Понятие педагогической технологии. Определения Технология обучения или педагогическая технология – совокупность воспроизводимых способов организации учебного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Контроль - выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых, Контроль - выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых, Проверка.
Advertisements

Тест как составляющая мониторинга в начальной школе МОУ «Большечаусовская основная общеобразовательная школа» Зырянова И.Л. Учитель начальных классов.
ДИАГНОСТИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕМА 13. Понятие о педагогической диагностике и ее функции в обучении. Этапы и методы диагностирования. Основные понятия: диагностика,
Критериальное оценивание планируемых результатов образования Фисенко Т.И., доцент кафедры ТиМО ХК ИРО.
Тестовые технологии как средство повышения качества образования Педсовет г.
Технология достижения планируемых результатов Презентация Оксимец О.А. МОУ «СОШ 10» г. Нефтеюганска на основе материалов ФГОС.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ Использование программы MyTestX.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Немешаева А.Г. МОУ СОШ Использование тест - контроля на уроках математики.
Различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся.
Понятие «педагогическая диагностика» было предложено немецким исследователем К. Ингенкампом в 1968 году по аналогии с медицинской и психологической диагностикой.
«Применение технологии проблемного обучения.. Цель: изучить приёмы проблемного обучения в преподавании истории и обществознания. Задачи: - познакомиться.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Диагностика предметной обученности Бензар И.Г. МОУ гимназия 9.
Вопрос 1: Вопрос 1: Сущность понятий «технология», «педагогическая технология» и «технология обучения» Технология - Технология - система взаимосвязанных.
Создание теста с помощью программы My Test МКОУ СОШ с. Вязовка учитель физики Харитонов Г.В.
Тестовый контроль на уроках математики Курсовая работа ГОУ СПО РМЭ «Аграрно-строительный техникум» Таныгина Зинаида Андреевна с. Вятское 2007.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Транксрипт:

Понятие педагогической технологии

Определения Технология обучения или педагогическая технология – совокупность воспроизводимых способов организации учебного процесса с четкой ориентацией на диагностично заданные цели. Технология обучения или педагогическая технология – совокупность воспроизводимых способов организации учебного процесса с четкой ориентацией на диагностично заданные цели. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин). Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).

Понятие педагогической технологии Современная трактовка понятия «педагогическая технология» определяется достаточно широко: 1. Целенаправленное использование объектов, приемов, технических средств обучения, событий и отношений в учебно-воспитательном процессе. 2. Целенаправленное структурирование и представление педагогической информации и системы организации коммуникаций в педагогическом процессе. 3. Система управления познавательной деятельностью учащихся. 4. Конструирование средств и методов педагогического процесса для решения определенных задач.

Понятие педагогической технологии Планирование процесса обучения и воспитания. 6. Комплексный интегративный процесс, включающий системное соединение идей, способов организации людей, ресурсов для достижения цели образования. 7. Технология проектирования педагогических систем. 8. Методология планирования, реализация и оценивания образовательных процессов.

Понятие педагогической технологии Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами. научным: научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; процессуально-описательным: процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения плакируемых результатов обучения; процессуально-действенным: процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Понятие педагогической технологии Таким образом Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Понятие педагогической технологии Структура педагогической технологии. а)концептуальная основа; б)содержательная часть обучения: - цели обучения - общие и конкретные; - содержание учебного материала; в)процессуальная часть - технологический процесс: - организация учебного процесса; - методы и формы учебной деятельности обучающихся; - методы и формы работы преподавателя; - деятельность преподавателя по управлению процессом усвоения материала; - диагностика учебного процесса.

Признаки педагогических технологий

Для педагогической технологии присущи следующие признаки: диагностическое целеполагание результативность экономичность воспроизводимость корректируемость визуализация Таким образом, педагогическая технология - это воспроизводимые способы организации учебного процесса с четкой ориентацией на диагностично заданную цель.

Признаки педагогических технологий Цель обучения (воспитания) поставлена диагностично, если: дано настолько точное определенное описание формируемого личностного качества, что его можно безошибочно отличать от любых других качеств личности; дано настолько точное определенное описание формируемого личностного качества, что его можно безошибочно отличать от любых других качеств личности; имеется способ, инструмент для однозначного выявления диагностируемого качества личности в процессе объективного контроля его сформированности; имеется способ, инструмент для однозначного выявления диагностируемого качества личности в процессе объективного контроля его сформированности; возможно измерение интенсивности диагностируемого качества на основе показателей контроля; возможно измерение интенсивности диагностируемого качества на основе показателей контроля; существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения. существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.

Основные понятия. Цели. Целеобразование.

Процесс целеобразования можно представить в виде 3 уровней: 1. Глобальный уровень 1. Глобальный уровень целеобразования это общественно-государственный заказ, идеал. 2. Этапный уровень 2. Этапный уровень целеобразования это цели которые, ставит перед собой учебный план, учебная программа. 3. Оперативный уровень 3. Оперативный уровень целеобразования это цели изучения предметов, учебно-методические материалы по дисциплине.

Основные понятия. Цели. Целеобразование. Таким образом, в процессе обучения различают следующие виды целей: образовательной программы, образовательной программы, образовательной области, образовательной области, учебного предмета в целом, учебного предмета в целом, раздела, темы, раздела, темы, занятия, элемента занятия. занятия, элемента занятия.

Основные понятия. Цели. Целеобразование. Эти виды цели могут быть заданы с различной степенью конкретизации, различными способами, но вместе с тем, они должны отвечать следующим условиям: диагностичность, диагностичность, то есть должны быть средства для проверки; достижимость; операционность, операционность, то есть должны быть средства ее достижения.

Основные понятия. Цели. Целеобразование. Способ описания эталонного результата. 1. Характеристика внешних условий; 2. Ожидаемые учебные результаты (или "наблюдаемые действия"); 3. Их эталонные признаки (критерии); 4. Метод оценки (измерения). Описание эталонного результата обучения Внешние Результаты Требования Метод условия работы ученика к его работе оценки

Основные понятия. Цели. Целеобразование. Требования к целям обучения. Цели обучения должны быть: жизненно необходимыми, реально достижимыми, точными, проверяемыми, систематизированными и полными без избыточности, т.е. диагностичны по всем основным свойствам личности.

Диагностика качества образования

Диагностика в педагогическом процессе понимается, как и привычный термин "контроль в учебном процессе" как и привычный термин "контроль в учебном процессе" это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, его точное определение результатов. Без диагностики невозможно Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных результатов, определенных целями обучения Цели дидактического диагностирования: своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса и его продуктивность.

Диагностирование включает в себя: контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Диагностика качества образования Проверк а Контроль Измерение Выявление Процесс Результат(оценка) Оценивание Цель: Цель: обеспечение обратной связи между преподавателем и обучающимся.

Диагностика качества образования Основой для оценивания Основой для оценивания успеваемости обучающегося итоги (результаты) являются итоги (результаты) контроля. качественные количественные Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы обучающихся. Количественные– Количественные – 1,2,3,4…(баллы) или %(проценты) Качественные – Качественные – оценочные суждения(«отлично», «хорошо»)Важно: Оценка - значение. Оценка - это не число, получаемое в результате измерений и вычислений, а приписанное оценочному суждению значение.

Диагностика качества образования Количественное значение уровня обученности получается тогда, когда оценку понимают (и определяют) как соотношение между фактически усвоенными знаниями, умениями и общим объемом этих знаний, умений, предложенным для усвоения. Показатель усвоения (продуктивности обучения) вычисляется из соотношения:

Диагностика качества образования О = Ф/П 100%, где О - О - оценка успеваемости (обученности, продуктивности), Ф - Ф - фактический объем усвоенных знаний, умений; П - П - полный объем знаний, умений, предложенных для усвоения. 0%

Диагностика качества образования Функции оценки: констатация уровня обученности; стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность.

Диагностика качества образования Важнейшие принципы диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) обучающихся: объективность; систематичность; наглядность (гласность).

Диагностика качества образования Качество усвоения обучающимися подлежащего изучению материала, приобретенного (усвоенного) ими опыта и деятельности, которую они могут осуществлять в результате обучения, может характеризоваться уровнями усвоения (деятельности): 1-й уровень - уровень представления (знакомства). 2-й уровень - уровень воспроизведения. 3-й уровень - уровень умений и навыков. 4-й уровень - уровень творчества.

Диагностика качества образования Для достижения любого уровня усвоения студент должен осуществить учебную деятельность (УД), состоящую из трех видов действий: ориентировочной основы действия (ООД), исполнительских действий (ИД) и контрольных действий (КД), выполняемых студентами обычно с помощью преподавателя: УД = ООД + ИД + КД.

Диагностика качества образования ООД - ООД - получение студентами необходимой информации, осознании поставленной перед ними задачи усвоения; ИД - ИД - интеллектуальной переработке полученной информации и выполнении упражнений с целью усвоения знаний, умений и навыков. КД - КД - действия, с помощью которых проверяются полнота, правильность и качество выполнения ООД и ИД.

Диагностика качества образования инструмент Для измерения учебного процесса нужен инструмент, с помощью которого можно объективно оценивать результаты, обеспечивать его упорядочение и осуществлять управление. Объектом Объектом педагогической оценки в учебном процессе является деятельность обучающихся Предметом - Предметом - результаты этой деятельности, выраженные в различных качественных характеристиках. Наиболее представительными из них выступают обученность и воспитанность.

Диагностика качества образования Обученность Обученность отражает способность обучающегося оперировать знаниями и умениями при решении теоретических и практических задач, которые приобретаются им в действиях над конкретным учебным материалом. Воспитанность Воспитанность это показатель сформированных отношений студентов к окружающему их миру (к людям, событиям, вещам и т.д.), которые реализуются в их социальной деятельности, в умственных и практических действиях при решении общественных задач.

Диагностика качества образования Педагогическая оценка обладает рядом фундаментальных свойств: объективностью, всесторонностью, качественной и количественной определенностью (детерминированностью), точностью, надежностью, современностью, результативностью и др.

Диагностика качества образования Методы контроля зависят от того: 1. Какая обучающая процедура контролируется? 2. Что контролируется ход процедуры или ее результат? 3. Какие задания для проверки хода и результатов обучающей процедуры используются? 4. Какие ответы студентов используются при выполнении контрольных заданий? 5. Какова частота и периодичность контроля?

Диагностика качества образования По указанным основаниям выделяются: методы контроля объяснения и уяснения содержания учебного материала, методы пооперационного контроля и контроля по результату, контроль с помощью заданий на воспроизведение знаний (пересказ содержания порции как письменно, так и устно), постановки вопросов по содержанию и предъявления задач, решаемых с применением знаний. контроль с помощью конструируемых ответов. систематический и эпизодический, частый и нечастый контроль, промежуточный и конечный (рубежный, итоговый). Основная задача контроля объяснения и уяснения содержания материала ~ проверить уровень достигаемых целей.

Диагностика качества образования Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала Применение рейтинга является системой, организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность. Рейтинговая система контроля учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с приобретением знаний, умений и других показателей, формирующих личностные качества студента: участие в научной работе на кафедре, написание реферата, участие в конкурсах научно-технического творчества, выступление с докладом на студенческой научной конференции и др.

Диагностика качества образования Рейтинговая сумма баллов формируется по результатам таких видов контроля, как: 1. Входной контроль 2. Текущий контроль 3. Рубежный контроль 4. Итоговый 5. Отсроченный контроль

Диагностика качества образования Инструментом измерения для рейтинговой системы является правильно построенный и хорошо составленный тест, который соответствует не только предмету обучения, но и его задачам. Таким образом, Таким образом, рейтинг является не только оценкой уровня усвоения знаний, но и служит развитию и закреплению системного подхода к изучению дисциплины.

Тестирование

Тестирование Педагогическое тестирование как один из методов контроля усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков обладает важными преимуществами перед традиционными методами контроля знаний: Более высокая объективность контроля Оценка, получаемая с помощью теста, более дифференцирована. Тестирование обладает более высокой эффективностью, чем традиционные методы контроля.

Тестирование К достоинствам компьютерной формы тестирования следует отнести: объективность тестирования - ЭВМ "беспристрастна" при предъявлении тестовых заданий и подсчете результатов их выпол­нения; удобство фиксации, хранения и представления результатов тестирования, а также возможность их автоматизированной обра­ботки, включая ведение баз данных и статистический анализ; удобство реализации процедур индивидуально- ориентированного тестирования; возможность создания таких тестовых заданий, которые не могут быть представлены без компьютера, например с использованием графических, динамических, интерактивных и другие специфических возможности представления тестовых заданий

Тестирование Недостаток компьютерного тестирования. Недостаток компьютерного тестирования заключается в том, что от испытуемого требуются хотя бы минимальные навыки работы с компьютером. Поэтому надо составлять тесты таким образом, чтобы испытуемый не тратил больших усилий и внимания на восприятие вопроса и выбор ответа, и это не влияло бы на показанный результат.

Тестирование Тест может быть охарактеризован как эффективный, если он удовлетворяет определенным требованиям: Основные требования по обеспечению эффективности теста Валидность содержательная; прогностическая; конкурентная; дифференциальная; очевидная и др. Дискриминативность Надежность Ретестовая; Характеризующая внутреннюю согласованность теста Обоснованный выбор шкалы оценивания результатов тестирования

Тестирование Правильно составленные тесты обученности должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть: краткосрочными относительно краткосрочными, т. е. не требовать больших затрат времени; однозначными однозначными, т. е. не допускать произвольного толкования тестового задания; правильными правильными, т. е. исключать возможность формулирования многозначных ответов; краткими относительно краткими, требующими сжатых ответов;

Тестирование информационными информационными, т. е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или даже интервальной шкалой измерений; удобными удобными, т. е. пригодными для быстрой математической обработки результатов; стандартными стандартными, т. е. пригодными для широкого практического использования измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.

Тестирование Тесты можно классифицировать по следующим основаниям как виды: По средствам, используемым в процессе тестирования: бланковые предметные аппаратурные практические По количеству одновременно обследуемых людей: индивидуальные групповые По форме ответа: устные письменные

Тестирование По ответам тесты делятся на тесты с ответами: Открытого типа: 1. Задания свободного изложения (примером являются задания неоконченных предложений). 2. Задания-дополнения (для каждого пропущенного слова ставится отдельное многоточие).

Тестирование Закрытого типа: 1. Альтернативный тип ответов (АО). Испытуемый должен выбрать один из вариантов ответов «да» или « «нет». 2. Задачи с множественным выбором (предполагают наличие вариативности в выборе, чтобы было не менее 3-х правдоподобных ответов). 3. Задачи соответствия (необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия двух списков). 4. Аналогии. 5. Задания на исключение лишнего (найти общие закономерности между элементами и сделать вывод об их подобии или различии). 6. Последовательности (на завершение последовательности)

Тестирование Закрытые задания, наиболее часто встречающиеся на практике, состоят из двух частей: основной части, содержащей утверждение или вопрос; вариантов выбора, или некоторого количества возможных ответов, из которых тестируемый должен выбрать правильный ответ.