ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности и кривые безразличия. 4.2. Равновесие потребителя. 4.3. Кривые.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности. Кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
Advertisements

2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора Анализ сферы потребления на основе функций спроса Маршалла. 2.4.
2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора: графическая интерпретация Задача потребительского выбора: аналитическое.
Теория потребительского поведения Лекция 7. План лекции 1.Экономическая модель потребительского выбора 2. Кривые безразличия. Свойства кривых безразличия.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА. 1.Кардиналисткая концепция теории потребительского выбора 2.Ординалистская концепция теории потребительского выбора 3.Оптимум.
Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
Тема 5. Потребительское поведение План лекции: 1. Теория предельной полезности. Кардинализм и ординализм. Бюджетная линия и оптимум потребителя. 2. Поведение.
Рынок: поведение потребителей Лекция 6. План лекции Спрос, его виды и факторы Закон спроса. Спрос и величина спроса. Исключения из закона спроса Потребительские.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Тема 6: « Потребительское поведение » составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна.
Экономика 10 класс. ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) - то удовлетворение, которое люди получают от потребления.
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
Раздел I. Теория спроса Лекция 1. Теория потребительского выбора Лекция 2. Индивидуальный и рыночный спрос Ст. преподаватель, к.э.н. М.И. Столбов.
2. Поведение потребителя при изменении цен и дохода. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление».
Эластичность спроса. Эластичность это степень чувствительности спроса к различным факторам. Эластичность спроса позволяет измерить степень реакции покупателя.
Теория потребительского выбора. Сейчас уже практически не у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющегося одним из главных.
1 Тема 4 АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ Мнение людей бизнеса о потребителе и рынке чаще всего оказывается неверным. Единственный, кто осведомлен в этой.
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. Цель изучения темы - изучить инструменты, при помощи которых можно учитывать поведение отдельных покупателей,
Транксрипт:

ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности и кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые «доход-потребление» и «цена- потребление» Эффект дохода и эффект замещения Рыночный спрос. Эластичность спроса Полезность. Функция полезности и кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые «доход-потребление» и «цена- потребление» Эффект дохода и эффект замещения Рыночный спрос. Эластичность спроса.

Полезность Философ И.Бентам: Под принципом пользы понимается тот принцип, который одобряет или не одобряет какое бы то ни было действие, смотря по тому, имеет ли оно (как нам кажется) стремление увеличить или уменьшить счастье той стороны, об интересе которой идет дело, или, говоря то же самое другими словами, содействовать или препятствовать этому счастью. Максимизация полезности является руководящим психологическим принципом поведения людей в их стремлении избежать страданий и увеличить удовольствие или счастье. Философ И.Бентам: Под принципом пользы понимается тот принцип, который одобряет или не одобряет какое бы то ни было действие, смотря по тому, имеет ли оно (как нам кажется) стремление увеличить или уменьшить счастье той стороны, об интересе которой идет дело, или, говоря то же самое другими словами, содействовать или препятствовать этому счастью. Максимизация полезности является руководящим психологическим принципом поведения людей в их стремлении избежать страданий и увеличить удовольствие или счастье.

Полезность Термин «полезность» обозначает удовлетворение, которое потребители получают при потреблении товаров и услуг или занимаясь чем-либо. Функция полезности – отношение между объемами потребляемых товаров и услуг и уровнем полезности (удовлетворенности), достигаемым потребителем. Полезность имеет личностный, субъективный характер. Для того, чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность, потребитель должен быть в состоянии каким-то образом сравнивать, соизмерять полезности различных благ и их наборов. Известны два основных подхода к решению этой проблемы - количественный и порядковый. Термин «полезность» обозначает удовлетворение, которое потребители получают при потреблении товаров и услуг или занимаясь чем-либо. Функция полезности – отношение между объемами потребляемых товаров и услуг и уровнем полезности (удовлетворенности), достигаемым потребителем. Полезность имеет личностный, субъективный характер. Для того, чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность, потребитель должен быть в состоянии каким-то образом сравнивать, соизмерять полезности различных благ и их наборов. Известны два основных подхода к решению этой проблемы - количественный и порядковый.

Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности Ютиль (от англ. utility - полезность) - гипотетическая единица полезности, применяемая в количественном подходе. Потребитель может дать количественную оценку в ютилях полезности любого потребляемого им товарного набора. Это можно записать в виде функции общей полезности: TU = F(Q A, Q B,..., Q Z ), где TU - общая полезность данного товарного набора; Q A, Q B, …, Q Z - объемы потребления товаров А, В,..., Z в единицу времени. Ютиль – величина субъективная, поэтому соизмерение объемов удовлетворения, получаемых различными потребителями невозможно. Ютиль (от англ. utility - полезность) - гипотетическая единица полезности, применяемая в количественном подходе. Потребитель может дать количественную оценку в ютилях полезности любого потребляемого им товарного набора. Это можно записать в виде функции общей полезности: TU = F(Q A, Q B,..., Q Z ), где TU - общая полезность данного товарного набора; Q A, Q B, …, Q Z - объемы потребления товаров А, В,..., Z в единицу времени. Ютиль – величина субъективная, поэтому соизмерение объемов удовлетворения, получаемых различными потребителями невозможно.

Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности

Г. Госсен ( ) – немецкий экономист. Первый закон Госсена или принцип убывающей предельной полезности: С ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объеме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все более медленно. Г. Госсен ( ) – немецкий экономист. Первый закон Госсена или принцип убывающей предельной полезности: С ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объеме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все более медленно.

Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности Аксиомы потребительских предпочтений: 1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности. Для любой пары товарных наборов А и В потребитель может указать, что либо А > В (А предпочтительнее, чем В), либо В > А (В предпочтительнее, чем А), либо А ~ В (А и В равноценны). 2. Аксиома транзитивности. Если А > В > С, или А ~ В> С, или А > В ~ С, то А > С. 3. Аксиома ненасыщения. Если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, то А > В. 4. Аксиома независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими. Аксиомы потребительских предпочтений: 1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности. Для любой пары товарных наборов А и В потребитель может указать, что либо А > В (А предпочтительнее, чем В), либо В > А (В предпочтительнее, чем А), либо А ~ В (А и В равноценны). 2. Аксиома транзитивности. Если А > В > С, или А ~ В> С, или А > В ~ С, то А > С. 3. Аксиома ненасыщения. Если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, то А > В. 4. Аксиома независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими.

Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности

Свойства кривых безразличия 1. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров. 2. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. 3. Кривые безразличия никогда не пересекаются. 4. Кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товаров. 5. Кривые безразличия выпуклы к началу координат. Свойства кривых безразличия 1. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров. 2. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. 3. Кривые безразличия никогда не пересекаются. 4. Кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товаров. 5. Кривые безразличия выпуклы к началу координат.

Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности Предельной нормой замещения благом X блага Y (MRS XY ) называют количество блага Y, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение количества блага X на единицу, с тем чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным: Геометрически предельная норма замещения благом X блага Y в окрестностях точки есть тангенс угла наклона касательной к кривой безразличия в этой точке. Предельной нормой замещения благом X блага Y (MRS XY ) называют количество блага Y, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение количества блага X на единицу, с тем чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным: Геометрически предельная норма замещения благом X блага Y в окрестностях точки есть тангенс угла наклона касательной к кривой безразличия в этой точке.

Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности..

..

Бюджетная линия Бюджетное ограничение потребителя для двух товаров: I = P X X + P Y Y где I - месячный доход потребителя, X и Y – количество приобретаемых товаров соответствующего вида, P X и P Y – цены товаров X и Y. Бюджетная линия – графическое отображение бюджетного ограничения. Уравнение бюджетной линии:. Бюджетное ограничение потребителя для двух товаров: I = P X X + P Y Y где I - месячный доход потребителя, X и Y – количество приобретаемых товаров соответствующего вида, P X и P Y – цены товаров X и Y. Бюджетная линия – графическое отображение бюджетного ограничения. Уравнение бюджетной линии:.

Бюджетная линия.

Равновесие потребителя.

Равновесие потребителя.

Равновесие потребителя.

Кривая «доход-потребление».

Кривая «доход-потребление» Кривая «доход-потребление» для нормальных товаров имеет положительный наклон - с ростом дохода потребление обоих товаров X и Y увеличивается. Если с ростом дохода потребление одного товара увеличивается, а потребление другого сокращается, то кривая «доход-потребление» имеет отрицательный наклон. Товар, потребление которого с ростом дохода снижается, называется некачественным. Товар, потребление которого с ростом дохода возрастает, называется качественным. Товар, прирост расходов на который поглощает более 100% прироста дохода, называется высококачественным. Кривая «доход-потребление» для нормальных товаров имеет положительный наклон - с ростом дохода потребление обоих товаров X и Y увеличивается. Если с ростом дохода потребление одного товара увеличивается, а потребление другого сокращается, то кривая «доход-потребление» имеет отрицательный наклон. Товар, потребление которого с ростом дохода снижается, называется некачественным. Товар, потребление которого с ростом дохода возрастает, называется качественным. Товар, прирост расходов на который поглощает более 100% прироста дохода, называется высококачественным.

Кривая «доход-потребление»..

Кривые Энгеля..

..

Кривая «цена-потребление»

Эффект дохода и эффект замены Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара изменяет реальный доход (покупательную способность) потребителя. Эффект замены возникает в результате относительного изменения цен на товары и замещения одного товара другим в потребительской корзине. Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара изменяет реальный доход (покупательную способность) потребителя. Эффект замены возникает в результате относительного изменения цен на товары и замещения одного товара другим в потребительской корзине.

Эффект дохода и эффект замены: нормальные товары..

..

Эффект дохода и эффект замены: некачественные товары Для некачественных товаров эффект дохода действует по-другому, чем для нормальных товаров: чем выше реальный доход, или покупательная способность, потребителя, тем в меньшей мере он будет склонен к приобретению такого товара. Таким образом, эффект дохода и эффект замены действуют разнонаправленно. Для большинства некачественных товаров отрицательный эффект замены перекрывает положительный эффект дохода, так что общий результат изменения цены будет все же отрицательным (снижение спроса) и кривая спроса имеет отрицательный наклон. Если низкокачественный товар занимает большое место в бюджете потребителя, то в случае снижения цены на него положительный эффект дохода перекрывает отрицательный эффект замены, закон спроса нарушается - его объем изменяется в том же направлении, что и цена. Для некачественных товаров эффект дохода действует по-другому, чем для нормальных товаров: чем выше реальный доход, или покупательная способность, потребителя, тем в меньшей мере он будет склонен к приобретению такого товара. Таким образом, эффект дохода и эффект замены действуют разнонаправленно. Для большинства некачественных товаров отрицательный эффект замены перекрывает положительный эффект дохода, так что общий результат изменения цены будет все же отрицательным (снижение спроса) и кривая спроса имеет отрицательный наклон. Если низкокачественный товар занимает большое место в бюджете потребителя, то в случае снижения цены на него положительный эффект дохода перекрывает отрицательный эффект замены, закон спроса нарушается - его объем изменяется в том же направлении, что и цена.

Эффект дохода и эффект замены: некачественные товары..

Индивидуальный и рыночный спрос Функцию рыночного спроса можно получить суммированием индивидуальных функций спроса всех m потребителей: где Q i - объем рыночного спроса на i - тый товар; q ij - функция спроса на i - тый товар j - того потребителя. Функцию рыночного спроса можно получить суммированием индивидуальных функций спроса всех m потребителей: где Q i - объем рыночного спроса на i - тый товар; q ij - функция спроса на i - тый товар j - того потребителя.

Индивидуальный и рыночный спрос С учетом факторов, влияющих на индивидуальный спрос, получим I j и Т j характеризуют уровень доходов и систему общественных вкусов и предпочтений, а также распределение их в обществе. Поэтому при одном и том же совокупном денежном доходе функция рыночного спроса будет различной в зависимости от дифференциации доходов в обществе. С учетом факторов, влияющих на индивидуальный спрос, получим I j и Т j характеризуют уровень доходов и систему общественных вкусов и предпочтений, а также распределение их в обществе. Поэтому при одном и том же совокупном денежном доходе функция рыночного спроса будет различной в зависимости от дифференциации доходов в обществе.

Индивидуальный и рыночный спрос

Излишек (рента) потребителя

Прямая эластичность спроса по цене Прямая эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на i-тый товар при изменении его цены на 1 процент. Коэффициент прямой эластичности спроса по цене: Прямая эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на i-тый товар при изменении его цены на 1 процент. Коэффициент прямой эластичности спроса по цене:

Прямая эластичность спроса по цене Точечная эластичность характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены: Точечная эластичность характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены:

Прямая эластичность спроса по цене..

..

Прямая эластичность спроса по цене зависит от: наличия товаров-заменителей; разнообразия возможностей (направлений) использования данного товара; степени насыщения потребностей; фактора времени. Представления продавцов об эластичности спроса на продаваемые ими товары служат основой для стратегий ценообразования. Прямая эластичность спроса по цене зависит от: наличия товаров-заменителей; разнообразия возможностей (направлений) использования данного товара; степени насыщения потребностей; фактора времени. Представления продавцов об эластичности спроса на продаваемые ими товары служат основой для стратегий ценообразования.

Перекрёстная эластичность спроса по цене Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на один товар при изменении цены другого на 1 процент. Коэффициент перекрестной эластичности: Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на один товар при изменении цены другого на 1 процент. Коэффициент перекрестной эластичности:

Перекрёстная эластичность спроса по цене Если E ij > 0, то товары i и j называют взаимозаменяемыми, повышение цены j - того товара ведет к увеличению спроса на i - тый. Если E ij < 0, то товары i и j называют взаимодополняющими, повышение цены j - того товара ведет к падению спроса на i - тый. Если E ij = 0, то такие товары называют независимыми, повышение цены одного товара не влияет на объем спроса на другой. Если E ij > 0, то товары i и j называют взаимозаменяемыми, повышение цены j - того товара ведет к увеличению спроса на i - тый. Если E ij < 0, то товары i и j называют взаимодополняющими, повышение цены j - того товара ведет к падению спроса на i - тый. Если E ij = 0, то такие товары называют независимыми, повышение цены одного товара не влияет на объем спроса на другой.

Перекрёстная эластичность спроса по цене Основным фактором, определяющим перекрестную эластичность спроса по цене, являются свойства благ, их способность замещать друг друга в потреблении. Перекрестная эластичность спроса по цене может быть асимметричной. Коэффициент перекрестной эластичности может быть использован для характеристики взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров лишь при небольших изменениях цен. Основным фактором, определяющим перекрестную эластичность спроса по цене, являются свойства благ, их способность замещать друг друга в потреблении. Перекрестная эластичность спроса по цене может быть асимметричной. Коэффициент перекрестной эластичности может быть использован для характеристики взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров лишь при небольших изменениях цен.

Эластичность спроса по доходу Эластичность спроса по доходу характеризует относительное изменение спроса на какой- либо товар в результате изменения дохода потребителя на 1 процент. Коэффициент эластичности спроса по доходу: Эластичность спроса по доходу характеризует относительное изменение спроса на какой- либо товар в результате изменения дохода потребителя на 1 процент. Коэффициент эластичности спроса по доходу:

Эластичность спроса по доходу Если E I < 0, товар является низкокачественным, увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар. Если E I > 0, товар называется нормальным, с ростом дохода увеличивается и спрос на этот товар. Товары первой необходимости: 0 < E I < 1 - спрос растет медленнее роста доходов и имеет предел насыщения. Предметы роскоши: E I > 1 - спрос опережает рост доходов и не имеет предела насыщения. Если E I < 0, товар является низкокачественным, увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар. Если E I > 0, товар называется нормальным, с ростом дохода увеличивается и спрос на этот товар. Товары первой необходимости: 0 < E I < 1 - спрос растет медленнее роста доходов и имеет предел насыщения. Предметы роскоши: E I > 1 - спрос опережает рост доходов и не имеет предела насыщения.