Е.И.Кузьмин, М.Н. Усачев О государственной политике развития библиотечного дела в Российской Федерации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программы сохранения библиотечных фондов Министерства культуры Российской Федерации 1 этап НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОХРАНЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ.
Advertisements

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2009.
Задачи: cоздание единого европейского пространства в области ПОО, oбеспечение прозрачности квалификаций (за счет введения Европейского резюме, Приложения.
О внесении изменений в государственную программу Чувашской Республики «Развитие образования» на годы 23 января 2013 г. Иванов Владимир Николаевич,
Перспективы развития информационных технологий в библиотечной сфере Хабаровского края Филаткина И.В., к.ф.н., доцент Митников Д.М. Дальневосточная государственная.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Информатизация системы образования Республики Беларусь, текущее состояние и перспективы развития Н.И. Листопад, Директор Главного информационно- аналитического.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. 996-р Воспитание детей – стратегический.
1 Механизмы реализации целей и задач национального проекта в области культуры Российской Федерации.
Лекция 6. Прогнозирование социального развития и уровня жизни.
Приоритеты образовательной политики в Московской области Запалацкая Вероника Станиславовна, зав. отделом стратегии развития образования и информационных.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
МОДЕРНИЗАЦИЯ Российского образования 2000 год -развитие предпрофильной подготовки и профильного обучения; - - введение ЕГЭ; - нормативно-подушевое финансирование;
Реализация Реализация комплекса мер по модернизации системы общего образования на территории Малышевского ГО Реализация Реализация комплекса мер по модернизации.
Семинар-совещание «О состоянии и перспективах развития социальной сферы. Эффективное управление отраслями социальной сферы» г.Ухта мая 2011 года.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Фролов В.В. Начальник отдела дополнительного образования, воспитания детей и молодежи.
Н ОРМАТИВНАЯ БАЗА ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Л.С. Ведерникова, заведующая.
Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
Транксрипт:

Е.И.Кузьмин, М.Н. Усачев О государственной политике развития библиотечного дела в Российской Федерации

Цели, задачи, основные направления, приоритеты государственной библиотечной политики Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации определяются: вхождением России в информационное общество и в процесс международной интеграции и глобализации; вхождением России в информационное общество и в процесс международной интеграции и глобализации; формированием общества знаний; формированием общества знаний; социально-политическими и экономическими преобразованиями в стране. социально-политическими и экономическими преобразованиями в стране.

Предпосылки модернизации библиотечного дела и государственной библиотечной политики: Ориентация России, на «новую экономику», стержнем которой является культурное богатство нации, постоянное наращивание и максимальное использование ее интеллектуального потенциала ; Ориентация России, на «новую экономику», стержнем которой является культурное богатство нации, постоянное наращивание и максимальное использование ее интеллектуального потенциала ; Формирования гражданского общества и наступление эры информационного общества, постепенно трансформирующегося в общество знаний. Формирования гражданского общества и наступление эры информационного общества, постепенно трансформирующегося в общество знаний.

Информационные ресурсы библиотек во всем мире приобретают значение стратегических, определяющих уровень социально-экономического развития страны.

Ресурсы большинства российских библиотек мало отвечают новым и постоянно усложняющимся информационным, образовательным, духовным, культурным и иным потребностям людей, государства и общества

Не обновляющаяся постоянно библиотека становится тормозом для устойчивого модернизационного развития страны, поскольку воспроизводит и распространяет во времени и пространстве эталоны, образцы и алгоритмы уже ушедших эпох, способствует формированию искажённой картины мира.

В последние 20 лет количество библиотек постоянно сокращается в основном за счет закрытия научно- технических и профсоюзных библиотек. Введение в действие Федерального закона Российской Федерации 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» делает угрозу утраты половины сети муниципальных (и, прежде всего, сельских) библиотек реальной.

Техническая оснащенность библиотек остается низкой (по состоянию на ), число библиотек, имеющих копировально-множительную технику ; копировально-множительную технику ; транспорт – 833; транспорт – 833; факсимильную связь – 724; факсимильную связь – 724; телефоны – ; телефоны – ; электронную почту – 1248; электронную почту – 1248; доступ в Интернет – доступ в Интернет – В среднем по стране на одну библиотеку приходится примерно по 0,5 компьютера.

Средняя заработная плата работников библиотек в 2003 году составляла – 2,2 тыс. руб. в месяц, что ниже среднего прожиточного минимума

На пополнение библиотечных фондов в 2003 году было затрачено 1,2 млрд. руб., что в среднем на 1 жителя составляет 8,5 рублей.

Основные проблемы библиотечного дела

Вопрос о состоянии библиотечного обслуживания – это вопрос о том, на какой информационной основе, на каком образовательном фундаменте формируется политическое, экономическое, правовое, научное и культурное мышление разных слоев российского общества, его властной и политической элиты, сегодняшней и будущей.

Особенность современной библиотечной системы России - постоянно увеличивающийся разрыв между информационно бедными и информационно богатыми библиотеками Чем больше ресурсный потенциал библиотеки, тем она востребованные, тем выше культурный, образовательный, интеллектуальный уровень жителей территории.

Расширение числа задач, стоящих перед библиотеками, объективное усиление их роли в обществе пока еще плохо осознается и обществом, и властными структурами на всех уровнях, а часто – и их непосредственными учредителями.

Приток новых изданий в публичные библиотеки в 2003 году, по сравнению с 1990 годом сократился в два раза: по экспертным оценкам, 40 % библиотечных фондов составляют книги, практически не читаемые, морально устаревшие и даже вредные; по экспертным оценкам, 40 % библиотечных фондов составляют книги, практически не читаемые, морально устаревшие и даже вредные; от 60 до 80 % пользователей не удовлетворены составом библиотечных фондов; от 60 до 80 % пользователей не удовлетворены составом библиотечных фондов; значительно возросла доля физически изношенных фондов. значительно возросла доля физически изношенных фондов.

Страна информационно разобщена: Затраты на приобретение новой литературы главных библиотек субъектов Российской Федерации в 2003 году в целом по России различались более чем в 230 раз Затраты на приобретение новой литературы главных библиотек субъектов Российской Федерации в 2003 году в целом по России различались более чем в 230 раз Показатели поступления финансовых средств на библиотечное обслуживание одного жителя различаются по России в несколько десятков раз. Показатели поступления финансовых средств на библиотечное обслуживание одного жителя различаются по России в несколько десятков раз. Разрыв в возможности доступа к информации в центре и регионах, особенно в малых городах и на селе, все усиливается.

Наиболее важным для библиотек России на сегодняшний день является их ускоренная информатизация В целом доля публичных библиотек, серьезно занятых компьютеризацией, не превышает 5%. Только чуть более 2% сельских библиотек имеют компьютеры и только 0,6% из них доступен Интернет. В целом доля публичных библиотек, серьезно занятых компьютеризацией, не превышает 5%. Только чуть более 2% сельских библиотек имеют компьютеры и только 0,6% из них доступен Интернет. Требуемое количество компьютеров в библиотеках исчисляется сотнями тысяч, и уже сейчас остро стоит задача обновления техники для библиотек, первыми приступивших к компьютеризации в начале и середине 90-х гг. Требуемое количество компьютеров в библиотеках исчисляется сотнями тысяч, и уже сейчас остро стоит задача обновления техники для библиотек, первыми приступивших к компьютеризации в начале и середине 90-х гг.

Успешное начало реализации Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации пока еще мало меняет общую ситуацию в России Примерно 1,5 млн. ценных изданий, по своим биологическим и другим характеристикам опасны для здоровья сотрудников и читателей библиотек; Примерно 1,5 млн. ценных изданий, по своим биологическим и другим характеристикам опасны для здоровья сотрудников и читателей библиотек; Недофинансирование этой сферы чревато в ближайшем будущем в десятки раз большим ущербом, как в финансовом, так и социальном отношении; Недофинансирование этой сферы чревато в ближайшем будущем в десятки раз большим ущербом, как в финансовом, так и социальном отношении; Средства, вложенные в последние 10 лет в обеспечение безопасности федеральных и региональных библиотек, дали возможность на минимально необходимом уровне организовать защиту библиотечных зданий, фондов, материальных ценностей читателей и персонала; Средства, вложенные в последние 10 лет в обеспечение безопасности федеральных и региональных библиотек, дали возможность на минимально необходимом уровне организовать защиту библиотечных зданий, фондов, материальных ценностей читателей и персонала; К числу новых факторов опасности относится терроризм, повышенная угроза экологических и техногенных катастроф. К числу новых факторов опасности относится терроризм, повышенная угроза экологических и техногенных катастроф.

Предоставление социально значимой информации: В настоящее время создано около 2000 ПЦПИ, услугами которых воспользовалось 2,5 млн. человек; В настоящее время создано около 2000 ПЦПИ, услугами которых воспользовалось 2,5 млн. человек; Осуществляется работа по экологическому просвещению граждан, в нее вовлечено более 20 тыс. библиотек разных территориальных уровней и ведомств. Создан федеральный центр экологической культуры (при РГЮБ); Осуществляется работа по экологическому просвещению граждан, в нее вовлечено более 20 тыс. библиотек разных территориальных уровней и ведомств. Создан федеральный центр экологической культуры (при РГЮБ); Созданы центры муниципальной информации в большинстве районных, многих городских и некоторых сельских библиотеках; Созданы центры муниципальной информации в большинстве районных, многих городских и некоторых сельских библиотеках; Начата разработка методики организации центров просвещения по вопросам защиты прав потребителей в муниципальных библиотеках. Начата разработка методики организации центров просвещения по вопросам защиты прав потребителей в муниципальных библиотеках. Несмотря на имеющиеся достижения и сравнительно большое количество созданных точек роста, в целом по стране проблема с муниципальными и особенно сельскими библиотеками остается самой острой. Именно эта сеть библиотек, обслуживая большинство населения страны, менее всех других финансируется.

Начата разработка общероссийской системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации библиотечных специалистов. Ее звенья: федеральный уровень ( АПРИКТ и федеральные библиотеки); федеральный уровень ( АПРИКТ и федеральные библиотеки); межрегиональный уровень (центры непрерывного образования в федеральных округах - Белгород, Псков, Новосибирск, Хабаровск; зональные библиотеки университетов Минобрнауки России); межрегиональный уровень (центры непрерывного образования в федеральных округах - Белгород, Псков, Новосибирск, Хабаровск; зональные библиотеки университетов Минобрнауки России); региональный уровень (центральные библиотеки регионов и инновационные образовательные структуры - библиотечные школы Белгород, Псков, Краснодар, Республика Карелия, Новосибирск, Екатеринбург и др.); региональный уровень (центральные библиотеки регионов и инновационные образовательные структуры - библиотечные школы Белгород, Псков, Краснодар, Республика Карелия, Новосибирск, Екатеринбург и др.); муниципальный уровень (ЦРБ и ЦГБ). муниципальный уровень (ЦРБ и ЦГБ). Несмотря на предпринимаемые усилия, кадровая ситуация в отрасли ухудшается - при многократно усложняющихся задачах: увеличился отток перспективных библиотечных специалистов в сферы с более высокой оплатой труда, наблюдается кадровая стагнация. В последние годы почти в 12 раз сократился прием на библиотечные факультеты средних и высших специальных учебных заведений

Основные направления и приоритеты государственной библиотечной политики

1. Совершенствование нормативно-правовой базы библиотечной деятельности с целью обеспечения социальных гарантий населения на информационно-библиотечное обслуживание, гарантий развития библиотек с учетом современных требований и корреляцией с правовой сферой смежных отраслей: подготовка новых редакций федеральных законов «О библиотечном деле», «Об обязательном экземпляре документов»; подготовка новых редакций федеральных законов «О библиотечном деле», «Об обязательном экземпляре документов»; разработка и утверждение «Положения о библиотечном фонде Российской Федерации»; разработка и утверждение «Положения о библиотечном фонде Российской Федерации»; совершенствование существующих профессиональных стандартов и разработка новых, направленных на повышение качества деятельности и услуг библиотек (в том числе на базе стандартов серии ИСО 9000), гармонизация отечественных и зарубежных стандартов, международной и отечественной статистики; совершенствование существующих профессиональных стандартов и разработка новых, направленных на повышение качества деятельности и услуг библиотек (в том числе на базе стандартов серии ИСО 9000), гармонизация отечественных и зарубежных стандартов, международной и отечественной статистики; мониторинг и постоянное совершенствование нормативно- правовой базы по приоритетным направлениям государственной библиотечной политики. мониторинг и постоянное совершенствование нормативно- правовой базы по приоритетным направлениям государственной библиотечной политики.

2. Развитие информационных ресурсов библиотек и их интеграция в целях повышения качества информационного и библиотечного обслуживания населения на основе внедрения передовых ИКТ, в том числе корпоративных: Развитие общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети «ЛИБНЕТ». Создание сводного электронного каталога библиотек России. Создание Национальной электронной библиотеки и других электронных библиотек. Формирование качественного русскоязычного сегмента Интернет на основе оцифровки библиотечных фондов. Внедрение корпоративных и других автоматизированных систем и технологий библиотек, обеспечивающих формирование, хранение и учет библиотечных фондов, обслуживание пользователей как в стационарном режиме, так и в удаленном доступе с целью преодоления цифрового неравенства граждан в доступе к информации. Развитие и поддержка лингвистического обеспечения информационно-библиотечных технологий (форматов, правил каталогизации, классификаций, авторитетных данных). Развитие возможностей доступа российских библиотек к зарубежным и национальным информационным ресурсам, поддержка взаимного информационного обмена между библиотеками России и зарубежных стран

3. Обеспечение сохранности библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса России в интересах нынешнего и будущих поколений: Обеспечение нормативного режима хранения и использования, реставрации и консервации библиотечных фондов. Обеспечение нормативного режима хранения и использования, реставрации и консервации библиотечных фондов. Развитие системы центров консервации библиотечных фондов на федеральном и региональном уровнях, укрепление материально- технической базы сохранения библиотечных фондов. Развитие системы центров консервации библиотечных фондов на федеральном и региональном уровнях, укрепление материально- технической базы сохранения библиотечных фондов. Создание Российского страхового фонда документов библиотек как части Единого российского страхового фонда документации, развитие регистра страховых микрофильмов, его интеграция в европейский регистр микроформ. Создание Российского страхового фонда документов библиотек как части Единого российского страхового фонда документации, развитие регистра страховых микрофильмов, его интеграция в европейский регистр микроформ. Создание и развитие Общероссийского свода книжных памятников как единого распределенного банка данных о книжных памятниках Российской Федерации всех уровней, создание электронных изданий книжных памятников. Создание и развитие Общероссийского свода книжных памятников как единого распределенного банка данных о книжных памятниках Российской Федерации всех уровней, создание электронных изданий книжных памятников. Совершенствование системы учета библиотечных фондов. Совершенствование системы учета библиотечных фондов. Обеспечение безопасности библиотечных фондов и библиотек как учреждений с массовым пребыванием людей. Обеспечение безопасности библиотечных фондов и библиотек как учреждений с массовым пребыванием людей.

4. Организация распределенного библиотечного фонда Российской Федерации. 5. Организация обеспечения доступа населения к социально значимой информации, особенно в малых городах и сельской местности, преодоление информационного неравенства граждан России Приоритетным на этом направлении будет дальнейшее развитие сетей и сетевого взаимодействия центров правовой, деловой, экологической, муниципальной, потребительской и другой социально значимой информации на базе общедоступных библиотек. 6. Создание условий для обеспечения прав детей, молодежи, инвалидов и других социально незащищенных групп населения на библиотечно-информационное обслуживание. 7. Содействие развитию инфраструктуры библиотечного дела, переход на корпоративные технологии. Поддержка и развитие профессиональных коммуникаций, газет, журналов, расширение партнерства, социального участия, совершенствование моделей и технологий управления всей отраслью и отдельными библиотеками, в т. ч. на основе менеджмента качества, иных форм и способов профессиональной деятельности

8. Создание условий для развития кадров отрасли Оптимизация состава кадров и формирования структурированной профессиональной элиты отрасли. Оптимизация состава кадров и формирования структурированной профессиональной элиты отрасли. Мониторинг состояния и перспектив развития библиотечных кадров. Мониторинг состояния и перспектив развития библиотечных кадров. Формирование комплекса мер по привлечению в библиотеки молодых специалистов и закреплению их на места Формирование комплекса мер по привлечению в библиотеки молодых специалистов и закреплению их на места

9. Содействие развитию системы профессионального библиотечного образования, в том числе дополнительного с целью адаптации знаний и навыков библиотечных работников к новым быстро меняющимся и все время усложняющимся требованиям общества Формирование государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации специалистов центральных региональных библиотек по ключевым направлениям модернизации библиотечного дела. Формирование государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации специалистов центральных региональных библиотек по ключевым направлениям модернизации библиотечного дела. Организация мониторинга образовательной среды и кадровой ситуации в библиотечном деле, создание единой информационно-ресурсной базы научно-методического сопровождения системы дополнительного профессионального образования. Организация мониторинга образовательной среды и кадровой ситуации в библиотечном деле, создание единой информационно-ресурсной базы научно-методического сопровождения системы дополнительного профессионального образования. Поддержка и развитие межрегиональных центров непрерывного библиотечного образования Поддержка и развитие межрегиональных центров непрерывного библиотечного образования

10. Развитие программ поддержки чтения, формирование информационной культуры личности. 11. Усиление присутствия библиотек России в мировом информационном пространстве: участие российских специалистов в деятельности рабочих групп международных организаций ИФЛА, ЮНЕСКО, Европейской Комиссии, Совета Европы и других, а также в организуемых ими международных форумах и стажировках; участие российских специалистов в деятельности рабочих групп международных организаций ИФЛА, ЮНЕСКО, Европейской Комиссии, Совета Европы и других, а также в организуемых ими международных форумах и стажировках; организация и проведение крупномасштабных международных книжных выставок, конференций, направленных на формирование позитивного восприятия России в мире организация и проведение крупномасштабных международных книжных выставок, конференций, направленных на формирование позитивного восприятия России в мире

12. Создание условий для укрепления и развития материально-технической базы библиотек и библиотечного дела. Приоритетным должно стать выделение целевого финансирования на строительство и реконструкцию библиотечных зданий, что даст возможность не только должным образом сохранять фонды, но и обеспечивать комфортные условия читателям и пользователям библиотек для получения современных библиотечно-информационных услуг. Приоритетным должно стать выделение целевого финансирования на строительство и реконструкцию библиотечных зданий, что даст возможность не только должным образом сохранять фонды, но и обеспечивать комфортные условия читателям и пользователям библиотек для получения современных библиотечно-информационных услуг.

ВЫВОДЫ Имеющиеся сегодня ресурсы позволяют модернизировать лишь федеральные библиотеки, в той или иной степени содействовать модернизации региональных и едва приступить к стимулированию модернизации муниципальных и сельских, создавая образцы для них Имеющиеся сегодня ресурсы позволяют модернизировать лишь федеральные библиотеки, в той или иной степени содействовать модернизации региональных и едва приступить к стимулированию модернизации муниципальных и сельских, создавая образцы для них финансовые вложения в библиотеки экономически высокоэффективны: однократное вложение средств обеспечивает многократное их использование в течение длительного времени большим количеством людей. Эти вложения высокоэффективны и в социальном плане, поскольку помогают, как минимум, шестидесяти миллионам людей, являющихся пользователями библиотек, решать их проблемы финансовые вложения в библиотеки экономически высокоэффективны: однократное вложение средств обеспечивает многократное их использование в течение длительного времени большим количеством людей. Эти вложения высокоэффективны и в социальном плане, поскольку помогают, как минимум, шестидесяти миллионам людей, являющихся пользователями библиотек, решать их проблемы Библиотеки могут и должны стать ключевым звеном в создании единого информационного и культурного пространства страны, установлении прямых информационных связей российских регионов с зарубежными странами, интеграции российских информационных ресурсов в международные информационные сети и банки данных. Библиотеки могут и должны стать ключевым звеном в создании единого информационного и культурного пространства страны, установлении прямых информационных связей российских регионов с зарубежными странами, интеграции российских информационных ресурсов в международные информационные сети и банки данных. Новой России без новых библиотек не будет