Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 14 города Слободского Кировской области Разработка учебного занятия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Зимнее утро ». Листая страницы избранных стихов А.С. Пушкина.
Advertisements

Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро». Среди стихотворений Пушкина важную роль играют те, в которых поэт с любовью рисует картины родной природы. Несравненный.
А.С.Пушкин «Зимнее утро». Тема урока: «Анализ стихотворения «Зимнее утро» А.С.Пушкина» Цели урока: Продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, Продолжить.
Учитель русского языка и литературы МОУ – сош с.Садовка Мамкеева Э.Ф.
Урок в 6 классе. Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском.
Надо мной в лазури ясной Светит звездочка одна А.С. Пушкин.
Стихотворение «Зимнее утро» А.С. Пушкин. Александр Сергеевич Пушкин Родился 26 мая 1799 в Москве, умер 29 января 1837 в Санкт-Петербурге. Александр Сергеевич.
Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры 3.
Лирическая зарисовка как жанр художественной литературы.
Александр Сергеевич Пушкин Родители Пушкина Пушкин Сергей Львович ( ) Пушкина Надежда Осиповна ( )
Терян Диана и Лера Тышлина 5 б. Скоро Новый Год!!
А.С.Пушкин «Зимнее утро» Анализ стихотворения с целью выявления средств, помогающих автору передать красоту зимней природы.
Тема урока: Роль изобразительно- выразительных средств в лирике А.С.Пушкина.
Речевая разминка Загадка Я с морозами дружу Землю заметаю. Прилетаю и кружу, Песню завываю. Ветерок – мой младший брат- Мне всегда бывает рад.
Категория «противоречие» в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Урок литературы в 6 классе Автор : Перминова Н.Н., учитель русского языка и литературы.
ФИЗИЧЕСКИЙ ПОЕЗД Номинация: «Внеурочная и досуговая деятельность по физике» Учитель физики МОУ «СОШ 4» г.Валуйки Алексеева М.А.
Тема : «Зимнее утро». Автор: Титова Алевтина Петровна, г. Северобайкальск, учитель начальных классов, МОУ лицей 6. Дидактическая направленность: объяснение.
Учитель русского языка и литературы Зайцева Лариса Николаевна
Работа с иллюстрациями на уроках литературного чтения Учитель начальных классов гимназии имени К.Д.Ушинского Мирзаянова И.В.
Тема: А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Тема: А.С.Пушкин. «Зимнее утро».
Транксрипт:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 14 города Слободского Кировской области Разработка учебного занятия по литературе в 6 классе на тему «Зимнее утро». Листая страницы избранных стихов А.С. Пушкина» Тарашнина Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МКОУ СОШ 14 г. Слободского Кировской области г. Слободской, 2013 год

Актуальность работы Гуманитарное образование в школе призвано обеспечить формирование не только грамотного читателя, но и заложить фундамент для воспитания духовно-нравственной и эстетической основы подрастающего человека. Образцы же классической русской литературы являются замечательным воспитательным средством, и творчество А.С. Пушкина, в этом смысле, универсально – в нём можно найти ответы на все вопросы, касающиеся человека. Но современному ученику важно предложить задания, которые будут и интересны ему, и важны для его формирования. Это приёмы, связанные с информационными технологиями (ЭОР), и приёмы и методы по формированию исследовательских навыков у обучающегося. В разработке данного занятия представлены различные приёмы и методы работы с текстом, исследовательского характера, показано применение ЭОР. Занятие по творчеству великого поэта проводится 4 и 5 спаренными уроками в теме «Человек в окружающем мире. Жизнь и творчество А.С. Пушкина» в 6 классе. Тип урока – комбинированный. Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оглавление 1. Актуальность работы 2. Цель и задачи урока 3. Элементы урока: Этап мотивации Этап актуализации знаний и умений Этап целеполагания Этап изучения нового материала и закрепления знаний Этап диагностики знаний и умений Этап рефлексии 4. Раздаточный материал к уроку 5. Ресурсы урока

воспитательная развивающая обучающая создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации и способов её получения средствами технологии развивающего обучения и ЭОР. Цель урока Задачи урока способствовать осознанию роли изобразительных и поэтических средств литературы в выражении человеком своих чувств в художественном произведении с помощью ЭОР способствовать формированию умения самостоятельно работать с текстом художественного произведения, видеть в художественном тексте средства создания образа, развивать навык исследовательской деятельности и создания творческих работ на основе предложенного клише с помощью ЭОР Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации и способов её получения средствами технологии развивающего обучения и ЭОР. способствовать формированию чувства любви к родной природе и неразрывной связи с ней человека с помощью ЭОР.

Элемент урока. Этап мотивации. УЧИТЕЛЬ 1. Приветствует учащихся, предлагает ученикам посмотреть ролик, в основе которого лежит видеоряд и звуковое сопровождение 2. Предлагает оформить своё впечатление от увиденного в виде синквейна, схема которого представлена на слайде. 3. Сообщает об особенностях данного урока, в ходе которого учащиеся должны научиться нескольким способам добывания новой информации, которые пригодятся им не только в школе, но и в жизни УЧЕНИКИ 1. Приветствуют учителя, 2. просматривают ролик, 3. заполняют синквейн на основе личных впечатлений от увиденного, 4. оглашают получившийся результат. Мотивация

Задание по созданию синквейна. Опиши своё отношение к увиденному на экране 1. Какое время года ты увидел? ( 1 существительное) 2. Какие чувства испытал по поводу увиденного времени года. (2 прилагательных) 3. Что тебе хочется сделать, когда на дворе морозно, солнечно, стоит чудесный зимний день? (3 глагола) 4. Опиши своё внутреннее состояние зимним воскресным утром. ( 1 предложение)

Элемент урока. Этап актуализации знаний и умений. УЧИТЕЛЬ 1. Организует работу по ранее изученному материалу, на основе раздаточного материала о ссылке поэта в Михайловском, который был дан для самостоятельного изучения дома и являлся опережающим заданием (парная работа): «На слайде презентации представлены иллюстрации и фото, связанные с эпизодами из жизни поэта. Выберите из них те, которые можно использовать в своём рассказе о Михайловском периоде жизни и творчества поэта, и на основе ранее полученных знаний составьте рассказ из 5-7 предложений на тему «Пушкин в Михайловском. История создания стихотворения «Зимнее утро» УЧЕНИКИ 1. Выбирают из ряда предложенных иллюстраций и фото те, которые подойдут для составления рассказа на тему, заданную учителем, в парах составляют рассказ из 5-7 предложений. 2. Один из учеников рассказывает у доски, подкрепляя свой рассказ обращением к иллюстрациям Актуализация знаний и умений

Пушкин в Михайловском…

Элемент урока. Этап целеполагания УЧИТЕЛЬ 1. Говорит о связи человека и природы, напоминает, что учащиеся обращались к стихотворению «Зимнее утро» в начальной школе. 2. Предлагает заполнить таблицу ЗИУ, которая представлена на раздаточном материале 3. Контролирует заполнение таблицы 4. Предлагает сформулировать коллективно проблемные вопросы в 1 столбике таблицы. Контролирует оформление записи в тетрадях учащихся 5. Подводит учащихся к формулировке цели урока УЧЕНИКИ 1. Ученики заполняют столбики «Что я знаю», «Чем интересуюсь». 2. Фронтально озвучивают итог работы по таблице. 3. Коллективно формулируют проблемные вопросы: 1) С помощью каких образов создаётся картина зимнего утра? 2) Какие поэтические средства помогают создать образ зимнего утра? 3) Как связано содержание стихотворения с автором и читателем? 4. Формулируют цель урока. Целеполагание

Элемент урока. Этап изучения нового материала и закрепления знаний Учитель 1. Организует прослушивание аудиозаписи стихотворения (ЭОР) «Зимнее утро» 77e a-b232378ac57e/Pushkin-Zimnee-utro e a-b232378ac57e/Pushkin-Zimnee-utro 2. Проводит фронтальный опрос по выяснению первичного восприятия произведения: «Каким настроением проникнуто стихотворение?» Ученики 1. Слушают аудиозапись стихотворения с целью первичного усвоения материала. 2. Отвечают (фронтально) на вопрос учителя.

Элемент урока. Этап изучения нового материала и закрепления знаний Учитель Формулирует проблемное задание по выявлению и изучению лексического значения незнакомых слов «В мире непонятных слов…» Ученики Самостоятельно читают стихотворение, выполняют задание исследовательского и поискового характера в парах по выяснению лексического значения незнакомых слов. Устно представляют результат работы, сверяются с ответом на слайде презентации. Нега («сомкнуты негой взоры»)- подбери однокоренные слова, в которых Г/Ж, постарайся определить лексическое значение слова. Аврора («навстречу северной Авроры») – обратись к дополнительному материалу в раздаточном материале, постарайся определить лексическое значение слова Вечор («вечор, ты помнишь вьюга злилась)- если автор описывает сегодняшнее зимнее утро, то что такое «вечор»? Лежанка («приятно думать у лежанки»)- подбери однокоренные слова, постарайся определить лексическое значение слова. «В мире непонятных слов» Проверь себя! Нега наслаждение (устар.); Вечор вчера (диал.); Аврора – заря (по имени древнегреческой богини зари) Лежанка - невысокий каменный выступ у печки (большею частью отапливающийся самостоятельно), на котором можно лежать, спать.

Элемент урока. Этап изучения нового материала и закрепления знаний Учитель 1. Продолжает фронтальный опрос по первичному восприятию текста: «Определите тему и идею стихотворения» 2. Формулирует проблемное задание по выявлению структуры произведения: «На слайде представлены картинки, которые являются отражением основных частей стихотворения. Каждая картинка зашифрована определённой буквой. Определите, на сколько смысловых частей можно поделить стихотворение, затем соотнесите номера частей с буквами картинок, запишите в тетрадь полученный результат. 3. Контролирует выполнение задания. 4. Формулирует проблемное задание по составлению цитатного плана (парная работа).Контролирует выполнение задания, представляет план на слайде для проверки качества выполнения задания. Ученики 1. Отвечают (фронтально) на вопросы учителя. 2.Учащиеся, анализируя текст, индивидуально определяют количество смысловых частей в стихотворении, соотносят части с картинками, записывают результат в тетрадь. Один из учеников на доске записывает результат работы, показывает картинки в той последовательности, которая соответствует содержанию стихотворения. Остальные ученики проверяют выполненное индивидуально задание. 3. Читают в парах текст, выбирают цитаты, которые отражают название каждой смысловой части, записывают в тетрадь получившийся план стихотворения. Проверяют качество выполнения задания.

Задание: Соотнеси части стихотворения и фотографии б в г а д Проверь себя! г, д, б, в, а. Проверь цитатный план. 1. Мороз и солнце; день чудесный! 2. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась… 3. А нынче… погляди в окно… 4. Приятно думать у лежанки… 5. Друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня!

Элемент урока. Этап изучения нового материала и закрепления знаний Учитель 1. Организует фронтальное повторение литературоведческого понятия «строфа». 2. Формулирует проблемное задание по определению ключевых образов стихотворения, средств их создания и роли в произведении, подготовке к рассказу о том образе, материал по которому был собран в группе. 3. Контролирует работу в группах. Ученики 1. Фронтально отвечают на вопросы учителя. 2. Читают в группе «свою» строфу, выбирают ключевые образы, характеризующие их слова, заполняют 1 и 2 столбики таблицы: «Ключевые образы», «Слова, которые характеризуют образ», готовят сообщение от группы, представляют результат работы группы устно. Ключевой образ Слова, характеризующие образ Средства изобразительности

Ключевые образы и средства создания образов Проверь себя! Ключевой образ Слова, характеризующие образ Средства изобразительности Красавица Утро Друг прелестный, сомкнуты негой взоры, звезда севера Мороз и солнце, день чудесный, северная Аврора Вьюга Красавица Злилась, мутное небо, мгла носилась, тучи Мрачные печальная Зимнее утро Голубые небеса, снег лежит, блестя, прозрачный лес, ель зеленеет, речка блестит Комната Лирический герой Озарена янтарным блеском, печь трещит весёлым треском Приятно думать Герой и героиня Друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня, навестим…, милый берег

Элемент урока. Этап изучения нового материала и закрепления знаний Учитель 1. Организует работу по повторению средств художественной выразительности (фронтально), демонстрирует «Словарь подсказку литературоведческих терминов» для последующей самостоятельной работы учеников. 2. Организует групповую работу учащихся с ЭОР по определению средств изобразительности на примерах из произведений поэта. «Зимнее утро». Листая страницы избранных стихов поэта«Зимнее утро». Листая страницы избранных стихов поэта. Поэзия А.С. Пушкина(базовое изучение) Поэзия А.С. Пушкина(базовое изучение) Задание: строки из стихотворений А. С. Пушкина распределить по трем рубрикам: эпитеты, сравнения, олицетворения (тренажёр)(3) 3. Объявляет задание. Напоминает, как при работе с ЭОР проверить результат своей работы. Предлагает в случае затруднения обратиться к «Словарю-подсказке» на листе раздаточного материала. 4. Проверяет выполнение задания, вызвав одного из учеников для оглашения результата работы. Ученики Выполняют задание-тренажёр в группе, обращаются к словарю, один из учеников оглашает результат, выводя ответы на экран с помощью компьютера, группы проверяют правильность выполнения задания.

Загляни в словарь! Словарь – подсказка литературоведческих терминов Эпитет –определение, помогающее ярко представить особенности изображаемого предмета Олицетворение- изображение неодушевлённого предмета как одушевлённого Сравнение- уподобление изображаемого предмета или явления другому Метафора – иносказательные словесные обороты, основанные на сходстве явлений по какому-либо признаку.

Выполни практическую работу по определению художественных средств изобразительности

Элемент урока. Этап изучения нового материала и закрепления знаний Учитель 1. Организует индивидуальную работу по определению средств изобразительности в тексте: «Заполните (индивидуально) 3 столбик «Средства изобразительности» таблицы «Ключевые образы и средства их создания» (в раздаточном материале), анализируя «свою» строфу». 2. Контролирует выполнение задания. 3. Представляет ученикам для проверки образец выполненного задания на слайде. Ученики Индивидуально анализируют текст, заполняют 3 столбик таблицы, проверяют правильность выполнения задания по образцу, представленному учителем на слайде презентации

Проверь себя! Ключевые образы Средства изобразительности Красавица Утро Эпитеты ( прелестный) Сравнение ( звезда севера) Метафора ( заря – северная Аврора) Вьюга Красавица Олицетворение (злилась, мгла носилась) Сравнение (луна, как бледное пятно) Эпитет ( печальная) Зимнее утро Эпитеты ( великолепными, прозрачный) Сравнение ( снег- коврами) Комната Эпитет ( янтарным, весёлым) Герои Эпитет ( милый, нетерпеливый)

Элемент урока. Этап изучения нового материала и закрепления знаний Учитель Организует фронтальную работу по дальнейшему усвоению содержания стихотворения по вопросам и заданиям проблемного характера: «Как связаны все 5 частей стихотворения? Что автор описывает во 2 и 3 строфах? Прочитайте в литературоведческом словаре понятие «антитеза». Что чему противопоставлено в этих строфах? Как связаны 1,3 и 5 строфы? Почему автор не ограничивается созерцанием зимнего пейзажа из окна своего дома? Что влечёт его на лоно природы? Как желание поэта связано с его тогдашним положением в Михайловском? Ученики 1. Фронтально отвечают на вопросы на личное восприятие, осознание текста, соотнесения его с переживаниями автора. 2. Читают определение антитезы, записывают его в тетрадь. 3. Фронтально-индивидуально отвечают на вопросы.

Элемент урока. Этап изучения нового материала и закрепления знаний Учитель 1.Задаёт проблемные вопросы: -Какие картины зимнего утра привлекли внимание поэта? -В.Г. Белинский назвал картины природы в стихах А.С. Пушкина «живописью поэзии». Как вы понимаете это выражение? 2. Формулирует задание исследовательского характера: Давайте станем учениками художника слова А.С. Пушкина (работа в парах), проанализируем, какие краски использует автор для создания образов. Для этого ещё раз прочитаем стихотворение в паре, найдём все оттенки цветовой палитры. Один из пары последовательно с помощью цветных карандашей нарисует линейку цветовой палитры данного произведения, другой – выпишет слова, которые автор использует для передачи цветового эффекта. 3. Контролирует работу в группе. 4. Выясняет значение словосочетания «янтарным блеском», предлагает словарную цепочку на слайде для проверки выполнения задания, задаёт вопрос для формулирования вывода по заданию: «Какую роль играют слова- краски в стихотворении?» Ученики 1. Читают в паре стихотворение, выбирают слова показывающие цветовой эффект. Один из пары рисует цветными карандашами, другой выписывает слова. 2. Фронтально составляют «цветовую линейку», проверяют по образцу правильность выполнения задания, выясняют значение словосочетания «янтарным блеском». 3. Формулируют вывод о роли слов – красок.

В мастерской «живописи в поэзии» Северная Аврора мутное небо бледное пятно луны тучи мрачные голубые небеса блестя, снег лежит прозрачный лес чернеет ель зеленеет речка блестит янтарный блеск бурая кобылка утренний снег

Элемент урока. Этап изучения нового материала и закрепления знаний Учитель 1. Формулирует проблемные вопросы по ритмической организации стихотворения: «Какое стихотворное средство создаёт настроение стихотворения? Какие виды двусложных размеров стиха вы знаете?» 2. Организует коллективную работу учащихся с ЭОР по определению размера стиха на примере изучаемого произведения. 8b5c-cf8c241d96e2/%5BLI6RK_5- 04%5D_%5BTR_04%5D.swf 3. Организует фронтальный опрос: - Какова связь 3-х составляющих: человека, природы и творчества? -Какие чувства автора мы увидели в произведении? Как они характеризуют поэта? Ученики 1. Фронтально отвечают на вопросы. 2. Выполняют задание-тренажёр коллективно: один из учеников с помощью класса работает у доски с компьютером, после выполнения задания проверяют правильность выполнения. 3. Фронтально отвечают на поставленные вопросы.

Элемент урока. Этап диагностики знаний и умений. УЧИТЕЛЬ 1. Демонстрирует учащимся ЭОР, организует самостоятельную работу учащихся с ЭОР. Задание: Какие средства изобразительности использует автор для создания образа зимнего утра? lirika-a-s-pushkina-analiz-stihotvoreniya-zimnee- utro-bazovoe-izuchenie-dlya-slaboslysha.htm lirika-a-s-pushkina-analiz-stihotvoreniya-zimnee- utro-bazovoe-izuchenie-dlya-slaboslysha.htm 2. Предлагает составить связный текст на основе клише на раздаточном материале 3. Обращает внимание учащихся на цель урока, составленную на основе проблемных вопросов в таблице ЗИУ, предлагает сделать выводы по изученному материалу и оценить уровень своих достижений (качественный прирост). Задает вопросы: «Какие способы получения новой информации вы можете назвать после сегодняшнего урока? Сможете ли вы воспользоваться данными способами при выполнении заданий по другим предметам?» УЧЕНИКИ 1. Выполняют самостоятельно задание, представленное в ЭОР, делают самопроверку. 2. Выполняют творческую работу на основе клише, представляют полученный результат. 3. Обращаются к практической цели урока, выраженной в проблемных вопросах в таблице ЗИУ, делают выводы по изученной теме и анализируют уровень своих достижений

Элемент урока. Этап рефлексии.. УЧИТЕЛЬ 1. Предлагает заполнить 3 столбик в таблице ЗИУ «Что я узнал?» 2.Просит, выходя из класса, прикрепить с к доске с помощью магнита листочки со словами, которые ученики должны записать, выразив своё отношение к теме урока (листочки в виде снежинок). Тем самым составить на доске словесный пейзаж зимнего утра «Наш пейзаж зимнего утра» 3.Задаёт домашнее задание: 1)подготовить выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро» наизусть; 2)на выбор написать сочинение, основанное на личных впечатлениях (моё…) «Зимнее утро» или сочинение-эссе (в прозаической форме), или стихотворение. УЧЕНИКИ 1. Заполняют 3 столбик таблицы, оглашают записи 2. Составляют пейзаж на доске. Рефлексия

Ресурсы урока Перечень используемых ЭОР 1.«Зимнее утро». Листая страницы избранных стихов поэта. Поэзия А.С. Пушкина(базовое изучение) (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов) Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро». Исполняет В. Качалов (аудиофрагмент) Информационный учебный образовательный модуль учебныйобразовательный модуль collection.edu.ru/dlrstore/a719be91-77e a-b232378ac57e/Pushkin-Zimnee-utro-1.mp3«Зимнее утро». Листая страницы избранных стихов поэта Поэзия А.С. Пушкина(базовое изучение) collection.edu.ru/dlrstore/a719be91-77e a-b232378ac57e/Pushkin-Zimnee-utromp3 2«Зимнее утро». Листая страницы избранных стихов поэта. Поэзия А.С. Пушкина(базовое изучение) (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов) Задание: определите стихотворный размер стихотворения «Зимний вечер» (Тренажёр) Практический учебный образовательный модульучебный образовательный модуль collection.edu.ru/dlrstore/6cb c1-412f-8b5c-cf8c241d96e2/%5BLI6RK_5- 04%5D_%5BTR_04%5D.swf«Зимнее утро». Листая страницы избранных стихов поэта Поэзия А.С. Пушкина(базовое изучение) collection.edu.ru/dlrstore/6cb c1-412f-8b5c-cf8c241d96e2/%5BLI6RK_5- 04%5D_%5BTR_04%5D.swf 3«Зимнее утро». Листая страницы избранных стихов поэта. Поэзия А.С. Пушкина(базовое изучение) (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)Задание: строки из стихотворений А. С. Пушкина распределить по трем рубрикам: эпитеты, сравнения, олицетворения (тренажёр)Практический учебный образовательный модульучебный образовательныймодуль daa3e005e872/%5BLI6RK_5-04%5D_%5BTR_05%5D.swf«Зимнее утро». Листая страницы избранных стихов поэта Поэзия А.С. Пушкина(базовое изучение) daa3e005e872/%5BLI6RK_5-04%5D_%5BTR_05%5D.swf 4. Пейзажная лирика А.С. Пушкина. Анализ стихотворения «Зимнее утро» (базовое изучение) Контрольный учебный образовательный модуль учебный образовательный модуль zimnee-utro-bazovoe-izuchenie-dlya-slaboslysha.htm zimnee-utro-bazovoe-izuchenie-dlya-slaboslysha.htm

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ М.А. Снежневская, О.М. Хренова. Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. М.: Мнемозина, 2008 О.М. Ерёмина. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии. М.: «Экзамен», Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. М.: «ВАКО», Адрес полной версии урока: