Выполнил: Аль-Варди (группа ИТС-1-09). ВВЕДЕНИЕ Научная фантастика жанр в литературе, кино и других видах искусства, одна из разновидностей фантастики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА Выполнил: Иванов Дьулусхан РБ-29.
Advertisements

Проектная работа ученицы 8 класса «А» ГОУ СОШ 388 Петрыкиной Анастасии Руководитель: учитель русского языка и литературы Макарова Ирина Владимировна Cодержание.
Научная фантастика (от англ. Science fiction) жанр в литературе, кино и других видах искусства, одна из разновидностей фантастики. Научная фантастика.
Космическая и научно- фантастическая живопись А. Леонов, А Соколов Работу выполнил студент группы кб Рябцов Владимир Московский государственный институт.
«Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели...» (К.Э.Циолковский) Эрудицион «Покорение космоса»
Подготовила: учитель физической культуры Е.М.Осипова.
Назовите планеты Солнечной системы. Что такое Зодиак? Самая большая планета Солнечной системы? Какая планета известна под именем Утренней или Вечерней.
На пыльных тропинках Далёких планет Останутся наши следы 12 апреля 2011 года – 50 лет первого полета человека в космос.
А звезды тем не менее, так близко, но все также далеки… История исследования космоса и развитие космонавтики.
ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ МИР. ЧТО ТАКОЕ КОСМОС ? Космос или Вселенная – это окружающий нас мир – бесконечный во времени и пространстве.
Содержание Космический кроссворд Космический кроссворд Космический кроссворд Космический кроссворд Космические вопросы Космические вопросы Космические.
Исследовательская работа на тему «Начало космической эры» выполнил ученик 7 а класса МБОУ ООШ 58 Лунин Евгений г.Мурманск 2018.
Гречанова Лариса Николаевна МОУ «СОШ 4». Сказал поехали Гагарин, Ракета в космос понеслась. Вот это был рисковый парень! С тех пор эпоха началась. Гречанова.
Физический вечер Мы были первыми… (к дню космонавтики)
История космических побед Бутко Владимир Евгеньевич учитель физики МОУ Бродовская СОШ Воронежская область Аннинский район с. Бродовое.
А звезды тем не менее, так близко, но все также далеки… История исследования космоса и развитие космонавтики.
Первый полет в космос История исследования космоса и развитие космонавтики. Презентация учеников 3 класса Николаева Андрея, Прозорова Степана и Бебякиной.
День космонавтики Юрий Гагарин. 12 апреля 2009 года исполнилось 48 лет со дня полета первого человека в космос. И сделал это наш соотечественник Юрий.
Космосу -50. русский и советский учёный- самоучка, исследователь, школьный учитель. Еще в начале 20 века русский ученый Циолковский К.Э. впервые теоретически.
12 апреля 1961 года, на корабле «Восток» отправился в открытый космос Юрий Гагарин, став космическим первопроходцем для всего человечества. 108 минут.
Транксрипт:

Выполнил: Аль-Варди (группа ИТС-1-09)

ВВЕДЕНИЕ Научная фантастика жанр в литературе, кино и других видах искусства, одна из разновидностей фантастики. Научная фантастика основывается на фантастических допущениях в области науки и техники, в том числе как естественных, так и гуманитарных наук. Произведения, основанные на ненаучных допущениях, относятся к другим жанрам (например, фэнтези). Темы научно-фантастических произведений новые открытия, изобретения, неизвестные науке факты, исследования космоса и путешествия во времени. Действие научной фантастики часто происходит в будущем, что роднит этот жанр с футурологией.

Советская и западная фантастика: общее и особенное Различия между советскими и иностранными фантастами - различия в реалиях. С одной стороны мир победившего коммунизма, с другой - свободная демократия. Это хорошо отражено у Стругацких в "Понедельник", где описана стена, разделяющая два мира: страха перед будущим и веры в светлое будущее. Зарубежная фантастика более передовая, фантазия ее авторов смелее, чем у советских писателей. В то время когда советские фантасты робко выводят фотонные корабли за пределы Солнечной системы, на западе вовсю описываются межгалактические войны и катастрофы вселенского масштаба.

Советская фантастика писала о созидательном труде, а западная просто переносила реалии капитализма в космос. Один из основных столпов капитала - войны, и происходят они уже на разведанной территории. То есть всякие империи и федерации нужны. Опять же - остросюжетная фантастика получается (нельзя же писать роман о жизни какой-нибудь космической биржи - вряд ли она будет сильно отличаться от обычной - скучновато будет).

В советской фантастике тема войны не поощрялась. Во-первых, как то подразумевалось, что к массовому выходу в космос на Земле уже будет коммунизм. Если логически подумать, получается, что у возможной другой цивилизации, вышедшей в космос - тоже коммунизм. Значит, что космическая война вряд ли возможна. Остаётся из остросюжетных тем (т.е. не постный производственный роман, риск для жизни, напряжённые моменты, загадки и т.д.) два направления - разведка космоса и преобразование планет и того же космоса.

Самые интересные моменты этих направлений - начало. Вот и получается - у нас начинаются полёты в глубокий космос и переделка и обживание планет (встреча с другими цивилизациями, как правило мирная), а на западе в фантастическом будущем в космосе уже всё разработано и дружно уничтожается (т.е. взрывы побольше, куски мяса, море крови и т.д.) Западная фантастика рассчитана на коммерцию изначально. Обывателя в массе яркой обложкой и феерическими приключениями привлечь проще, чем рассказом о тяжелых буднях освоителя Марса и Венеры, который скорее для редкого интеллектуала. В западной больше битв и меньше психологии и философии - они так плохо продаются.

Основоположником советской научной фантастики о космосе можно назвать «отца» теоретической космонавтики К.Э. Циолковского. Фрагменты его повести «Вне Земли» с описанием реактивной ракеты были опубликованы журналом «Природа и люди» еще в 1918 году. Впрочем, главной «космической» книгой раннего периода советской НФ традиционно считается роман Алексея Толстого «Аэлита», впервые напечатанный журналом «Красная новь» как «Закат Марса» ( ). В 1920-х в Советской России появлялись книги, герои которых отправляются в космос. Об этом писал, например, Виктор Гончаров (дилогия «Межпланетный путешественник» и «Психомашина», 1924).

На Марс летят герои романа Александра Ярославского «Аргонавты Вселенной» (1926). Ближний космос осваивают персонажи рассказа Андрея Платонова «Лунная бомба» (1926) и повести Валерия Язвицкого «Путешествие на Луну и Марс» (1928). Встречам с иным разумом посвящены сборник рассказов Грааля Арельского «Повести о Марсе» (1925) и повесть С. Горбатова «Последний рейс «Лунного Колумба» (1929). В романе Николая Муханова «Пылающие бездны» (1924) впервые в отечественной НФ описана межпланетная война, где земляне сражаются с вездесущими марсианами.

В 1934 г. на Всесоюзном съезде писателей известный детский писатель С.Я. Маршак фактически раздавил своим авторитетом зарождающуюся советскую фантастику, полностью загнав её в раздел детской литературы, определённый им самим лично. Тем не менее, в Советском Союзе были авторы- фантасты: Иван Ефремов, братья Стругацкие, Александр Беляев, Кир Булычёв и др.. В детских издательствах они публиковали зачастую далеко не детские (или не только детские) книги, нередко имея проблемы с разрешением на публикацию и цензурой. Рассказы было опубликовать легче, чем большие произведения.

Существовали семинары молодых фантастов, кружки, выходили альманахи с рассказами начинающих авторов. Многие произведения выдающихся советских фантастов относятся к социальной фантастике.

После Великой Отечественной войны космические истории в НФ по-прежнему появлялись нечасто. В 1945-м вышел военно- приключенческий роман Сергея Беляева «Десятая планета». В повести тогда еще начинающего писателя Ивана Ефремова «Звездные корабли» (1947) продвигалась идея множественности разумной жизни во Вселенной. Можно вспомнить познавательный рассказ Владимира Обручева «Полет по планетам» и художественный очерк Бориса Ляпунова «Из глубины Вселенной» с теорией инопланетного корабля как источника Тунгусской катастрофы (оба 1950).

В 1957 г. вышел роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды», ознаменовавший второе рождение советской научной фантастики. Это было особое время для нашей страны. С одной стороны, невиданный всплеск народного энтузиазма, вызванный общественной перестройкой, которую окрестили «оттепелью». С другой колоссальный научно-технический прорыв, ярче всего отразившийся в запуске первого в истории искусственного спутника Земли. Казалось вот оно, счастье! Наконец-то по-настоящему свободный советский человек сделает решающий шаг в светлое коммунистическое завтра!

Книга Ефремова отменно накладывалась на всеобщий оптимизм. Действие происходило в далеком коммунистическом будущем на объединенной Земле, населенной принципиально новыми людьми. Тяжкий труд здесь превратился в радостное созидание, людям открылся секрет долголетия, они отправились к звездам, образовав с иными цивилизациями «Великое Кольцо». Книга Ефремова отменно накладывалась на всеобщий оптимизм. Действие происходило в далеком коммунистическом будущем на объединенной Земле, населенной принципиально новыми людьми. Тяжкий труд здесь превратился в радостное созидание, людям открылся секрет долголетия, они отправились к звездам, образовав с иными цивилизациями «Великое Кольцо». В 1959-м Ефремов вернулся к своей истории будущего в повести «Сердце Змеи», посвященной контакту землян с расой «чужих». В 1959-м Ефремов вернулся к своей истории будущего в повести «Сердце Змеи», посвященной контакту землян с расой «чужих».

Как ни странно, полет Юрия Гагарина и новые завоевания советской космонавтики невольно привели к некоторому затуханию космической темы в отечественной НФ. Космос перестал быть Великой мечтой, обратившись будничной работой. Впрочем, общественная потребность в космической фантастике была еще велика, поэтому время от времени в этом жанре появлялись достойные книги.

Одним из самых масштабных произведений стала эпическая трилогия Сергея Снегова «Люди как боги», действие которой происходит в далеком коммунистическом будущем. Особый восторг читателей (и зубовный скрежет критиков) вызвала показанная с невиданным для советской НФ размахом галактическая война. За начальные романы цикла «Галактическая разведка» (1966) и «Вторжение в Персей» (1968) Снегова принялись обвинять в пропаганде «чуждой» советскому человеку космической оперы. В итоге заключительный том трилогии, «Кольцо обратного времени», вышел только в 1977-м.

Необычную для советской НФ романтическую фантастику, связанную с космосом, писала Ольга Ларионова: повесть «Вахта «Арамиса» (1967), рассказы. Как всегда, на высоте были братья Стругацкие, вновь поднявшие проблему нравственного выбора в повести о контакте с принципиально чуждой человеку цивилизацией «Малыш» (1971). Герои романа Евгения Войскунского и Исая Лукодьянова «Плеск звездных морей» (1970) занимались терраформированием Венеры в условиях очередной коммунистической утопии.

Наиболее заметная книга космофантастики тех лет роман Сергея Павлова «Лунная радуга» ( ), где поднимаются вопросы опасностей, связанных с освоением иного пространства. Герои романа, бывалые косморазведчики, фактически перестают быть людьми, приобретая «экзотические» свойства, что не приносит счастья ни им, ни окружающим. Стоит еще отметить дилогию Владимира Михайлова о звездном капитане Ульдемире: «Сторож брату моему» (1976) и «Тогда придите, и рассудим» (1983).

v

Выводы В советский период талантливые писатели создавали яркие фантастические произведения, которые и сегодня не оставляют равнодушными читателей. В советский период талантливые писатели создавали яркие фантастические произведения, которые и сегодня не оставляют равнодушными читателей.