РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ УСТАНОВОК СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 1 Открытый научно-исследовательский семинар Нижний Новгород, 28 марта 2014 года Выполнен.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Advertisements

Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.

Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Работа учащегося 7Б класса Толгского Андрея. Каждое натуральное число, больше единицы, делится, по крайней мере, на два числа: на 1 и на само себя. Если.
ЦИФРЫ ОДИН 11 ДВА 2 ТРИ 3 ЧЕТЫРЕ 4 ПЯТЬ 5 ШЕСТЬ 6.
Курсы повышения квалификации (общие показатели в %)
27 апреля группадисциплина% ДЕ 1МП-12Английский язык57 2МП-34Экономика92 3МП-39Психология и педагогика55 4МП-39Электротехника и электроника82 5П-21Информатика.
Применение генетических алгоритмов для генерации числовых последовательностей, описывающих движение, на примере шага вперед человекоподобного робота Ю.К.
Анализ результатов краевых диагностических работ по русскому языку, проведённых в ноябре- декабре учебного года.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 4500 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Результаты ФЭПО по направлениям и специальностям В разрезе факультетов.
Анализ результатов краевых диагностических работ по русскому языку в 11-х классах в учебном году.
Число зарегистрированных преступлений. Уровень преступности.
Результаты сбора и обработки баз данных неработающего населения муниципальных общеобразовательных учреждений города Краснодара за период с 02 по 10 февраля.
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______ Масштаб 1 : 5000.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Отделение ПФР по Тамбовской области Проведение кампании по повышению пенсионной грамотности молодежи в Тамбовской области в 2011 году 8 февраля 2012 г.
Транксрипт:

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ УСТАНОВОК СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 1 Открытый научно-исследовательский семинар Нижний Новгород, 28 марта 2014 года Выполнен при финансовой поддержке РГНФ, проект Немова Ольга Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина г. Нижний Новгород Участники проекта: О.А. Немова, Т.А. Пакина, В. В. Ретивина

Цель проекта: исследование роли семь в процессе формирования трудовых установок студенческой молодежи 2 Задачи исследования: 1. Изучение системы трудовых ценностей двух поколений: родителей и их детей (студенчества); 2. Выявление общего и различного во взглядах на труд между поколениями "отцов и детей"; 3. Анализ влияния материального и социального положения родительской семьи на трудовые установки молодежи, в том числе: - наличие жилья; - доход семьи (с учетом фактора стабильности дохода); - профессиональный, и экономический статус членов семьи; - структура занятости и ее влияние на профессионально-трудовые установки; - уровень образования родителей и детей как фактор влияния на трудовое поведение; 4. Выявление специфики форм и механизмов трансляции трудовых ценностей в современной семье; 5. Изучение позитивного опыта выпускников ВУЗа, открывших "свое дело".

Подходы и методы исследования: В ходе исследования был применен междисциплинарный подход (социология, философия, политология и т.д.) Для обработки данных использовались как количественные, так и качественные методы социологического исследования: анкетирование студентов и их родителей; интервьюирование выпускников вуза, создавших и успешно ведущих собственный бизнес; организация фокус-групп среди студентов с целью выявления трудовых ментальных особенностей современной студенческой молодежи; экспертное интервьюирование. 3

Семья – это важнейший социализационный институт «В процессе семейного воспитания в душе ребёнка открываются главные источники его будущего счастья или несчастья, здесь определяется его будущая судьба. (…) Ведь именно в семье, в зависимости от полученного ребёнком воспитания, формируется или нравственно чистая, духовно богатая личность, или проходимец, который для достижения своих эгоистичных целей способен на любую подлость и преступление». Клейменов Н.И. 4

«От степени и характера вовлеченности ребенка в сферу домашнего хозяйства зависит формирование его ценностей, мотиваций и установок, а в конечном счете успешность его жизни. (…) Начинаться трудовое участие детей в жизни семьи должно очень рано, сначала в игре. Ребенку должно быть указано, что он отвечает за целость игрушек, за чистоту и порядок в том месте где он играет … С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отделены от игры». А. С. Макаренко 5

Перечень домашних обязанностей, предложенных А.С. Макаренко Поливать цветы в комнате или во всей квартире. Вытирать пыль на подоконниках. Накрывать на стол перед обедом. Следить за солонками, горчичницами. Следить за письменным столом отца. Отвечать за книжную полку или за книжный шкаф и держать их в порядке. Кормить котенка или щенка. Держать в порядке умывальник, покупать мы­ло, зубной порошок, бритвенные ножи для отца. Производить полную уборку в отдельной ком­нате или отдельной части комнаты. Пришивать на своем платье оторвавшиеся пу­говицы, иметь всегда в полном порядке приспособле­ния для этого. Отвечать за порядок в буфетном шкафу. Чистить платье свое или младшего брата, или одного из родителей. Заботиться об украшении комнаты портретами, открытками, репродукциями. Если в семье есть огород или цветник, отвечать за определенный его участок как в плане посева, так и ухода за ним и сбора плодов и т.д. 6

Девальвация ценности «ТРУД» Два фактора оказывают мощное воздействие на обесценивание ценности «ТРУД»: 1. Распространение психологии общества массового потребления; 2. Переход от социалистического к капиталистическому обществу. 7

Ментальность - образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы 8 Базовое ядро Периферия

Особенности трудовой ментальности россиян 1. «ТРУД» - это важнейшая смысложизненная ценность. 2. Неспешное отношение к работе. 3. Неравномерное распределение трудового ритма. 4. Неумение строить планы на будущее. 5. Иррациональность превалирует над рациональностью. 6. Чувственно-эмоциональное отношение к работе. 9

Вопросы качественного интервью При выборе места работы какими принципами Вы будете руководствоваться? Каким требованиям должна отвечать работа? 1. Готовы ли Вы трудоустроиться на вредную для здоровья работу с высокой заработной платой? 2. Какое место работы Вы предпочтете: то, где у Вас будет высокий доход, но без официального оформления или с невысоким доходом, но с официальным трудоустройством? 3. Как Вы относитесь ко вторичной трудовой занятости? Готовы ли Вы работать с утра до ночи ради получения высокого дохода? 4. Приходилось ли Вам обманывать государство? Считаете ли Вы обман государства чем-то зазорным? 5. Испытываете ли Вы уважение к современным российским олигархам? Как Вы считаете, каким путем ими было достигнуто высокое положение в обществе? 10

Основные ценности студентов Ранг Среднее значение Семейное благополучие 12,4 Здоровье 23,2 Интересная работа 33,4 Высокий доход 43,9 Возможность самореализации 54,1 Престижная работа 64,5 Общественно-полезный труд 76,2 11 Таблица 1. «Основные ценности студентов (по рангу)»

12 Знания студентов о будущей профессии Знаю Не знаю Затрудняюсь ответить Знаю о требованиях, предъявляемых работой по выбранной специальности 80,33,116,6 Знаю о своих способностях, необходимых для работы по данной специальности 80,33,915,7 Знаю, в чем состоит работа по выбранной специальности 86,93,110,0 Знаю о возможностях служебного продвижения по данной специальности 66,811,821,4 Знаю примерный размер заработной платы за данную работу 50,421,128,5 Таблица 2. «Знания студентов о будущей профессии»

Отношение к выбранной профессии Курс обучения первыйвторойтретийчетвертыйпятый считаю профессию своим призванием 10,03,615,414,30,0 профессия интересна, возможно, свяжу с ней свою жизнь 75,782,138,564,371,4 нейтральное 7,110,738,515,517,9 профессия не интересна 7,13,67,76,010,7 Итого 100,0 13 Таблица 3. «Отношение студентов различных курсов к выбранной профессии, в %»

Работа должна предоставлять возможность… Варианты ответов, в % очень важноскорее важно скорее не важно не важно Постоянно самосовершенствоваться 46,349,83,90,0 Совершенствовать свои навыки по специальности 57,640,61,70,0 Хорошо зарабатывать 59,037,42,31,4 Заслужить уважение знакомых и друзей 26,149,521,62,7 Жить спокойной и обеспеченной жизнью 61,735,12,30,9 Добиваться высокого положения в обществе 22,145,029,33,6 Общаться с людьми 42,341,914,41,4 Быть полезным обществу 37,446,812,23,6 Продвижения, служебного роста 50,541,95,91,8 Заниматься легкой работой 5,025,348,421,3 Работать непосредственно по полученной в вузе специальности 10,036,235,718,1 Заниматься любимым делом 70,327,90,9 Видеть результаты своей работы 69,428,81,40,5 Свободного использования рабочего времени 27,155,714,92,3 Быть полезным людям 38,346,810,84,1 Работать творчески 42,833,620,53,1 Применять свои способности 61,036,03,10,0 14 Таблица 4. «Распределение респондентов (студентов) по представлениям о том, какие возможности должна предоставлять работа, в %»

Таблица 5. «Влияние на выбор профессии студентов» Влияние на выбор профессии Варианты ответов, в % повлиялне повлиял отец 55,844,2 мать 69,630,4 другие члены семьи 33,566,5 встречи с интересными людьми 0,499,6 учителя 27,772,3 друзья 28,671,4 СМИ1,898,2 профконсультант 16,183,9 собственный опыт трудовой деятельности 0,499,6 15

Таблица 6. «Ценности семьи респондентов» В Вашей семье ценилось прежде всего: Ответы, в % Ранг Высокий доход 11,38 Самореализация в работе, творчестве 32,35 Хорошие отношения с супругом 40,33 Благополучие детей 80,61 Бытовой комфорт 28,26 Социальный статус и положение семьи в обществе 8,99 Интеллектуальное развитие, самообразование 35,54 Здоровье 65,32 Патриотизм 18,57 Взаимоотношения с друзьями, родственниками 35,54 Насыщенный досуг 6,510 Религиозность 5,611 16

Таблица 7. «Влияние на выбор профессии родителей» Влияние на выбор профессии Ответы респондентов, в % повлиялне повлиял отец 22,677,4 мать 35,563,7 другие члены семьи 8,191,1 встречи с интересными людьми 18,581,5 учителя 23,476,6 друзья 15,384,7 СМИ4,995,1 профконсультант 0,0100,0 собственный опыт трудовой деятельности 21,079,0 17

Таблица 8. «Гендерные отличия в степенях влияния на профессиональный выбор» Влияние на выбор профессии Варианты ответов, в % Юноши Девушки Повлиял Не повлиял Повлиял Не повлиял отец 36,763,318,181,9 мать 26,773,338,361,7 другие члены семьи 3,396,79,690,4 встречи с интересными людьми 26,773,316,084,0 учителя 30,070,021,378,7 друзья 13,386,716,084,0 СМИ13,386,72,297,8 профконсультант 0,0100,00,0100,0 собственный опыт трудовой деятельности 26,773,419,180,9 18

Таблица 9. «Распределение респондентов (родителей) по представлениям о том, какие возможности должна предоставлять работа, в %» Работа должна предоставлять возможность…Ответы респондентов «очень важно» «скорее важно» «скорее не важно» «не важно» Постоянно самосовершенствоваться 52,842,33,31,6 Совершенствовать свои навыки по специальности 65,632,81,60,0 Хорошо зарабатывать 65,632,01,60,8 Заслужить уважение знакомых и друзей 39,3 18,92,5 Жить спокойной и обеспеченной жизнью 51,236,48,34,1 Добиваться высокого положения в обществе 18,238,0 5,8 Общаться с людьми 54,138,55,71,6 Быть полезным обществу 40,549,68,31,7 Продвижения, служебного роста 23,050,023,83,3 Заниматься легкой работой 9,021,345,923,8 Работать непосредственно по полученной в вузе специальности 26,428,928,116,5 Заниматься любимым делом 67,227,94,90,0 Видеть результаты своей работы 80,317,22,50,0 Свободного использования рабочего времени 28,143,020,78,3 Быть полезным людям 49,244,36,60,0 Работать творчески 51,639,38,20,8 Применять свои способности 70,527,01,60,8 19

Вывод: молодёжь необходимо поддержать на стадии трудового старта Меры в сфере экономики: Прекратить деиндустриализацию страны; Развивать и поддерживать малое и среднее предпринимательство (особенно семейный бизнес); Ввести квотирование рабочих мест для молодежи на предприятиях различных форм собственности; Отдельное квотирование рабочих мест для выпускниц ВУЗов с предоставлением гибкого рабочего графика (в случае рождения ребенка). Обеспечить достойный уровень оплаты труда на пром. предприятиях; Предоставлять молодежи льготные жилищные программы.

Меры в сфере политики: 1. Ввести пропорциональную систему налогообложения и обязательное декларирование доходов для всех граждан. Мера необходима, чтобы поднять престиж честного труженика. 2. Справедливое распределение национального дохода. Борьба с зашкаливающим неравенством.

Меры в социальной сфере 1. Проводить семьеориентированную социальную политику; 2. Разработка и строительство просемейной социально-экономической инфраструктуры; 3. Возродить систему профориентационной работы со школьниками (УПК).

1. Вернуть престиж честного труда; 2. Героями телесериалов, художественных фильмов, телепередач должны стать люди ТРУДА: Рабочий, Сельский труженик; Учитель, Врач. Меры в духовной сфере

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 24