Белова Ольга Рудольфовна. Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий менеджмент: Концепции и комментарии: Учебник. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поток 933 Абросимова Е.А.. ОРГАНИЗАЦИЯ- ЭТО: Внутренняя упорядоченность, взаимодействие частей целого, их полная согласованность, то есть организация,
Advertisements

Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Менеджмент и менеджер
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Тема 1. «Сущность и особенности развития международного менеджмента» 1. Понятие и проблемы международного менеджмента. 2.Национальные различия международного.
Тема 3. Администрирование социальной работой. 1. Механизмы, задачи и функции администрирования. 2. Администрирование в современный период. 3. Специфика.
Тема 2.5. Контроль и регулирование в системе функций менеджмента Значение и содержание функций контроля и регулирования Виды и формы контроля.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
Тема 1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО МЕНЕДЖМЕНТА. Эффективности управления, т.е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе.
МЕНЕДЖМЕНТ. Природа процесса принятия решений. Управленческая проблема
Эффективные методы по управлению персоналом Работу выполнил Студент группы 21 О Красюк С.И.
Проектный менеджмент(П.М.) Халудорова Л.Е., к.п.н., доцент.
Тема 1. Сущность управленческой деятельности. Понятие менеджмента.
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
Основные понятия научного управления © Мегалова И.А., кпн, доцент кафедры управления образованием и развития образовательных систем, СарИПКиПРО, 2007.
Тема 1. Общая теория управления. Закономерности управления различными системами.
Методы управления человеческими ресурсами План: 1. Управление человеческими ресурсами 2. Административные методы управления 3. Экономические методы управления.
Транксрипт:

Белова Ольга Рудольфовна

Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий менеджмент: Концепции и комментарии: Учебник. – М.: Альпина Бизнес Букс, Веснин В.Р. Менеджмент. Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, – 504 с. 7 нот менеджмента. Настольная книга руководителя./ под ред.В.В.Кондратьева. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: ЭКСМО, 2008 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992 и др. изд. Пивоваров С.Э., Максимцев И.А. Сравнительный менеджмент. 2-е изд. – СПб.: Питер, Психология менеджмента. 2-е изд. Под ред Г.С.Никифорова. – СПб.: Питер, Стратегический менеджмент / Под ред. А.Н.Петрова. – СПб.: Питер, – 496 с. - (Серия «Учебник для вузов»).

Вопросы: 1. Понятие, сущность, виды и задачи управления. Управленческий процесс и его элементы. 2. Менеджмент как наука и профессиональная деятельность. Принципы и методы управления. 3. Модели управления: кибернетическая, функциональная, уровневая, ролевая 4. Содержание управленческого труда. 5. Критерии управления. Социальная значимость управления.

УПРАВЛЕНИЕ (в широком смысле) – это деятельность по упорядочению процессов, протекающих в природе, технике и обществе, устранению их энтропии (дезорганизации) и приведению в новое состояние с учетом тенденций их развития и изменения среды. Управление призвано обеспечивать упорядоченность соответствующей системы, её целостность, нормальное функционирование и развитие.

В управлении выделяют: Субъект управления - тот, кто влияет на объект, стремясь достичь поставленной цели Объект управления - тот, кто (что) является объектом влияния Управление можно определить как целенаправленное влияние субъекта на объект.

Выделение субъекта и объекта управления и их границ Выявление или постановка целей управления Определение способов влияния субъекта на объект с целью достижения поставленных целей Представления порядка взаимодействия субъекта и объекта в ходе исполнения цикла управления

управление рукотворными объектами (автомобилем, прокатным станом), его основная характеристика – строго рационально, осуществляется в пределах заданного алгоритма Техническое его объектом являются процессы, протекающие в природе (развитие растений, движение водных потоков) Естественное его объектом являются люди и их совместная деятельность, которую необходимо согласовывать с помощью особых механизмов (власть, планирование, контроль и пр.) Социальное

Поскольку каждый человек индивидуален, обладает особым характером, психологическими качествами и пр., его реакции на управляющее воздействие являются субъективными и трудно предсказуемыми. Это делает социальное управление весьма сложным процессом с неопределенными результатами. Т.о. социальное управление не может быть чисто рациональным (в этом - его важнейшее отличие от технического управления). Это предъявляет особые требования к его методам, их разнообразию, уникальности, индивидуализации, разумному сочетанию формальных и неформальных норм и правил, использованию особых механизмов (субординация, контроль, стимулирование и проч.)

человечество регионы отдельные страны группа организаций организация её часть (подразделение) группа людей индивид По объекту государственное коммерческое политическое управление творческими организациями управление религиозными организациями учреждениями социальной сферы и т.д. По сфере

административно-командное (внешнее/ навязанное) демократическое управление (внутреннее/инициативное) самоуправление По методам воздействия на объекты адаптивное /приспосабливающееся к ней конкурентное /навязывающее собственную линию поведения По способу взаимодействия со средой текущее перспективное В зависимости от периода, на который распространяется управленческая деятельность

общее управление управление организацией технологических процессов управление людьми информацией рыночным поведением финансовыми потоками и т.д. По содержанию личное доверительное (через посредников, по документам) По способу осуществления управленческого воздействия

научное /решения принимаются на основе специальных исследований эмпирическое /решения принимаются исходя из обобщения поверхностных фактов и явлений По методу выработки управленческих решений ситуационное /с учетом складывающегося положения дел стратегическое /реализующее заранее запланированные преобразования По обусловленности принимаемых решений

По направленности: ориентированное на процесс: предполагает выполнение работы строго предписанными способами, решение проблем по мере их возникновения, акцент на экономию затрат, тотальный контроль ориентированное на результат: требует избегать проблем и увеличивать прибыль, доход и иные показатели любой ценой опережающее управление: направлено на выявление, анализ признаков будущих проблем и их предотвращение

Любое управление сводится к принятию решений, их реализации и контролю над ними. Этапы цикла управления: Сбор и анализ информации для выработки решения Выработка решения Реализация решения Учет результатов реализации решения Оценка и контроль результатов реализации Анализ и выявление существенных факторов, повлиявших на решение и результаты его реализации Регулирование существенных факторов доступными инструментами

1. Описать организацию и ее место во внешней среде 2. Выделить субъект и объект, цели и способы влияния субъекта на объект 3. Создать упорядоченную целенаправленную систему влияния При описании каналов взаимодействия субъекта и объекта в ходе реализации цикла управления их относят к прямым и обратным связям. Прямые связи – обеспечивают воздействие субъекта на объект. Обратные связи – обеспечивают получение субъектом информации об объекте и результатах воздействия субъекта на объект. Управление плохо работает без обратных связей.

Процессы деятельности объекта: Поставки Производство Сбыт Обеспечение Проекты: Уникальные сборки процессов Процессы управления субъекта: Сбор информации Планирование Реализация плана Учет Контроль Анализ Регулирование Субъект Объект

Целью конкретного управленческого процесса является изменение или, наоборот, сохранение управленческой ситуации. Ситуация характеризуется количественными и качественными показателями: длительностью остротой местом причинами возникновения содержанием кругом участников важностью сложностью перспективами развития и т.п..

К элементам процесса управления относятся: управленческий труд, который реализуется в определенном результате (решении), его предмет и средства: Предмет труда в управлении – информация о ситуации или проблеме (сырая информация) Продукт труда – управленческое решение (или преобразованная информация, пригодная для практического использования) Средства управленческого труда – всё то, что способствует осуществлению операций с информацией (компьютеры, телефоны, авторучки, бумага и т.д.) Управленческий труд – совокупность действий и операций, с помощью которых менеджер обеспечивает подготовку и реализацию отдельных решений

Является разновидностью труда умственного, представляющего совокупность нервно-психических усилий и существует в 3 формах : эвристический труд - направлен на изучение проблем и разработку вариантов их решения, он выполняется руководителями и специалистами административный труд - связан с текущей координацией деятельности подчиненных, их контролем, оценкой, отдачей распоряжений исполнителям, инструктированием, поощрением, наказанием и пр.; он выполняется только руководителями операторный труд - состоит из операций по техническому обеспечению производственных и управленческих процессов необходимой информацией (оформление, размножение, сортировка и хранение документов, сбор данных, их обработка по заданному алгоритму и т.п.), его осуществляют специалисты и технические исполнители

Процесс управленческого труда состоит из отдельных операций (слушание, чтение, говорение, наблюдение за действиями различных устройств, мышление и т.д.), объединяемых в работы. Управленческий труд по своей природе является сложным. Сложность обусловлена следующими обстоятельствами: Масштабами, количеством и структурой решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов. Необходимостью самостоятельно и часто без промедления принимать новые, нетрадиционные решения, порой в условиях отсутствия информации, неопределенности и риска. Ответственностью за основные и побочные последствия этих решений, затрагивающих не только те или иные материальные ресурсы, но и зачастую здоровье и даже жизнь людей.

оно сформировалось в связи с необходимостью координации производственной деятельности людей

Традиционное – было свойственно докапиталистической эпохе, покоилось на обычаях, слабо регламентировалось правилами и процедурами, не имело правовых основ. Управленческие функции осуществлялись на основе личной власти (главы патриархальных семейств, мастера и т.д.) Ремесленное возникло в эпоху зарождения капитализма, осуществлялось собственником по отношению к наёмным работникам Предпринимательское – отделённое от собственности, свойственное сегодняшнему дню

Менеджерское управление (индустриальная эпоха) – осуществлялось специально подготовленными и обученными управленцами, образующими иерархию, на высших уровнях которой принимаются общие решения, а на низовых – происходит руководство людьми и производственными процессами Системное управление (постиндустриальная эпоха) - в нем участвуют не только менеджеры, но и специалисты и даже вспомогательный персонал. («Техноструктура» по Дж.Гэлбрейту) Самоуправление (информационная эпоха, общество знаний) - системное управление постепенно будет перерастать, видимо, в самоуправление Менеджерское и системное управление, а отчасти и самоуправление должны быть институционализированными (официально должны определяться права и обязанности участников, их ответственность и т.д.)

Оперативная (тактическая) заключается в: Обеспечении условий текущей деятельности организации Восстановлении постоянно нарушаемого равновесия между отдельными её элементами, между ней в целом и внешней средой Организации деятельности работников по достижению поставленных целей Стратегическая обеспечивает развитие и совершенствование фирмы, перевод её в качественно и количественно иное состояние

Менеджмент – особая форма управленческой деятельности. «Management» в переводе с англ. буквально означает «руководство». Согласно словарям, менеджмент – это: процесс управляющего взаимодействия, отношения управления люди, управляющие организацией, занимающие управленческие должности наука управления, область знания, опыт управления людьми и организациями искусство управления, совокупность личностных качеств и компетенций

Менеджмент – управление, учитывающее присутствие человека в контуре управления: Человек включен в субъект управления Человек включен в объект управления Если в объекте управления присутствует человек, то собственные цели (субъективизации) будут присутствовать не только у субъекта, но и у объекта.

Мотивация, цели Мотивация, цели Предписания Ограничения Решения и действия

Способность человека к целеполаганию и, как следствие, наличие собственных целей, как у субъекта, так и у объекта управления Способность человека влиять на результаты деятельности в зависимости от мотивированности и собственных целей и, как следствие, возможность работы объекта с разной эффективностью при прочих равных условиях Межличностные отношения и, как следствие, возможность различной реакции объекта на управление при прочих равных условиях

Автоматическое управление (автопилот): Удается сформировать формальную модель объекта и процесса управления Типовые критерии управления выделены Число существенных переменных модели определено Погрешность работы системы управления поддается оценке Модель замкнута, в зоне применения работает без человека Управление организацией (компанией): Много пересекающихся вариантов модели объекта, объект не формализуется Много вариантов критериев управления, критерии однозначно не выделяются Число существенных переменных модели не удается ограничить Погрешность не поддается однозначной оценке Модель разомкнута, человек экспертно добавляет отсутствующую в модели информацию

люди, группы людей, организации предметы и механизмы информация деньги коммуникации полуавтономные системы (например, компьютеры) в качестве объекта управления можно рассматривать также и самого «человека управляющего» (управление собственным поведением, состоянием /например, стрессом, временем) Менеджер – это человек, управляющий подобными объектами, прежде всего другими людьми и организациями (в частности деловыми организациями /фирмами /компаниями)

Специфика менеджмента как деятельности заключается обусловленностью принимаемых в его рамках решений исключительно требованиями рынка, складывающейся ситуацией, их независимостью от каких-либо вышестоящих инстанций Перед менеджментом в связи с этим стоят 2 задачи: тактическая – поддержание устойчивости работы фирмы (компании, деловой организации) и всех её элементов стратегическая – развитие фирмы (компании, деловой организации) и перевод её в качественно новое состояние Менеджмент – это наука и практика эффективного управления организациями в условиях цивилизованных рыночных отношений

изучает отношения, складывающиеся в процессе управленческой деятельности (организация, постановка целей, планирование, выдача распоряжений, координация работы, контроль, оценка, вознаграждение и т.п.) Менеджмент как науку, область знаний можно разделить на 2 части: Есть вещи устоявшиеся, принятые большинством специалистов А есть неустоявшиеся, концептуальные, вокруг которых ведутся жаркие споры

В системе научных знаний менеджмент тесно связан с философией, психологией, экономикой, социологией, социальной психологией, историей, правом и стратегией (военной наукой) Как практическая наука менеджмент нацелен на поиск эффективных способов и моделей управления социотехническими системами

На теоретическом уровне общий менеджмент изучает общие (универсальные) принципы, применяемые к большинству ситуаций, возникающих при взаимодействии человека с организацией и организационной средой (внутренней и внешней) Иными словами, всю совокупность ключевых теорий и концепций менеджмента, таких как Kaizen (Кайдзен) Just-in-Time («Точно вовремя») Total Quality Management (всеобщий менеджмент на основе качества) TQM Kanban (Kанбан) Empowerment (наделение властью) и т.д.

На функционально-прикладном уровне менеджмент включает несколько дисциплин, в том числе: управление персоналом (human resources management) организационное поведение (organizational behavior) маркетинг (marketing) связи с общественностью (public relations) менеджмент информационных технологий (information technologies management) финансовый менеджмент (financial management) управление временем (time-management) самоменеджмент (self-management) международный менеджмент (international management) логистику (logistics) управление ресурсами (resource management)

В разрезе временной отнесенности различают: Операционный менеджмент (operational) Стратегический менеджмент (strategic) Антикризисный менеджмент (crisis management) Менеджмент изменений (change management).

Поскольку ключевым элементом рассматриваемых систем управления являются люди, для менеджмента (как для процесса) характерна высокая степень неопределенности. В менеджменте нет и не может быть жестко определенных правил и алгоритмов – каждое решение, каждый шаг менеджера определяются особенностями его личности и конкретной ситуацией. Это роднит менеджмент с искусством. Тем не менее, можно выделить некие закономерности и на их основе построить описательные (дескриптивные) и нормативные (прескриптивные) модели процесса управления.

Сущность любой деятельности (в т.ч. и управленческой) проявляется в её функциях, т.е основных задачах общего характера, которые она постоянно решает. Общие функции менеджмента, которые отражают его суть, были сформулированы в 1916 году Анри Файолем, выделившим в качестве таковых организацию, планирование, координацию, контроль и распорядительство. Позднее к ним была добавлена мотивация. Сегодня можно добавить развитие. Эти функции приобретают конкретную специфику, по- своему реализуясь на каждом уровне управления (организация, подразделение, индивид) и в каждой сфере (основная деятельность, персонал, финансы, рынок, снабжение и сбыт, обеспечение информацией, нововведения и пр.).

научность в сочетании с элементами искусства целенаправленность специализация в сочетании с универсальностью последовательность непрерывность оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных отношений и группового поведения обеспечение единства прав и ответственности в каждом его звене состязательность участников управления максимально широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений

Принципы управления учитываются при выборе его методов, т.е. способов осуществления управленческой деятельности Выделяют 4 группы методов управления: Организационно-правовые Административные Экономические Социально-психологические

с их помощью создаются необходимые условия функционирования фирмы: происходит формирование управленческой структуры нормирование и регламентирование деятельности обеспечение её инструкциями расстановка персонала определение его прав и обязанностей и т.д. Эти методы создают своего рода рамки, направляющие будущее функционирование и развитие организации

с их помощью происходит активное вмешательство в деятельность людей путем их принуждения (или создания такой возможности) к определенному поведению в интересах организации. Условием их применения является преобладание однозначных способов решения стоящих задач, минимизация инициативы работников и возложение всей ответственности за результаты на руководителя. Применение административных методов предполагает поощрение исполнителей (в т.ч. денежными премиями). Их принципиальной особенностью является субъективный порядок назначения, отсутствие прямой связи с конкретными результатами. Главный недостаток – они ориентируют на достижение заданной результативности, а не на её инициативу («Инициатив наказуема»).

Они, наоборот, способствуют активизации инициативы, основаны на материальной заинтересованности работников в самостоятельном поиске оптимальных решений и ответственности за их результаты. Такие методы начали внедрять в начале ХХ века во многом благодаря усилиям Фредерика Тейлора. Своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается денежными выплатами, источником которых становится экономия или дополнительная прибыль, полученные вследствие проявленных работником усилий: т.к. размер выплат напрямую зависит от достигнутого результата, то работники экономически заинтересованы в его максимизации. Экономические методы управления тоже ограничены, особенно применительно к лицам интеллектуальных профессий, ибо для них деньги – важный, но чаще всего не самый главный стимул работы. Здесь на помощь приходят социально-психологические методы управления.

Предполагают 2 направления воздействия на повышение трудовой активности: формирование благоприятного морально- психологического климата в коллективе и новых отношений между руководителями и подчиненными (поддержка, уважение) раскрытие личных способностей каждого работника, помощь в их совершенствовании, что, в конечном счете, ведет к повышению эффективности труда

В теории менеджмента выделяют ряд общих моделей управления: Кибернетическая модель управления Функциональная модель управления Уровневая модель управления Ролевые модели управления

Первая универсальная системная модель управления была предложена в 1948 году Норбертом Винером. Его «кибернетический контур» включает: управляющий блок, управляемый блок, управляющую и обратную связь. Модель управления «Кибернетический контур» Винера Управляющая связь Обратная связь Субъект УПРАВЛЯЮЩИЙ БЛОК ЦМ Объект УПРАВЛЯЕМЫЙ БЛОК Ц*М*

При этом обязательно наличие следующих факторов: Цели (или целей) управления Потенциальной возможности её достижения Модели объекта в распоряжении субъекта Действенности управляющей связи Реакции объекта Информирующей об изменении состояния объекта обратной связи

По аналогии с неуправленческими видами деятельности предпринимались попытки выделить в процессе менеджмента конкретные функции – концептуальные элемента работы руководителя. Функциональная модель управления, перекликающаяся с административными операциями (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль), определенными в 1916 году Анри Файолем, представляет процесс управления в виде замкнутого цикла: планирование – организация – мотивация (лидерство) – контроль

Обязанности разных менеджеров во многом различаются и определяются Положением менеджера в организационной иерархии, стадией жизненного цикла компании и степенью её централизации. Уровневая модель управления описывает эти различия с позиции баланса Компетенций руководителя: профессиональной социальной методологической Выделяют три уровня – институциональный, управленческий и технический и соответственно три типа руководителей: Менеджеры высшего звена (top-management, leaders) – «стратеги» и «идеологи» организации Менеджеры среднего звена (middle-managers, managers) - руководители, управляющие другими менеджерами, «координаторы» Менеджеры низового звена (bottom-line managers, supervisors) - супервайзеры, руководящие непосредственно исполнителями, «надзиратели»

Более детально сущность управленческой работы описывают ролевые модели управления Генри Минцберга и Теодора Базарова. Модели представляют деятельность менеджеров в виде ряда социальных ролей и их контекстов.

Генри Минцберг выделяет 10 функционально-ситуативных ролей в зависимости от уровня ответственности и компетенций менеджера. Он объединяет роли в 3 группы: Межличностные роли Информационные роли Роли, связанные с принятием решений

Роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого: Межличностные роли вытекают из статуса и полномочий руководителя и охватывают сферу его взаимодействий с людьми. Эти роли могут сделать руководителя пунктом сосредоточения информации, что дает ему возможность и одновременно заставляет его играть информационные роли и действовать в качестве центра обработки информации. Принимая на себя межличностные и информационные роли, руководитель способен играть роли, связанные с принятием решений: распределять ресурсы, улаживать конфликты, вести поиск новых возможностей для организации, вести переговоры от имени организации. Все эти 10 ролей, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера конкретной организации

Глава организации (figurehead role) Лидер (leader) Связующее звено (liaison) - в первую очередь эта роль связана с выполнением обязательств символическо-церемониального плана. Примером может служить руководитель фирмы, который торжественно вручает премии отличившимся сотрудникам. - суть этой роли заключается в мотивации сотрудников на достижение общей цели организации, трансформации ценностей сотрудников и т.д. - задача – поддержание внешних связей компании: с клиентами и поставщиками, с государственными органами власти и конкурентами.

Приемник информации (monitor) Распространитель информации (disseminator) Представитель (spokesperson) - собирает и обрабатывает информацию о внешней среде организации, использует всевозможные контакты, формальные и неформальные связи для того, чтобы компания не оказалась в информационной изоляции. - принимает решение о том, какую информацию куда отправить, какую сделать конфиденциальной, какую передать подчиненным и т.д. - дает понять окружающему миру, в чем состоит особенность его компании, высказывая её официальную точку зрения; участвует на открытых семинарах и брифингах, где доводит до сведения заинтересованных лиц основные планы компании, её миссию, ценности и т.д.

Предприниматель (entrepreneur) Устраняющий нарушения (disturbance handler) Распределитель ресурсов (resource allocator) Ведущий переговоры (negotiator) - эта роль особенно важна для успеха компании: предприниматель разрабатывает стратегию деятельности, реализует проекты, направленные на достижение целей компании, пытаясь использовать её сильные и слабые стороны и особенности внешней среды для достижения намеченных целей - основная функция – корректировка деятельности исполнителей. Важно отметить быстроту реакции менеджера, выступающего в этой роли, так как корректирующая деятельность особо необходима в сложных и нестандартных ситуациях. - распределяет деньги, время, власть и прочие ресурсы для достижения намеченных целей фирмы. - основная деятельность – заключение соглашений, в частности контрактов внутри и за пределами компании, которые необходимы для достижения её целей.

Интересную классификацию предлагает Т.Базаров, различающий 4 роли менеджера в соответствии с основными категориями системного менеджмента: Процессы деятельности Организационные структуры Ресурсы Способы деятельности

Управленец Организатор Администратор Руководитель Занимается разработкой стратегии, пытается предусмотреть различные сценарии развития бизнеса путем постоянного мониторинга внешней и внутренней среды; четко формулирует видение и миссию организации, транслирует ценности компании её сотрудникам и занимается текущим контролем деятельности подчиненных. Его основная деятельность связана с формированием орг. структуры и системы внутренних коммуникаций, способствующей плавному и прогнозируемому функционированию системы управления; необходимо настроить сотрудников на командную работу и использовать их потенциал таким образом, чтобы достичь наибольшей эффективности. Распределяет ресурсы компании для достижения поставленных целей. Основная задача – стабильность функционирования формальной системы, где четко прописаны права и обязанности каждого сотрудника. Больше других заинтересован в правильном подборе и расстановке кадров, что необходимо для достижения целей компании; для него важна эмоциональная атмосфера в коллективе, снижение риска возникновения конфликтных ситуаций и учет интересов разных групп сотрудников.

Консультанты по организационному развитию Е.Емельянов и С.Поварницына рассматривают роли менеджера в контексте модели этапов развития ролей бизнесмена, выделяя с позиции анализа психологии субъекта управления следующую цепочку: предприниматель – менеджер – инвестор – лидер: Предприниматель в первую очередь заинтересован в выживании организации, поэтому старается вникнуть во все бизнес-процессы, которые могут повлиять на будущее компании. Его основная функция заключается в поддержании высокого уровня эффективности сделок и обеспечении необходимого уровня прибыли. Менеджер постепенно отходит от непосредственного участия в деятельности компании. Его внимание переключается на организационные процессы и структуры. Он скорее организует работу фирмы, нежели пытается самостоятельно решить ее проблемы. Инвестор ещё дальше отходит от «организации организации» и переключается на оценку будущей деятельности фирмы, отбирает бизнес-проекты и направления, которые, по его мнению, будут наиболее эффективны. Лидер концентрируется на поиске уникальных, никогда ранее не применяемых управленческих решений, инноваций, которые сочетают в себе высокую степень риска с потенциально большими выигрышами. Деятельность лидера требует неординарного мышления и комплексного видения ситуации.

Содержание управленческого труда можно раскрыть через описание профессиональных компетенций и навыков менеджера. Большое внимание в общем менеджменте уделяется личности руководителя – его профессионально значимым качествам, навыкам и компетенциям.

Стратегическое мышление Организация дел Организованность Коммуникация Развитие подчиненных Внешние контакты Навыки общения Управление конфликтами Проявление и поощрения внимания к качеству работы Достижение поставленных целей Управление переменами Проведение анализа

Ориентированность на изменения – способность подвергать сомнению результаты работы, существующий порядок взаимодействия с клиентами, бизнес-партнерами, руководством и коллегами, а также использовать эти изменения для совершенствования путей достижения конечных целей. Эффективное взаимодействие и сотрудничество – умение работать вместе с другими членами организации, добиваться координированных действий для реализации целей компании. Ориентированность на потребности клиентов предполагает стремление максимально понимать и удовлетворять их потребности, а также оценивать полезность осуществляемых действий с этих позиций. Причем к коллегам менеджер должен относиться как к внутренним клиентам. Ориентированность на результаты – понимание стоящих перед ним и компанией задач и умение добиваться их решения.

При изучении систем управления принято выделять следующие критерии их успешности: Результативность (effectiveness) как способность системы производить некий конкретный продукт (observable product) Эффективность (efficiency) как способность к получению наивысших результатов при наименьших затратах Производительность (performance) – употребляют часто в качестве синонима термину «эффективность»; как отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе.

«Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является стимулирующим элементом социальных изменений и примером значительных социальных перемен. И наконец, именно управление в большей степени, чем что-либо другое, объясняет самый значимый социальный феномен нашего века: взрыв образования. Чем больше на свете высокообразованных людей, тем в большей мере зависят они от организации. Практически все люди, имеющие образование выше среднешкольного, во всех развитых странах мира... проведут всю свою жизнь в качестве сотрудников управляемых организаций и не смогут жить и зарабатывать себе на жизнь вне организации. Могу добавить, что их учителя относятся к этому числу». П.Друкер, «гуру» современного менеджмента

Чтобы создать результативную организацию, нужно заменить власть ответственностью. Из пяти смертных грехов бизнеса первым, и как правило, самым распространенным является излишнее стремление к получению прибыли. Секрет японцев в том, что они не делают доклады о работе, а работают. Когда я вижу крупный и очень успешный бизнес, я понимаю, что кто-то, по меньшей мере однажды, очень по-крупному рискнул. Так как целью коммерческого предприятия является привлечение и удержание покупателей, у него могут быть две и только две функции: маркетинг и инновации. Маркетинг и инновации обеспечивают результаты, все остальное - это расходы. Раскрою вам секрет: заключать сделки лучше, чем просто работать. Заключать сделки забавно и приятно, а работа дело пыльное. Руководить чем-либо прежде всего, делать много тяжёлой и кропотливой работы. Заключать сделки это романтично, сексуально. Именно поэтому заключается столько совершенно бессмысленных сделок. Создание эффективного лидерства заключается в продумывании миссии компании, ее определении и установлении, четко и наглядно. Лидер устанавливает цели, указывает приоритеты, и устанавливает и поддерживает стандарты. Фирма, которая не успеет привлечь нужных людей, долго не продержится. Результаты зависят от маркетинга и новых технологий, все остальное – издержки.