М И Х А И Л Ю Р Ь Е В И Ч Л Е Р М О Н Т О В,, С А М О Ц В Е Т Н Ы Е К А М Н И П О Э З И И,, О Т С Л О В А К С Л О В Е С Н О С Т И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В ЕГЭ по литературе merelenko-su.uCoz.ru. Проверь себя Черты какого литературного направления первой половины 19 века отразились в произведении «Мцыри»?
Advertisements

«Мцыри» 1839 г.. Мцыри (с грузинского) «неслужащий монах», «послушник».
Для героя монастырь-символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от.
Алешина З.Н.. Мцыри «Мцыри» (1839) Род – лиро-эпический Жанр – поэма Литературное направление – романтизм Тема – свободы, родины Проблема – обретения.
Проект На тему: «Мцыри» Работу выполняли: Первякова Полина 8 Б Салагаева Мария 8 Б.
Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит,
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Художественность произведения Занятие факультатива «Русская словесность» Учитель Левичева Л.И.
Использованные Гончаровым в романе « Обломов » « Сон Обломова »
М.Ю.Лермонтов « Мцыри» В чем загадка Мцыри?. В чём смысл жизни у монахову Мцыри Идеал – покой, самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей.
Мцыри Мцыри Образ лирического героя.. Выполнила работу: Ученица МОУ «ВСШ 3» 10а класс Чепрага Екатерина.
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
« Мцыри » - романтическая поэма Лермонтова 7 класс.
Природа и человек в поэме М.Ю.Лермонтова Мцыри Автор: Гусев Алексей 8 Б класс МОУ СОШ 6 Гаврилов-Ям, 2009.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Поэма « Мцыри » М.Ю. Лермонтова как романтическoe произведение. Образ главного героя.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Художественный стиль. находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно- познавательную и идейно-эстетическую функцию.находит.
Готовимся к ГИА. Легкое дело – тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить – тяжелое дело. В.О.Ключевский Нет таких звуков, образов и мыслей,
Поэзия Есенина... Чудесный, прекрасный, неповторимый мир' Мир, который близок и понятен всем. Есенин - истинный поэт России; поэт, который к вершинам.
Транксрипт:

М И Х А И Л Ю Р Ь Е В И Ч Л Е Р М О Н Т О В,, С А М О Ц В Е Т Н Ы Е К А М Н И П О Э З И И,, О Т С Л О В А К С Л О В Е С Н О С Т И

Любое слово в произведении является изобразительным средством, так как оно обязательно участвует в раскрытии содержания произведения. Поэтому отбор писателем нужных слов для воспроизведения и оценки явлений действительности представляет задачу первостепенной важности.,,Муки слова,, выражаются прежде всего в трудоемкой работе над синонимическими средствами языка. Эта работа заключается в выборе наиболее удачных и уместных слов для выражения мысли автора и в дополнительном включении в текст новых речевых средств.

Синоиимы – слова, близкие по значению. При помощи синонимов писатель добивается уточнения жизненного явления, подбирает слово, передающее с наибольшей точностью необходимое ему по звучанию в контексте произведения. При их употреблении язык становиться выразительным. Умело использует их Лермонтов, например: монах, чернец, инок; глаза, очи; сомкнул глаза, заснул; взошла заря, проснулся день. Или Они шептались по кустам, Как будто речь свою вели. Используя синонимы, Лермонтов избегает повторений и создает гибкий, живой, образный язык.

Находят свое применение в поэтическом языке и антонимы, то есть слова противоположные по значению. Они употребляются преимушественно в тех случаях, когда писателю нужно противопоставить друг другу различные явления, создать впечатление контраста, раскрыть внутренние противоречия в явлении, характере. Употребление Лермонтовым таких антонимов, как жизнь- смерть, родной-чужой, пышный-бедный, прекрасна-ужасна, затварилась-отперлась дают возможность глубже вникнуть во внутренный мир Мцыри. Об этом говорят и другие примеры:...Или не знал, или забыл Как ненавидел и любил. Или Узнать для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.

В качестве средств образного воспроизведения действительности М. Ю. Лермонтов в поэме Мцыри использует устаревшие, выщедшие из употребления, не имеющие уже сколько-нибудь широкого распространения в живой речи слова и выражения Не слышно пенье в поздний час Молящих иноков за нас, Теперь один старик седой, Развалин страж полуживой... Сметает пыль с могильных плит. В поэме устаревшие слова не изобилуют, но они встречаются(инок-монах, страж-кто несет вооруженную охрану, чета-пара, занемог-заболел и. т. д.), но тем не менее они придают произведению живость и красочность.

В раскрытии содержания произведения важную роль играют эпитеты. Эпитет-это такое определение, которое не просто отмечает то или иное своиство, особенность явления, а дает возможность живо представить его, почувствовать, пережить, увидеть. Это и определяет особую выразительность, гибкость эпитета. В поеме,,Мцыри" эпитеты не только передают восприятие поэтом явлений окружающего мира и предметов, но и содержат точное их определение:,,голубой дымок,,,рассыпанный аул,,,гибкие кусты,,,сухой бурьян и т. д. Часто эпитеты носят ярко выраженный эиоциональный характер и благодаря им реальный образ предстает в новом качестве:,,горящая бездна,,,сердитый вал,,,волшебные голоса и т. д. Даже в тех случаях, когда эпитет подчеркивает признак предмета, он не теряет эмоциональной окраски. Так, например,,,прозрачная зелень листьев – реалистический образ, и в то же время он эмоционально насышен, вызывает впечатление молодости, свежести, чистоты.

Художественно точному и яркому изображению явлений служат и метафоры. Метафора - это троп, в котором сходство между двумя явлениями или признаками подчеркивается в ощутимой форме. Например:,,... Месяц, плывший средь небес!..,,,... В лицо огнем сама земля дыщала мне и т. д. Увеличение экспрессивности метафоры достигается усложнением ее структуры, путем комбинации простых метафор, например: Я знал одной лишь думы власть- Одну но пламенную страсть: Она, как червь, во мне жила, Изгрызла душу и сожгла. Здесь образование переносных значений опосредуется у глагола сожгла со словом пламенная, у глаголов жила, изгрызла со сравнением,,как червь. Перенос конкретных действий на отвлеченное понятие страсть и их концентрация создает высокую экспрессивность.

Функцыонально близки к метафорам сравнения. Писатели прибегают к ним тогда, когда выделение существенных признаков может быть особенно выразительно осуществлено при помощи сопоставления его с чем-то знакомым и похожим. Сравнения рождаются не случайно. Они раскрывают и жизненный опыт, и представления героя.,,Как братья в пляске круговой – образ навеянный смутными воспоминаниями Мцыри о его детстве, о родном ауле.,,Причудливые, как мечты- образ, связанный с монастырской жизнью: в тесных мрачных кельях мечты кажутся фантастическими, причудливыми. Сравнения придают поэме живость, красочность и гибкость.

Кроме особых слов употребляются и более сложные образования фразеологизмы. Иногда поэты сами создают так называемые крылатые выражения. Крылатое слово - меткое выражение, кратко, в образной форме выраженная мысль, ставшая поговоркой известным в народе речением. Из поэмы,,Мцыри можно привести множество выражений, которые настолько вошли в народную речь, что мы забываем об их происхождении. Например:,,А душу можно ль рассказать?,,,Но дни бегут, бегут года – им не сойтися никогда!,,,Да, заслужил я жребий мой! и т. д. Такие выражения придают поэме живость и народность.

В поэтическом синтаксисе важная роль принадлежит фигурам поэтической речи. Обращение одна из стилистических фигур. Оно, как поэтический прием, усиливает эмоциональную окраску речи. Часто употребляются обращения в поэме,,Мцыри:,, Что за нужда? Ты жил, старик!,, О милый мой! Не утаю, что я тебя люблю...,,Дитя мое, останься здесь...,,Прощай, отец, дай руку мне...,,Старик! Я слышал много раз...

Стремясь сосредоточить внимание читателей, М. Ю. Лермонтов ставит так называемый риторический вопрос или же употребляет восклицания, которые передают душевное настраение Мцыри и создают образный, живой язык, близкий к народному, например:,,Что за нужда? Ты жил, старик!,,Ты жил, - я так же мог бы жить!,, Бежал я долго- где, куда? Не знаю!,,Бой закипел, смертельный бой!,, Где всех один я побеждал! Эти примеры говорят об огненной, бушующей, пламенной дуще Мцыри.

М. Ю. Лермонтов часто употребляет в поэме прием инверсии. Это оборот поэтической речи, заключаюшийся в своеобразной расстановке слов в предложении, нарушающий обычный порядок. Такая необычная расстановка слов останавливает внимание, подчеркивает их, придает речи большую выразительность, например:,,Ребенка пленного он вез.,,Незримый дух ее поет.,,Но в мысль она мне залегла.,,Играющий на солнце лист

В поэме Лермонтов воспел лучших людей своего времени, для которых жизнь немыслема без Родины и свободы, без борьбы, без любви, без упоения красотой бытия и выразил страстный протест против всего, что подовляло человеческое в человеке, принижало его. Мцыри -,,душой дитя, судьбой монах. И чтобы показать эту трагическую коллизию, в поэме создается два ряда противоположных понятий, мыслей, чувств. Мы узнали о пламенной страсти Мцыри к Родине, свободе, о его устремлении в,,чудный мир тревог и битв, к,,людям вольныи, как орлы, узнаем с каким наслаждением вбирает в себя детская дуща героя великолепие земли:,,прекрасый свет,,,пыщные поля,,,радужный наряд растений, храняший,,следы небесных слез,,,волшебные странные голоса природы, как будто ведущая речь о,,тайнах неба и земли, небесный свод, который,,так прозрачно был глубок, так полон ровной синевой. Пылкое же и высокое чувство любви, на которое способен Мцыри, передают его слова о,,мраке очей молодой грузинки, скрывавшем в своих глубинах,,тайны любви.

Второй ряд образных слов и выражений способствуют осознанию трагической судьбы Мцыри... Мцыри,,жил в плену, в,,кельях душных, пребывание в которых уподобило его,,цветку темничному Он был обречен на мучительное одиночество, отсюда образ,,грозой оторванного листка, скорбное признание в том, что он,,у себя не находил не только милых душ могил. Так, немногими образными словами и выражениями раскрыта трагедия отнятой жизни, похищенного счастья.

Нельзя не сказать об одном слове в исповеди Мцыри, которое приобрело в общем контексте огромный, даже обобщающий образный смысл, Мцыри говорит исповедующему его чернецу: Пускай теперь прекрасный свет Тебе постыл: ты слаб, ты сед, И от желаний ты отвык. Что за нужда? Ты жил, старик! Тебе есть в мире что забыть, Ты жил, - я так же мог бы жить! Здесь поражает слово,,забыть. Обычно в подобных случаях говорят есть что вспомнить. Слова же Мцыри, что монаху есть в мире что,,забыть, указывают пусть на нечто немногое, но все же бывшее у него в прошлом.У Мцыри же настоящей жизни не было вовсе, забыть ему совсем нечего. Поэтому слово,,забыть придают исповеди Мцыри пронзительно – тоскливый смысл.

Отмечая соответствие стиха поэмы с ее содержанием ихарактером героя, Белинский писал,,...Этот четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное однообразное падение его гармонирует с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы. А между тем какое разнообразие картин, образов и чувств! Тут и бури духа, и умиление сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы, и гордое ожесточение, и кроткая грусть, и мрак ночи, и таинственное обояние вечера! И это все благодаря звучному, гибкому, могучему, народному, элспрессивному, правдивому языку поэмы, благодаря которому можно сказать, что поэма Мцыри – изюмина изяшной русской словесности.

# #4 2013