Тема 1. Место и роль таможенного контроля после выпуска товаров в системе таможенного регулирования Российской Федерации Лекция 2. Проверка финансово-хозяйственной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 9 Понятие управления финансами, его функциональные элементы Финансовое планирование и прогнозирование как элемент управления финансами Финансовый.
Advertisements

Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
«ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» Тема 8. Управление финансами. Методы управления финансами – комплексные процедуры управления, направленные на решение укрупненных задач.
Органы финансового контроля, их задачи и полномочия.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
Система надзора и контроля: Органы государственной власти и органы контроля и надзора (государственный надзор). Службы охраны труда ведомств, объединений.
Полещук Т.А.1 Кафедра: «Бухгалтерский учет и аудит» Дисциплина: «Контроль и ревизия» Преподаватель: Полещук Татьяна Александровна ТЕМА: Ф инансовый контроль.
Тема 1. Сущность, роль и функции контроля в управлении экономикой.
Налоговые органы РФ являются постоянно действующим контрольно-проверочным государственным органом исполнительной власти, созданным и наделенным определенными.
Тема 1. Основы организации финансового учета на предприятии.
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела административного и технологического.
Финансовый контроль и финансовые правонарушения в Республике Казахстан.
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
Таможенное дело. Почему стоит выбрать это направление как свою будущую профессию?
Контрольно-счетная палата Ленинградской области. Контрольно-счетная палата Ленинградской области является постоянно действующим органом государственного.
Выполнили студентки группы Болдырева Ю.В., Белаусова С.Н.
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
Методы финансового контроля. 1.Метод фактического контроля (чаще применяется на стадии последующего контроля). Наблюдение 1.1. Наблюдение – исследуется.
Транксрипт:

Тема 1. Место и роль таможенного контроля после выпуска товаров в системе таможенного регулирования Российской Федерации Лекция 2. Проверка финансово-хозяйственной деятельности как первая форма таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств. Её отличительные черты

Финансовая деятельность предприятия - организация финансовых отношений, возникающих у него в процессе работы с другими юридическими и физическими лицами Основной целью финансовой деятельности является обеспечение нормального кругооборота средств как условия бесперебойной деятельности, осуществления всех необходимых расходов и платежей и получения прибыли, а затем и денежных средств

Рис. 1. Элементы системы финансового контроля

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КОНТРОЛЬ» РОССИЙСКИМИ И ИНОСТРАННЫМИ АВТОРАМИ Определение 1 Контроль на предприятии состоит в проверке – все ли протекает согласно принятой программе, согласно данным приказаниям и установленным принципам 2 Контроль при социализме представляет собой одну из основных функций органов руководства и управления хозяйственным и культурным строительством, состоящую в систематической проверке объектов контроля и направленную на успешное решение задач коммунистического строительства 3 Контроль не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которого является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем 4 Контроль - составная часть деятельности людей по управлению экономикой – представляет собой надстроечную категорию. 5 Хозяйственный контроль - это систематическая, конструктивная деятельность руководителей, органов управления, направленная на приближение фактического исполнения к запланированному результату 6 Контроль означает комплексное изучение различных аспектов деятельности акционерных обществ: экономической эффективности и законности осуществляемых хозяйственных операций, достоверности учетной и отчетной информации о хозяйственных и финансовых действиях при сопоставлении с фактическим состоянием объектов контроля 7 Контроль, будучи одной из форм управленческого цикла, представляет собой систему наблюдения, сопоставления, проверки и анализа функционирования управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принимаемых и принятых управленческих решений, выявления степени их реализации, наличия отклонений фактических результатов от заданных параметров и нормативных предписаний и принятия решений по их ликвидации

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КОНТРОЛЬ» РОССИЙСКИМИ И ИНОСТРАННЫМИ АВТОРАМИ 8 Контроль – постоянный процесс, обеспечивающий достижение организацией принятых целей развития путем своевременного обнаружения возникающих в ходе производственно- хозяйственной деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды 9 Контроль - это система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям, установление результатов управленческого влияния на управляемый объект путем выявления отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений 10 Контроль - важная функция управления. Это объективное явление в экономической жизни общества, а в сфере управления финансовыми средствами – неотъемлемая часть системы регулирования финансовыми отношениями 11 Контроль - управленческая функция, предполагающая наблюдение за действиями работников, точным следованием организации по выбранному курсу и достижением поставленных целей, а также внесение необходимых корректив 12 Контроль – проверка осуществления планов со стороны руководителя, менеджера – состоит из определения состояния объекта; сопоставления фактических результатов с плановыми; пересмотра планов, если становится явным, что они не могут быть выполнены; выявление отклонений от запланированного и регулирования 13Контроль является самостоятельной функцией управления и одним из важнейших элементов рыночной экономики 14Контроль занимается фиксированием и оценкой уже свершившихся фактов в деятельности предприятия 15 Контроль - совокупность следующих действий: 1) определение фактического состояния или действия управляемого звена системы управления организацией; 2) сравнение фактических данных с требуемыми, т.е. с базой для сравнения, принятой в организации либо заданной извне, либо основанной на рациональности; 3) оценка отклонений, превышающих предельно допустимый уровень, на предмет степени их влияния на аспекты функционирования организации; 4) выявление причин данных отклонений 16 Контроль - неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляющий системой, получает необходимую информацию о её действительном состоянии, что позволяет ему правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия 17Контроль представляет собой процесс обеспечения достижения организацией своих целей 18 Контроль - это неотъемлемая составная часть деятельности по управлению экономикой, функция, внутренне присущая управлению экономикой, подчиненная решению задач, стоящих перед управляющей системой.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ» ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ АВТОРАМИ Определение Финансовый контроль - это регулируемая правовыми нормами деятельность финансовых, кредитных и хозяйственных органов (организаций), направленная на обеспечение финансовой, бюджетной, кредитной, расчетной и кассовой дисциплины в процессе исполнения планов и заключающаяся в проверке законности, обоснованности и рациональности денежных затрат Финансовый контроль в капиталистическом обществе есть надзор за надлежащей реализацией финансовой политики господствующего класса органами управления в процессе претворения последними функций государства Финансовый контроль - осуществляемая с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных органов, а в ряде случаев и негосударственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов её повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально- экономического развития страны и отдельных регионов Финансовый контроль - это прежде всего контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отношений Финансовый контроль представляет собой один из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы. Он направлен на проверку расходования государственных средств, своевременности и полноты мобилизации государственных ресурсов, законности расходов и доходов всех звеньев финансовой системы, соблюдения правил учета и отчетности Финансовый контроль - многоаспектная межотраслевая система наблюдения наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений и организаций с целью объективной оценки экономической эффективности этой деятельности, установления законности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций и выявления резервов доходов государственного бюджета Финансовый контроль - контроль за законностью действий в процессе собирания, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления эффективной финансовой политики в обществе для обеспечения прав и свобод граждан Финансовый контроль - регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования

Финансовый контроль: 1) строго регламентированная деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов; 2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро-, и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций Финансовый контроль как вид государственного контроля направлен на проверку расходования государственных средств, своевременности и полноты мобилизации государственных ресурсов, законности расходов и доходов всех звеньев финансовой системы, соблюдения правил учета и отчетности Финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования Финансовый контроль представляет собой проверку специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых отношений требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками Финансовый контроль - это совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а также населения с применением специфических форм и методов организации Финансовый контроль - это одна из функций системы управления финансовыми отношениями, основной задачей которой является отслеживание правильности функционирования этих отношений на уровне конкретного управляемого объекта с целью определения обоснованности и эффективности управленческих решений и степени их реализации, выявления отклонений, о которых целесообразно информировать органы, способные повлиять на улучшение ситуации Финансовый контроль (внешний) - регулируемая правовыми нормами деятельность, осуществляемая законодательными органами государственной власти и созданными ими специальными институтами по контролю за поступлением, движением и расходованием государственных финансовых и материальных средств, эффективностью использования всех видов государственных ресурсов, льгот и преимуществ, предоставляемых государством, а также использованием средств государственных бюджетных и внебюджетных фондов и другой государственной собственности Финансовый контроль - особая функция финансов, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов законности и эффективности управления финансовыми ресурсами, а при наличии таких отклонений – своевременное принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ» ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ АВТОРАМИ

Финансовый контроль - контроль за законностью и целесообразностью действия в области образования, распределения и использования денежных фондов государства в целях эффективного социально-экономического развития страны Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ» ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ АВТОРАМИ

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ деятельность или функция различных контролирующих органов система наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью объекта управления совокупность мероприятий, проводимых контролирующими органами по проверке хозяйственных операций один из видов государственного контроля функция системы управления финансовыми отношениями

Основными задачами финансового контроля являются: · обеспечение соблюдения действующего финансового (бюджетного, налогового, страхового) законодательства · содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов государства и хозяйствующих субъектов · правильность составления и исполнения бюджета государства и хозяйствующих субъектов · правильность ведения бухгалтерского учета во всех объектах контроля · выявление резервов роста финансовых ресурсов, доходной базы бюджетов государства и хозяйствующих субъектов · правомерность и эффективность использования внебюджетных фондов и правильность осуществления валютных операций · проведение органами финансового контроля профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения уровня финансовой дисциплины и др.

Принципы финансового контроля · независимость – органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от государства и хозяйствующих субъектов, деятельность которых они проверяют; · законность – органы финансового контроля должны строго следовать нормам и правилам, установленным законодательством; · ответственность – органы финансового контроля должны нести экономическую, дисциплинарную и административную ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на него контрольных функций и задач; · гласность – означает открытость деятельности органов финансового контроля, наличие доступа каждого гражданина к информации о результатах контрольной деятельности с помощью средств массовой информации; · объективность – деятельность органов финансового контроля, их подходы к планированию и проведению проверок, заключение о проверках должны исключать какую бы то ни было предвзятость и предрасположенность; · системность – предполагает наличие именно системы органов финансового контроля.

КЛАССИФИКАЦИИ ФОРМ КОНТРОЛЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ КРИТЕРИЯМ Критерий классификации Форма контроля 1Регламент осуществления Обязательный (внешний) Инициативный (внутренний) 2Субъекты контроля Президентский Контроль законодательных органов власти и местного самоуправления Контроль исполнительных органов власти Контроль финансово-кредитных органов Внутрифирменный контроль Аудиторский контроль 3Объекты контроля Бюджетный контроль Контроль за внебюджетными фондами Налоговый контроль Валютный контроль Кредитный контроль Страховой контроль Инвестиционный контроль Контроль за денежной массой 4Объем деятельности Полный контроль Частичный контроль 5Метод контроля Анализ хозяйственной деятельности Ревизия Тематическая проверка Обследование 5Метод контроля Сплошная проверка Выборочная проверка

6Источник информации (по характеру материала) Документальный контроль Фактический контроль 7Время совершения Предварительный контроль Текущий контроль Последующий контроль КЛАССИФИКАЦИИ ФОРМ КОНТРОЛЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ КРИТЕРИЯМ

ПОНЯТИЕ МЕТОДА КОНТРОЛЯ п/п Наименование метода, приема и способа контроля 1Наблюдение, проверка, анализ, ревизия 2 1. Диалектико-материалистический метод. Законы: всеобщая связь и взаимообусловленность явлений, динамизм, переход количества в качество, единство и борьба противоположностей. Приемы научного мышления: наблюдение, сравнение, анализ и синтез, дедукция и индукция. 2. Документальный и фактический виды контроля: 2.1. Приемы документального контроля: формальная и арифметическая проверка документов; юридическая оценка отраженных в документах хозяйственных операций; логический контроль объективной возможности документально оформленных хозяйственных операций; сплошное и несплошное (в том числе выборочное) наблюдение; встречная проверка документов или записей в учетных регистрах посредством сличения их с одноименными или взаимосвязанными данными у предприятий, учреждений и организаций, с которыми проверяемое предприятие имеет хозяйственные связи; способ обратного счета, основанный на предварительной экспертной оценке материальных затрат с целью последующего определения (обратным счетом) величины необоснованных списаний сырья и материалов на производство определенных видов продукции, которые ко времени ревизии большей частью или полностью имеются в наличии на складах предприятия-изготовителя или у его покупателей; оценка законности и обоснованности хозяйственных операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета; балансовые увязки движения товарно-материальных ценностей; сравнение; различные методические (технические) приемы экономического анализа Приемы фактического контроля: инвентаризация; экспертная оценка квалифицированными специалистами действительных объемов и качества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции, соблюдения технологических режимов; визуальное наблюдение путем непосредственного обследования складских помещений, цехов и участков, состояния контрольно-пропускного режима, а также моментные наблюдения для фиксации отдельных элементов изучаемого процесса в определенный период (хронометраж, фотография рабочего дня и др.)

3 1. Общенаучные методические приемы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, конкретизация, системный анализ, функционально-стоимостной анализ. 2. Собственные методические приемы финансово-хозяйственного контроля: 2.1. Органолептические: инвентаризация, контрольные замеры работ, выборочные наблюдения, сплошные наблюдения, технологический контроль, химико-технологический контроль, экспертизы разных видов, служебное расследование, эксперимент Расчетно-аналитические: экономический анализ, статистические расчеты, экономико-математические методы Документальное: информационное моделирование, исследование документов, камеральные проверки, нормативно-правовое регулирование, группировка недостатков Обобщение и реализация результатов контроля: документирование результатов промежуточного контроля, аналитическая группировка, следственно-юридическое обоснование, систематизированная группировка, принятие решений и контроль за их исполнением 4 1. Общенаучные методические приемы контроля: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, эксперимент и др. 2. Собственные эмпирические, методические приемы контроля: инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, сканирование, логическая проверка, письменный и устный опросы и др. 3. Специфические приемы смежных экономических наук: приемы экономического анализа, экономико- математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики 5Определение реального состояния объекта, сопоставление, оценка 6 Счетная проверка балансов, анализ финансово-хозяйственной деятельности, документальная ревизия и т. д. Каждый из этих методов подразделяется на более частные способы, позволяющие решать промежуточные, относительно «мелкие» задачи. Например, в документальной ревизии используются такие способы, как встречная проверка документов, инвентаризация денежных средств и материальных ценностей, восстановление количественного учета, контрольное сличение и др. 7 Формальная и арифметическая проверка документов, нормативная (юридическая) оценка документально оформленных хозяйственных операций, логическая проверка, встречная проверка, способ обратного счета, оценка законности и обоснованности хозяйственных операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета, балансовый метод, сравнение, различные методические (технические) приемы экономического анализа. ПОНЯТИЕ МЕТОДА КОНТРОЛЯ

8Ревизия 9Предварительный, направляющий, фильтрующий и последующий контроль 10Ревизия, проверка, анализ, наблюдение, обследование. 11 Обследование, документальная проверка и экономический анализ, инвентаризация, обобщение и реализация результатов контроля Общенаучные методы: анализ и синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, статистические методы, логический метод, сравнительный метод. 2. Специальные методы исследования: проверка документов, экономический анализ, исследование предметов и документов, осмотр помещений (территорий) и предметов, инвентаризация, экспертиза. 3. Методы воздействия на поведения проверяемых лиц в ходе осуществления налогового контроля: убеждение, поощрение, принуждение 13Счетная проверка отчетов, экономический анализ, ревизия 14Предварительный, текущий и последующий контроль 15Способы проведения финансового контроля: проверка, ревизия, обследование, анализ 16Проверка, обследование, анализ, ревизия Органолептические методические приемы контроля: инвентаризация, контрольные замеры работ, выборочные наблюдения, сплошные наблюдения, технологический контроль, химико-лабораторный контроль, экспертизы различных видов, экспертиза проектов и сметной документации, служебное расследование, эксперимент. 2. Расчетно-аналитические методические приемы контроля: экономический анализ, статистические расчеты, экономико-математические методы. 3. Документальные методические приемы контроля: информационное моделирование, исследование документов, камеральные проверки, нормативно-правовое регулирование. 4. Обобщение и реализация результатов контроля: группировка недостатков, документирование результатов промежуточного контроля, аналитическая группировка, следственно-юридическое обоснование, систематизированная группировка результатов контроля по результатам ревизии, контроль за выполнением принятых решений 18Составление планов, анализ рентабельности, анализ относительных показателей, окупаемость инвестиций 19 Ревизия, проверка, рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информации должностных лиц 20 Комплексная проверка или ревизия, тематическая проверка, счетная проверка, счетно-аналитические проверки, обследование, финансово-экономическая экспертиза ПОНЯТИЕ МЕТОДА КОНТРОЛЯ

Рис. 2. Методы финансового контроля

п/п Критерий классификации Вид финансового контроля 1В зависимости от времени осуществления Предварительный Текущий Последующий 2 В зависимости от длительности проведения контрольной процедуры Постоянный Периодический 3 В зависимости от полноты проведения контрольной процедуры Сплошной (полный) Выборочный (частичный) 4В зависимости от источника данных Документальный Автоматизированный Фактический 5 В зависимости от временной направленности целей контроля Стратегический Оперативный 6В зависимости от регламента осуществления Обязательный Инициативный 7 В зависимости от характера мероприятия контроля Плановый Внеплановый 8 В зависимости от характера компетенции органов финансового контроля ФК общей компетенции ФК отраслевой компетенции ФК межотраслевой компетенции ФК специальной компетенции 9В зависимости от места проведения контроля Выездной (по месту нахождения объекта) Камеральный (по месту нахождения субъекта) 10 В зависимости от характера связи контролирующих и контролируемых субъектов Внешний Внутренний 11 В зависимости от количества субъектов, участвующих в контрольной проверке ФК, осуществляемый одним субъектом контроля Совместный ФК КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

12 В зависимости от субъекта, осуществляющего контрольную деятельность Президентский Правительственный Парламентский Финансовый контроль других органов власти( судебных органов власти, государственных внебюджетных фондов и др.) Внутриведомственный Внутрихозяйственный Банковский Независимый (аудиторский) Общественный 13В зависимости от уровней субъектов РФ Контроль Федеральных органов власти Контроль на уровне Федеральных Округов Контроль субъектов Федерации Муниципальный контроль 14В зависимости от объекта контроля Бюджетный Налоговый Таможенный Валютный Экспортный Страховой Денежно-кредитный и другие КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ 1. Планирование контрольного мероприятия: · определение целей и задач контрольного мероприятия · ознакомление с деятельностью проверяемого субъекта · определение критериев оценки вопросов проверки · установление приемлемого уровня существенности контроля · разработка методики проведения контрольного мероприятия · составление плана и программы проведения контрольного мероприятия 2. Проведение контрольного мероприятия: · документальный контроль и анализ финансовой отчетности · бухгалтерский анализ на основе действующего законодательства по бухгалтерскому учету · финансово-правовой анализ 3. Заключительный этап контрольного мероприятия: · систематизация материалов проверки · составление отчетных документов о проведенном контрольном мероприятии 4. Организация последующего контроля (присущ в основном внутреннему контролю)

Нормативно-правовые акты Таможенного союза и государств, входящих в него, содержат положения, касающиеся различных направлений финансового контроля: валютного, контроля за законным и обоснованным возмещением экспортерам налога на добавленную стоимость, контроля за полнотой и своевременностью уплаты таможенных платежей. На национальный уровень отнесены вопросы осуществления бюджетного контроля за распределением и использованием финансовых ресурсов, выделенных для обеспечения деятельности таможенных органов. Таким образом, финансовый контроль в области таможенного дела пронизывает все области финансовых правоотношений, складывающихся в связи с перемещением товаров через таможенную границу

отсутствует нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок предоставления информации уполномоченными банками таможенным органам при осуществлении валютного контроля; не разработан правовой механизм возмещения из казны государства убытков, причиненных неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц; не дифференцированы меры ответственности за невозвращение экспортной валютной выручки и денежных средств, уплаченных

Финансовый контроль в таможенном деле Особое место правового института финансового контроля в области таможенного дела в системе российского права обусловлено тем, что его правовое регулирование осуществляется совокупностью норм конституционного, международного, таможенного, финансового, административного и иных отраслей права и законодательства Это позволяет утверждать, что финансовый контроль в сфере таможенного дела является межотраслевым правовым институтом Нормы данного института не являются механическим объединением правовых норм, они представляют собой совокупность правовых норм, хоть и разрозненных в различных отраслях права и законодательства, однако составляющих комплекс, регулирующий определенный вид однородных общественных отношений

Определение финансового контроля в таможенном деле финансовый контроль в области таможенного дела представляет собой регламентированную нормами права и осуществляемую с использованием специфических форм и методов деятельность уполномоченных государством органов и организаций по проверке законности, своевременности, точности, обоснованности и полноты поступления доходов в бюджет, складывающихся в области таможенного дела, а также целевого и эффективного их использования

Принципы финансового контроля в таможенном деле На основе закрепленности в праве: легальные и доктринальные принципы По характеру правоотношений: юридические, экономические и организационно-методические По способам внешнего выражения: закреплённые в международных нормативно-правовых актах и договорах, конституции, законодательстве, подзаконных актах

Классификация финансового контроля в области таможенного дела По объекту контроля: внешний и внутренний Внешний контроль включает: Объектом внешнего контроля являются финансовые потоки, поступающие в бюджет контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты таможенных платежей контроль за обоснованностью применения ставки ноль процентов при экспорте товаров валютный контроль уполномоченных банков за проведением валютных операций за своевременностью и полнотой поступления валютной выручки на счета в уполномоченные банки Российской Федерации внешний (ведомственный) контроль, осуществляемый вышестоящими таможенными органами (должностными лицами) за деятельностью нижестоящих таможенных органов (должностных лиц) по различным направлениям финансового контроля в области таможенного дела Внутренний контроль Объектом внутреннего контроля являются бюджетные средства, предоставленные таможенным органам как распорядителям и получателям бюджетных средств Внутренний контроль включает: вневедомственный контроль ведомственный внутренний контроль Замечание: Кроме того, классификация финансового контроля в области таможенного дела проводится: в зависимости от ветви власти, органами которой осуществляется контроль; компетенции органов финансового контроля; времени проведения

отличительные особенности финансового контроля в области таможенного дела в Таможенном союзе 1) его правовой основой служит законодательство Таможенного союза и международные соглашения государств - членов Таможенного союза, соглашения, принятые в рамках Евр АзЭС, а также национальное законодательство государств-членов Таможенного союза; 2) объектом финансового контроля являются общественные отношения по контролю за соблюдением законности и целесообразности в области собирания, распределения, перераспределения и использования денежных фондов государства, связанных с перемещением товаров через таможенную границу; 3) субъектами осуществления финансового контроля в области таможенного дела выступают органы и организации как общей (Президент РФ, Правительство РФ, органы прокуратуры), так и специальной компетенции (таможенные и налоговые органы, банки)

Функции финансового контроля в области таможенного дела - фискальная, заключающаяся в пополнении государственной казны - правоохранительная, направленная на пресечение неправомерных действий организаций, физических лиц, должностных лиц государственных органов, привлечение к ответственности, применение мер государственного принуждения - превентивная, выражающаяся в предупреждении правонарушений и являющаяся основой укрепления эффективности контрольной деятельности - воспитательная, предостерегающая от возможного неправомерного поведения - аналитическая, определяющая причины совершения правонарушения и факторы, так или иначе этому способствующие

Валютный контроль в области таможенного дела Субъектами валютного контроля выступают Правительство Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Центральный банк Российской Федерации, уполномоченные банки, таможенные и налоговые органы, с одной стороны, участники внешнеэкономической деятельности 1. валютный контроль является составной частью государственного финансового контроля и направлен на защиту экономических интересов и безопасности государства 2. правовые основы валютного контроля закреплены как в союзном, так и в национальном законодательстве 3. в настоящее время система валютного контроля представляет собой некий баланс между определенным объемом валютных ограничений и мерами по либерализации валютного законодательства 4. за несоблюдение требований по валютному контролю предусмотрена административная и уголовная ответственность 5. соблюдение валютного законодательства участниками внешнеэкономической деятельности обеспечивается принудительной силой таможенных органов государств-членов Таможенного союза

Бюджетный контроль как вид финансового контроля в области таможенного дела 1) правовой основой осуществления бюджетного контроля в области таможенного дела служит только национальное законодательство, в частности, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации», положения о соответствующих контролирующих органах 2) объектом бюджетного контроля следует считать бюджетные правоотношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств 3) в рассматриваемых правоотношениях таможенные органы выступают как подконтрольные субъекты; контролирующими же органами являются Счетная палата РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство РФ

Финансовый контроль за возмещением налога на добавленную стоимость при экспорте товаров В рамках Таможенного союза выделяются следующие новшества в части финансового контроля в области таможенного дела за уплатой (возмещением) НДС, введенные нормативно-правовыми актами Таможенного союза: 1) администрирование НДС осуществляют налоговые органы 2) срок для сбора пакета документов увеличен с 90 до 180 дней 3) действует принцип страны назначения 4) уплата налога налогоплательщиком осуществляется до 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров, что означает фактическую отсрочку его уплаты 5) грузовая таможенная декларация заменена на заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, которое, по сути, является основным документом, подтверждающим экспорт товаров 6) налоговые органы государств-членов таможенного союза ежемесячно осуществляют информационный обмен о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств-членов таможенного союза, налоговых льготах (об освобождении от налогообложения) в форме реестров заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

Контроль за исчислением и уплатой таможенных платежей этапы таможенного обложения: исчисление таможенных платежей уплата таможенных платежей взимание (в том числе принудительного взыскания) таможенных платежей

Финансовый контроль – таможенное дело – таможенная проверка таможенная проверка - это осуществляемая с использованием специальных методов форма финансового контроля в области таможенного дела, проводимая таможенными органами, в целях установления соблюдения физическими и юридическими лицами требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза