Формирование коммуникативной компетенции у учащихся на уроках «Развитие речи» и «Живой мир» Подготовила учитель начальных классов ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида» Кожевникова Ольга Павловна Смоленск 2013
Коммуникативная компетентность это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.
Коммуникативная компетенция может быть формализованной и неформализованной. Формализованная коммуникативная компетенция - набор более или менее строгих правил, обычно корпоративных, к общению. Обычно этот набор требований оформлен в виде документа, может выступать частью корпоративной культуры. Неформализованная коммуникативная компетенция опирается на культурные особенности той или иной социальной группы людей.
При разработке коммуникативной компетенции (системы требований) можно включать такие компоненты как: - владение той или иной лексикой, - развитость устной речи (в том числе четкость, правильность), - развитость письменной речи, - умение соблюдать этику и этикет общения, - владение коммуникативными тактиками, - умение анализировать внешние сигналы (телодвижения, мимика, интонации), т.д.
Нравственность человека видна в его отношении к слову. Л.Н. Толстой
В современном обществе для эффективного общения, построения карьеры, для успешной реализации своих целей человек должен владеть большим количеством коммуникативных навыков. Именно от умения общаться, умения грамотно выражать свои мысли и понимать обращенную речь, умения договариваться зависит наша успешность в социуме. Коммуникативная компетентность – одна из самых главных компетентностей современного человека. Она включает овладение всеми видами речевой деятельности: слушанием (аудированием), чтением, говорением, письмом. В само понятие коммуникативной компетенции входит не только усвоение знаний - речевых и языковых, но и практическое их применение в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по развитию социально активной личности. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведет к повышению общей культуры человека, в том числе и к формированию поведенческих качеств.
Формирование коммуникативных компетентностей – одна из самых приоритетных задач нашей школы. Это связано с тем, что у данных детей выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, др. В силу общего недоразвития психики любая деятельность – практическая и познавательная – развивается у таких детей медленно, ущербно и аномально. Формирование коммуникативной компетенции у учащихся в специальной /коррекционной/ школе VIII вида – процесс очень сложный. Он осуществляется на всех школьных занятиях, но особая роль отводится предметам: русский язык, чтение и развитие речи.
Большинство исследователей выделяют 3 уровня недоразвития речи у умственно отсталых детей: 1 уровень. Ребенок с трудом понимает речь. В его речи имеются лишь отдельные слова. Вербальная недостаточность восполняется использованием жестов. 2 уровень. У ребенка имеются трудности понимания речи. На этом уровне ребенок грамматически организует речь, объединяя слова в короткие фразы, может сказать отдельные слова, но не способен составить связный рассказ. 3 уровень. Ребенок правильно строит фразы, но предложения стереотипны, мало варьируются. Словарь беден. Ребенок может правильно сказать простые слова и короткие фразы.
У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью могут быть все формы расстройств речи, как и у нормально развивающихся детей (дизартрия, моторная алалия, заикание и др.). Формы расстройства речи у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью поддаются коррекции с большим трудом и скромными результатами.
Что может сделать учитель, чтобы обеспечить коммуникативную компетентность учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве.
Предмет «Развитие устной речи» является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом.
Занятия по этому предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. В этом и заключается первоначальное формирование коммуникативной компетенции.
Учащиеся учатся видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно- следственные связи и закономерности. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Курс «Живой мир» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, является пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
«Живой мир» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи: уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, лает им новые знания об основных ее элементах; на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений; формирует знания учащихся о природе своего края; формирует первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
Знания по программе «Живой мир» необходимо реализовывать на уроках развития устной речи, математики, чтения, занимательного труда, рисования, а также найти им применение во внеурочное время. Это и есть межпредметное взаимодействие.
Успехов в дальнейшем формировании коммуникативных компетенций!