Социализирующие компоненты программы воспитания учащихся «Моя компетентность» Наталья Геннадьевна Наумова, зам. директора по ВР ОГКОУ «Специальная (коррекционная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Комплексная программа воспитания учащихся «Моя компетентность» Наталья Геннадьевна Наумова, зам. директора по ВР ОГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная.
Advertisements

Социализирующие компоненты программы воспитания учащихся «Моя компетентность» Наталья Геннадьевна Наумова, зам. директора по ВР ОГКОУ «Специальная (коррекционная.
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1-4 кл.) «Светлячок»
Информационная Воспитательно- развивающая Формирующая Охранно- оздоровительная Контролирующая Бытовая.
Целевая направленность воспитательной системы - формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Программа воспитательной деятельности «Солнечный город» Исакова Ирина Павловна, учитель начальных классов МБОУ Увельской СОШ 2, классный руководитель 3б.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Развитие у обучающихся способности к самоорганизации, самореализации на основе компетентного подхода в воспитании.
Учимся жить в современном мире. Воспитательная программа для 10 – 11 классов.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
Рабочая воспитательная программа. Наименование. Проект программы правового просвещения и формирования законопослушного поведения участников образовательного.
Кузнецова Вера Александровна –учитель химии и биологии Стаж работы – 25 лет, квалификационная категория – высшая. Награждена Грамотами муниципального отдела.
Самоуправление в лицее 1580 при МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Работу выполнила зам.директора по ВР Кондрашова Татьяна Юрьевна Нижний Новгород 2010 год.
Построение воспитательной системы класса в среднем и старшем звене.
Программа воспитательной работы с классом «Твой выбор» Составила: Пелагеина Елена Владимировна МБОУ гимназия г. Советский.
Из опыта воспитательной работы классного руководителя МОУ СОШ 2 ст.Курской Бойко Светланы Николаевны.
Профориентационная работа в коррекционной школе-интернате Социальный педагог 1 кв. категории Тарасова Н.А.
Транксрипт:

Социализирующие компоненты программы воспитания учащихся «Моя компетентность» Наталья Геннадьевна Наумова, зам. директора по ВР ОГКОУ «Специальная (коррекционная общеобразовательная )школа VIII вида 3» Костромской области

Программное обеспечение воспитательной работы Программа воспитания «Моя компетентность» 1. Подпрограмма «Мое здоровье» (здоровый образ жизни, основы безопасности жизнедеятельности, физическое развитие) 2. Подпрограмма «Семья и школа» (сотрудничество в социально- бытовом, семейном, нравственном воспитании) 3. Подпрограмма «Я – гражданин» (патриотическое и нравственно-правовое воспитание) 4. Подпрограмма «Мой труд и профессия» (трудовое и профориентационное воспитание) 5. Подпрограмма «Я в мире, мир во мне» (духовно- нравственное, эстетическое, экологическое воспитание) 6. «Моя учёба» (мотивация познавательной деятельности, воспитание сознательного отношения к учебной дисциплине, формирование культуры умственного труда)

Актуальность программы 1. Противоречие между высокими требованиями, которые предъявляет государство к выпускникам школ, и низкими стартовыми возможностями детей с ОВЗ, которые нуждаются в коррекции характера, поведения, эмоциональной и волевой сферы, и, как следствие, будут испытывать дополнительные трудности при вхождении в общество. 2. Недостатки ресурсного обеспечение школы создают трудности в реализации социализирующей функции: подготовке каждого учащегося к жизни в социуме с учётом показателей здоровья, личностных характеристик и индивидуальных возможностей. 3. Противоречие между тем, что ребенок с нарушениями интеллекта обладая определенными знаниями и умениями, полученными на уроках, не может самостоятельно применять их для разрешения возникших проблем в различных жизненных ситуациях.

Цель программы воспитания «Моя компетентность» Создание условий для развития личности, компетентной в разных сферах жизнедеятельности, физически и нравственно развитой, способной самостоятельно жить в современном мире

Теоретические основы КОМПЕТЕ НТНОСТЬ ЗУНы ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕННОСТИ, МОТИВАЦИЯ, КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ Идеи Хуторского А. В., д.п.н., академика Международной педагогической академии, о формировании у детей ключевых компетенций личности в т. ч. касающиеся умений, которые позволят ребенку быть успешным в жизни В основе построения системы воспитательной работы – системно- деятельностны й подход

Основные задачи программы воспитания 1.Формиро- вать отношение к своему здоровью как главной жизненной ценности 1.Формиро- вать отношение к своему здоровью как главной жизненной ценности 2. Готовить учащихся к сознатель- ному профессио- нальному самоопре- делению 2. Готовить учащихся к сознатель- ному профессио- нальному самоопре- делению 3. Воспиты- вать у детей граждан- скую и правовую позицию 3. Воспиты- вать у детей граждан- скую и правовую позицию 4. Знакомить учащихся с культурными и нравственными ценностями общества, в том числе семейными, развивать их способности к проявлению нравственного поведения в любых жизнен- ных ситуациях 4. Знакомить учащихся с культурными и нравственными ценностями общества, в том числе семейными, развивать их способности к проявлению нравственного поведения в любых жизнен- ных ситуациях 5. Развивать ключевые компетенции личности (здоровьесберегаю щую, учебную, информационную, ценностную, социально- трудовую, коммуникативную, общекультурную)

Задачи педагогического коллектива по программе развития школы 1. Совершенствование системы воспитательной работы. 2. Вовлечение родителей в деятельность школы. 3. Развитие ученического соуправления. 4. Совершенствование качества дополнительного образования. 5. Совершенствование профессиональной компетентности классного руководителя. 6. Совершенствование системы диагностико - мониторинговой деятельности школы. 7. Расширение сферы партнёрских отношений. 8. Развитие научно-методического и нормативно- правового обеспечения воспитательного процесса.

Ожидаемые результаты реализации программы Профессионально- трудовая Информационная (познание) Самостоятельное бытовое обслуживание Художественно- эстетическая Нравственно- гражданская Эмоционально- волевая Компетентность в сферах жизнедеятельности Компетентность в сферах жизнедеятельности Здоровье (санитарно- гигиеническая) Нравственно- экологическая

Ожидаемые результаты реализации программы в сфере профессионально- трудовой деятельности Сферы жизнедея тельности Эмоциональный уровень Когнитивный уровень Деятельностный уровень Профессио нально- трудовая Субъективная значимость осуществления трудовой деятельности, получения профессионального образования. Позитивное (спокойное) отношение к возможности трудового напряжения, субъективная значимость деятельной помощи товарищам, родителям. Осознает необходимость осуществления трудовой деятельности и получения профессионального образования, имеет первичные профессиональные знания, знает, где будет приобретать дополнительные профессиональные знания и умения. Умеет выполнять первоначальные трудовые операции, участвует в профориентацион- ных мероприятиях, регулярно участвует в трудовой деятельности

Мониторинг программы 1. Диагностика уровня воспитанности и социальной зрелости учащихся (школьная методика) 2. Диагностика психических процессов учащихся (внимание, память, мышление) 3. Социометрическое исследование взаимоотношений в группе. 6. Анкета для 8-9 кл. «Мои профессиональные предпочтения» 7. Анкеты «Удовлетворенность школьной жизнью» (дети и родители) 8. Анкета на знание ПДД 9. Анкета «Несколько слов о себе» (об отношении к ПАВ 8-9 кл.) 10. Анкета «Что я знаю о курении» (для 5-9 кл.) 11. Рейтинг ценностей (адаптированная методика М.Рокича) и др.

Диагностическая карта определения уровня воспитанности и социальной зрелости личности учащегося (выдержка) Критерии ПараметрыСпособ диагностики и источники информации Оценка 2. Коммуникабель ность 2.3. Способность к коллективным формам деятельности Наблюдение за учащимся при включении в коллективные формы деятельности. «3» балла – принимает активное участие в обсуждении плана работы, с готовностью берет на себя часть общей работы, задает вопросы, уточняет, если что-то не ясно. Помогает другим. Не конфликтует. «2» балла – проявляет раздражение, недовольство. Действует наспех, не вникнув в задание, либо, наоборот старается «спрятаться за спины других» «1» балл –может выполнять только индивидуальные задания. Мешает другим, ссорится, обвиняет других.

Реализация программы «Мое здоровье». Практикумы по безопасности дорожного движения, спортивные секции (волейбол, гимнастика, шашки, баскетбол, конный спорт), тренинги по профилактике вредных привычек, спортивные праздники, занятия «Санпоста», участие в соревнованиях Специальной Олимпиады России, тематические классные часы Практикумы по безопасности дорожного движения, спортивные секции (волейбол, гимнастика, шашки, баскетбол, конный спорт), тренинги по профилактике вредных привычек, спортивные праздники, занятия «Санпоста», участие в соревнованиях Специальной Олимпиады России, тематические классные часы Правильные жизненные ориентиры у большинства учащихся 5-9 классов: главной жизненной ценностью считают здоровье - 44%, семью (28%), друзей (17%). Массовое (93%) участие детей в спортивных мероприятиях. Улучшение результативности участия в соревнованиях. Специальной Олимпиады России ( 25 призеров - 26%). Рост численности участников спортивных секций (61 человек 60%). Сократилось количество курящих подростков (10 человек - 8%). 87% учащихся знают как правильно вести себя при пожаре, в лесу, на воде.

Реализация программы «Я в мире, мир во мне» Имеют «достаточный» уровень воспитанности 41% учащихся. Умеют вежливо общаться со взрослыми и сверстниками 65% учащихся. Отсутствие нарушений правил поведения во время выходов, экскурсий (108 выходов классов за год). Коммуникабельны в «достаточной» степени 44% учащихся. Владеют эффективными способами организации свободного времени – посещают кружки и секции 70% цикл классных часов «Уроки жизни», «Уроки доброты», «Уроки вежливости», в т.ч. совместно с центром духовно-нравственного просвещения «Кострома», кружки «Народные традиции», «Общение», «Изо-терапия», хор; «Рукодельница», «Мастерица» конкурсы рисунков, газет, экологических плакатов, поделок; фотоконкурсы. посещение театров, музеев и выставок, проекты «Школьный планетарий», «Школьная клумба», «Школьный огород» цикл классных часов «Уроки жизни», «Уроки доброты», «Уроки вежливости», в т.ч. совместно с центром духовно-нравственного просвещения «Кострома», кружки «Народные традиции», «Общение», «Изо-терапия», хор; «Рукодельница», «Мастерица» конкурсы рисунков, газет, экологических плакатов, поделок; фотоконкурсы. посещение театров, музеев и выставок, проекты «Школьный планетарий», «Школьная клумба», «Школьный огород»

Реализация программы «Я - гражданин» проект 2012 г. «Память жива» (альбом о ВОВ, шефство над памятниками, вахта памяти у мемориалов), шефство над учителями-ветеранами ВОВ и тружениками тыла (концертные программы, изготовление подарков, встречи, уроки мужества), классные часы: «Я гражданин - России», «Устав – закон школьной жизни», « Знай права, уважай законы», «День народного единства», «День Конституции России», встречи с сотрудниками правоохранительных органов проект 2012 г. «Память жива» (альбом о ВОВ, шефство над памятниками, вахта памяти у мемориалов), шефство над учителями-ветеранами ВОВ и тружениками тыла (концертные программы, изготовление подарков, встречи, уроки мужества), классные часы: «Я гражданин - России», «Устав – закон школьной жизни», « Знай права, уважай законы», «День народного единства», «День Конституции России», встречи с сотрудниками правоохранительных органов Сократилось количество учащихся, состоящих на учете в школе – до 6% (8 человек), в ОДН до 4% (5 человек), «группе риска» до 8% (10 чел.). Стабильно высокой является гражданская активность детей: «высокий уровень» отмечен у 56%. Рост показателей патриотизма среди учащихся 5-9 классов (с 27% до 51% за 3 года).

Реализация программы «Семья и школа» родительский клуб «Мы вместе»), собрания, совместные кл. часы, консультации для родителей беседы с учащимися («Если пьют родители...»,«Учись отвечать за себя»,«Если произошел конфликт»), тематические классные часы « История моей семьи», совместный досуг детей и родителей в школе, Романовском РЦ инвалидов, посещение учреждений культуры, Совет профилактики родительский клуб «Мы вместе»), собрания, совместные кл. часы, консультации для родителей беседы с учащимися («Если пьют родители...»,«Учись отвечать за себя»,«Если произошел конфликт»), тематические классные часы « История моей семьи», совместный досуг детей и родителей в школе, Романовском РЦ инвалидов, посещение учреждений культуры, Совет профилактики Стабильно функционирует система взаимодействия школы и семьи

Реализация программы « Мой труд и профессия» Цель: создание условий для подготовки учащихся к сознательному профессиональному самоопределению. Задачи: 1. Осуществлятьи профориентационное информирование учащихся и родителей. 2. Применять в учебно-воспитательном процессе технологии, способствующие формированию у учащихся мотивации к труду, как основе жизнедеятельности. 3. Изучить и сформировать банк современных форм и методов работы по профориентации учащихся; 4. Организовать систему мероприятий, способствующих сознательному профессиональному самоопределению учащихся. 5. Скоординировать усилия всех лиц. 6. Организовать мониторинговые процедуры по изучению профессиональных наклонностей, возможностей и интересов учащихся.

Ожидаемые результаты деятельности по программе «Мой труд и профессия» 1.100% получение профессионального образования после окончания школы и/или трудоустройство выпускников (кроме нетрудоспособных по решению МСЭК). 2. Успешная социализация выпускников школы. 3. Соответствие личностных характеристик выпускника школы модельным в направлении «Мой труд и профессия». 4. Выстроена эффективная система трудового обучения, воспитания и профориентационной работы с учащимися. 5. Выстроена эффективная система сотрудничества с учреждениями НПО и СПО, Центром занятности населения.

Модель готовности выпускника Начальной школы «Хороший помощник» Среднего звена «Добросовестный труженик» -владеет навыками самообслуживания -помогает старшим в делах -умеет пользоваться простейшими инструментами, соблюдая осторожность - ценит свой труд, уважает труд других -владеет элементарными профессиональными трудовыми навыками -ответственно относится к порученному делу, доводит его до конца - осознанно выбирает будущую профессию

Мониторинг программы Исследование трудовых навыков (учителя- предметники) Исследование уровня воспитанности и социальной зрелости (классные руководители) Исследование профессиональных предпочтений и психологических качеств учащихся (психолог) -умение выполнять работу по технологическим картам, - самостоятельный выбор материала и инструментов и приспособлений, - овладение приёмами работы с помощью инструментов, приспособлений, станков, и т.д. - выполнение правил внутреннего распорядка, - вежливое обращение с людьми, - бережное отношение к окружающей среде, - коммуникабельность, - ответственность и обязательность, - безопасность жизнедеятельности. - аккуратность, - диагностика учебной мотивации Н. Лускановой - анкета «Мои ценности» -профориентационная анкета.), дополненная (авт. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В., -диагностика уровня познавательных процессов, - сочинение «Моя будущая профессия» (учитель письма и развития речи)

Формы деятельности по программе «Мой труд и профессия» уроки труда дежурство по классу, школе, столовой кружки «Ремонтная мастерская», «Умелец», благоустройство школьного двора, проект «Школьный огород», «Профессиональные пробы», оплачиваемая трудовая бригада старшеклассников, летняя трудовая практика 5-8 кл, дни открытых дверей в ПУ, конкурсы и выставки декоративно- прикладного творчества, экскурсии в центр занятости, на предприятия города, обсуждение книг, телепередач уроки труда дежурство по классу, школе, столовой кружки «Ремонтная мастерская», «Умелец», благоустройство школьного двора, проект «Школьный огород», «Профессиональные пробы», оплачиваемая трудовая бригада старшеклассников, летняя трудовая практика 5-8 кл, дни открытых дверей в ПУ, конкурсы и выставки декоративно- прикладного творчества, экскурсии в центр занятости, на предприятия города, обсуждение книг, телепередач

Содержание деятельности по программе «Мой труд и профессия» Содержание трудового воспитания Начальные классы 1-4 Среднее звено 5-7 кл. 8-9 кл. Формирование навыков: - трудовых Привитие навыков самообслуживания, использования приспособлений и канцелярские принадлежности, соблюдая осторожность. Привитие навыков работы с инструментами и техникой; бережное отношение к инструментам; следование правилам безопасности в работе. Овладение продуктивной деятельностью; навыками рациональной организации своего труда (планирование, экономия материалов и времени). - хозяйственно- бытовых Собрать мусор, вытереть пыль, полить цветы, пользоваться городским транспортом. Мыть пол, посуду, готовить по рецепту, делать покупки, пользоваться предприятиями службы быта и средствами связи. Делать выпечку, готовить диетические и национальные блюда, пользоваться пригородным транспортом, поддерживать чистоту одежды, жилища. - общеучебных (ориентирование в задании) Имитирование последовательности действий. Составление плана и работа по плану. Умение самостоятельно планировать и контролировать ход и качество работ.

Содержание деятельности по программе «Мой труд и профессия» Формирование навыков коллективной деятельности Привлечение учащихся к выполнению посильных поручений в классе (дежурство), играм по правилам Привлечение учащихся к выполнению трудовых поручений в школе, работе на пришкольном участке, разучиванию игр с младшими Участие в оплачиваемых ремонтно-строительных бригадах; производственной практике. Знакомство с профессиями Знакомство с профессиями, наиболее часто встречающимися в повседневной жизни, в школе Знакомство с многообразием профессий, понимание общественной пользы прецессиональной деятельности. Знакомство с рабочими специальностями и профессиональными училищами города; осознание своих возможностей в получении той или иной специальности. Развитие качеств личности Положительное отношение к труду, старательность, радость от труда. Ответственное отношение к порученному делу, умение видеть и оказывать помощь другим. Упорство, воля, стремление довести начатое дело до конца; добросовестность, умение организовать свой труд, самостоятельность в выполнении. Усвоение понятий и ценностей Труд – средство самообслуживания. Труд – забота о близких. Труд – способ украшения и преобразования среды обитания. Труд – источник средств к существованию.

Интеграция дополнительного образования и учебно-воспитательной работы Трудовое «Рукодельница», «Умелец», «Мастер на все руки», «Гончарное дело» Художественно- эстетическое Хор, Изотерапия, Спортивное Спортивные игры, Гимнастика Предметно-познавательное «Дорожная азбука», «Этика и психология семейной жизни», «Общение», «Ремонтная мастерская», Краеведческое «Народные традиции»

Система партнерских отношений Учебно- познавательное Планетарий, ст. юных техников, ст. юннатов, поисковое объединение «Щит», детская библиотека им. А. Гайдара, экологическое дви- жение«ЭКА», Культурно-досуговое драмтеатр, ДТЮ, муз. колледж, музей природы, театр кукол, детский фонд, фонд Марины Гутерман, ценр дух.-нрав. просвещения«Кострома», клуб инвалидов, музей театрального костюма, молодеж. центр «Кострома» Спортивно- оздоровительное Романовский РЦ инвалидов, психиатрический диспансер, ипподром, ЦДОД «Чудь» ОГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» 3 Профориентационное строительный техникум, ПУ 5, центр занятости населения, молодежная биржа, вечерняя школа, предприятия города Профилактическое ОДН, ОПОП 6, КДН, ГИБДД, МЧС, центр психотерапии и практической психологии, музей пожарного дела, центр планирования семьи Охранно-защитное отдел охраны прав детства, отдел соц. защиты ОГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» 3 ОГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» 3

Социализирующие компоненты программы воспитания стабильно функционирующая система воспитания на основе идеи «Моя компетентность» и системно-деятельностного подхода; постоянное наращивание ресурсов, создание условий для максимального личностного развития ребенка; организация разнообразной, значимой для ребенка и полезной для общества деятельности; разработка собственной методики диагностирования уровней воспитанности и социальной зрелости воспитанников, моделей выпускника начальных классов и выпускника школы; объединение усилий школы, родителей и социальных партнеров; наличие своеобразного уклада школьной жизни ( уют, уважение, поддержка, демонстрация педагогами примеров и образцов нравственного поведения)