Александрийская библиотека oteche-romane.html.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рождение КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (Κλήμης Άλεξανδρεύς Clemens Alexandrinus) Тит Флавий (ок. 150 между 211 и 215) христианский богослов и писатель. Родился,
Advertisements

Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
ПЛОТИН И НЕОПЛАТОНИЗМ Выполнила: Манджиева Эркена Группа: Дэб(бак) 2-1.
КРАСИВАЯ ПРОСТАЯ ЖИЗНЬ ДОСТОЙНА ПОДРАЖАНИЯ. ОБРАЗЫ ПАВЛА Защищая своё апостольство, Павел показывает Коринфянам истинное призвание лидеров в церкви. Для.
Фома Аквинский Материал подготовлен студенткой магистратуры Рыканцевой Ольгой.
Философия Платона
Что в сердце твоем?. Теперь, когда великий Первосвященник совершает наше примирение, мы должны стремиться стать совершенными во Христе. Наш Спаситель.
Христос воскрес! И я – тоже! Евангелие от Иоанна 8:28-36.
Афоризмы Сэнсэя (Анастасия Новых «Сэнсэй») Молодое тело это вовсе не показатель возраста души. (Анастасия Новых «Сэнсэй»)
Увидеть – как христианство преобразило мир и возвысило человека до святости Увидеть красоту христианства – вероучения, нравственности и культуры Понять.
Кто создал моря и океаны? Кто создал солнце? Всё это и нас самих сотворил (создал) Бог Мы видим мир Божий и понимаем, как он красиво и мудро устроен.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
1 Что такое свобода, по вашему мнению? 4 6:15 Что же, будем грешить, потому что мы не под Законом, а под благодатью? Ни в коем случае! 16 Вы ведь знаете,
ХристоСознание – ХристоСознание – Со-Знание людей-Богов!
Смысл жизни. Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: 29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, 30 ибо видели очи мои спасение Твое,
Заповеди Заповеди Божии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему у человека внутреннему ориентиру – совести.
Предмет : Основы православной культуры. Презентацию составила Вильде Е. Е Учитель искусства и ОПК МОБУ СОШ 7 г. Сочи учебный год.
Урок 4, 25 октября, 2014 Памятный стих: Будьте же исполнители слова, а не слушатели только, обманывающие самих себя (Иак. 1:22).
Транксрипт:

Александрийская библиотека oteche-romane.html

Саврей В. Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М.: Ком Книга, стр.

богословская школа богословское образовательное направление учреждение

Александрийская школа Филон (иудейский богослов, ок. -25 – ок. 50) Пантен (в Ал. 180 – ок. 200) Климент (ок. 150 – 215) Ориген (185 – 254) Дионисий (дидаскал и еп. 248 – 265) Пиерий (дидаскал) Петр (дидаскал и еп. ок. 300 – 311) Афанасий (еп., ок. 295 – 373) Дидим (дидаскал, ок. 310 – 393) Кирилл (376 – 444)

διδασκαλε ον церковное оглашение богословский научный центр институт

образовательная программа богословская наука философская пропедевтика

Origenes. Epistula ad Gregorium 1 … κα φιλοσοφ ας Ελλ νων τ ο ονε ε ς χριστιανισμ ν δυν μενα γεν σθαι γκ κλια μαθ ματα προπαιδε ματα …взять по возможности из греческой философии то, что может послужить для христианства как общеобразо-вательное знание или пропедевтика

κα τ π γεωμετρ ας κα στρονομ ας χρ σιμα σ μενα ε ς τ ν τ ν ερ ν γραφ ν δι γησιν· ν', περ φασ φιλοσ φων πα δες περ γεωμετρ ας κα μουσικ ς γραμματικ ς τε κα ητορικ ς κα στρονομ ας, ς συνερ θων φιλοσοφ, το θ' με ς ε πωμεν κα περ α τ ς φιλοσοφ ας πρ ς χριστιανισμ ν и из геометрии и астрономии то, что может быть полезным для истолкования Писаний, чтобы то, что говорится о геометрии, музыке, грамматике, риторике и астрономии, как подготовительных по отношению к философии, так бы и мы сами могли сказать о самой философии в ее отношении к христианству

Clemens Alexandrinus (Titus Flavius Clemens) ок. 150 – ок. 215

Les vrais pourtraits et vies des hommes illustres grecs, latins et payens (1584) par André ThévetAndré Thévet

ок Александрия ок. 189 – помощник Пантена ок. 200 – во главе школы. Пресвитер гонение Септимия Севера ( ) – вынужденное удаление из Александрии. Странствия: Кесария Каппадокийская, Палестина ок. 215 – скончался. Письмо Александра Иерусалимского (216): Климент «уже свершивший путь жизни» на западе в древности некоторое время почитался святым

Stromata –12 Αλλ' ο μ ν τ ν ληθ τ ς μακαρ ας σ ζοντες διδασκαλ ας παρ δοσιν ε θ ς π Π τρου τε κα Ιακ βου Ιω ννου τε κα Πα λου τ ν γ ων ποστ λων, πα ς παρ πατρ ς κδεχ μενος ( λ γοι δ ο πατρ σιν μοιοι), κον δ σ ν θε κα ε ς μ ς τ προγονικ κε να κα ποστολικ καταθησ μενοι σπ ρματα. … Все они были хранителями истинного предания и блаженного учения, воспринятого непосредственно от святых апостолов Петра, Иакова, Иоанна и Павла, унаследовав его как сыновья от отца (хоть и немногие сыновья походят на отцов), и насадив в наших душах Божию милостью семена, завещанные их апостольскими учителями.

Пантен (Stromata ) Σικελικ τ ντι ν μέλιττα προφητικο τε κα ποστολικο λειμ νος τ νθη δρεπόμενος κήρατόν τι γνώσεως χρ μα τα ς τ ν κροωμένων νεγέννησε ψυχα ς Поистине подобен он был сицилийской пчеле, собирающей на пророческом и апостольском пастбище цветочный сбор, тем самым он заронил в душах слушателей чистоту ведения

сочинения Protrepticus // Le protreptique SС 2 bis Paedagogus // Le Pédagogue SC 70, 108, 158 Stromata // Patrologiae cursus completes. Series Graeca (PG). Paris, T. VIII-IX Protrepticus – Paedagogus – Stromata

русские переводы Увещевание к язычникам. / Пер. А. Ю. Братухина. СПб., Издательство РХГИ, стр. Педагог / Пер. Н. Корсунского, пер. гл.10 ч. II прот. Г. Чистякова. М., Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996.

библиография Méhat André. Étude sur les Stromates de Clément dAlеxandrie. Paris: Seuil, 1966 – 579 p. Афонасин Е. В. Философия Климента Александрийского. Новосибирск, 1997 – 126 стр.

Строматы / Пер. Н. Корсунского. Ярославль, стб. Строматы / Подг. текста, пер., пред. и комм. Е. В. Афонасина. В 3 т. СПб., Издательство Олега Абышко, 2003

Protrepticus – Paedagogus – Stromata Paedagogus 1. 1 … π ντα φιλ νθρωπος λ γος, προτρ πων νωθεν, πειτα παιδαγωγ ν, π π σιν κδιδ σκων человеколюбивейшее Слово прежде обращает, затем ведет и, наконец, обучает

темы вера самопознание и три силы души Логос – сотериология структура «Стромат» – путь души философия и гнозис

1. вера Protrepticus Εχρ ν μ ν μ ς, νθρωποι, α το π ρι ννοουμ νους το γαθο μφυτον π γεσθαι π στιν, μ ρτυρα ξι χρεων α τ θεν ο κοθεν, περιφαν ς α ρουμ νην τ β λτιστον, μηδ ζητε ν ε μεταδιωκτ ον, κπονε ν Необходимо, чтобы вы, размышляя о добре как таковом, пригласили свою как надежного врожденную веру свидетеля, открыто выбирающего лучшее, и не рассуждали о том, нужно ли следовать за ней, а творили бы благо

Stromata II π στις δ, ν διαβ λλουσι κεν ν κα β ρβαρον νομ ζοντες Ελληνες, πρ ληψις κο σι ς στι, θεοσεβε ας συγκατ θεσις, « λπιζομ νων π στασις, πραγμ των λεγχος ο βλεπομ νων,» κατ τ ν θε ον π στολον· «τα τ γ ρ» μ λιστα « μαρτυρ θησαν ο πρεσβ τεροι· χωρ ς δ π στεως δ νατ ν στιν ε αρεστ σαι θε.» λλοι δ' φανο ς πρ γματος ννοητικ ν συγκατ θεσιν π δωκαν ε ναι τ ν π στιν, σπερ μ λει τ ν π δειξιν γνοουμ νου πρ γματος φανερ ν συγκατ θεσιν. ε μ ν ο ν προα ρεσ ς στιν, ρεκτικ τινος ο σα, ρεξις ν ν διανοητικ, πε δ πρ ξεως ρχ προα ρεσις… …вера же есть свободное предвосхищение и благочестивое согласие… Другие же определяют веру как акт мысленного допущения неявного, наподобие доказательства, открывающего нам существование вещи хоть и неизвестной, но очевидной. Итак, вера –– это акт свободного выбора, поскольку она есть некое стремление, и стремление разумное. Но так как каждое действие начинается с разумного выбора, то выходит, что вера и есть основа всякого разумного выбора...

Ср. Basilius. Prologus VIII De fide // PG t. 31, col. 677 С-680 А Π στις μ ν ο ν στι συγκατ θεσις δι κριτος τ ν κουσθ ντων ν πληροφορ τ ς ληθε ας τ ν κηρυχθ ντων Θεο χ ριτι, ντινα πεδε ξατο μαρτυρηθε ς Αβρα μ… вера есть несомненное согласие на то, что выслушано с удостоверением в истине проповеданного по благодати Божией

Augustinus Hipponensis. De praedestinatione sanctorum 2.5 // PL T. 44. Col. 962 ipsum credere nihil aliud est, quam cum assensione cogitare Хотя и верить есть не что иное, как мыслить о чем-то с согласием

Theodoretus. Graecarum affectionum curatio I Μηδε ς το νυν, φ λοι, κατηγορε τω τ ς π στεως. Κα γ ρ δ τ ν π στιν Αριστοτ λης κριτ ριον πιστ μης κ λεσεν· δ γε Επ κουρος πρ ληψιν διανο ας α τ ν κ λεσε· τ ν δ πρ ληψιν, προσλαβο σαν τ ν γν σιν, κατ ληψιν γ νεσθαι. Κατ δ τ ν μ τερον λ γον π στις στ ν κο σιος τ ς ψυχ ς ξυγκατ θεσις, φανο ς πρ γματος θεωρ α, περ τ ν στ σις κα κατ ληψις τ ν ορ των τ φ σει ξ μμετρος, δι θεσις ναμφ βολος ν τα ς ψυχα ς τ ν κεκτημ νων νιδρυμ νη. … Согласно же нашему учению вера есть свободное согласие души, или созерцание незримого, или убеждение относительно сущего и соразмерное естеству постижение невидимого, или твердое расположение, утвердившееся в душах обретших [ее].

самопознание Paedagogus 3. 1 Ην ρα, ς οικεν, π ντων μ γιστον μαθημ των τ γν ναι α τ ν· αυτ ν γ ρ τις ν γν, θε ν ε σεται, θε ν δ ε δ ς ξομοιωθ σεται θε, ο χρυσοφορ ν ο δ ποδηροφορ ν, λλ γαθοεργ ν κα τι μ λιστα λιγ στων δε μενος· νενδε ς δ μ νος θε ς κα χα ρει μ λιστα μ ν καθαρε οντας μ ς ρ ν τ τ ς διανο ας κ σμ, πειτα δ κα τ το σ ματος, γν ν στολ ν, σωφροσ νην, περιβεβλημ νους Прекраснейшей и важнейшей из всех наук несомненно является самопознание. Потому что кто сам себя знает, тот дойдет до познания и Бога; а кто познает Бога (1 Иоан. 3, 2), тот будет стараться Ему уподобиться; но это Уподобление Богу состоит не в наложении на себя золотых украшений и не в ношении развевающихся одежд, а в добродетели и в сокращении до минимума своих потребностей. Лишь Бог один не имеет никаких потребностей, и это Ему радость доставляет, если Он видит нашу душу блистающей красотой познания, а наше тело - облеченным в священную одежду умеренности

Ibidem Τριγενο ς ο ν παρχο σης τ ς ψυχ ς τ νοερ ν, δ λογιστικ ν καλε ται, νθρωπ ς στιν νδον, το φαινομ νου το δε ρχων νθρ που, α τ ν δ κε νον λλος γει, θε ς· τ δ θυμικ ν, θηρι δες ν, πλησ ον μαν ας ο κε · πολ μορφον δ τ πιθυμητικ ν κα τρ τον, π ρ τ ν Πρωτ α τ ν θαλ ττιον δα μονα ποικ λον, λλοτε λλως μετασχηματιζ μενον, ε ς μοιχε ας κα λαγνε ας κα ε ς φθορ ς ξαρεσκευ μενον· Душе свойственны три силы: способность познавательная, называемая разумом: это - внутренний наш человек, господствующий над миром явлений, внешнему человеку повелевающий и составляющий предмет особого промышления Божия. Вторую часть души составляет та, которой гнев приписывается; это - сила животная, сосед диких желаний. Третья; сила - это способность желательная; она многообразнее, чем Протей, - этот разные виды на себя принимающий морской дух, на всевозможные вещи готовый: на кокетство, страстность и обольщение

учение о Логосе Paedagogus 1. 2 Εοικεν δ παιδαγωγ ς μ ν, πα δες με ς, τ πατρ τ α το τ θε, ο π ρ στιν υ ς, ναμ ρτητος, νεπ ληπτος κα παθ ς τ ν ψυχ ν, θε ς ν νθρ που σχ ματι χραντος, πατρικ θελ ματι δι κονος, λ γος θε ς, ν τ πατρ, κ δεξι ν το πατρ ς, σ ν κα τ σχ ματι θε ς· ο τος μ ν ε κ ν κηλ δωτος, το τ παντ σθ νει πειρατ ον ξομοιο ν τ ν ψυχ ν· Наш Педагог, любезные мои, подобен Богу, Своему Отцу, которому Он является Сыном. Он безгрешен, безупречен, Его душа совершенно свободна от страстей. Это всецело Бог, лишь в человеческом образе; это исполнитель воли Отчей, Бог Слово (Логос), сущий в Отце, сидящий одесную Его, Бог в видимом образе. Таков безукоризненный наш идеал; к духовному с Ним сходству считаем мы своей обязанностью изо всех сил стремиться

Paedagogus 3. 1 « Ανθρωποι θεο, θεο νθρωποι. Λ γος γ ρ ω τ ς·» μυστ ριον μφαν ς· θε ς ν νθρ π, κα νθρωπος θε ς, κα τ θ λημα το πατρ ς μεσ της κτελε · μεσ της γ ρ λ γος κοιν ς μφο ν, θεο μ ν υ ς, σωτ ρ δ νθρ πων, κα το μ ν δι κονος, μ ν δ παιδαγωγ ς Правильно поэтому выражается Гераклит: "Люди - боги. Боги люди". Особенно Логос представляет собой очевидное это таинство; Он есть Бог вочеловечившийся и человек обожествленный; в качестве посредника Он исполняет волю Отца (Иоан. 4, 34); потому что, сопринадлежа к двум царствам. Он является между ними посредником; Он Сын Божий и Спаситель людей; Божий слуга Он, а для нас Педагог

Сотериологическая формула Protrepticus 1. 8 λ γος το θεο νθρωπος γεν μενος, να δ κα σ παρ νθρ που μ θ ς, π ποτε ρα νθρωπος γ νηται θε ς

структура «Стромат» Stromata –12 Ηδη δ ο γραφ ε ς π δειξιν τετεχνασμ νη δε πραγματε α, λλ μοι πομν ματα ε ς γ ρας θησαυρ ζεται, λ θης φ ρμακον, ε δωλον τεχν ς κα σκιαγραφ α τ ν ναργ ν κα μψ χων κε νων, ν κατηξι θην πακο σαι, λ γων τε κα νδρ ν μακαρ ων κα τ ντι ξιολ γων. Это сочинение не является риторическим упражнением для публичного исполнения, но представляет собой скорее воспоминания, собранные на старость, средство от забвения, несовершенный образ и эскиз живых и одухотворенных речей мужей блаженных и достопамятных, которых я имел честь слушать.

структура «СТРОМАТ» История 1 книга - ВЗ закон и философия есть подготовка к Евангелию. Всякое знание опирается на веру. Христиане –– наученные Богом философы. Этика 2 книга - Христианская философия основывается на вере, пользуется наукой как вспомогательным средством и завершается в гнозисе. 3 и 4 книги - две особенности христианского гнозиса: стремление к христианскому совершенству в браке или девстве; любовь к Богу, более всего проявляемая в мученичестве. 5 книга - Природа веры в свободном признании Божественного авторитета. Нет ни знания без веры, ни веры без знания. Теория заимствования. Иерургия (книги V 2/2, VI 1/2) 6 книга Богословие VI 2/2, VII) и 7 книги - Идеал христианского гностика, умерщвляя страсти, он с помощью философии и церковного Предания приходит к правильному пониманию Писания. Терминология 8 книга - Отдельный трактат логического содержания, логический метод, роды и виды, определения и доказательства. Отсутствует специальное богословское содержание.

Stromata I Η μ ν ο ν κατ Μωυσ α φιλοσοφ α τετραχ τ μνεται, ε ς τε τ στορικ ν κα τ κυρ ως λεγ μενον νομοθετικ ν, περ ν ε η τ ς θικ ς πραγματε ας δια, τ τρ τον δ ε ς τ ερουργικ ν, στιν δη τ ς φυσικ ς θεωρ ας· Моисеева философия подразделяется на четыре части: первая часть –– историческая, вторая –– собственно законодательная, обе следует отнести к этике. Третья часть касается священнодействия, она уже относится к естественному созерцанию.

κα τ ταρτον π π σι τ θεολογικ ν ε δος, ποπτε α, ν φησιν Πλ των τ ν μεγ λων ντως ε ναι μυστηρ ων, Αριστοτ λης δ τ ε δος το το μετ τ φυσικ καλε. Наконец, четвертая –– богословская часть, эпоптика, которую Платон отождествляет с созерцанием поистине великих таинств, а Аристотель –– с метафизикой

метод (диалектика) Stromata μικτ δ φιλοσοφ ο σα τ ληθε ληθ ς διαλεκτικ πισκοπο σα τ πρ γματα κα τ ς δυν μεις κα τ ς ξουσ ας δοκιμ ζουσα πεξαναβα νει π τ ν π ντων κρατ στην ο σ αν τολμ τε π κεινα π τ ν τ ν λων θε ν, ο κ μπειρ αν τ ν θνητ ν, λλ' πιστ μην τ ν θε ων κα ο ραν ων παγγελλομ νη, συν πεται κα [περ ] τ ν νθρωπε ων περ τε το ς λ γους κα τ ς πρ ξεις ο κε α χρ σις. Истинная диалектика, соединенная с истинной философией, оценивающая способности и испытывающая силы, возвышается до высшей сущности, которая всем правит, и даже дерзает достичь запредельного Бога, который превыше этого мира. И занята она не делами преходящими, но подлинным знанием о вещах божественных и небесных. Впрочем, отсюда и делам человеческим бывает истинная польза, ибо она учит нас тому, о чем следует говорить и как поступать

Stromata –178 διαλεκτικ φρ νησ ς στι περ τ νοητ διαιρετικ, κ στου τ ν ντων μ κτως τε κα ε λικριν ς το ποκειμ νου δεικτικ, δ ναμις περ τ τ ν πραγμ των γ νη διαιρετικ, μ χρι τ ν δικωτ των καταβα νουσα, παρεχομ νη καστον τ ν ντων καθαρ ν ο ον στι φα νεσθαι. δι κα μ νη α τη π τ ν ληθ σοφ αν χειραγωγε, τις στ δ ναμις θε α, τ ν ντων ς ντων γνωστικ, τ τ λειον χουσα, παντ ς π θους πηλλαγμ νη, ο κ νευ το σωτ ρος Диалектика представляет собой мыслительную способность, обращенную на различение умопостигаемых вещей; она проявляет истинную природу вещей, достоверно и недвусмысленно показывая все, что подлежит каждой вещи, являясь той силой, которая различает роды объектов, выявляет особенности каждого из них и показывает нам каждую вещь в ее чистоте. (178, 1) Вот почему из всех наук она одна подводит к истинной мудрости, то есть к силе Божией, воистину гностической и совершенной в своем ведении вещей так, как они есть, свободной от всяческих страстей

философия и гнозис Stromata I Αλλ' ς τ γκ κλια μαθ ματα συμβ λλεται πρ ς φιλοσοφ αν τ ν δ σποιναν α τ ν, ο τω κα φιλοσοφ α α τ πρ ς σοφ ας κτ σιν συνεργε. στι γ ρ μ ν φιλοσοφ α πιτ δευσις, σοφ α δ πιστ μη θε ων κα νθρωπ νων κα τ ν το των α τ ων. κυρ α το νυν σοφ α τ ς φιλοσοφ ας ς κε νη τ ς προπαιδε ας Как свободные искусства ведут к их госпоже философии, так и сама философия (любовь к мудрости) в конечном итоге приводит к мудрости. Философия является средством для осуществления мудрости, сама же мудрость есть знание причин вещей божественных и человеческих. Следовательно, мудрость – госпожа философии, подобно тому как философия – госпожа всех предварительных наук

Stromata I Φαμ ν το νυν νθ νδε γυμν τ λ γ τ ν φιλοσοφ αν ζ τησιν χειν περ ληθε ας κα τ ς τ ν ντων φ σεως ( λ θεια δ α τη, περ ς κ ριος α τ ς ε πεν « γ ε μι λ θεια»), τ ν τε α προπαιδε αν τ ς ν Χριστ ναπα σεως γυμν ζειν τ ν νο ν κα διεγε ρειν τ ν σ νεσιν γχ νοιαν γενν σαν ζητητικ ν δι φιλοσοφ ας ληθο ς. ν ε ρ ντες, μ λλον δ ε ληφ τες παρ' α τ ς τ ς ληθε ας, χουσιν ο μ σται Здесь мы желаем указать еще раз на то, что философия также ищет истину и исследует природу вещей. Истина же – это сам Господь, изрекший: «Я есмь истина». Подготовительные учения, предшествующие утверждению во Христе, тем не менее, упражняют ум, пробуждают разумение, тренируют смекалку, качества, необходимые для погони за истиной философией. Но только тот, кто открыл ее, точнее получил из рук самой истины, является настоящим посвященным

Stromata I Καταφα νεται το νυν προπαιδε α Ελληνικ σ ν κα α τ φιλοσοφ θε θεν κειν ε ς νθρ πους ο κατ προηγο μενον, λλ' ν τρ πον ο ετο καταρρ γνυνται ε ς τ ν γ ν τ ν γαθ ν κα ε ς τ ν κοπρ αν κα π τ δ ματα. Итак, ясно, что предварительные науки, равно как и философия, происходят от Бога; однако они не являются самоцелью, но подобно некоему дождю, одинаково поливают и плодоносную почву, и навоз, и крыши домов.

Stromata I ο τως ο ν τε β ρβαρος τε Ελληνικ φιλοσοφ α τ ν διον λ θειαν σπαραγμ ν τινα, ο τ ς Διον σου μυθολογ ας, τ ς δ το λ γου το ντος ε θεολογ ας πεπο ηται. δ τ δι ρημ να συνθε ς α θις κα νοποι σας τ λειον τ ν λ γον κινδ νως ε σθ' τι κατ ψεται, τ ν λ θειαν Точно так же и философия, варварская и эллинская, содержит части вечной истины, полученные однако не из мифов о Дионисе, но благодаря богословию вечного Логоса. И если кто сумеет соединить все эти рассеянные части, тот, не подвергаясь опасности впасть в заблуждение, созерцать будет Логос, то есть истину во всей ее полноте