Управление здоровьем здорового человека Марочкина Елена Борисовна доцент, кандидат медицинских наук Институт профессионального образования кафедра управления здравоохранением и лекарственного менеджмента
Здоровье как часть культуры всегда входило в круг прагматических забот общества. Культура здоровья в любом обществе – это часть видения обществом самого себя и его членов. Примерно 2500 лет назад Гиппократ учил, что состояние здоровья является доказательством того, что человек достиг состояния гармонии как внутри себя, так и со своим окружением, и все, что оказывает влияние на мозг, воздействует и на тело. В V веке до н.э. Перикл говорил, что «здоровье это состояние морального, психического и физического благополучия, которое дает человеку возможность стойко и не теряя самообладания переносить любые жизненные невзгоды».
Здоровый человек как экономическая единица это высокая работоспособность, психическая выносливость, социальная устремленность к исполнению профессиональных обязанностей. Здоровье это природная база профессионального долголетия, которая напрямую зависит от соответствия культуры образа жизни требованиям профессии, от уровня научно-обоснованных норм труда, поддерживающих психофизиологический потенциал и способности к конкретному виду труда. Основное содержание здоровьесберегающей экономической политики работодатель и наемный рабочий в равной степени несут ответственность за здоровье, только работодатель больше за общественное здоровье, а наемный рабочий за индивидуальное.
В области восстановительной и профилактической медицины с убъектом становится преимущественно не больной, а здоровый человек. В новых условиях рыночной экономики восстановительная и профилактическая медицина приобретает статус производственной отрасли, т.е. ее функция воспроизводство трудового ресурса нации, развития здоровья, профессионального долголетия, безопасности труда, уменьшения потока больных.
Концепция направлена на все слои населения. Включает также обеспечение здоровья детей : новорожденных, детей младшего и школьного возраста, что обеспечит им более здоровое начало жизни. Риск развития врожденных аномалий у детей на четверть обусловлены генетическими отклонениями и условиями среды. Молодежь должна быть более здоровой и лучше подготовлена к тому, чтобы выполнять свои обязанности в обществе. Для пожилых людей особую значимость представляет увеличение сроков жизни, свободной от инвалидности, в таком состоянии здоровья, которое позволяет сохранять независимость, самоуважение и свое место в обществе.
Реализация стратегии охраны здоровья здорового человека может быть достигнута путем создания 1. здоровой и безопасной экологической среды дома и на работе; обеспечения более здорового образа жизни; 2. разработки и обоснования корригирующих технологий омоложения и активного долголетия; 3. разработки и внедрения методологии оценки экологической нагрузки на человека дома и на работе; 4. разработки технологий оптимизации экологической обстановки; определения суммарной экологической нагрузки на рабочем месте, по дороге на работу и с работы, в быту (вода, воздух, продукты питания); 5. разработка новых методов экспресс-диагностики и коррекции сниженных резервов организма, восстановления утраченного здоровья, увеличения продолжительности периода активной жизни человека и за счет других мероприятий.
Охрана здоровья здорового человека ориентирована на здоровье как социальное свойство личности, обеспечивающее в условиях рыночной экономики конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональное долголетие, обеспеченную старость; на личную ответственности человека за свое здоровье и здоровье своих близких и индивидуальный подход к человеку; на создание условий для внутренней гармонии физического, психического, духовного состояния человека, а также гармонии с экологической и социальной средой; на создание мотивации и использование оздоровительных технологий в течение всей жизни человека и т.д.
Стандарты здоровья распространяются на: внешние (антропометрические) данные (осанка, идеальный-нормальный вес, сухая масса тела, идеальные параметры обхватов шеи, бицепсов, предплечий, груди, талии, таза, бедер, и др.), данные физического развития человека (силы кисти, бицепсов, трицепсов, ног, становая тяга, выносливость, ловкость и др.), психологическое состояние (уровень интеллекта, коммуникабельность, стрессоустойчивость, склонность к употреблению наркотиков и др.), данные биоэнергетического состояния организма (аура, состояние каналов, биологически активных точек и др.), состояние органов и систем (сердечно-сосудистая, дыхательная, иммунная и др.). Кроме того, как критерий стандарта здоровья целесообразно учитывать и социальное здоровье (состояние благополучия, удовлетворенность собственной жизнью, уважение дома и на работе, уважение в браке и др.), духовное здоровье (идеалы, цель жизни, желание жить, творчество, милосердие и др.).
Можно выделить составляющие здоровья : Каждая составляющая играет свою определенную роль в формировании здоровья каждого человека. Физическая составляющая здоровья состояние органов и систем, обеспечивающих жизнедеятельность организма (сердечно- сосудистая, дыхательная, костно-мышечная, нервная, пищеварения, мочеполовая и т.п.), а также состояние биоэнергетики организма. Психоэмоциональное здоровье это способность адекватно оценивать и воспринимать свои чувства и ощущения, сознательно управлять своим эмоциональным состоянием. Будучи уравновешенной личностью, человек способен эффективно противостоять стрессогенным нагрузкам, находить безопасные выходы для негативных эмоций.
Интеллектуальное развитие человека определяет уровень созидательной активности в различных областях научной и творческой деятельности. Личность с высоким уровнем интеллекта использует все источники, средства и знания для совершенствования своего мастерства, наращивание творческого потенциала. Интеллектуальный рост - это одна из форм развития человеческого организма.
Социальная составляющая здоровья личности определяют характер ее взаимоотношения с обществом, родными и близкими. Разумные способы общения и взаимоотношений с родными людьми позволяет в большей мере сохранять свой уровень здоровья, в большей мере раскрыть свой потенциал здоровья.
Профессиональная составляющая здоровья подразумевает достижение значительных успехов в трудовой деятельности и получение удовольствия от занятий ею. Чем выше уровень профессионализма человека, тем выше и требования, предъявляемые к работе, которая должна не только приносить удовлетворение от работы, но и обогащать его жизнь.
Духовное развитие человека определяет цель существования, определяет личностные приоритеты, идеалы и жизненные ценности человека. Духовно развитая личность не только декларирует общечеловеческие принципы морально-этического плана, но и старается жить в соответствии с ними. Названные шесть составляющих определяют индивидуальность личности.
Однако же, для полноценного здоровья необходимы качества не только этих шести составляющих, но и взаимоотношения человека с окружающей средой. В частности, для человека важно знать, в каких условиях он живет, работает и отдыхает (электромагнитные излучения, уровень загрязнения воздуха и питьевой воды, наличие геоаномальных зон, излучений тонкого поля), иметь возможность снизить их неблагоприятное действие. Очевидна целесообразность оценки экологии каждого жилища, рабочего места, региона проживания и определение маркеров экологического неблагополучия по данным оценки состояния организма.
Дартау Л. А., Мизерницкий Ю. Л и др. М., Синтег, 2009,-с.400. Дартау Л. А.Мизерницкий Ю. Л и др Синтег
«Медицинская профилактика. Организационные технологии.» под ред. академик РАН, профессора Вялкова А.И., 2009 г.. Руководство для руководителей и специалистов