История вечерних школ г. Пскова. Из истории вечерних школ Энциклопедическая справка: ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ общеобразовательные учебные заведения для молодёжи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Калянова Тамара Николаевна Родилась 19 декабря 1932 г. в маленькой деревушке Бежаницкого района, Псковской области, в семье служащего. До Великой Отечественной.
Advertisements

Педагоги Будогощской средней школы-участники Великой Отечественной войны.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» Новоалтайск.
Открытый урок по краеведению на тему: «Великая Отечественная война в судьбах наших учителей».
Директора школы 13 Автор: Смородина Анастасия Алексеевна Ученица 5Б класса МОУ СОШ г.
Все изменится и забудется, Не забудетесь только Вы, В нашей памяти останетесь Воплощением доброты. Средняя школа 3, Октябрьский район, г. Красноярск.
Городской конкурс слайд-шоу, посвященный празднованию Дня оружейника НОМИНАЦИЯ «Я ПОМНЮ, Я ГОРЖУСЬ»
МОУ Краснинская средняя школа. Изведав всё : и радости, и беды, И тяжесть ран от вражьего свинца, Они дожить сумели до Победы, Пройдя войну до самого.
Директора суровых военных лет 65-летию Великой Победы Научно-исследовательский проект Выполнила: Бахтина Елена Юрьевна, ученица 7-а класса Руководитель:
Выполнил: Долгов Н. Студент 2 курса ГБОУ СПО «Нижегородский дизелестроительный техникум» Руководитель: Карачарова Е.Н.
«Гордость и слава нашей школы» Не вечна жизнь. Недолог срок людской. Уходят ветераны на покой. Мы благодарны им за честный труд. Их знания и опыт не.
Заслуженному учителю Анне Георгиевне Бариновой посвящается Работу выполнили: ученицы 10 класса МБОУ СОШ «Школа будущего» Паколка Аделина Никитина Анна.
Презентацию выполнили ученицы 11 «Б» класса: Сова Екатерина и Юркевич Оксана.
Пучков Сергей Васильевич Родился 10 января 1967 года в селе Ушаково Елегинской сельской администрации Буйского района. Мать – Пучкова Валентина Александровна,
Муниципальный конкурс «Будущее уже наступило» Лобова Анастасия Валентиновна Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ» с.Усть-Уса Стаж работы 16 лет.
ВЕТЕРАНЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСВЕННОЙ ВОЙНЫ И ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА – педагоги школы 7 Выполнила: Е.Н.Евтушенко, заместитель директора по ВР.
ГБОУ ВПО Московский городской педагогический университет МГПУ основан 1 марта 1995 постановлением Правительства Москвы. Государственное высшее учебное.
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Новотроицкая Средняя Общеобразовательная Школа Выполнил: Голуб Артём Владимирович, учащийся 8 класса с. Новотроицкое.
В 2007 году школе исполнилось 62 года.. Средняя общеобразовательная школа 6 является правопреемником начальной школы, созданной в 1945 году в приспособленном.
Мефодий Данилович родился в селе Рожки Таращанского р - она, Киевской области в семье крестьянина. В 1927 г. семья переехала в с. Благодарное Отрадненского.
Транксрипт:

История вечерних школ г. Пскова

Из истории вечерних школ Энциклопедическая справка: ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ общеобразовательные учебные заведения для молодёжи и взрослых, совмещающих учёбу с трудовой деятельностью. Появились в 70-х гг. XIX в., первоначально как разновидность воскресных школ.ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ Под названием вечерней школы объединялись начальные учебные заведения различных типов для взрослых, общеобразовательные и профессиональные школы для рабочих и др. Часть вечерних школ находилась в ведении МНП [Министерства народного просвещения], имелись земские и частные В.ш., а также В.ш. при промышленных предприятиях. В годы советской власти В.ш. стали частью единой государственной системы образования. В х гг. основными видами вечерних были школы для взрослых (обычные и повышенного типа), школы крестьянской молодёжи (ШКМ, ; с 1930 школы колхозной молодёжи); вечерние рабочие факультеты ( ); различные общеобразовательные и политико-просветительские курсы. С 1937 очная (вечерняя) форма обучения дополнена заочной. Современный тип российской общеобразовательной вечерней школы формировался с конца 40-х гг. В 1943 созданы школы рабочей молодёжи (ШРМ) и школы сельской молодёжи (ШСМ), в 1958 преобразованные в вечерние (сменные) средние общеобразовательные школы, которые до начала 80-х гг. рассматривались как основной тип общеобразовательного учебного заведения для работающей молодёжи.

В 70-е гг. для учащихся и учителей вечерних школ впервые была создана специальная учебная и учебно-методическая литература. Отмена обязательности среднего образования (конец 80-х гг.) привела к новому осмыслению роли вечерней школы как фактора социальной реабилитации так называемых трудных подростков, как звена образовательной системы, способного соединить для выпускников базовых школ продолжение общего образования с освоением профессии, а также решать задачи переподготовки трудоспособного населения, незанятого или высвобождающегося в условиях рыночных экономических отношений. В вечерних школах получают образование лица, прервавшие по различным причинам обучение в [обычных средних школах], средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях. Вечерние школы создаются и действуют как самостоятельные учебные заведения, главным образом на базе старшей ступени общеобразовательной школы. Возможно создание вечерних отделений (классов) при дневных школах. Вечерняя школа может иметь очную и заочную формы обучения или их сочетание. К 2000 в Российской Федерации насчитывалось около 2 тыс. самостоятельных вечерних школ. Общее образование получали около 0,5 млн. учащихся. В вечерних школах было занято около 70 тыс. педагогов

Сегодня вечерняя школа по сути – это открытая школа. Она собирает всех, кто по любым причинам выпал из нормального возрастного образовательного потока независимо от уровня и качества социализации. Специфической и главной функцией такой школы становится социальная реабилитация личности. В школе с максимальной полнотой обеспечиваются права граждан на выбор содержания, формы, способа образования и темпа образовательной деятельности. Вспомогательная по месту в системе общего образования, изначально запрограммированное и адаптированное образование, непрестижное в глазах социума, «вечерка» сегодня вышла на уровень социальных, научно-теоретических, организационных и дидактических решений, который обеспечивает конституционные права граждан на образование в масштабах недоступных для других типов школ. Вечерняя школа сегодня – наиболее динамичное звено преобразующейся системы общего образования. В содержательном и организационном отношениях она вышла на формирование индивидуальной образовательной траектории учащегося.

История ВСШ в г.Пскове (послевоенный период) Одной из первейших задач возрождения разрушенного города являлось восстановление школ, значительное расширение их сети для обеспечения всеобщего обязательного семилетнего обучения детей, также необходимо было на основе организации школ рабочей молодежи, вечерних и заочных школ обеспечить обучение той части молодежи, которая в условиях войны не смогла получить нормального школьного образования.

Возвращение к мирной жизни Первой восстановленной школой города явилась школа 9 на улице Крестьянской, где занятия начались уже в сентябре 1944 г. В этом же году приступили к занятиям школа 8, 4 и ж/д школа. На конец 1944/1945 уч.года в школах города обучалось 2203 ученика. 1944/1945 – 2203 уч.(4 школы) 1946 – 4800 уч. (5 школ) 1947 – 7000 уч.(9 школ) 1948 – 9885 уч. (10 школ) 1948/1950 – более уч. (довоенный уровень) Все школы работали с большим переуплотнением, преимущественно в 2, а то и 3 смены

Открытие первой ШРМ. Ликвидация безграмотности Немалое количество переростков, не успевших получить образование в установленные сроки, а после войны вынужденных работать, могли воспользоваться услугами вечерних школ рабочей молодежи. Первая из них открылась…где и когда??? -Филимонов А.В. : «Первая вечерняя школа открылась в 1945 г. на базе 11 ср.школы. В 1947 г. ее окончили всего 11 чел., 10 из которых продолжили свое обучение. В начале 1948 г обучалось 186 рабочих и служащих, в том числе в выпускном классе 25 чел.». -Решение исполкома Псковского Гор.Совета Депутатов трудящихся от 12 декабря 1944 г. 156: «Открыть вечернюю среднюю школу взрослых в г.Пскове в помещении 8 ВСШ с 20.XII.1944 г.» -Объявление в газете Псковская Правда от г.: «10 октября 1945 г. в 7 ч.30 мин. вечерняя школа взрослых приступает к занятиям в помещении 8 школы (Гоголевская, 17)».

Приказы Гороно: -пр. 9 от г. : «Лаврову Екатерину Семеновну…назначить преподавателем географии в вечернюю школу рабочей молодежи с г.»; -пр. 30 от г. : «Соколовскую Зинаиду Васильевну назначить директором в вечернюю среднюю школу с г.»; -пр. 187 от г. о предоставлении очередных отпусков учителям вечерней школы г. Пскова с сентября 1945 г. С октября-ноября 1945 г. в городе функционирует областная заочная средняя школа взрослых с обучением в 5-10 кл. С г. в городе началось обучение по программе всеобуча старшего поколения ( г.р.). Занятия проводились 3 раза в неделю (суббота, воскресенье, понедельник) в городском Доме всеобуча. Согласно приказам Гороно были назначены учителя по ликвидации безграмотности и каждой школе вменялось предоставлять сведения о количестве неграмотных в микрорайоне каждой школы. С 1947 г. всех учителей ликбеза переводят в ШРМ. С 1948 г. в городе Пскове открылась школа слепых, которая впоследствии будет функционировать при ШРМ 3.

Открытие вечерних школ г.Пскова 1945 г.- 1 ШРМ (Октябрьская, 45) 1949 г.- 2 ШРМ (нет постоянного здания) 1951 г.- 3 ШРМ (Леона Поземского, 65) 1960 г.- 4,5 ШРМ (при школе 11 и школе 14) 1961 г.- 6 ШРМ (при школе 16)

Руководители вечерних школ в период с уч.г. Года Директора Август 1956 Сентябрь 1959 Лаврова Екатерина Семеновна Соколовская Зинаида Васильевна Уралов Михаил Иванович Юхно-Чергейко Вера Семеновна Шелохин В.Н. Арсеньев Александр Павлович 2Август Завуч Тронин Михаил Васильевич(дир.нет) Давлетгереев Захар Сергеевич

Сент январь 1953 Январь 1953 г.- июнь Январь октябрь 1959 Октябрь Октябрь Фортунатов Сергей Семенович Семенов Валентин Васильевич Тимофеев Иван Тимофеевич Донцова Валентина Сергеевна Журавлева Изобелла Денисовна Чирейкина Юлия Вадимовна Мишина Анфиса Константиновна Голубев Николай Федорович 4Август 1960Елькина Алевтина Ивановна Лысых Дмитрий Алексеевич 61961Шалагина Раиса Ивановна

Расцвет вечерних школ «Повышение общеобразовательного и культурного уровня работающей молодежи на предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах -важная задача. На ее выполнение должны быть направлены усилия не только органов народного образования, но и партийных, профсоюзных, комсомольских организаций, всей общественности». В.Яромолинский Инспектор-методист Министерства просвещения РСФСР Расцвет вечернего образования приходится на 70-е годы. Правительство предоставило учащимся вечерних и заочных средних образовательных учреждений немало удобств. Для них во время занятий установлена укороченная неделя, в период выпускных экзаменов предоставляется отпуск с сохранением заработной платы. Для учащихся и учителей вечерних школ впервые была создана специальная учебная и учебно-методическая литература. Действовал специальный институт по вечернему образованию, выпускался журнал «Вечерняя школа»

Преобразование вечерних школ Исполком Псковского городского Совета народных депутатов в своем постановлении «О преобразовании вечерних (сменных) школ» решил: «В связи с уменьшением народнохозяйственного плана по контингентам учащихся вечерних (сменных) школ сократить в городе общее количество этих школ как самостоятельных учреждений». Сокращение школ происходило в период с 1985 до 1988 гг. В результате в городе осталась одна ВСШ 1, которую возглавила бывший директор ВСШ 2 Березина В.А. Школа располагалась в старом деревянном здании по улице Октябрьская 54, а после ее сноса временно находилась на улице Вокзальной, в здании бывших детских яслей. Затем вечерней школе было выделено здание бывшего детского сада по улице 23 июля д.13, где с 2001 года директором стала Сологуб Е.А.

Светлой памяти Н.Ф.Голубева посвящается… «Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы – как история планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее.» Е.Евтушенко г.г.

Детство Н.Ф Голубев родился 25 ноября 1925 г. в деревне Загорицы Псковского района в крестьянской семье. Отец Федор Егорович работал в колхозе, мать растила семерых детей. Семья была дружная, старшие помогали младшим. В семье любили петь, мать Николая Федоровича Александра Алексеевна хорошо играла на гармошке. В 1934 г. Николай Федорович поступил в Писковскую семилетнюю школу, которую окончил в 1941 г.

Война В 1943 г. вся семья была угнана на работу в Германию. В Восточной Пруссии, на ж/д станции Лик, они грузили уголь в вагоны. Непосильный труд, голод, ужасные условия содержания привели к гибели сестры Николая Федоровича, а он сам навсегда испортил глаза угольной пылью. При освобождении нашими войсками станции Лик во время бомбежки он был ранен осколками и чудом остался жив. С г. по г. находился на службе в рядах Советской Армии и проходил службу в т.ч. : 163 гвардейский стрелковый полк; военно-полевая почтовая станция 2792; штаб 28 армии. Имеет награды: - ордена :Орден Славы III степени, Орден Отечественной войны I степени. - медали: «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». Является инвалидом Отечественной войны.

После войны После демобилизации в 1948 г. Николай Федорович поступил учиться в Псковское педагогическое училище, которое закончил в 1951 г. и сразу же поступил в Псковский педагогический институт на физико-математическое отделение. Семья вернулась на прежнее место жительства в деревню Загорицы, где отец стал работать в колхозе «Красная волна» бригадиром овощеводов

Начало трудовой деятельности До работы в ВСШ 3 Николай Федорович работал учителем в Писковской семилетней школе,в спец.Р.У-125, в семилетней школе 11, завучем шк.49, а затем директором восьмилетней школы 3 г. Пскова.

Семья Работая в Писковской школе, Николай Федорович познакомился с Валентиной Федоровной, учителем литературы, которая стала его женой, верной подругой, хорошей матерью его двух детей. Сын Виталий выбрал профессию военного, сегодня проживает в г. Йошкар-Ола, воспитывает троих детей. Дочь Вера после окончания Псковского Политехнического института уехала на постоянное место жительства в г.Ригу. Воспитывает сына. Пока были живы родители, они часто навещали их.

Дружная семья Голубевых Родители Николая Федоровича гордились своими детьми. Все шестеро детей получили высшее образование. Из них два врача, два учителя, два музыканта. Вместе встречали праздники, поддерживали друг друга в трудную минуту. И сегодня эту традицию продолжает молодое поколение большой семьи Голубевых.

История ВСШ 3 ШРМ 3 была открыта в 1951 г. В начале она занимала несколько классных комнат в школе 12 и в старом здании пед.института, затем переехала в освободившееся здание школы 6 по адресу ул.Л.Поземского 65. Это была самая большая вечерняя школа города и единственная среди ВСШ, которая имела свое собственное здание. Обучение осуществлялось по очно-заочной системе. Школа имела хорошее материально- техническое обеспечение. В школе существовала кабинетная система, хорошая библиотека, имелся собственный радиоузел. Основным контингентом для комплектования школы была молодежь, работающая на предприятиях Запсковья: МПМК, Псковкабель, Тиконд, Льнокомбинат, Севкабель, СМУ 125, ГФФ, ЖБИ, РСУ, Автоколонна , СПМК, УММ, РЭС, РТМ… Кроме того, к школе относился спецконсультпункт для глухих и слабослышащих, а также в школе обучались учащиеся УКК, который располагался на первом этаже школы. Согласно приказу Гороно от г. для укрепления ШРМ 3 Николай Федорович Голубев назначается директором данной школы.

Жизнь школы С введением всеобщего среднего образования главным девизом вечерних школ был: «Каждому молодому труженику – среднее образование». План комплектования спускался из Гороно для каждой школы и жестко контролировался. Для его выполнения использовались и новые методы обучения учащихся: выездные сессии на предприятиях, вахтенный метод обучения, создание классных комнат на предприятиях. Согласно книге приказов по ВСШ 3 количество учащихся по школе в е гг. составляло: 1978/1979 гг. – 770 чел. 1979/1980 гг. – 690 чел. 1980/1981 гг. – 740 чел. 1981/1982 гг. – 735 чел. 1982/1983 гг. – 723 чел. 1983/1984 гг чел. (677 план) 1984/1985 гг. – 534 чел. (670 план) 1985/1986 гг. – 430 чел.

Коллектив ВСШ 3 «Спасибо Вам!Хвала и честь За ваше скромное призванье, За то, что даже трудно счесть Всех тех, кому вы дали знанье» В.Ступакова Главной особенностью и богатством школы всегда являлся ее коллектив. Дружный, сплоченный, умеющий решать не только производственные задачи, но и совместно отдыхать. В школе работали учителя разных возрастов. Старшее поколение учителей опекало более молодых и вновь прибывших учителей. Помимо переданных знаний, они преподносили им бесценные уроки человеческой доброты, запомнившиеся на всю оставшуюся жизнь.

И после расформирования школы вплоть до настоящего времени бывшие учителя ВСШ 3 продолжают поддерживать теплые отношения, встречаются, интересуются делами друг друга, помогают в трудную минуту.. Бывшие учителя ВСШ 3 достойно продолжили свою трудовую деятельность. Среди них: работники ПОИПКРО, зав.кафедрами, Почетные работники высш.профес.обр. (Балкунова Т.А., Кириенкова В.Н), Заслуженные учителя РФ, завучи школ (Филиппова Т.А.,Васильева В.Ю), Отличники и Почетные работники образования (Сельдимирова Н.М.,Афанасьева Н.Н.,Трегубова И.К….),известный журналист, редактор ВГТРК - Толкачев В.Н. и др.

Наши ученики «В большую жизнь Вы нам открыли двери, Вы нас не только азбуке учили. Учитель! Мы Вас любим, мы Вам верим! Мы доброты уроки получили». Сколько людей получили от нашей школы путевку в жизнь, получили право продолжить свое образование в средних и высших учебных заведениях страны. И многие из этих людей с успехом окончили ВУЗы и техникумы, стали строителями,инженерами, техниками, медицинскими работниками…. Среди выпускников школы были учащиеся, которые закончили школу с медалью( пр. Гороно от « выдать аттестаты зрелости особого образца с вручением золотых и серебряных медалей следующим учащимся: ШРМ 3 Шейко Виктору Яковлевичу…. )

«Какое счастье быть полезным людям, Учить Его Величество Народ!» О будущем мечтал и взрослым стать спешил Уже тогда ты быть учителем решил, Нелегкий выбрал путь, но знал, что хватит сил. Он вел их по лестнице знаний, Страной научил дорожить, И видеть сквозь даль расстояний, И с умницей-книгой дружить… И взрослыми став, через годы Ребята добром помянут И строгость его, и заботы, Нелегкий учительский труд.

«Не стесняйтесь быть благодарным тем, кто заслужил это своим трудом, любовью и преданностью делу!» -«Очень человечный, добрый. Уже будучи на пенсии звонил, справлялся о здоровье». Шестакова А.В. -«Заботливый, требовательный, внимательный. Для учителей был как отец». Кириленкова В.М. -«Доброжелательный, заботливый. Решал вопросы не только производственные, но и бытовые проблемы учителей». Афанасьева Н.Н. -«Мне повезло, что в начале моей пед.деятельности встретился человек умный, порядочный, честный, совестливый, требовательный. К сожалению, теперь таких людей мало. Спасибо вам за все».. Трегубова И.К. - «Учил других и сам учился у учителей новому, чего не знал сам». Филиппова Т.А. -«Эталон руководителя. Требовательный, но доброжелательный. Никогда не позволял себе грубости, по-отечески относился к молодым учителям, был добрым советчиком во всем». Савконен В.С. - «Дал много административных советов,которые мне неоднократно помогали принимать правильные решения на руководящей работе». Васильева В.Ю. - «Настоящий мужик. Учил ответственному отношению к любому труду. А вечерняя школа была для меня факультетом журналистики… ». Толкачев В.Н.

Источники - Архивы: ГАПО, ГОРОНО, школьный архив. - Школьные музеи: музеи 9,11,12 -Библиотеки города -Интернет -Дети и родственники Николая Федоровича -(Анастасия Федоровна (сестра 1923 г.р.), Владислав Федорович (брат 1938 г.р.), племянники: Галина, Ария, Инна…) -Друзья семьи: Косаногова Г.И., Храпунская М.Е., Васильева В.Ф…. -учителя ВСШ 3