Ресурсный подход к оценке качества образования Из опыта МОУ гимназии 32 Н.Ю. Шеленкова, зам. директора по НМР.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Инновационные ресурсы развития методической службы гимназии Н.Ю. Шеленкова, зам. директора по НМР МАОУ гимназии 32.
Advertisements

Окружной педагогический Форум «Организация методической работы образовательного учреждения в условиях введения ФГОС»
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Ра звитие системы методической работы в условиях внедрения ФГОС в МБОУ СОШ 12 Зорина Н. Л. МБОУ СОШ 12.
Критерии осуществление учреждением образования методической, организационной, информационной, консультационной поддержки деятельности других учреждений.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
Инновационные ресурсы развития методической службы гимназии Н.Ю. Шеленкова, зам. директора по НМР МОУ гимназии 32.
МОУ СОШ 2 городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Деятельность, направленная на реализацию новых идей и знаний в области образования с целью их практического использования для удовлетворения определённых.
Совершенствование педагогического мастерства через участие в методической работе.
Организация методической работы в учреждениях дополнительного образования в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей Руженцева.
Изменение подходов к содержанию деятельности администрации школы в условиях перехода на новое качество образования.
«МБУ КИМЦ – системный оператор по реализации стратегии развития муниципальной системы образования на основе эффективного обеспечения деятельности образовательных.
Бутырская М.А.. Создание в образовательном пространстве образовательного комплекса условий для становления и развития социально зрелой, адаптивной, творческой,
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Муниципальное образовательное учреждение «Большетарховская общеобразовательная средняя школа» 2008/2009 учебный год.
Государственное общеобразовательное учреждение ГИМНАЗИЯ 196 Проект опытно-экспериментальной работы по теме: «Организация интерактивного взаимодействия.
Качество образования каждому ученику. Качество образования – масштабное и многогранное понятие, которому придается особое значение в современных условиях.
Транксрипт:

Ресурсный подход к оценке качества образования Из опыта МОУ гимназии 32 Н.Ю. Шеленкова, зам. директора по НМР

О каких ресурсах идет речь? человеческие ресурсы – интеллект, здоровье, эмоции, творческие возможности учителей и учащихся; затраты времени как на классные, так и на домашние занятия; дидактические ресурсы в виде учебных книг и других пособий для учащихся; методические ресурсы – известные образовательные технологии, которые могут быть использованы в учебном процессе.

Ресурсный подход Контроль эффективности использования имеющихся ресурсов: кадровых, временных, материальных, финансовых, методических ресурсов. Главными являются временные и человеческие ресурсы.

Ресурсный подход к внутришкольному контролю Оценка качества образования в современных условиях функционирования школы предполагает интеграцию внутренней оценки и внешней оценки. Система внутренней оценки – внутришкольный контроль как элемент обратной связи, по результатам которого принимаются управленческие решения.

Эффективность использования человеческих ресурсов В современной теории и практике управления акцент делается на эффективном использовании человеческих ресурсов, а в связи с этим придается большое значение квалификации сотрудников и мотивации их деятельности. Контроль становится менее жестким и более экономичным.

Понятие внутришкольного контроля Систематическая, целенаправленная проверка работы учителя администрацией школы, одна из форм руководства педагогическим коллективом (Педагогическая энциклопедия (1964 г.) Внутришкольный контроль как один из элементов самоуправления в школе (Российская педагогическая энциклопедия (1993 г.).

Эффективность использования имеющихся ресурсов как объект контроля специально организованная деятельность, которая заключается в оценке эффективности использования имеющихся ресурсов для достижения желаемых результатов.

Изменение ситуации спрос на конкретные образовательные услуги определяется двумя основными параметрами данных услуг – их качеством и «ценой», под которой имеются в виду затраты человеческих и временных ресурсов; рынок труда в сфере образования, который характеризуется дефицитом кадровых ресурсов ; возможности выбора в сфере образования и рост зависимости школы от финансовой поддержки родителей.

Изменение ситуации традиционный подход констатация того, что есть сейчас выявление имеющихся недостатков в работе учителей частичные изменения в учебном процессе, постоянное увеличение объема деятельности; проблемный подход контроль как средство самоанализа и рефлексии педагогической деятельности констатация новых потребностей школы

Проблемный подход основан на принципах : достоверности и объективности информации; создания и использования рациональных документов, подлежащих внутришкольному контролю; сочетания проверки с оказанием реальной помощи исполнителям; расширения круга субъектов контроля (привлечение к контролю руководителей методических объединений, актив учителей и общественные организации школы); оптимального распределения функций для внутришкольного аудита; учета всех операций в адекватных банках информации (базе данных и т.д.).

Следствие: Важной составляющей современного внутришкольного контроля становится необходимость не только информирования о результатах контроля педагогов школы и принятия соответствующих управленческих решений, но и отчета образовательного учреждения перед родителями учащихся.

Три направления внутришкольного контроля, соответствующие направлениям оценки качества образования : Оценка образовательных результатов, достигаемых школой. Оценка условий образовательной деятельности. Оценка повышения квалификации педагогических кадров.

Направление внутришкольного контроля «Оценка условий образовательной деятельности». Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы школы: a) Основные формы организации обучения; b) Валеологические условия; c) Соблюдение прав участников образовательного процесса. Содержательные условия, учебный план, учебные программы и учебно-методические комплексы, конструируемые, выбираемые, создаваемые и обеспечиваемые школой. Кадровые условия, обеспечивающие реализацию содержания образования в учреждении.

Направление внутришкольного контроля «Оценка повышения квалификации педагогических кадров». Группы учителей, выявленные по результатам обученности учащихся: Те, кто практически не имеет проблем и сам готов передавать свой позитивный опыт. Управленческие решения: перевод на самоконтроль, привлечение к работе в качестве консультанта, супервизора (создает психологически комфортные условия для субъекта профессиональной деятельности и нацелен на исправление профессиональных ошибок), модератора (реализует взаимодействие профессионалов одинакового уровня подготовленности с целью разработки новых методик) и др. учителя этой группы имеют полное право на свободу выбора методической стратегии в своей работе.

Направление внутришкольного контроля «Оценка повышения квалификации педагогических кадров» Те, кто имеет ряд проблем. Управленческие решения: продолжение контроля и в периоды между рубежным контролем, различные формы повышение квалификации: совместная работа с коллегой – супервизором, повышение квалификации на соответствующих курсах и др.

Направление внутришкольного контроля «Оценка повышения квалификации педагогических кадров» Те, кто имеет значительные проблемы. Управленческие решения: персональный контроль, самые разнообразные способы, помогающие выявить пробелы в подготовке учителя; переподготовка учителя.

Внутрикорпоративное обучение Расширение полномочий и ответственности персонала и сокращение звеньев иерархии управления. Коллективные нормы, ценности и убеждения членов коллектива для достижения общих целей и задач. Согласованность ценностных позиций и понимание истины, что их профессиональная успешность и благополучие организации тесно взаимосвязаны. Контроль квалификации учителя предполагает наличие новых способов контроля. Необходимость повышения квалификации и тех, кто его непосредственно осуществляет.

Внутрикорпоративное обучение В основе постоянного обучения лежат такие идеи, как: «выбор», «инициатива», «сотрудничество» и «успех». Учителю и администратору предоставляется возможность выбора программы повышения квалификации, формы предъявления результатов, способов работы над проблемой, участия в выполнении совместных проектов.

Преимущества внутрикорпоративного обучения возможность гибкого реагирования на меняющуюся ситуацию в образовании; постоянный характер обучения, т.е. повышение квалификации на рабочем месте осуществляется непрерывно в течение всей профессиональной карьеры; возможность осуществления не только предметной переподготовки учителей, но также и межпредметной и внепредметной; возможность организации командной работы учителей и администраторов школы; возможность распространения ценного опыта отдельных учителей школы по приоритетным направлениям развития системы образования; постоянное повышение квалификации всего коллектива школы, а не только отдельных педагогов; оказание непрерывной квалифицированной методической помощи конкретным учителям по решению конкретной проблемы; возможность в большей степени учитывать особенности как самого человека, так и школы, в которой он работает. Риски?!

Новые задачи администрации не просто обеспечить повышение квалификации учителей, а стимулировать учителей повышать свою квалификацию в соответствии с запросами гимназии.

Актуальность проблемы Необходимым условием развития гимназии как динамического развивающегося инновационного образовательного пространства является переход к модели личностно-ориентированной методической системы.

Критерии личностно ориентированной системы методической работы Создания системы условий (ситуаций), обеспечивающих проявление и развитие личностного потенциала педагогов. Основные тенденции: – доминирование индивидуально-групповых форм; – использование активных форм и методов работы; – технологичность; – деятельностный подход к обучению; – педагогика сотрудничества.

Приоритетные направления Обеспечение образованности каждого учителя и создание возможностей для его индивидуального продвижения и самореализации; Обобщение и распространение передового педагогического опыта по педагогике сотрудничества; Активное освоение коммуникативных методов обучения; Информационное и методическое обеспечение профессионального развития учителя; Консультативная помощь учителю в самореализации через создание инновационной методической и педагогической системы; Осознание взаимоотношений «учитель-ученик» как равноправных субъектов образовательного процесса; Установление горизонтальных связей самоуправления и саморегуляции на уровне межпредметных временных творческих групп учителе (проектная деятельность).

Структурные уровни: 1. Индивидуальный – научно-методическая работа учителей по планам индивидуальной исследовательской и экспериментальной работы. 2. В составе творческих проблемных групп по разработке определенного направления. 3. В составе временных творческих объединений по решению текущих задач эксперимента 4. На уровне экспериментальной площадки гимназии 5. На уровне общей научно-методической проблемы гимназии текущего года

Структурные уровни: 6. На уровне многолетних целевых программ развития гимназии: «Управление гимназией на основе системной компьютеризации»; «Одаренные дети»; «Интеграция медиаобразования с базовым и профильным в образовательном пространстве гимназии»; «Воспитательная деятельность гимназии на основе системного технологического подхода»; Программа эколого-валеологического воспитания «Здоровье».

Нормативно-правовая база опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности учителей гимназии Положение о научно-методической службе МОУ гимназии 32; Положение о научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности педагогических работников МОУ гимназии 32; Положение о научно-практической конференции педагогов МОУ гимназии 32; Положение о конкурсе на лучшую методическую кафедру; Положение о творческой (проблемной) группе учителей МОУ гимназии 32; Положение о рейтинговой оценке профессиональной деятельности учителей; Положение о формах непрерывного образования педагогов МОУ гимназии 32;

Информационно-организационное обеспечение управления НМР Структурирование управленческой сферы на основе формирования гибких горизонтальных информационных связей. Организация оптимальной системы самоуправления на основе уровневой модели организации методического процесса. Делегирование функций контроля (перевод на самоконтроль), целеполагания, планирования на уровни творческих групп, лабораторий, индивидуальный уровень методической работы. Передача учителю авторских, а не только исполнительских полномочий. Формирование нормативной базы деятельности временных творческих коллективов, межпредметных лабораторий.

Информационно-аналитический центр гимназии Матрица оценки качества образовательного процесса БРОКО: заполняет экспертная группа по итогам учебного года Технология блочно-рейтинговой оценки результатов деятельности работников гимназии Технология компетентностного подхода

Наименование потребности Мотивы деятельности Некоторые способы удовлетворения потребностей педагога Самовыражение Рост профессионального мастерства. Общекультурное развитие. Работа, позволяющая проявлять свои возможности и реализовывать свои идеи. Лидерство. Привлечение к участию в инновационной деятельности. Включение в коллективную деятельность в составе творческих проблемных групп, команд – разработчиков проектов. Признание и самоутверждение Ощущение успеха, признание, одобрение, возможность действовать самостоятельно, перспективы продвижения. Обобщение опыта работы, публикации, привлечение к управленческой деятельности. Принадлежность и причастность Возможность полноценного общения, хорошие отношения с сотрудниками, информированность, участие в выработке решения. Привлечение к общественной работе, привлечение к коллективному анализу проблем организации, совместное проведение досуга (экскурсии, вечера и т.д.) Мотивационная сфера педагогов: ориентиры, потребности и способы их удовлетворения

Модели внутрикорпоративного обучения персонала гимназии Комплексная «командная» переподготовка администраторов и учителей школы всех ступеней одновременно, которая организуется, если необходимо найти путь решения конкретной проблемы, выявленной в результате внутришкольного контроля, общей для всех учителей школы. Учителя школы включаются в процесс разработки конкретного продукта, например, пакета разнообразных контрольных тестовых материалов, разработки системы оценки образовательных результатов школьников параллели или ступени и т.д. Разработанный продукт апробируется разными учителями в практической деятельности, затем полученные результаты обсуждаются и вносятся необходимые коррективы. Для подготовки администраторов и учителей организуются обучающие семинары, практикумы, тренинги. Для экспертизы разработанных продуктов в школе могут быть созданы, например, экспертный совет, проведены психолого-педагогические консилиумы и др.

Группы международных проектов Проектная группа системы менеджмента качества Переговорная площадка «учитель- администрация» Проектная группа «Портфолио» Лаборатории оценки качества образования Проектная группа «Школьное питание» Центр профессиональной ориентации Инициативная группа проектной деятельности Переговорная площадка «учитель-администрация- семья» Социо-валео- психологическая служба Информационно- аналитический центр Общественно- государственное управление гимназией Командная работа администрации гимназии Социальное партнерство

Группа тьюторов Сменная группа по преемствен- ности Электронное портфолио Лаборатории оценки качества образования Группа здоровьесбе- регающих технологий Информационно- аналитический центр Проектная группа «Электронный журнал» Проектная группа «Портфолио» Проектная группа «Информатизация образования» Объединение творческих групп по внедрению инновационных технологий Предметные лаборатории Методические предметные кафедры Переговорная площадка «учитель- администрация» Переговорная площадка «учитель- администрация-семья» Социо-валео- психологическая служба Научно- методический совет Командная работа педагогов Независимые эксперты

Группы научно- технических проектов Волонтерские группы Группа экологических проектов Проектная группа «Школьное питание» Группа мониторинга качества образования Информационно- аналитический центр Группа дизайн- проектов Проектная группа «Спортивный центр» Совет родителей Школьный парламент Переговорная площадка «учитель- администрация-семья» Социо-валео- психологическая служба Управляющий совет гимназии Научное общество учащихся и педагогов Командная работа педагогов, учащихся, родителей

Модели внутрикорпоративного обучения персонала гимназии Круговая модель разработки проектов. Данная модель, с одной стороны, имеет четкую структуру содержания, а с другой – является открытой и гибкой, учитывает опыт и проблемы гимназии. Выстраивается непрерывный процесс, т.е. приобретенный опыт решения одной проблемы становится основой для появления новых проблем. Вариантом решения проблем являются разработанные администрацией совместно с учителями проекты осуществления внутришкольного контроля.

Дидактические принципы повышения квалификации администраторов и учителей: Практическая ориентация, т.е. процесс повышения квалификации тесно связан с конкретными проблемами гимназии. Ориентация на проблемы, т.е. повышение квалификации проектируется исходя из тех проблем, которые являются важными и осознаваемыми как значимые для гимназии и конкретного учителя. Ориентация в процессе повышения квалификации на осознание администрацией гимназии и учителями новых проблем.

Горизонтальная карьера - деловая карьера, предполагающая: либо перемещение работника в другую функциональную область деятельности; либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре, обогащение труда, т.е. качественное изменение характера работы, существующее в таких формах, как расширение ответственности, предоставление больших прав в деле распоряжения ресурсами, участие в работе различных комитетов и специальных творческих групп, повышение информированности; выстраивания для каждого обучающегося индивидуального образовательного маршрута.

Адресное повышение квалификации Внутрикорпоративное обучение позволяет сделать повышение квалификации педагогов адресным, направленным на решение конкретных проблем. Одна из задач внутришкольного контроля -выявление проблем, возникающих в работе конкретных учителей с тем, чтобы спланировать программу внутрикорпоративного обучения.

Таким образом, регулярное повышение профессионального уровня учителей становится одной из самых актуальных задач внутришкольного контроля. Организация профессионального обучения выступает одной из основных функций управления персоналом. Знания и квалификация работников рассматриваются как принадлежащий организации и приносящий прибыль капитал, а затраты на обучение – как доходные капиталовложения.

Принципы обучения взрослых ( Мальколм Ноулз) 1. Обучение взрослых должно быть проблемно ориентировано. 2. Обучение взрослых должно опираться на их опыт. 3. Опыт, полученный в результате обучения, должен быть значимым для обучаемого. 4. У обучаемого должна быть возможность применить получаемые знания и навыки. 5. Цели обучения должны быть сформулированы при участии обучаемых. 6. Обучаемый должен получать обратную связь о достигнутом прогрессе по отношению к целям.