Докладчик: директор Tuning-центра Шаповалов Валерий Кириллович
Проект Tuning-Rassia служит платформой для выработки университетами согласованных контрольных параметров (требований) по предметным областям, необходимой для обеспечения сопоставимости, совместимости и прозрачности программ. Согласованные параметры выражаются в терминах результатов обучения и компетенций.
Компетенции и ЗУНы Компетенция Компетенция – динамичное сочетание знания, понимания, навыков и способностей выпускника, применяемых им для успешной деятельности в определенной области.
Соотношение компетенций и дисциплин Компетенции формируются в рамках различных единиц программы и оцениваются на разных этапах обучения. Формирование компетенций осуществляется в интегрированной и цикличной форме в течение всей программы.
Общекультурные компетенции Пример 1
Профессиональные компетенции Пример 2
Матрица «дисциплины-компетенции» (прямая) Матрица «дисциплины-компетенции» (прямая) - представляет собой перечень дисциплин, в процессе изучения которых (поэтапно) реализуется формирование каждой компетенции (ОК или ПК) соответствующего стандарта.
Пример 3 Пример 3 Матрица «дисциплины-компетенции» (прямая)
Матрица «компетенции-дисциплины» (реверсивная) Матрица «компетенции-дисциплины» (реверсивная) – отражает «вклад» конкретных дисциплин, курсов, практик в формирование определенной компетенции.
Пример 4 Матрица «компетенции-дисциплины» (реверсивная)
Результаты обучения Tuning В рамках методологии Tuning результаты обучения определяются в терминах уровня компетенции, приобретаемой обучаемым. Результаты обучения Результаты обучения – это своего рода индикаторы уровня освоения компетенции обучающимся. Результаты обучения должны сопровождаться соответствующими критериями оценки.
Результаты обучения формулируются преподавателями как ожидаемые и измеряемые «составляющие» компетенций: знания;практические умения;опыт деятельности.
Формулировка результатов обучения является основой для оценки трудозатрат обучающегося и, следовательно, для распределения кредитов (зачетных единиц) по элементам (структурным единицам) образовательной программы.
Результат освоения компетенции Результат освоения компетенции - это интегративное владение знаниями, умениями и навыками, достаточное для выполнения соответствующей профессиональной деятельности.
Таблица уровней сформированности компетенции Таблица уровней сформированности компетенции – это таблица, в которой указаны индикаторы и дескрипторы формирования каждой компетенции по двум основным уровням: базовому и повышенному.
уровневые дeскрипторы, Для обеспечения сопоставимости уровней подготовленности обучаемого по предметным областям разрабатываются уровневые дeскрипторы, также выраженные в терминах компетенций.
Уровни, индикаторы и дескрипторы Пример 5 Наименование компетенции: Способность к организационно-управленческой работе в подразделениях социальных учреждений и служб Определение компетенции: Социальный работник способен организовывать деятельность по социальной работе на уровне подразделения социального учреждения (в том числе и полипрофессионального), учитывая особенности национально-культурного, половозрастного и социального положения граждан, нуждающихся в помощи.
Таблица уровней сформированности компетенции Уровень мастерства индикаторы Дескриптор 1Дескриптор 2Дескриптор 3Дескриптор 4 Указаны уровни освоения компетенции Показатель уровня освоения компетенции Описание знаний и умений, которыми владеет специалист Первый уровень (начальный) Способность организовывать и выполнять отдельные мероприятия в подразделении учреждения социального обслуживания Умение планировать деятельность Способен осознавать и формулировать задачи мероприятий по социальной работе на уровне подразделения Знает нормативные и правовые документы, регламентирующие деятельность социальных учреждений, и умеет использовать Умеет составлять собственные планы работы и планы деятельности малого рабочего коллектива Способен при планировании учитывать условия проживания клиентов и ресурсы социальной среды Умение организовыват ь деятельность Способен осознавать основные проблемы, возникающие в ходе реализации запланированны х мероприятий Способен учитывать нормативные документы при организации мероприятий Умеет организовывать собственную деятельность и деятельность малого рабочего коллектива Способен осуществлять координацию выполнения запланированных мероприятий Умение управлять и контролироват ь деятельность Способен формулировать цели текущего контроля Способен использовать регламентирующие документы при организации контроля Умеет осуществлять текущие (оперативные) проверки деятельности малого рабочего коллектива
Второй уровень (профессиональный). Способность руководить подразделением в учреждении социального обслуживания, разрабатывая планы деятельности и осуществляя в их рамках организации и контроль Умение планировать деятельность подразделения социального учреждения Умеет разрабатывать и формулировать миссию и цели деятельности подразделения в составе социального учреждения Знает и использует законодательные акты при планировании деятельности подразделения в учреждении Умеет разрабатывать краткосрочные и долгосрочные планы деятельности подразделения в составе социального учреждения Умеет разрабатывать мероприятия с учетом этнокультурных и социальных особенностей клиентов учреждения Умение организовывать деятельность подразделения в составе социального учреждения Умеет организовать предоставление социальных услуг и социальной помощи клиентам с различными социальными потребностями Умеет организовать деятельность полипрофессиональной группы сотрудников по выбору технологии решения проблемы клиента Умеет организовать супервизорство и привлекать к выполнению работы сторонних специалистов Умеет мотивировать сотрудников структурного подразделения к выявлению потребностей и интересов клиентов Умение контролировать деятельность подразделения в интересах социального учреждения Способен определять цели контроля деятельности подразделения в социальном учреждении Умеет контролировать соблюдение основных нормативных и законодательных требований в практике социальной работы с различными группами населения Способен учитывать результаты деятельности социального учреждения в мультикультурной и полиэтнической среде Способен оценить изменения в социальных ситуациях клиентов, произошедших в результате деятельности подразделения
Третий уровень (высший) Способность руководить учреждением социального обслуживания, разрабатывать и внедрять инновационные проекты Умение планировать деятельность социального учреждения Умеет разрабатывать миссию и цели социального учреждения, в том числе миссию и цели некоммерческих объединений Умеет применять законодательные акты федерального, регионального уровня при планировании социальных проектов Способен разрабатывать краткосрочные и долгосрочные планы работы социального учреждения и социальной службы, социальные программы и проекты Способен проектировать деятельность полипрофессиональной группы сотрудников нескольких подразделений социального учреждения по решению конкретных (реальных) проблем граждан с учетом особенностей их национально-культурного, половозрастного и социального положения Умение организовывать деятельность социального учреждения Способен привлечь в деятельности специалистов других учреждений, в том числе и некоммерческих объединений и волонтеров Способен организовать деятельность полипрофессиональной группы сотрудников нескольких подразделений социального учреждения по решению проблем граждан с учетом особенностей их национально- культурного, половозрастного и социального положения Способен организовать коррекцию выполняемых программ, в том числе и с использованием супервизорства и оперативной экспертизы Способен учитывать особенности социальной работы в общественных, религиозных и благотворительных организациях, ассоциациях юридического направления Умение контролировать деятельность социального учреждения Способен разработать схемы отчетности и контроля социальных программ и проектов Умеет организовать текущий контроль деятельности социального учреждения илм выполняемых социальных программ и проектов Способен предложить систему повышения квалификации сотрудников социального учреждения в контексте международных требований к соц. работнику Способен оценить социальные изменения, произошедшие в результате деятельности социального учреждения или выполнения социальных программ и проектов
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА по направлению Социология Паспорт компетенции Разработчики: 1. Наименование компетенции: Индекс ОК-7 Формулировка:
1. ПАСПОРТ КОМПЕТЕНЦИИ 1.1. Место и значимость компетенции в результате образования выпускника вуза. … 1.2. Структура компетенции бакалавр Знает: Умеет: Владеет:
1.3. Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов - выпускников вуза
2. КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ 2. КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ 2.1 Компонентный состав компетенции
2.2. Содержательная структура компонентов компетенции
Перевод компетенций в результаты изучения дисциплины, содержание и временные параметры учебной деятельности Код компетенц ии Результаты обучения (знать, уметь, владеть) Обучающая деятельность Ожидаемо е время, затраченн ое студентам и (в часах) Учебная деятельност ь (также изучение текстов и источников) Ожидаемо е время, затраченн ое студентам и (в часах) Формы оценивания 1 2