Якутск и Енисейский острог, а оттуда в Даурию, в Нерчинск. Всю дорогу он прошел пешком, через горы, по льду рек и озер, терпел голод, холод, побои. В пути умерли два его сына. В 1664 г., после 10-летней ссылки Аввакум был возвращен в Москву, но за восстановление старых обрядов вновь сослан в Пустозерск. Протопоп Аввакум. Современный художник.

В марте 1666 г. Аввакума привезли в Москву для участия в церковном соборе. Соборным решением Аввакум был расстрижен, предан анафеме и вновь сослан в Пустозерск. В 1670 г. Аввакума и его спутников Епифания, Лазаря и Федора посадили в земляную тюрьму. Соратникам Аввакума вырезали языки и отрубили пальцы на правой руке. В Пустозерске Аввакум написал свое «Житие» и многочисленные послания и письма. В 1682 г. Аввакума и его сподвижников сожгли заживо в срубе.

В 1658 г. между царем и патриархом произошел конфликт. Алексей Михайлович потребовал, чтобы Никон впредь не именовался Великим Государем. Возмущенный Никон заявил, что не желает быть патриархом «на Москве», и уехал в Новый Иерусалим. Однако он не сложил патриаршего сана и не позволил избрать нового патриарха. Низложить патриарха не мог ни царь, ни собор русского духовенства. Россия оставалась без патриаршей власти восемь лет. Патриарх Никон в Новом Иерусалиме. Худ. В. Шварц

В 1667 г. церковный собор с участием патриархов Паисия Александрийского и Макария Антиохийского лишил Никона патриаршего сана и предписал ему впредь именоваться просто монахом Никоном, а не патриархом Московским. Лишение Никона на соборе патриаршего сана. Неизвестный художник

Никон был лишен патриаршего сана и сослан в отдаленный Ферапонтов монастырь В Ферапонтовом монастыре Никон прожил до 1676 г. Лишь в 1672 г. ему разрешили выходить из кельи и монастыря. В 1676 г. новый царь Федор Алексеевич просил Никона простить Алексея Михайловича, но тот отказался дать прощение «на письме» и заявил, что будет судиться с царем «в страшное пришествие Господне».

После низвержения Никона гонения на приверженцев старой веры не прекратились. Борьбу против них возглавил сам Алексей Михайлович. Собор 1666–67 г. проклял староверие как «хулу на Господа». Начались жестокие преследования старообрядцев. Старообрядческий скит Старообрядцы основывали свои скиты в глухих местах на Севере, в Заволжье, на Урале.

Не признали никонианской реформы монахи самой северной российской обители Соловецкого монастыря. Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг. Худ. С. Милорадович

Восемь лет с января 1668 г. по январь 1676 г. мятежные монахи, отказавшиеся даже молиться за царя, обороняли монастырь против царских войск.

Среди старообрядцев было много крестьян, посадских, купцов и священников, но практически не было бояр и дворян. Чем объясняется такой состав Чем объясняется такой состав старообрядчества? старообрядчества? ? Лишь боярыня Феодосия Морозова и ее сестра княгиня Евдокия Урусова, дочери окольничего Прокопия Соковнина, присоединились к старообрядчеству. Феодосия вдова Глеба Морозова, брата боярина Бориса Морозова. После смерти мужа и его брата располагала громадным состоянием, щедро помогала староверам. Голова боярыни Морозовой В. Суриков

Крестьяне, скрываясь в старообрядческих лесных скитах, уходили не только от гонений на старую веру, но и от десятины и других повинностей. Для них борьба за старую веру стала и борьбой против угнетения. Посадские ненавидели Никона, пытавшегося, вопреки Уложению 1649 г., сохранить церковные «белые слободы», возмущались активным участием церкви в торговле и промыслах. Рядовое духовенство, раздраженное гордыней и высокомерием патриарха, было привержено тем церковным правилам и книгам, по которым служило всю жизнь. Для дворян же участие в расколе означало опалу, потерю службы, утрату поместий и вотчин.

В чем состоит сходство беспоповства с протестантизмом? В чем его принципиальное отличие от протестантизма? Те и другие отказались от священников и заменили их проповедниками-мирянами (пасторами, наставниками). Но кальвинисты принципиально отрицали необходимость священства, считая, что человеку не нужен посредник для общения с Богом, а беспоповцы пошли на этот шаг вынужденно из-за отсутствия священства. ?

Каковы же причины раскола? Кто в нем участвовал и каковы его последствия? Раскол Русской православной церкви был вызван проведением церковной реформы патриарха Никона. Реформа преследовала цель укрепить единство церкви в централизованном государстве и повысить роль России и Русской церкви в православном мире. Проведение реформы по греческим образцам оттолкнуло значительную часть верующих и вызвало раскол церкви на никонианскую и старообрядческую, в свою очередь расколовшуюся на множество толков и согласий. Основными участниками старообрядческого движения стали духовные лица, купцы, посадские люди и крестьяне. ?

Чем было вызвано и чем завершилось противостояние церкви и государства? Патриарх Никон пытался утвердить преобладание церковной власти над светской, вернуться ко временам патриарха Филарета. Но в централизованном государстве, постепенно переходящем к абсолютизму, это было невозможно. К тому же авторитет церкви был подорван расколом. Никон опирался не на ресурсы церкви, а лишь на личные отношения с царем Алексеем Михайловичем. Поэтому его поражение было закономерно. Низвержение Никона окончательно утвердило превосходство светской власти над церковной, подчинение церкви государству. ?

Слайд Слайд jpg 2.jpghttp://rus-icons.narod.ru/part10/part105/small/s_1_1_ jpg Слайд Слайд 6. Романовы. Триста лет служения России. М., белый город, 2007, С. 69. Слайд 10. Государственный исторический музей. М., 2007, С. 66. Слайд Слайд Слайд 14. Государственный исторический музей. М., 2007, С. 91. Слайд jpg jpg Слайд 16. Романовы. Триста лет служения России. М., Белый город, 2007, С Слайд

Слайд jpg jpg Слайд jpg jpg Слайд jpeg jpeg Слайд jpg jpg Слайд Слайд jpg jpg Слайд jpg Слайд jpg jpg Слайд jpg jpg Слайд jpg jpg Слайд jpg

Слайд catalog.ru/picture.php?id_picture= catalog.ru/picture.php?id_picture=13786http:// catalog.ru/picture.php?id_picture=13786 Слайд Слайд Слайд Слайд jpg jpg Слайд jpg jpg Слайд Слайд jpg jpg Слайд