Бразгун Татьяна Николаевна Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с расстройствами аутистического спектра Научный руководитель: доктор психологических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Бразгун Татьяна Николаевна Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с расстройствами аутистического спектра Научный руководитель: доктор психологических.
Advertisements

Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции магистрантка.
Михеева Маргарита Петровна, руководитель отделения психологического сопровождения образовательного процесса Красноглинского района «Центра развития образования.
Дипломная работа Коррекционно – педагогическая работа по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня Выполнила: студентка.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
«Формы взаимодействия ДОУ, семьи и школы в формировании «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы» Опытно – экспериментальная программа.
ЗАБАВА МДОУ детский сад 120 Самара, Кировский район.
Психолого-педагогическое сопровождение тревожного ребёнка.
«Развитие глагольного словаря у детей с ОНР в процессе коррекционно- логопедической работы» (из опыта работы) Составитель: учитель-логопед МБДОУ 385 Мазанова.
Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности.
Инструктивно-методическое письмо «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федерального.
МБОУ СОШ 24 города Белово Психолого-педагогическое сопровождение внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС в НОО Наталья Ивановна Худяшова педагог-психолог.
Тема: «Возможности диадической игротерапии в коррекции детско- родительских отношений»
Эмоциональный аспект взаимодействия в детско- родительских взаимоотношениях у старших дошкольников Педагог-психолог МОУ детского сада 307 детского сада.
Тема: Специфика работы тьютора по активизации речевой коммуникации аутичного ребенка в системе инклюзивного образования ВЫПОЛНИЛА : КАЗАКОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА.
Психолого-педагогические условия сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогическое сопровождение МИП школы 11 Педагог-психолог 1 квалификационной категории С. В. Бутакова.
Эмоциональное развитие ребёнка в ходе восприятия и переживания сказки МОУ Лицей 1 г. Волгореченск Работу выполнили: Гаранина Наталья Королёва Наталья Научный.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад 10 компенсирующего вида» г. Сосногорска.
2013 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 23 « ОГОНЁК » ГОРОДА СМОЛЕНСКА.
Транксрипт:

Бразгун Татьяна Николаевна Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с расстройствами аутистического спектра Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Ткачева Виктория Валентиновна

Актуальность исследования: обусловлена потребностями практики в определении направлений, разработке содержания и форм психолого- педогогического сопровождения семьи с ребенком с расстройствами аутистического спектра; несовершенством видов помощи таким семьям; дефицитом научных исследований в этой области

Проблему исследования обусловили противоречия между: потребностями практики в определении направлений, содержания и форм психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, и малочисленностью методических разработок и рекомендаций по оказанию помощи семьям с такими детьми, что во многом обусловлено дефицитом научных исследований в этой области и неразработанностью нормативно-правовой базы; необходимостью участия родителей в коррекционно- образовательном процессе, в создании условий семейного воспитания, адекватных возможностям и потребностям аутичного ребенка, и отсутствием родительской мотивации к психолого- педагогической деятельности с ребенком и некомпетентностью членов семей.

Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и апробация направлений, форм и содержания психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с РАС Объект исследования: процесс формирования оптимальных условий воспитания и развития ребенка/дошкольника с РАС в семье с помощью специалистов Предмет исследования: направления, формы и содержание психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка/дошкольника с РАС

Гипотезы исследования Оптимальные условия развития и воспитания в семье ребенка дошкольного возраста с РАС могут быть созданы, если будут разработаны направления, формы и содержание психолого-педагогического сопровождения его семьи, направленные на коррекцию нарушений развития аутичного дошкольника и преодоление деструктивных форм внутрисемейных взаимоотношений; в процессе коррекционно-образовательной работы с ребенком будут учитываться его психические и личностные особенности, а также и потребности его семьи; родители будут заинтересованы в участии в коррекционно- образовательном процессе ребенка и будут стремиться к повышению уровня своей психолого-педагогической компетентности.

Задачи исследования : изучить специальную отечественную и зарубежную литературу по данной тематике; составить диагностическую программу, направленную на изучение внутрисемейных условий воспитания и развития ребенка с РАС; выявить в рамках констатирующего эксперимента особенности когнитивных процессов и личностные особенности ребенка/дошкольников с РАС, особенности внутрисемейной атмосферы, личностные характеристики родителей, особенности родительско- детских и детско-родительских взаимоотношений;

провести сравнительный анализ данных, полученных в констатирующем эксперименте, определить направления, содержание и формы психолого-педагогического сопровождения семьи дошкольника с РАС; организовать и провести формирующий эксперимент по апробации направлений, форм и содержания психолого- педагогического сопровождения семьи дошкольника с РАС, оценить эффективность предложенных направлений, форм и содержания психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с РАС.

Первый этап Был осуществлен анализ трудов ведущих отечественных (Баенская Е.Р., Башина В.М., Зейгарник Б.В., Лебединский В.В., Лебединская К.С., Либлинг М.М., Никольская О.С., Мамайчук И.И., Морозов С.А., Ульянова Р.К., Хаустов А.В. и др.) и зарубежных (Asperger H., Bettelheim В., Frith U., Kanner L., Mesibov G., Rutter M. и др.) ученых в области исследования лиц с РАС.

Второй этап База исследования: Центр психолого-медико-социального сопровождения «Зеленая ветка», который оказывает психолого- педагогическую и медико-социальную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям с РАС; ДДИ «Южное Бутово», где обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Отделение дошкольного образования ГБОУ ЦЛПиДО «Наш дом».

Участники эксперимента В исследовании приняли участие 18 детей в возрасте от 5 до 7,5 лет. Из них: 12 детей экспериментальной группы (ЭГ) с расстройствами аутистического спектра, 6 нормально развивающихся детей контрольной группы (КГ), а также 6 родителей детей экспериментальной группы. Всего 24 человека

Диагностический комплекс для изучения дошкольников с РАС: методика «Нелепицы» методика Кооса тест Мюнстерберга методика «Опосредствованное запоминание» методика «Зашумленные изображения» методика «Серия сюжетных картинок» методика «Исключение картинки» методика «Простые невербальные аналогии» методика «Описание сюжетной картинки» методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» ( Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А.) методика «Два дома» методика «Половозрастная идентификация» (Белопольской Н.Л.)

Диагностический комплекс для изучения структуры семей, потребностей и воспитательских позиций родителей детей с РАС социограмма «Моя семья» (В. В. Ткачева) тест «Опросник родительского отношения ОРО» (А.Я. Варга, В. В. Столин) методика «История жизни с проблемным ребенком» (В.В. Ткачева); авторская анкета для родителей детей с РАС; авторская анкета родительских потребностей.

Третий этап: анализ результатов констатирующего эксперимента Дифференциация детей с расстройствами аутистического спектра 1. дети с высоким уровнем функционирования- (ЭГ1) - 50% дети с нарушением мотивации к произвольной учебной деятельности (16,7%) дети с нарушением социального взаимодействия (25%) дети с нарушением коммуникации (мутичные дети) (8,3%) 2. дети с низким уровнем функционирования (ЭГ2)– 50 %

Аутичные дети с высоким уровнем функционирования характеризуются: средним и выше среднего уровнем когнитивного развития; способностью к совместной игровой деятельности в игре по правилам; отсутствием нарушения взаимодействия с близкими и наличием интереса к другим детям при отсутствии навыков соблюдения установившихся норм и стереотипов социального поведения; отсутствием стереотипных движений и манипуляций предметами; возможностью вступать в контакт и понимать обращенную речь при том, что собственная речь может отсутствовать или находится на низком уровне развития; незначительными трудностями в освоении бытовых и гигиенических навыков и моторной неловкостью; трудностями в восприятии и оценке ситуаций, обусловленных правилами социального взаимодействия и внутренними мотивами действующих лиц, что позволяет дифференцировать их от нормально развивающихся детей.

Аутичные дети с низким уровнем функционирования характеризуются: низким уровнем когнитивного развития; значительными трудности в освоении бытовых и гигиенических навыков и выраженной моторной неловкостью; неспособностью к совместной игровой деятельности в игре по правилам, отсутствии конструктивной и сюжетно-ролевой игры; нарушением взаимодействия с близкими и отсутствием интереса к другим детям; наличием стереотипных движений и манипуляций с предметами; ограниченной возможностью вступать в контакт и понимать обращенную речь.

Особенности психолого-педагогических условий семейного воспитания детей с РАС При изучении родительско-детских взаимоотношений в семьях аутичных дошкольников выявлено : – наличие у родителей аутичных дошкольников субъективных травмирующих переживаний, связанных с рождением проблемного ребенка; – наличие неконструктивных форм взаимоотношений между членами семьи ( скандалы, ссоры) – использование дисгармоничных моделей воспитания « маленький неудачник» 33,3 %, «симбиоз» 33,3%) ; – отсутствие психолого-педагогических знаний у родителей об особенностях развития детей с данной нозологической группы. 66,6% семей подтвердили, что нуждаются в помощи специалиста в решении проблем воспитания и развития ребенка с РАС

Четвертый этап – формирующий эксперимент

Направления и формы коррекционной помощи семье ребенка с расстройством аутистического спектра направления коррекционной работы объект коррекционной работы формы коррекционной работы коррекционное занятие "специалист-аутичный ребенок- родитель" ребенок психолого- педагогическая коррекция нарушений развития ребенка с РАС родитель просветительская и образовательная работа с родителями психокоррекционная работа с родителями консультация, психотерапевтичес кая беседа

Упражнения на развитие внимания (Протокол занятия с Сашей З. )

Упражнения на развитие пространственного мышления. (Протокол занятия с Сашей Т. )

Правила поведения на уроке (Протокол занятия по отработке правил поведения с Ваней Д.)

Пятый этап

Сравнительный анализ результатов изучения психического развития детей с РАС (ЭГ1) в рамках констатирующего и контрольного эксперимента

Сравнительный анализ результатов исследования внутрисемейных условий воспитания ребенка с РАС В трех (50%) семьях изменилось отношение родителей к ребенку. В двух (33,3%) семьях, (Саши З. и Дениса И.) модель воспитания «маленький неудачник» изменилась на модель «Принятие- отвержение», полюс принятие. В семье Ромы К. (16,3%) симбиотическая модель воспитания ТРАНСФОРМИРОВАЛАСЬ в модель «Кооперация». Повторное изучение родительских потребностей показало, что значительная часть родителей приветствовала организацию помощи семьям психологом, и высказалась за их продолжение (66,6%), что свидетельствует об эффективности выбора форм и методов помощи родителям ребенка с РАС.

Выводы Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с РАС – важнейшее условие оптимизации его развития и воспитания. Психологическая помощь семье ребенка с РАС осуществляется с учетом его психологических и личностных особенностей, условий воспитания, а также потребностей его семьи. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с РАС включает следующие направления работы: психолого-педагогическую коррекцию особенностей аутичного ребенка, просветительскую, образовательную и психокоррекционную работу с его родителями.

Коррекционные занятия «психолог - аутичный ребенок - родитель» выступают в качестве одной из основных форм работы с семьей, которые позволяют обеспечить условия для формирования совместной коррекционно-образовательной деятельности родителей с детьми; Формирование мотивации родителей к участию и их непосредственное включение в коррекционные занятия повышают эффективность образовательно-воспитательного процесса аутичного ребенка и оптимизируют его развитие. Психолого-педагогическая характеристика выделенной нами группы высокофункциональных аутичных дошкольников может быть использована в практике дошкольных и школьных специальных и массовых образовательных учреждений, а также работе ПМПК при определении детей с РАС на инклюзивные формы обучения.

Спасибо за внимание