АЦТЕКИ, название народов, населявших долину Мехико незадолго до испанского завоевания Мексики в 1521. Этот этноним объединяет многие племенные группы,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Искусство Ацтеков
Advertisements

Ацтеки. Ацте́ки (асте́ки) (самоназв. mēxihcah ) индейская народность в центральной Мексике. Численность свыше 1,5 млн человек. Цивилизация ацтеков (XIVXVI.
Мифология ацтеков. У ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера страны в XIII в. и усвоивших представления своих предшественников тольтеков, а также.
Главный храм ТЕНОЧТИТЛАНА Археологический комплекс у г.Теотиуакан - один из лучших, сохранившихся от древней культуры ацтеков. Хорошо сохранились две.
Презентация к уроку по МХК (10 класс) по теме: Художественная культура Мезоамерики.
Мезоамерика (Месоамерика, Доколумбова Америка) историко-культурный регион, простирающийся примерно от центра Мексики до Гондураса и Никарагуа. Месоамерика.
Ацтеки Подготовили: ученицы 10 класса МОУ Весьегонская СОШ Шишина Алина и Большакова Анастасия.
Мезоамериканские пирамиды
Термин "доколумбовый" относится к культурам, которые существовали на территории Центральной и Южной Америки до открытия Америки Христофором Колумбом в.
Художественная культура Мезоамерики 10 класс. Доколумбовая Америка (до 1492 г.)
Презентация на тему: Ацтеки Презентацию подготовил: КОЛЕСНИКОВ ГЕОРГИЙ 11А класс.
Изображения к докладу подготовила ученица 7 Б класса Сухарева Надя.
Чичен-ица Полуостров Юкатан целиком сложен из известняковых пород. Здесь практически нет рек, мало озер, но недостатка чистой пресной воды жители полуострова.
Древняя цивилизация Майя Выполнил: ученик гимназии 2 Молотков Иван.
М ЕКСИКА. МЕКСИКА, Мексиканские Соединенные Штаты - государство, занимающее северную, самую широкую часть перешейка, протягивающегося к югу от границы.
Теотиуакан (город, где люди становятся богами). Схема Теотиуакана.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ДОКОЛУМБОВОЙ АМЕРИКИ. КУЛЬТУРНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ОЛЬМЕКИАЦТЕКИМАЙЯИНКИ.
Расцвет Североамериканских культур. Первые обитатели Заподного полушария из Азии во время последнего ледникового периода.И уже к году до н.э. расселились.
Племя ацтеков пришло в долину Мехико с севера с земель ныне принадлежащих США. В то время вся территория долины была поделена между местными племенами.
Культура Мезоамерики Теотиуаканская культура. В 50 км к северо-востоку от г. Мехико, там, где высокие горные хребты расступаются, образуя большую и плодородную.
Транксрипт:

АЦТЕКИ, название народов, населявших долину Мехико незадолго до испанского завоевания Мексики в Этот этноним объединяет многие племенные группы, которые говорили на языке науатль, и обнаруживали черты культурной общности, хотя имели свои собственные города-государства и царские династии. Среди этих племен главенствующее положение занимали теночки, и «ацтеками» иногда называли только этот последний народ. Под ацтеками также имеют в виду могущественный тройственный союз, созданный теночками Теночтитлана, аколуа Тескоко и тепанеками Тлакопана, установившими свое господство в Центральной и Южной Мексике в период с 1430 по Столицей ацтеков был город Теночтитлан, расположенный на озере Тескоко, там, где сейчас располагается город Мехико.Мехико

Ацтекские города-государства возникли на обширном горном плато под названием «долина Мехико», где теперь расположена столица Мексики. Эта плодородная долина площадью ок кв. км простирается приблизительно на 50 км в длину и ширину. Она лежит на высоте 2300 м над у.м. и со всех сторон окружена горами вулканического происхождения, достигающими в высоту 5000 м. Во времена ацтеков своеобразие ландшафту придавала цепь соединяющихся озер с самым обширным из них, озером Тескоко. Озера питались горными стоками и ручьями, и периодические наводнения создавали постоянные проблемы для населения, жившего на их берегах. Вместе с тем озера давали питьевую воду, создавали среду обитания рыб, водоплавающих птиц и млекопитающих, а лодки служили удобным средством передвижения. Тройственный союз подчинил своей власти огромную территорию от северных областей нынешней Мексики до границ Гватемалы, включавшую разнообразн ые ландшафты и природные зоны – относительно засушливые районы севера долины Мехико, горные ущелья нынешних штатов Оахака и Герреро, Тихоокеа нские горные хребты, прибрежные равнины Мексиканского залива, буйные влажные тропические леса полуострова Юкатан. Тем самым ацтеки получили доступ к разнообразным природным ресурсам, которых не было в местах их первоначального проживания. Обитатели долины Мехико и некоторых других ареалов (например, тлашкаланцы, жившие на территории нынешних штатов Пуэбла и Тласкала) говорили на диалек тах языка науатль (букв. «благозвучие», «складная речь»). Он был принят как втор ой язык у ацтекских данников и стал языком-посредником почти во всей Мексике в колониальный период (1521–1821). Следы этого языка обнаруживаются в мног очисленных топонимах типа Акапулько или Оахака. По некоторым оценкам, ок. 1,3 млн. человек до сих пор говорят на языке науатль или его варианте науат, чаще называемом «мехикано». Этот язык входит в семью макронауа юто-ацтекс кой ветви, распространенной от Канады до Центральной Америки и включающей около 30 родственных языков. Столицу ацтеков, Теночтитлан, конкистадоры разрушили до основания. Остатки древних сооружений не привлекали внимания, пока в 1790 при земляных работах не были обнаружены т.н. Камень Солнца и 17-тонное изваяние богини Коатликуэ. Археологический интерес к ацтекской культуре возник после того, как в 1900 был открыт угол главного храма, но широкомасштабные археологические раскопки храма были предприняты только в 1978–1982. Тогда археологам удалось обнажить семь отдельных сегментов храма и извлечь из сотни захоронений более 7000 предметов ацтекского искусства и обихода. Более поздние археологические раскоп ки выявили под мексиканской столицей еще ряд больших и малых древних сооружений.Мехикоацтеки Мехико

Ацтеки были большими любителями словесности и собирали библиотеки пиктографических книг (т.н. кодексов) с описаниями религиозных обрядов и исторических событий либо представляющих реестры сбора дани. Бумага для кодексов изготовлялась из коры. Подавляющая часть этих книг была уничтожена во время конкисты или сразу после нее. В целом во всей Месоамерике (так называется территория от севера долины Мехико до южных границ Гондураса и Сальвадора) сохранилось Мехико не более двух десятков индейских кодексов. Некоторые ученые утверждают, что до наших дней не дошло ни одного ацтекского кодекса доиспанской эпохи, другие полагают, что таковых два – Бурбонский кодекс и Реестр податей. Как бы там ни было, но и после конкисты ацтекская письменная традиция не умерла и применялась для различных целей. Ацтекские писцы фиксировали наследственные титулы и владения, составляли донесения испанскому королю, а чаще описывали быт и верования соплеменников для испанских монахов, чтобы облегчить им задачу христианизации индейцев.

Рабы, или «тлакотин», также составляли важный класс, отличавшийся от военнопленных. Это рабство также сильно отличалось от того, что наблюдалось в европейских колониях, и имело много общего с рабством классической древности. Во-первых, рабство было личным, не передаваемым по наследству, дети раба были свободны. У раба могла быть личная собственность и даже собственные рабы. Рабы могли купить свою свободу, и рабы могли быть освобождены, если они были способны доказать, что с ними жестоко обращались, или у них были дети от хозяев, или они были замужем за своими владельцами. Обычно при смерти владельца те рабы, чья работа высоко ценилась, освобождались. Остальные рабы передавались как часть наследства.

Как и в современной Мексике, ацтеки были страстными игроками в мяч, но в их случае это был «тлачтли», ацтекский вариант древней месоамериканской игры «улама». В эту игру играли цельным резиновым мячом размером с человеческую голову. Мяч называли «олли», откуда происходит испанское «уле», означающее резину. По другим данным, мяч был каменным, а игра в не- го отличалась необычайной жестокостью вес мяча был настолько велик, что было большой проблемой закинуть его в специальное кольцо, расположенное достаточно высоко, не причинив себе физических повреждений. Неплохим «стимулом» к игре был тот факт, что члены проигравшей команды приносились в жертву.ацтеки

Ацтеки практиковали жертвоприношения с особым размахом, принося в жертву людей в каждый из 18 праздников своего священного календаря. Следует заметить, что не всегда в жертву приносился человек; частым было приношение животных, для чего ацтеки разводили особую породу собак. Такжеацтеки жертвовали вещами: их ломали в честь богов. Культ Кетцалькоатля требовал жертвоприношения бабочек и колибри. Практиковалось и самопожертвование, люди во время специальных церемоний наносили себе раны, совершая ритуальные кровопускания; носили специальные шипы, постоянно ранящие тело. Кровь занимала центральное место в культурах Месоамерики; в одном из мифов о сотворении мира Кетцалькоатль жертвовал кровью из своего полового члена, чтобы дать жизнь человечеству. Известно множество мифов, в которых боги науа жертвуют своей кровью ради помощи человечеству. В мифе о Пятом Солнце боги приносят себя в жертву, чтобы люди могли жить. Все это готовило людей к высшему пожертвованию человеческому. Обычно кожу жертвы красили синим мелом (цвет жертвоприношения); затем ее приво- дили на верхнюю площадку огромной пирамиды. Здесь жертву укладывали на каменную плиту, живот разрезали ритуальным ножом (обсидиановым ножом сложно раскрыть грудную клетку), после чего вынимали сердце и поднимали вверх, к Солнцу. Затем сердце клали в чашу, удерживаемую статуей, а тело сбра- сывали на лестницу, откуда его утаскивали жрецы. Жертвоприношение считалось (и, как правило, было) добровольным, но не в случаях с пленными; если веры бы- ло недостаточно, могли использоваться наркотики. Потом от частей тела избавля- лись различными способами: внутренности скармливали животным, череп поли- ровали и выставляли на показ в цомпантли, а остальное либо сжигалось, либо раз- рубалось на мелкие кусочки и предлагалось в качестве подарка важным людям.

Богатая культура ацтеков основана на традициях предшествовавших жителей Мексики тольтеков, сапотеков и миштеков. Наиболее развитыми были медицина и астрономия. У ацтеков имелись иероглифическое письмо, солнечный календарь, было развито искусство. Столица ацтеков Теночтитлан, выстроенная на острове среди озера Тескоко, имела регулярный план и была прорезана каналами. Среди сохранившихся построек ацтеков 4-гранные каменные пирамиды, строго геометричные по форме храмы (с остатками рельефов и росписей). В скульптуре ацтеков, наряду с устрашающими грандиозностью и тяжеловесностью статуями богов из базальта и андезита, есть полные жестокой и суровой правдивости головы воинов, выразительные фигурки животных; мастерски исполнялись украшения из перьев, полихромная керамика, мозаика из камня и раковин, вазы из обсидиана, ювелирные изделия. В настоящее время большинство ацтеков сельскохозяйственные и промышленные рабочие Мексики, лишь небольшая часть их сохранила старый хозяйственный уклад. Ацтеки имели циклический счет времени. Солнечный 365-дневный календарь они сочетали с ритуальным 260-дневным календарем. Согласно первому, год делился на 18 месяцев по 20 дней каждый, к которым в конце добавлялось 5 т.н. несчастливых дней. Солнечный календарь применялся к сельскохозяйственному циклу и основным религиозным обрядам. Ритуальный календарь, употреблявшийся для пророчеств и предсказаний человеческой судьбы, содержал 20 наименований дней месяца («кролик», «дождь» и т.п.) в сочетании с цифрами от 1 до 13. Новорожденный вместе с наименованием дня своего рождения (вроде «Два Олень» или «Десять Орел») получал также предсказание своей судьбы. Так, считалось, что Два Кролик будет пьяницей, а Один Змея заслужит славу и богатство. Оба календаря соединялись в 52-летний цикл, по завершении которого прожитые годы исчезали подобно тому, как ветер уносит связанный пучок из 52 тростин, и начинался новый цикл. Окончание каждого 52-летнего цикла грозило гибелью Вселенной. Ацтеки создали обширный корпус устной литературы, представленной жанрами эпической, гимнической и лирической поэзии, религиозных песнопений, драмой, легендами и сказаниями. По тону и тематике эта литература также весьма разнообразна и варьирует от воспевания воинской доблести и подвигов предков до созерцания и размышлений о сущности жизни и предназначении человека. Поэтические упражнения и диспуты постоянно практиковались в среде знати. Ацтеки проявили себя как искуснейшие строители, скульпторы, резчики по камню, гончары, ювелиры, ткачи. Особым почетом пользовалось искусство изготовления изделий из ярких перьев тропических птиц. Перьями украшали щиты воинов, одежды, штандарты, головные уборы. Ювелиры работали по золоту, жадеиту, горному хрусталю и бирюзе, проявляя необычайное мастерство в создании мозаик и орнаментов.

Ацтекский политеистический пантеон включал в себя множество богов и богинь. Богов-демиургов представляют таинственный непредсказуемый Тескатлипока («Курящееся Зеркало»), бог огня Шиутекутли и знаменитый Кецалькоатль («Пернатый Змей»), «давший людям маис». Поскольку жизнь ацтеков во многом зависела от земледелия, они поклонялись богам дождя, плодородия, маиса и т.п. Боги войны, как, например, Уицилопочтли теночков, ассоциировались с Солнцем. Каждому божеству ацтеки воздвигали храмы, где жрецы и жрицы отправлялиацтеки его культ. Главный храм Теночтитлана (46 м высотой) был увенчан двумя святилищами, посвященными Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Этот храм возвышался посреди обширной огороженной территории, где находились другие храмы, палаты воинов, жреческая школа и площадка для ритуальной игры в мяч. Изощренные религиозные ритуалы включали в себя празднества, посты, песнопения, танцы, воскурение благовоний и каучука, а также ритуальные драматические действа, нередко с человеческими жертвоприношениями.