9 класс Назовите типы подчинения по схемам, докажите свой выбор. 1. 2. 3.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
(1)Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места, когда садилось солнце. [ ], (когда ). когда? придаточное времени (4)Он видел, как зажглась вечерняя.
Advertisements

Проверяем домашнее задание. Укажите количество грамматических основ в предложении 24. Ответ запишите цифрой. (24)Нужен воздух, нужны силы, а того и другого.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Материнская любовь Классный час в 9 классе Классный руководитель Тетерина Л. Н.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Norvegija – Šiaurės pašvaistė 45 уроков жизни Nov 2009 He YanMusic: snowdream.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Что такое Дружба ? Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
Геометрические сказки Путешествие второе. Пришла Чистюлька утром к Карандашу: -Доброе утро! -Не совсем оно доброе. -Так- так, что-то случилось? -А ты.
Письмо Найдено в шинели русского солдата, погибшего в Великую Отечественную войну Просмотр...
Мастер – класс Подготовила Тихонова Нонна Владимировна.
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Жил-был гном. Он жил в грибе. У него было много друзей. И когда мальчики и девочки говорили: Гном помоги нам!, он сразу появлялся и всем помогал. Один.
ПИСЬМО ЛЮБВИ ОТЦА СО ЗВУКОМ Может быть ты не знаешь меня, но Я знаю о тебе всё… Пс 138:1 Я знаю, когда ты садишься и когда встаешь… Пс 138:2 Мне известны.
2015 Всего заданий Время тестирования мин. Введите фамилию и имя ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ В 3 В 6 Начать тестирование.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
Урок-обобщение (7 класс – алгебра) МОУ "СОШ 45 г. Чебоксары" Кабуркина М. Н.1.
Транксрипт:

9 класс

Назовите типы подчинения по схемам, докажите свой выбор

Как называются части СПП? Сколько грамматических основ должно быть в предложении, чтобы говорить о типах подчинительной связи в СПП? Сколько придаточных частей должно быть в СПП, чтобы говорить о типах подчинительной связи?

1. Если при последовательном подчинении придаточных рядом оказываются два союза: что + если, что + когда, так что + хотя и др. - то между союзами ставится запятая. Казалось, что, если секунду он промедлит, будет поздно. !!! Придаточное можно убрать!!!

2. Если же после придаточной главная часть предложения начинается с союза ТО или ТАК, то запятая НЕ ставится. Казалось, что если секунду он промедлит, то будет поздно. !!! Придаточное убрать нельзя!!!

Деревья развертываются так быстро что если часа два пропустить непременно что- то случится. Горничная была сирота которая чтобы прокормиться должна была поступить в услужение. Слепой знал что если он протянет руку то с кустов посыплется роса.

Кони так устали что когда с них сняли вьюки они легли на землю. Давно заметил что когда ветерок проникающий в лес качает ветви деревьев то в этом есть особенная прелесть.

77. Среди предложений 11–15 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. (11)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед. (12)3 аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой с конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.(13)На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал. (14)Я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями. (15)Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.

76. Среди предложений 5–9 найдите сложное предложение с однородным и неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. (5)Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (6)Он пел о любви к жизни. (7)Он во всём видел любовь. (8)И хоть его вокальные данные были небогатыми, он думал, что поёт прекрасно, ведь у него было так много слушателей, они им восхищались, каждый хотел быть его другом. (9)Но глупый светлячок не понимал, что это всё лишь потому, что он обладал очень необычным свойством: в отличие от панцирей всех остальных светлячков, его панцирь не просто горел зелёным огоньком, а переливался всеми цветами радуги, как гранёный бриллиант.

75. Среди предложений 33–39 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. – (33)Друга, что ли, спасаешь? – Носков хмыкнул. – (34)Да, спасаю. (35)У его матери инфаркт был, начнётся канитель с нашим побегом – её в школу начнут дёргать... (36)Бог знает, чем это кончится! – ответил Елисеев. – (37)Хоть бы химичка тебя спросила и закатила пару! – прорычал взбешённый Носков и плюхнулся на свой стул. (38)Все остальные, разочарованно охая, вернулись на свои места. (39)Васильев и Елисеев сидели передо мной, и я видел, как Петруха посмотрел на Игоря, листавшего учебник, задержал на нём благодарный взгляд и легонько тронул его за локоть, а тот ободряюще кивнул ему в ответ.

74. Среди предложений 29–39 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. – (29)Хоть одну-то извилину надо иметь! (30)Кому нужны эти дурацкие тайны? – фыркнула Лисапета. – (31)И эта Лизка Ракитина тоже хороша! (32)Помню, как она собирала этих актёров, чьи фотографии из журнальчиков выстригала! (33)Мещанка! – (34)Она совсем не мещанка. (35)Просто она плохо видит. (36)Сидит в кино, а видит одни пятна, и ей хотелось запомнить актёров... (37)Вот он и отправляет ей открытки любимых актёров… (38)А Лизка Ракитина больше не живёт в Норильске! (39)Опять переехала, а он, наверное, не знает.

73. Среди предложений 30–37 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. (30)Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. (31)Среди них были диктанты Сени Голубкина и Вани.(32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал: – (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия! (35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.

72. Среди предложений 40–46 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. (40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит – потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но она молчала. (44)Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.(46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне.

71. Среди предложений 15–21 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. (15)Когда стемнело и она подошла к морю, он уже сидел и ждал её. (16)Краб был в его шляпе. (17)3 ыбин сказал: – (18)Вот уж не думал никогда, что во мне сидит такой скот! (19)Обречь кого-то на медленное и мучительное умирание! (20)Никогда бы не поверил, что способен на такое!

70. Среди предложений 20–25 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных. (20)Колька испуганно вздрогнул и выронил книгу. (21)Все засмеялись. (22)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться. – (23)Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что... (24)Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (25)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

69. Среди предложений 2–5 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. (2)У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым. (3)Это осталось с той поры, когда я «вводил Павлика в свет» – сперва во дворе, потом в школе, где он оказался на положении чужака. (4)На самом деле душевное превосходство было на стороне Павлика. (5)Моё долгое приятельство с Митей не могло пройти бесследно: я привык к известному моральному соглашательству, а прощение предательства немногим отличается от самого предательства.

68. Среди предложений 12–17 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. (12)Когда мы шли к магазину, мне было страшно: а вдруг книга уже продана? (13)Нет, книга лежала на месте.(14)Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу. (15)Многие пассажиры садились рядом, чтобы посмотреть картинки. (16)Весь вагон радовался моей покупке, и на полчаса я стал центром внимания.(17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном.

67. Среди предложений 15–18 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. (15)Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час...», и по улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров.(16)Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17)Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди.

66. Среди предложений 1–7 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. (1)Ученикам о войне он рассказывал скупо. – (2)А где вас ранило? – спрашивали ребята. – (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли. (5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой – почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны. (7)Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...

65. Среди предложений 13–15 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных. (13)Фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец. (14)Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул: как только приспособление достигло дна, собака сделала попытку схватиться за него, но, потеряв равновесие, свалилась в грязь.(15)Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучку можно было ещё спасти и теперь он сам виноват в том, что она погибнет, заставляет Тёму решиться на выполнение второй части сна – самому спуститься в колодец.

1. Синцов долго (не)мог (н_)(у)кого узнать когда (же)пойдет тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться. 2. Когда фигура Сережки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто(то) зат_ившийся в углу теперь увид_т и схват_т его.

3. Кучер Трофим накл_няясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам (не)доехать засветл_ до деревни что мы зап_зда_м. 4. Снов_ после долгих лет разлуки я увид_л этот сад в котором мелькнуло (не)сколько счастливых дней моего детства и который (н_) раз потом снился мне.

5. Я (н_)(о)чем другом (н_)мог (н_)думать (н_)говорить так что мать сердилась и сказала что (не)будет меня пускать потому(что) я от такого волнения могу захв_рать. 6. Медведь так полюбил Гикиту что когда он уходил куда(либо) зверь тревожно нюхал воздух.

Теория по типам связи в СПП – будет к\р Распечатать В8, решить 54 – 64 с доказательством