1 Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи с учётом региональных особенностей: эффекты, проблемы и перспективы. Шаповалов Игорь Васильевич, начальник.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного института повышения квалификации работников.
Advertisements

Опытно- экспериментальная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях города Буй.
Об организации и методическом сопровождении школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников Любое обучение человека есть не что иное,
Итоги реализации городской целевой Программы «Поддержка одаренных детей и талантливой молодежи города Вологды» в 2011 году.
ПРОЕКТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ «Духовно-нравственное воспитание обучающихся и педагогическое образование родителей» Дубровина Ольга Николаевна МБОУ «Кузьминская.
И.Ш. Галеева, методист Городского методического центра Педагогическая инноватика в образовательном пространстве города Казани.
1 Комитет по образованию Администрации Тарского муниципального района МБУ «Информационно- методический центр в сфере образования» Тарского муниципального.
План работы МОУ «Информационно- методический центр» с образовательными учреждениями учебный год.
Строим новую школу ФЦПРО МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ 2 Г. ЧЕРНЯХОВСКА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 1.
Промежуточные итоги экспериментального этапа введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных.
Заместитель директора казенного образовательного учреждения Омской области «Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад 76» 1 Портфолио педагога.
Быстрякова Т.Е., директор департамента образования и науки Костромской области Опыт организации духовно-нравственного образования на основе взаимодействия.
Гридасова Татьяна Алексеевна, начальник отдела общего и дошкольного образования, воспитания.
Обеспечение устойчивого развития муниципальной системы качественного и доступного образования, в соответствии с требованиями инновационного развития экономики.
Отчет выполнения Плана действий («дорожной карты») по обеспечению введения ФГОС ДО в году МБДОУ детский сад 7 р.п. Переяславка Маковецкая Ольга Александровна.
В период с 2006 по 2011 годы в системе НПО, СПО проведены 6 научно-практических конференций в рамках Дня науки: Год 2006 Опытно-экспериментальная работа.
Научно-практическая конференция «Научно-исследовательская и экспериментальная деятельность кафедры как критерий эффективности функционирования ИРОСО» Секция.
Программа развития воспитания в системе образования Хабаровского края на годы Постановление Правительства Хабаровского края 253-пр от
Проект Единое информационно- образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения как условие обеспечения современного качества образования.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного педагогического образования информационно- методический центр муниципального образования «Холмский.
Транксрипт:

1 Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи с учётом региональных особенностей: эффекты, проблемы и перспективы. Шаповалов Игорь Васильевич, начальник департамента образования – заместитель председателя Правительства Белгородской области

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Учреждения общего образования - 556, в них обучается свыше 137 тысяч чел. Интернатные учреждения - 11, в них воспитанников Дошкольные образовательные учреждения - 518, в них воспитанников ОУ с дошкольными группами - 115, в них воспитанников Начальная школа – детский сад - 7, в них воспитанников Православные негосударственные детские сады - 2, в них детей Православный детский дом - 19 воспитанников Православные гимназии - 2, в них обучающихся Православная семинария -1, в них семинаристов – 85 (очно), 190 (заочно) Социально-теологический факультет БелГУ. 2

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 3 1. Закон Белгородской области от 3 июля 2006 г. 57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» 2. Стратегия «Формирование регионального солидарного общества» на годы 3. Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на годы 4. Стратегия действий в интересах детей в Белгородской области на годы 5. Государственная программа «Развитие образования Белгородской области на годы» 6. Подпрограмма «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие регионов России» государственной программы «Обеспечение населения Белгородской области информацией о деятельности органов государственной власти и приоритетах региональной политики на годы» 7. Соглашение о сотрудничестве между Белгородской и Старооскольской епархией и департаментом образования Белгородской области от 8 января 2008 года 8. Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики области от 28 декабря 2009 года 2575 «Об открытии регионального эксперимента «Региональная модель реализации духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования» 9. Комплексный план мероприятий совместной деятельности департамента образования области и Белгородской митрополии по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи на годы.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С БЛАГОЧИНИЯМИ БЕЛГОРОДСКОЙ МИТРОПОЛИИ -работа духовно-просветительских центров; -подготовка и повышение квалификации педагогических кадров (курсы повышения квалификации, обучающие и научно-практические семинары, конференции, мастер-классы и т.п.); -проведение совместных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников; -проведение массовых мероприятий с детьми и молодёжью 4

5 ИТОГИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» Сформированы нравственные качества : -42,1 % - умение прощать обиды, -32 % -желание помогать нуждающимся, - 35 % -сострадание, - 36 % - воспитанность, - 36 % - общая культура, - 31,1% -добродетельность, - 30,5 %- терпение во взаимоотношениях со сверстниками Положительные значения введения в учебный процесс предмета «Православная культура»: -значение духовного и культурного развития детей соответствует - 59,3%; -расширение кругозора детей - 45,4%; -формирование уважительного отношения к старшим - 29,2%; -приобщение молодежи к вере - 26,4%.

6 ПОБЕДИТЕЛИ И ПРИЗЕРЫ ВСЕРОССИЙСКОГО ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ учебный год - Кузьминова Кристина, МОУ «Гимназия 22» г. Белгорода Бондаренко Михаил, МОУ «СОШ 34 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Старый Оскол учебный год - Ушакова Диана МОУ «Кустовская СОШ Яковлевского района» - обладатель Патриаршей грамоты Мазина Инна, МОУ СОШ 35 г. Белгорода Джавадов Валерий, НОУ «Православная гимназия во имя святых Мефодия и Кирилла г. Белгорода» учебный год - 6 призёров: -Соловьева Анна, Зиновьев Александр, Гасымов Григорий, Православная гимназия г. Старый Оскол; -Ушакова Диана, Гостищева Светлана, МБОУ «Кустовская СОШ Яковлевского района» -Веретенникова Наталья, МБОУ «Афанасьевская СОШ» Алексеевского района учебный год – 4 призёра: Соловьева Анна, Зиновьев Александр, Гасымов Григорий, Шипилов Святослав, Православная гимназия г. Старый Оскол

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ : 7 «Детский областной духовно-просветительский центр «Благовест» Департамент образования области «Святые источники Белгородской области» «Система управления духовно-нравственным воспитанием в образовательной среде»

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА «СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ» Если желаешь иметь на небе звезду– выкопай колодец или расчисти родник. Народная мудрость

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА «СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ» Издано в помощь педагогическим работникам: -Атлас-путеводитель «Святые источники Белгородской области»; -Мультимедийный оптический диск «Банк данных родников Белгородской области; -Методические рекомендации «Изучение и сохранение Святых источников Белгородской области»

ПРОЕКТ «ДЕТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ДУХОВНО- ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «БЛАГОВЕСТ»: пасхальный фестиваль среди обучающихся образовательных учреждениях всех типов и видов: конкурс рефератов, сочинений, исследований; конкурсы исследовательских работ старшеклассников «Жизнь и подвижничество святителя Иоасафа Белгородского»; «Святые заступники Руси»; конкурсы, выставки изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества; конкурс-игра «Знаток православной культуры»; фестиваль детских фольклорных коллективов «Белгородчина заповедная»; фестиваль духовной музыки; конкурс изобразительного искусства «Духовный лик России»; областной фотоконкурс «С любовью к Белгородчине мы добрыми делами едины». 10

11 КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПЕДАГОГОВ Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя» проводится с 2006 года. За годы проведения конкурса приняли участие -свыше 250 педагогов и авторских коллективов образовательных учреждений области, - 9 – победители и призеры в ЦФО. Межрегиональный конкурс ЦФО «Вифлеемская звезда» проводится с 2011 года: -приняли участие свыше 70 педагогов и авторских коллективов образовательных учреждений области; и 2013 годы – абсолютные победители; год – победители в номинации

12 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ЦЕНТРОВ В области функционирует свыше 100 центров на базе общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей Основные направления деятельности центров: - просветительская; - образовательная; - культурно-массовая; - научно-методическая; - историко-краеведческая; - туристско-экскурсионная; - благотворительная.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 13 Гуманитарного, светского содержания (традиции народной культуры, современная культурная практика, произведения литературы и искусства, средства этнопедагогики) на основе программ социально-нравственного развития «Теоцентрический» (православное мировоззрение, нравственности и праздничная культура) на основе положений Концепции православного дошкольного воспитания

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 14 Модуль по формированию у дошкольников православного мировоззрения в программе курсовой подготовки воспитателей детских садов в Белгородском институте развития образования Лекционные и практические занятия на базе духовно- просветительских центров, воскресных школ, центров православной книги

Программно-методичские материалы «теоцентрической» направленности реализуются в 96 дошкольных организациях 72,7% муниципальных образований региона детей охвачены программами «теоцентрической» направленности в текущем учебном году, что на 85% выше показателя 2011 года (1073 ребенка). 15

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ «РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ( ГОД) дошкольных образовательных учреждений 2 негосударственных ДОУ 12 муниципальных ДОУ с приоритетом духовно- нравственного воспитания

17 Созданные системы Трехуровневое управление качеством воспитания в дошкольном образовании Трехкомпонентное взаимодействие участников педагогического процесса Образовательное учреждение Муниципальное образование Регион Семья Ребенок Детский сад

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ апробирование и введение в образовательный процесс ДОУ программы «Мир - прекрасное творенье» автора Гладких Любови Петровны; активизация научно-методической деятельности педагогов и руководителей системы дошкольного образования по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры; повышение качества дошкольного образования через возрождение лучших отечественных педагогических традиций; информационно-просветительское сопровождение непрерывного духовно-нравственного образования в регионе, в т.ч. через средства массовой информации. 18

В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА изданы сборники из опыта работы педагогов и священников по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников; выпущены учебно-методические фильмы для родителей и педагогов; разработан комплекс дидактических игр и учебных пособий соответствующего содержания; подготовлено и проведено свыше 10 областных семинаров. 19

МОДЕЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 20 ФГОС дошкольного образования ( ) ФГОС дошкольного образования (часть, формируемая участниками образовательных отношений) «социально-коммуникативное развитие» (усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности)

ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ формирование гражданской принадлежности и патриотических чувств детей во всех дошкольных образовательных организациях определено как приоритет реализации образовательной программы; программно-методические материалы «теоцентрической» направленности реализуются в 96 (в девяноста шести) дошкольных организациях 72,7 % муниципальных образований региона. сократилось количество несовершеннолетних, участников преступлений, с 336 до 335 (-0,3%), в том числе среди школьников с 149 до 140 (- 6%) (сведения УВД); доля образовательных учреждений, реализующих программы по духовно- нравственному воспитанию детей и молодежи, доведена до 100 процентов; увеличилось количество перспективных моделей духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи (духовно-просветительские центры, опорные школы, инновационные площадки до 27,4% от общего количества образовательных учреждений; удельный вес детей и молодёжи, принимающих участие в областных и всероссийских мероприятиях духовно-нравственной направленности, составил более 75%; удельный вес педагогических работников, участвующих в конкурсах профессионального мастерства по проблемам духовно-нравственного образования и воспитания школьников, достиг 27,5% (планируемый показатель -25%). 21

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ развитие систем воспитания детей и подростков, в основе которых – формирование базовых национальных ценностей, духовности и нравственности, регионального патриотизма; реализация мер по развитию творческих способностей всех школьников, исходя из индивидуальных возможностей каждого; осуществление поддержки ведущих педагогических работников, реализующих программы (проекты) духовно-нравственной направленности и демонстрирующих высокие результаты деятельности; внедрение итогов работы региональной экспериментальной площадки «Отработка региональной модели духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (программы «Мир – прекрасное творение) в деятельность учреждений дошкольного образования детей области; развитие сети православных дошкольных групп и детских садов; разработка нормативно-правовой базы использования Православия в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в свете федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения; развитие исследовательских лабораторий по проблемам духовного и нравственного воспитания; развитие социального партнерства с благочиниями, духовно-просветительскими центрами. 22

23 Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи с учётом региональных особенностей: эффекты, проблемы и перспективы. Шаповалов Игорь Васильевич, начальник департамента образования – заместитель председателя Правительства Белгородской области